Программа создания немецких тяжёлых танков стартовала еще в 1937 году, но работы сильно затянулись. В конструкцию ещё не построенных танков постоянно вносились изменения. В связи с этим в декабре 1939 года была начата работа Porsche K.G. по созданию нового тяжёлого танка Typ 100, известного также как VK 30.01 (P ). Развитие этого проекта привело к созданию другого танка, VK 45.01(P ), или Pz.Kpfw.Tiger (P ), которому и посвящена сегодняшняя статья. Эта машина, которую также часто называют «Тигр» Порше», была принята на вооружение вермахта и даже вполне могла стать основным тяжелым танком немецкой армии – если бы обстоятельства сложились чуть иначе.
Рост массы в прежних габаритах
VK 30.01 (P ) стал первым немецким тяжелым танком, в конструкции которого толстая броня сочеталась с мощным вооружением, позволявшим без особых проблем бороться с боевыми машинами того же класса. Но уже в марте 1941 года, когда вооружение для первенца Porsche K.G. ещё только утверждалось, поднимался вопрос о более мощном вооружении для этого танка. Германия вовсю готовилась к войне с Советским Союзом, а достоверной информацией о танках, состоявших на вооружении Красной армии, немецкая разведка не располагала. Сведения приходили отрывочные и противоречивые, в них фигурировали даже боевые машины массой больше 100 тонн.
Неудивительно, что создателями немецкого тяжёлого танка рассматривались и более мощные орудия, чем танковая версия 8.8 cm Flak 18. В их числе были 10,5 cm Kw.K. L/47 и 8.8 cm Kw.K. L/56 с увеличенной начальной скоростью снаряда. В мае появилась и третья кандидатура – 8.8 cm Kw.K. L/71, которая базировалась на баллистике 88-мм зенитной пушки Flak 41.
Направления дальнейшего развития немецких тяжёлых танков были утверждены на совещании с участием Гитлера 26 мая 1941 года. Тогда в очередной раз был поднят вопрос о том, что вермахту нужна танковая пушка, способная пробить броню толщиной 100 мм на дистанции в 1,5 километра. Кроме того, ужесточались требования к защите тяжёлых танков. Толщина бортов сохранялась на уровне 60 мм, а вот лоб корпуса и башни усиливался до 100 мм. Эти изменения касались как VK 30.01 (P ), так и машин, разрабатывавшихся Henschel.
Поскольку ни VK 30.01 (H), ни VK 36.01 в исходном виде не подходили под новые требования, конструкторы Henschel стали проектировать новый танк. Эта машина, получившая обозначение VK 45.01(H), базировалась на наработках по VK 36.01, а башня для неё бралась от VK 30.01(P ). Разработка VK 30.01(H) и VK 36.01 при этом не сворачивалась, то есть фирма Henschel теперь работала сразу над тремя тяжёлыми танками.
Что же касается фирмы Porsche, то здесь поначалу речь шла о доработке Typ 100 с учётом новых требований. При этом от усиления вооружения здесь довольно быстро отказались. Иногда утверждают, что якобы для Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E конструкторы прорабатывали возможность установки 71-калиберной пушки 8.8 cm Kwk 43 в качестве одного из вариантов модернизации. На самом же деле её предполагалось использовать с самого начала. Но затребованное Гитлером орудие оказалось «заложником» башни. Вписать такую пушку в разработанную концерном Krupp башню было нереально. Об этом, кстати, писал и сам Порше. Таким образом, идея использования 8.8 cm Kw.K. L/71 в башне VK 45.01 – не более чем пожелание, которое оказалось невозможно выполнить.
Проектирование Typ 100 с усиленной броней привело к неутешительному выводу. Оказалось, что боевая масса машины преодолела отметку 50 тонн. При таком росте массы прежняя силовая установка не годилась. Нужны были другие, более мощные моторы, а это влекло за собой необходимость переделки моторного отделения. Возросшая масса также диктовала необходимость усиления ходовой части. Вместо модернизации у конструкторов получался новый танк, разработка которого началась в июле 1941 года.
