В конце 1980-х годов в Советском Союзе был создан самолет вертикального взлета и посадки, получивший обозначение Як-141. Этот летательный аппарат выгодно отличался от предшественников, превосходя их в скорости, маневренности и дальности полета. Статья посвящена истории создания и летным испытаниям Як-141.
Во второй половине ХХ века во многих странах мира велись разработки самолетов вертикального взлета и посадки. Ведущие авиационные державы, такие как СССР, США, Великобритания, Франция и другие, создавали опытные и серийные образцы, принадлежавшие к этому весьма интересному классу летательных аппаратов. Наибольшую известность среди них получили британский «Харриер» и советский Як-38.
С 1974 по 1989 годы последний производился серийно. Он стал основным типом самолетов, базировавшихся на авианесущих крейсерах проекта 1143. Удачным этот летательный аппарат назвать можно было только с большой натяжкой. Как и все первые СВВП, Як-38 имел крайне малый боевой радиус, что затрудняло его применение. Самолет не имел бортовой РЛС, мог применять узкий спектр подвесного вооружения. Отличался он и высокой аварийностью. Нельзя не упомянуть о другом серьезном недостатке первых представителей класса самолетов вертикального взлета и посадки – они не могли преодолевать звуковой барьер.
Учитывая все вышеупомянутые факты, еще в 1973 году конструкторское бюро под руководством А. С. Яковлева приступило к формированию облика СВВП нового поколения. Было очевидно, что этот самолет обязан не только быть сверхзвуковым, но и иметь большой радиус действия и расширенные возможности по применению управляемого ракетного подвесного вооружения. Работы велись в течение четырех лет, и уже в 1977 году руководство страны постановило: к 1982 году создать сам самолет и двигатель для него. Проект получил обозначение Як-41.
В то время обстановка в мире накалялась, Холодная война вступала в кульминационную фазу. Поэтому в проект нового «Яка» внесли изменения. Изначально предполагалось, что новый СВВП, как и его предшественник, Як-38, будет штурмовиком. Но уже в начале 1980-х годов было принято решение о перепрофилировании Як-41 в многоцелевой самолет, способный вести как воздушный бой, так и применять дальнобойные управляемые противокорабельные ракеты. Это вызвало смещение по срокам вправо. Кроме того, тяжело шла разработка подъемно-маршевого двигателя, получившего индекс Р-79В-300. Испытания были назначены на 1985 год.
Но и тогда Як-41 так и не поднялся в воздух. Из-за кончины в 1984 году министра обороны маршала Устинова, поддерживавшего создание авианесущих кораблей и СВВП для них, работы замедлились. В итоге в 1986 году было решено работы по Як-41 прекратить, а полученный задел использовать для создания нового Як-41М. Позже он был переименован в Як-141.
Началось строительство первых экземпляров, два из которых предназначались для наземных испытаний, а еще пара – для летных. В марте 1987 года Як-41М впервые поднялся в небо. До 1991 года испытательные полеты проводили на аэродроме в подмосковном Раменском. Они полностью подтвердили заложенные конструкторами технические характеристики. Проводились уникальные полеты, не только с вертикальным взлетом и посадкой, но и в режиме висения. На Як-141 во время испытаний было установлено 12 мировых рекордов. Военные НАТО присвоили ему кодовое имя «Фристайл».
Осенью 1991 года стартовали полеты новых «Яков» с палубы авианосца. Оба летных экземпляра прибыли в Североморск, где находился авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». После нескольких успешных полетов произошла авария, которая сыграла злую шутку с новым советским СВВП.
С распадом Советского Союза финансирование программы Як-141 было фактически прекращено. Конструкторы КБ Яковлева пытались найти покупателей за рубежом, но экспортные поставки так и не состоялись. Як-141 выставлялся на нескольких авиашоу в начале 1990-х годов, в том числе в британском Фарнборо, где получил самые высокие оценки от экспертов и зрителей. В России же все разработки палубных самолетов вертикального взлета и посадки были прекращены. На бумаге остались и новые яковлевские проекты, Як-43 и Як-201. В середине 1990-х годов КБ Яковлева передало часть наработок по проекту Як-141 американской фирме «Локхид Мартин». По некоторым данным часть из них была применена на новейшем американском истребителе F-35B, также являющемся сверхзвуковым СВВП.
К сожалению, Як-141 был создан «не в то время и не в том месте». Кризис в стране, отсутствие финансирования, авария летного прототипа: все это привело к замораживанию столь перспективной программы. Однако за свою недолгую летную жизнь советский «Фристайл» вписал яркую страницу в историю отечественной авиации, установив множество мировых рекордов. Остается лишь надеяться, что в ближайшие годы наработки по Як-141 будут использованы при создании нового СВВП для будущих российских авианосцев.
Комментарии к данной статье отключены.