Когда-то по количеству летательных аппаратов и по интенсивности применения гидроавиация мало в чём уступала авиации сухопутной. Теперь же в российском ВМФ доживают свой век немногочисленные летающие лодки-амфибии Бе-12, которые всегда практически «вели наземный образ жизни», а посадка на воду считалась аварийной ситуацией. В военно-морской авиации государств-членов НАТО гидросамолёты не используются с 60-х годов прошлого века.
В первой же половине XX века в лётные дни на больших гидроавиабазах жизнь кипела и на суше, и на воде. На берегу располагались ангары, манёвренная площадка, площадка для стоянки самолётов, гидроспуски, краны, причалы, склады ГСМ и вооружения и т.д. Прилежащая акватория делилась на стояночную и взлётно-посадочную поверхность.
С учётом того, что «переход» гидроплана с берега на воду или обратно был достаточно хлопотным и продолжительным делом, на базах гидроавиации старались реже прибегать к этим процедурам. Во многих случаях гидросамолёты долго находились на воде. Как были устроены гидродромы?
Обычно перед вылетом на задание самолёты пускались на воду и ставились вдоль берега в ожидании приказа
Для удобства базирования и обслуживания на воде на стационарных базах вдоль берега наводились плавучие причалы из понтонов с настилом
Речная база для больших летающих лодок. Чтобы не мешать судоходству и исключить действие течения, стоянка для самолётов сделана в виде узкой затоки, вырытой экскаватором
Британские плавучие подковообразные причалы для тяжёлых летающих лодок собирались из небольших понтонов, как из кубиков. Сверху укладывался настил, внутренняя «камера» по краям обшивалась кранцем
Самолёты заводились хвостом с помощью лебёдок. Процедура была непростой, но обеспечивала самолёту длительную надёжную стоянку и удобства для пассажиров и техперсонала. В войну эти причалы пригодились для стоянки патрульных гидропланов
В стеснённых условиях припортовой транзитной гидробазы не самолёт подводили к плавучему причалу, а причал к самолёту – с помощью двух буксиров, закреплённых по торцам причала
Акватория условно делится на: лётный бассейн (рабочая часть), предназначенный для взлёта и посадки гидропланов, полосы руления, служащие для передвижения гидропланов и вспомогательных судов, а также гавани для стоянки и обслуживания на плаву. Акватория обозначается буйками и бакенами, иногда выставлялись боны
Чтобы при стоянке в гавани гидросамолёты не сносило ветром или течением, их крепят канатом к заякоренной бочке. На металлические бочки одевали кранцы (часто это были автомобильные покрышки) или делали их надувными из резины. Британская самолётостроительная компания «Шорт» разработала для гидросамолётов шарообразную резиновую «бочку»
Постановка на бочку гидросамолёта имела свои трудности и особенности. Самолёт на воде плохо управляем, из-за этого на воде приходится рулить на повышенных скоростях. Маневрирование на воде облегчалось применением плавучего якоря, который действует как стабилизатор. Плавучий якорь имел форму конусного ведра без дна, изготавливался из парусины
Чтобы облегчить экипажу задачу, самолёт брался на буксир катером, который подводил гидроплан к бочке
При постановке тяжёлых летающих лодок на якорную бочку своим ходом один из членов экипажа выходил в нос с багром, к которому был привязан канат. Требовалось зацепить петлю на бочке багром и подтянуть её поближе к самолёту, чтобы закрепить швартовы. При проскакивании бочки багор передавался товарищу у бокового люка
Для закрепления каната на бочке можно было воспользоваться спасательной лодкой из самолётного комплекта
Стоянка на бочке или якоре, по сути, аналогична нахождению на поле аэродрома, но если там можно закрепить самолёт растяжками к анкерам, на воде применяли специфические приспособления. Например, с крыла в воду опускали мешки – успокоители качки. Они представляют собой большое ведро из прорезиненной ткани. При бортовой качке успокоители затрудняют поперечное раскачивание самолёта. Внешне они похожи на плавучий якорь, но имеют дно
Для заправки горючим ёмкости с топливом загружали в катер или самоходную баржу и подвозили к стоящему на воде гидроплану. Перекачка осуществлялась ручной помпой. В войну для быстроты в самоходную десантную баржу просто заводили аэродромный бензовоз
Для обслуживания двигателей на воде большие летающие лодки имели откидные площадки (на петлях откидывались прилегающие к двигателям «кусочки» носка крыла), на которые можно было дополнительно подвесить ферменные «ступеньки»
Для подвески вооружения тоже необязательно было вытаскивать гидросамолёт из воды. Боеприпасы подвозились к стоящему на якоре самолёту на катерах. Если бомбодержатели находились низко над водой, использовали лёгкие понтоны
На пассажирских транзитных гидровокзалах погрузка-выгрузка могла осуществляться с помощью катера
Когда-то по количеству летательных аппаратов и по интенсивности применения гидроавиация мало в чём уступала авиации сухопутной. Теперь же в российском ВМФ доживают свой век немногочисленные летающие лодки-амфибии Бе-12, которые всегда практически «вели наземный образ жизни», а посадка на воду считалась аварийной ситуацией. В военно-морской авиации государств-членов НАТО гидросамолёты не используются с 60-х годов прошлого века.
