Самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП) начали активно разрабатываться в середине прошлого века. Толчком к этому послужило желание военных создать боевые самолёты, не требующие длинных взлётно-посадочных полос, которые во время боевых действий являются ключевыми целями противника.
Одной их первых задокументированных попыток по созданию СВВП стал летательный аппарат Avro Canada VZ-9 Avrocar, совершивший первый полёт 12 ноября 1959 года. Внешне он был похож скорее на летающую тарелку из фильмов о пришельцах, чем на самолёт, и не смог продемонстрировать впечатляющих результатов.
За полвека инженеры опробовали множество конструкций самолётов и типов двигателей. При этом за всё время существования программ по созданию СВВП лишь два самолёта были приняты на вооружение, производились серийно и участвовали в боевых действиях. Речь идёт о Sea Harrier от британской компании Hawker Siddeley и советском Як-38, разработанном ОКБ Яковлева. Sea Harrier совершил свой первый полёт в 1978 году, состоял на вооружении Королевских ВМС с 1980 по 2006 год и активно использовался в Фолклендской и Югославской войнах. Як-38 эксплуатировался в период с 1977 по 2004 год и использовался советскими ВВС во время боевых действий в Афганистане.
Из современных моделей единственным СВВП является американский F-35B, который выпускается с 2008 года и пока не принимал участия в боевых действиях. На видео показаны все модели СВПП, когда-либо поднимавшиеся в воздух: Avro Canada VZ-9 Avrocar, Bell Model 65, Bell X-14, Short SC.1, Rolls-Royce Thrust Measuring Rig, Harrier Jump Jet, Hawker Siddeley P.1127 & Kestrel, SNECMA Coleoptere, Dassault Balzac V, Dessault Mirage IIIV, Dornier Do 31, EMR VJ 101, Lockheed XV-4, Ryan XV-5 Vertifan, Williams X-Jet, Lunar Lander Research Vehicle, Ryan X-13 Vertijet, VFW VAK 191B, Як-36, Як-38, Як-141, Boeing X-32 и Lockheed Martin F-35 Lighting II.
Комментарии к данной статье отключены.