Машину обозначили Typ 101, в КБ Porsche проекту присвоили индекс Sonderfahrzeug II. Также по отношению к этому проекту стали использовать индекс VK 45.01(P ), который под конец разработки применялся и к VK 30.01(P ). Правда, с самого начала было очевидно, что обозначенная в индексе 45-тонная весовая категория является не более чем условностью.
В отличие от Henschel, инженеры Porsche K.G. не стали радикально переделывать исходный проект Typ 101. Общие габариты машины, а также её башня остались прежними. Вместе с тем, компоновка машины сильно изменилась. Идея с передним расположением ведущих колес была признана не самой удачной. К недостаткам подобной схемы относилось и то, что она сильно усложняла обслуживание электромоторов. Для их выемки требовался люк в лобовой части корпуса, который отнюдь не усиливал стойкость брони. Поэтому электромоторы и ведущие колеса перекочевали в кормовую часть танка.
Увеличившаяся масса заставила Porsche K.G. проектировать новый бензиновый двигатель. Он был выполнен по схеме V-10 и имел воздушное охлаждение. Мотор получил тот же индекс, что и танк – Typ 101. Его объем вырос до 15 литров, а мощность – до 310 лошадиных сил при 2500 об/мин. Суммарно два установленных на танке мотора должны были выдавать 620 лошадиных сил. Каждый двигатель был сблокирован с генератором Siemens-Schuckertwerke aGV 275/24. Генераторы крепились с передней части двигателя. В изменённых надгусеничных полках разместились вентиляторы системы охлаждения, которые гнали воздух в моторное и трансмиссионное отделения. От генераторов ток поступал к двум электродвигателям Siemens-Schuckertwerke D1495a.
Из-за перекомпоновки пришлось переделывать корпус. Его длина и общая форма почти не поменялись, но кормовая часть претерпела ряд метаморфоз. Также немного изменилась форма лобовой части. Толщина лобового листа выросла до 100 мм, а бортов и кормы до 80 мм. Соответствующим образом оказалась переделано моторное отделение, которое стало моторно-трансмиссионным. Кроме того, довольно сильно увеличились по высоте надгусеничные полки. Для улучшения обзорности в скосах лобового листа появились смотровые приборы.
Согласно первоначальному проекту в бортах корпуса предусматривались эвакуационные люки. Они появились здесь явно благодаря 6-му отделу Департамента вооружений. Достаточно вспомнить, что подобные люки имелись на Pz.Kpfw.I Ausf.F, Pz.Kpfw.II Ausf.J и VK 36.01, к созданию которых 6-й отдел имел прямое отношение. То, что наличие люка ослабляет борт, как и то, что пользоваться этими люками было неудобно, во внимание не принималось. Корпуса VK 45.01(P ) изготавливались с вырезами под эвакуационные люки, но от этой идеи довольно быстро отказались, ни одного танка с такими люками построено не было. Отверстия пришлось заваривать прямо на заводе.
А вот от другого рудимента избавиться не удалось. Дело в том, что от Typ 101 новый тяжёлый танк по наследству получил лобовую часть корпуса характерной ступенчатой конструкции. С учетом скосов она состояла из 6 деталей. Ослабленные зоны смотрового прибора механика-водителя и пулеметной установки дополнялись верхним лобовым листом, расположенным под углом к нормали всего в 9 градусов.
В отличие от корпуса, конструкция ходовой части изменилась довольно сильно. От поддерживающих катков конструкторы отказались, а опорные катки получили внутреннюю амортизацию. Полностью изменилась конструкция ведущих колес и ленивцев. Без изменений остались только траки, да и то, как выяснилось позже, лишь на время.
Метаморфозы
Гитлер распорядился изготовить по 6 образцов VK 45.01(H) и VK 45.01(P ) с одинаковыми башнями. Впрочем, довольно быстро было решено построить сразу 100 VK 45.01(P ) первой серии безо всяких прототипов. На тот момент детище Porsche K.G. имело больший приоритет. И дело тут отнюдь не в дружбе Фердинанда Порше с Гитлером, Тодтом и другими промышленниками. В отличие от фирмы Henschel, которая к тому моменту проектировал тяжелый танк уже пятый год, Porsche K.G. с поставленными задачами справлялась быстрее. А главное, машина Порше выглядела более удачной. Что же касается потенциальных подрядчиков, например, Krupp, то им было без разницы, чья машина победит. Так или иначе, контракты на изготовление корпусов доставались им.