В первой же половине XX века в лётные дни на больших гидроавиабазах жизнь кипела и на суше, и на воде. На берегу располагались ангары, манёвренная площадка, площадка для стоянки самолётов, гидроспуски, краны, причалы, склады ГСМ и вооружения и т.д. Прилежащая акватория делилась на стояночную и взлётно-посадочную поверхность.
С учётом того, что «переход» гидроплана с берега на воду или обратно был достаточно хлопотным и продолжительным делом, на базах гидроавиации старались реже прибегать к этим процедурам. Во многих случаях гидросамолёты долго находились на воде. Как были устроены гидродромы?
Обычно перед вылетом на задание самолёты пускались на воду и ставились вдоль берега в ожидании приказа
Для удобства базирования и обслуживания на воде на стационарных базах вдоль берега наводились плавучие причалы из понтонов с настилом
Речная база для больших летающих лодок. Чтобы не мешать судоходству и исключить действие течения, стоянка для самолётов сделана в виде узкой затоки, вырытой экскаватором
Британские плавучие подковообразные причалы для тяжёлых летающих лодок собирались из небольших понтонов, как из кубиков. Сверху укладывался настил, внутренняя «камера» по краям обшивалась кранцем
Самолёты заводились хвостом с помощью лебёдок. Процедура была непростой, но обеспечивала самолёту длительную надёжную стоянку и удобства для пассажиров и техперсонала. В войну эти причалы пригодились для стоянки патрульных гидропланов
В стеснённых условиях припортовой транзитной гидробазы не самолёт подводили к плавучему причалу, а причал к самолёту – с помощью двух буксиров, закреплённых по торцам причала
Акватория условно делится на: лётный бассейн (рабочая часть), предназначенный для взлёта и посадки гидропланов, полосы руления, служащие для передвижения гидропланов и вспомогательных судов, а также гавани для стоянки и обслуживания на плаву. Акватория обозначается буйками и бакенами, иногда выставлялись боны
Чтобы при стоянке в гавани гидросамолёты не сносило ветром или течением, их крепят канатом к заякоренной бочке. На металлические бочки одевали кранцы (часто это были автомобильные покрышки) или делали их надувными из резины. Британская самолётостроительная компания «Шорт» разработала для гидросамолётов шарообразную резиновую «бочку»
Постановка на бочку гидросамолёта имела свои трудности и особенности. Самолёт на воде плохо управляем, из-за этого на воде приходится рулить на повышенных скоростях. Маневрирование на воде облегчалось применением плавучего якоря, который действует как стабилизатор. Плавучий якорь имел форму конусного ведра без дна, изготавливался из парусины
Чтобы облегчить экипажу задачу, самолёт брался на буксир катером, который подводил гидроплан к бочке
При постановке тяжёлых летающих лодок на якорную бочку своим ходом один из членов экипажа выходил в нос с багром, к которому был привязан канат. Требовалось зацепить петлю на бочке багром и подтянуть её поближе к самолёту, чтобы закрепить швартовы. При проскакивании бочки багор передавался товарищу у бокового люка
Для закрепления каната на бочке можно было воспользоваться спасательной лодкой из самолётного комплекта
Стоянка на бочке или якоре, по сути, аналогична нахождению на поле аэродрома, но если там можно закрепить самолёт растяжками к анкерам, на воде применяли специфические приспособления. Например, с крыла в воду опускали мешки – успокоители качки. Они представляют собой большое ведро из прорезиненной ткани. При бортовой качке успокоители затрудняют поперечное раскачивание самолёта. Внешне они похожи на плавучий якорь, но имеют дно
Для заправки горючим ёмкости с топливом загружали в катер или самоходную баржу и подвозили к стоящему на воде гидроплану. Перекачка осуществлялась ручной помпой. В войну для быстроты в самоходную десантную баржу просто заводили аэродромный бензовоз
Для обслуживания двигателей на воде большие летающие лодки имели откидные площадки (на петлях откидывались прилегающие к двигателям «кусочки» носка крыла), на которые можно было дополнительно подвесить ферменные «ступеньки»
Для подвески вооружения тоже необязательно было вытаскивать гидросамолёт из воды. Боеприпасы подвозились к стоящему на якоре самолёту на катерах. Если бомбодержатели находились низко над водой, использовали лёгкие понтоны
На пассажирских транзитных гидровокзалах погрузка-выгрузка могла осуществляться с помощью катера
Комментарии к данной статье отключены.