Самолёты зарождаются в умах конструкторов, затем находят первое воплощение на чертежах и только потом, после длительных разработок и согласований воплощаются в металле. Иркутский авиационный завод (ИАЗ) – филиал ПАО «Корпорация «Иркут», где производят многоцелевые истребители Су-30МК и Су-30СМ, учебно-боевые самолёты нового поколения Як-130, а также компоненты для пассажирских самолётов Airbus A320.

На заводе ИАЗ выполняется полный цикл работ, включающий конструкторскую и технологическую подготовку производства, выпуск опытных и серийных самолётов, их наземные и лётные испытания, а также послепродажное обслуживание. С момента основания в 1932 году завод выпустил около 7000 самолётов более 20 типов для 40 стран мира.

На сегодняшний день коллектив ИАЗ насчитывает 12 500 человек. Часть их работы и результаты труда показал блогер Сергей Мартиросян (aviator-ru.livejournal.com), посетивший Иркутский авиационный завод и отснявший фоторепортаж о производстве боевых, учебных и гражданских самолётов.

​Сборочный цех ИАЗ - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Сборочный цех ИАЗ
​Фюзеляж учебно-боевого самолёта Як-130 - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Фюзеляж учебно-боевого самолёта Як-130
​Вскоре этот кусок металла станет Су-30МК — двухместным многоцелевым истребителем - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вскоре этот кусок металла станет Су-30МК двухместным многоцелевым истребителем
​Рабочие сборочного цеха - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Рабочие сборочного цеха
​Работы над Су-30МК, вид сзади - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Работы над Су-30МК, вид сзади
​Небольшие доработки — и «это» станет самолётом первоначальной подготовки пилотов Як-152 - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Небольшие доработки и «это» станет самолётом первоначальной подготовки пилотов Як-152
​Чертежи Як-152 - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Чертежи Як-152
​Мотор для Як-152, импортный - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Мотор для Як-152, импортный
​Производство самолётов автоматизировано, и используется самое современное оборудование - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Производство самолётов автоматизировано, и используется самое современное оборудование
​Тележка для перевозки деталей фюзеляжа - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Тележка для перевозки деталей фюзеляжа
​Сборка фюзеляжа осуществляется в удалённом режиме с помощью специальных манипуляторов - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Сборка фюзеляжа осуществляется в удалённом режиме с помощью специальных манипуляторов
​6-осевой робот, осуществляющий сборку фюзеляжа - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
6-осевой робот, осуществляющий сборку фюзеляжа
​Клёпальные работы (очень шумный этап сборки) осуществляют роботы - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Клёпальные работы (очень шумный этап сборки) осуществляют роботы
​Фюзеляж самолёта проходит множество этапов обработки - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Фюзеляж самолёта проходит множество этапов обработки
​«Кусочки» Як-130 - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
«Кусочки» Як-130
​Фюзеляж, который вскоре станет пассажирским самолётом МС-21 - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Фюзеляж, который вскоре станет пассажирским самолётом МС-21
​Истребители ожидают дальнейшего этапа работ - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Истребители ожидают дальнейшего этапа работ
​Этому самолёту осталась только финальная покраска - «Роддом» для самолёта | Военно-исторический портал Warspot.ru
Этому самолёту осталась только финальная покраска