22 июля 1941 года с Krupp был заключён контракт SS-2105803/41 на изготовление 100 комплектов брони. На следующий день был заключён контракт SS-210–5905/41 на изготовление 100 башен вместе с вооружением. Орудия к ним поставляла фирма Wolf Buchau. Поставщиком моторов выступала фирма Simmering-Graz-Pauker AG из Вены, за электрооборудование, включая генераторы и электродвигатели, отвечала Siemens-Schuckertwerke. Ходовую часть изготавливала Škoda. Окончательная сборка производилась силами Nibelungenwerk в Санкт-Фалентин, Австрия.
Быстрее всех со своей работой справился концерн Krupp. Первые 4 корпуса VK 45.01(P ) были готовы в декабре 1941 года, еще 3 в январе 1942, 12 в феврале и 9 в марте. Всего до июля 1942 года было построено 64 корпуса.
С корпусами весной 1942 года случился крайне неприятный конфуз. На полигоне в Куммерсдорфе был проведен обстрел с дистанции 100 метров бронебойными снарядами полевой пушки 7,5 cm FK 16 n.A.. Нижний лобовой лист пробить не удалось, а вот верхний покрылся пробоинами. На совещании 7 мая было принято решение о поверхностной закалке лобовых листов. Частично такие детали начали вводить в корпуса начиная с номера 150050, а полностью – с 150060. В июле прошли испытания обстрелом, которые показали, что ситуация улучшилась. Тем не менее, все построенные Nibelungenwerk танки имели старые корпуса.
Лишь закалкой изменения не ограничились. Ещё в марте 1942 года было принято решение половину Pz.Kpfw.VI Ausf.P (использовалось именно такое обозначение) построить в варианте Typ 102, заводское обозначение Sonderfahrzeug II HA. Typ 101, в свою очередь, стал обозначаться как Sonderfahrzeug II EA. Буква E означала электрическую трансмиссию, а H – гидромеханическую, фирмы Voith. Общая масса всех элементов электрической трансмиссии достигала 4,6 тонны. Вместе с тем, гидромеханическая трансмиссия, хоть и была более чем в 2 раза легче электрической, тоже оказалась весьма громоздкой, да в добавок имела лишь 2-скоростную коробку передач.
23 марта Krupp получил указание подготовить 50 корпусов для оснащения трансмиссией Voith. К маю было готово 10 корпусов, Voith получила заказ на изготовление трансмиссий. Согласно данным CIOS, было изготовлено 20 комплектов гидромеханических трансмиссий. Правда, на танки они так и не попали. Была получена команда оставить для оснащения гидромеханической трансмиссией всего один корпус, остальные переделать обратно. Позже трансмиссию испытали на истребителе танков Ferdinand. Машина прошла 2000 километров, при этом результаты показали, что работает разработка Voith хуже, чем трансмиссия Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.
Еще одной альтернативной разработкой, также не пошедшей в серию, стало другое вооружение. 30 октября 1941 года заводское КБ Škoda подготовило проект 105-мм орудия 10,5 cm Kw.K. 16/775. Пушка с длиной ствола 40,6 калибров вписывалась в башню Krupp при условии некоторой переделки орудийной маски и появления другой командирской башенки. Дальше эскизного проекта эта разработка не пошла. Характеристики этого орудия выглядели не особо впечатляющими по сравнению с 8.8 cm Kw.K. 36 L/56.
Главной проблемой VK 45.01(P ) стала спешка, с которой этот танк запускали в серию. При этом причину, по которой немецкое руководстве решило начинать серийное производство этого танка, минуя изготовление опытных образцов, можно легко понять. Очень скоро после нападения на СССР немцы поняли, что потенциал Красной армии оказался ими недооценен. Это было связано в том числе и с танками Т-34 и КВ-1. Тяжёлый танк требовался вермахту как воздух.
