Когда-то по количеству летательных аппаратов и по интенсивности применения гидроавиация мало в чём уступала авиации сухопутной. Теперь же в российском ВМФ доживают свой век немногочисленные летающие лодки-амфибии Бе-12, которые всегда практически «вели наземный образ жизни», а посадка на воду считалась аварийной ситуацией. В военно-морской авиации государств-членов НАТО гидросамолёты не используются с 60-х годов прошлого века.

В первой же половине XX века в лётные дни на больших гидроавиабазах жизнь кипела и на суше, и на воде. На берегу располагались ангары, манёвренная площадка, площадка для стоянки самолётов, гидроспуски, краны, причалы, склады ГСМ и вооружения и т.д. Прилежащая акватория делилась на стояночную и взлётно-посадочную поверхность.

С учётом того, что «переход» гидроплана с берега на воду или обратно был достаточно хлопотным и продолжительным делом, на базах гидроавиации старались реже прибегать к этим процедурам. Во многих случаях гидросамолёты долго находились на воде. Как были устроены гидродромы?

​Обычно перед вылетом на задание самолёты пускались на воду и ставились вдоль берега в ожидании приказа - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Обычно перед вылетом на задание самолёты пускались на воду и ставились вдоль берега в ожидании приказа
​Для удобства базирования и обслуживания на воде на стационарных базах вдоль берега наводились плавучие причалы из понтонов с настилом - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Для удобства базирования и обслуживания на воде на стационарных базах вдоль берега наводились плавучие причалы из понтонов с настилом
​Речная база для больших летающих лодок. Чтобы не мешать судоходству и исключить действие течения, стоянка для самолётов сделана в виде узкой затоки, вырытой экскаватором - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Речная база для больших летающих лодок. Чтобы не мешать судоходству и исключить действие течения, стоянка для самолётов сделана в виде узкой затоки, вырытой экскаватором
​Британские плавучие подковообразные причалы для тяжёлых летающих лодок собирались из небольших понтонов, как из кубиков. Сверху укладывался настил, внутренняя «камера» по краям обшивалась кранцем - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Британские плавучие подковообразные причалы для тяжёлых летающих лодок собирались из небольших понтонов, как из кубиков. Сверху укладывался настил, внутренняя «камера» по краям обшивалась кранцем
​Самолёты заводились хвостом с помощью лебёдок. Процедура была непростой, но обеспечивала самолёту длительную надёжную стоянку и удобства для пассажиров и техперсонала. В войну эти причалы пригодились для стоянки патрульных гидропланов - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Самолёты заводились хвостом с помощью лебёдок. Процедура была непростой, но обеспечивала самолёту длительную надёжную стоянку и удобства для пассажиров и техперсонала. В войну эти причалы пригодились для стоянки патрульных гидропланов
​В стеснённых условиях припортовой транзитной гидробазы не самолёт подводили к плавучему причалу, а причал к самолёту – с помощью двух буксиров, закреплённых по торцам причала - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
В стеснённых условиях припортовой транзитной гидробазы не самолёт подводили к плавучему причалу, а причал к самолёту – с помощью двух буксиров, закреплённых по торцам причала
​Акватория условно делится на: лётный бассейн (рабочая часть), предназначенный для взлёта и посадки гидропланов, полосы руления, служащие для передвижения гидропланов и вспомогательных судов, а также гавани для стоянки и обслуживания на плаву. Акватория обозначается буйками и бакенами, иногда выставлялись боны - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Акватория условно делится на: лётный бассейн (рабочая часть), предназначенный для взлёта и посадки гидропланов, полосы руления, служащие для передвижения гидропланов и вспомогательных судов, а также гавани для стоянки и обслуживания на плаву. Акватория обозначается буйками и бакенами, иногда выставлялись боны
​Чтобы при стоянке в гавани гидросамолёты не сносило ветром или течением, их крепят канатом к заякоренной бочке. На металлические бочки одевали кранцы (часто это были автомобильные покрышки) или делали их надувными из резины. Британская самолётостроительная компания «Шорт» разработала для гидросамолётов шарообразную резиновую «бочку» - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Чтобы при стоянке в гавани гидросамолёты не сносило ветром или течением, их крепят канатом к заякоренной бочке. На металлические бочки одевали кранцы (часто это были автомобильные покрышки) или делали их надувными из резины. Британская самолётостроительная компания «Шорт» разработала для гидросамолётов шарообразную резиновую «бочку»
​Постановка на бочку гидросамолёта имела свои трудности и особенности. Самолёт на воде плохо управляем, из-за этого на воде приходится рулить на повышенных скоростях. Маневрирование на воде облегчалось применением плавучего якоря, который действует как стабилизатор. Плавучий якорь имел форму конусного ведра без дна, изготавливался из парусины - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Постановка на бочку гидросамолёта имела свои трудности и особенности. Самолёт на воде плохо управляем, из-за этого на воде приходится рулить на повышенных скоростях. Маневрирование на воде облегчалось применением плавучего якоря, который действует как стабилизатор. Плавучий якорь имел форму конусного ведра без дна, изготавливался из парусины
​Чтобы облегчить экипажу задачу, самолёт брался на буксир катером, который подводил гидроплан к бочке - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Чтобы облегчить экипажу задачу, самолёт брался на буксир катером, который подводил гидроплан к бочке
​При постановке тяжёлых летающих лодок на якорную бочку своим ходом один из членов экипажа выходил в нос с багром, к которому был привязан канат. Требовалось зацепить петлю на бочке багром и подтянуть её поближе к самолёту, чтобы закрепить швартовы. При проскакивании бочки багор передавался товарищу у бокового люка - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
При постановке тяжёлых летающих лодок на якорную бочку своим ходом один из членов экипажа выходил в нос с багром, к которому был привязан канат. Требовалось зацепить петлю на бочке багром и подтянуть её поближе к самолёту, чтобы закрепить швартовы. При проскакивании бочки багор передавался товарищу у бокового люка
​Для закрепления каната на бочке можно было воспользоваться спасательной лодкой из самолётного комплекта - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Для закрепления каната на бочке можно было воспользоваться спасательной лодкой из самолётного комплекта
​Стоянка на бочке или якоре, по сути, аналогична нахождению на поле аэродрома, но если там можно закрепить самолёт растяжками к анкерам, на воде применяли специфические приспособления. Например, с крыла в воду опускали мешки – успокоители качки. Они представляют собой большое ведро из прорезиненной ткани. При бортовой качке успокоители затрудняют поперечное раскачивание самолёта. Внешне они похожи на плавучий якорь, но имеют дно - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Стоянка на бочке или якоре, по сути, аналогична нахождению на поле аэродрома, но если там можно закрепить самолёт растяжками к анкерам, на воде применяли специфические приспособления. Например, с крыла в воду опускали мешки – успокоители качки. Они представляют собой большое ведро из прорезиненной ткани. При бортовой качке успокоители затрудняют поперечное раскачивание самолёта. Внешне они похожи на плавучий якорь, но имеют дно
​Для заправки горючим ёмкости с топливом загружали в катер или самоходную баржу и подвозили к стоящему на воде гидроплану. Перекачка осуществлялась ручной помпой. В войну для быстроты в самоходную десантную баржу просто заводили аэродромный бензовоз - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Для заправки горючим ёмкости с топливом загружали в катер или самоходную баржу и подвозили к стоящему на воде гидроплану. Перекачка осуществлялась ручной помпой. В войну для быстроты в самоходную десантную баржу просто заводили аэродромный бензовоз
​Для обслуживания двигателей на воде большие летающие лодки имели откидные площадки (на петлях откидывались прилегающие к двигателям «кусочки» носка крыла), на которые можно было дополнительно подвесить ферменные «ступеньки» - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Для обслуживания двигателей на воде большие летающие лодки имели откидные площадки (на петлях откидывались прилегающие к двигателям «кусочки» носка крыла), на которые можно было дополнительно подвесить ферменные «ступеньки»
​Для подвески вооружения тоже необязательно было вытаскивать гидросамолёт из воды. Боеприпасы подвозились к стоящему на якоре самолёту на катерах. Если бомбодержатели находились низко над водой, использовали лёгкие понтоны - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
Для подвески вооружения тоже необязательно было вытаскивать гидросамолёт из воды. Боеприпасы подвозились к стоящему на якоре самолёту на катерах. Если бомбодержатели находились низко над водой, использовали лёгкие понтоны
​На пассажирских транзитных гидровокзалах погрузка-выгрузка могла осуществляться с помощью катера - Аэродром на волнах | Военно-исторический портал Warspot.ru
На пассажирских транзитных гидровокзалах погрузка-выгрузка могла осуществляться с помощью катера