Узким местом спешно отправленного на конвейер танка стал двигатель, выпускавшийся Simmering-Graz-Pauker. Первый тестовый образец был построен в декабре 1941 года, и сломался он спустя несколько минут после запуска. Несколько месяцев Porsche и Simmering работали над устранением недостатков. 9 марта 1942 года на сборочное предприятие был доставлен второй двигатель, который работал как часы. Спустя 2 дня прибыл третий мотор, также не имевший никаких проблем. 10 апреля оба двигателя отправились на Nibelungenwerk. В тот же день концерн Krupp отгрузил первую башню.
18 апреля танк был готов и отправился в ставку Гитлера. Эта машина получила развитые крылья, выступавшие за габариты корпуса. Демонстрация, прошедшая 20 апреля, в день рождения фюрера, в целом оказалась успешной, но далеко не всё прошло гладко. Выяснилось, что проблемы с двигателем никуда не делись, и особенно это касалось системы охлаждения. Кроме того, для столь тяжелой машины траки шириной 500 мм оказались слабоватыми. В конструкцию машины требовалось срочно вносить изменения. И все это на фоне того, что в мае 1942 года Nibelungenwerk должна была выпустить первые 10 танков.
А к этому времени годами топтавшаяся на месте фирма Henschel смогла догнать конкурента. 20 апреля вместе с первым образцом VK 45.01(P ) перед Гитлером красовался и первый опытный образец VK 45.01(H). Детище Henschel было легче и оснащалось практически такой же башней, как танк Порше.
Борьба с дефектами и с административным ресурсом
Обнаружение в ходе испытаний дефектов сорвало план по выпуску 10 танков в мае 1942 года. Между тем, Krupp в апреле 1942 года сдал 2 заказанные башни, и ещё 8 – в мае. В июне поставки башен не производились. В изначальную конструкцию башен вносились изменения, особенно это заметно по форме крыши. Если раньше в крыше имелся выступ под пушку, то теперь этот выступ занял собой всю ширину башни. Это позволило немного увеличить объем боевого отделения. Эти изменения были внедрены в конструкцию башен, начиная с №11 (для танков Порше это была девятая башня). Тогда же переделке подверглась орудийная маска. Две первые измененные башни были построены в июле 1942 года.
Второй танк, на тот момент именовавшийся как Pz.Kpfw.VI(P1), был закончен в начале июня 1942 года. Он несколько отличался от первой серийной машины. Выступающие по всей длине корпуса крылья были заменены на раздельные передние и задние брызговики. Ширина траков увеличилась до 600 мм. Это изменение было необходимо, поскольку реальная боевая масса танка значительно превысила проектную и составила почти 60 тонн. У танка появился забашенный ящик от Pz.Kpfw.IV. Наконец, машина получила комплект инструментов, в основном размещавшийся на бортах корпуса, а также задних брызговиках.
Танк отправился на Куммерсдорфский полигон, где проходил испытания. Здесь снова дали знать о себе проблемы с двигателем и системой охлаждения. Эти проблемы, впрочем, были известны и ранее. В июне 1942 года один из серийных двигателей был подвергнут испытаниям. Мотор выдал мощность 311 лошадиных сил, но дальше начались проблемы. Карл Рабе, правая рука Фердинанда Порше, выявил основную причину возникавших неполадок. Из-за недостаточной площади охлаждения и пузырения масла, выполнявшего роль охлаждающей жидкости, перегревался распределительный вал. В результате после 50 часов работы двигатель начинал резко терять мощность и ломался.
Проблему с двигателем предполагалось решить путём его модернизации. Мотор с двумя дополнительными вентиляторами, установленными над генератором, получил обозначение Typ 101/2. По габаритам он был схож с Typ 101, но для установки улучшенного мотора всё же потребовалось немного переделать моторное отделение. 23 июля контракт вновь был изменён. Теперь 30 машин должно было быть построено в версии Typ 101, 10 – в версии Typ 102, а оставшиеся 60 танков, получавших мотор Typ 101/2, обозначались как Typ 103. Поскольку все эти модификации особо не отличались от Typ 101, их заводское обозначение осталось прежним – Sonderfahrzeug II EA.
Из-за необходимости переделки корпусов Krupp прекратил их отгрузку. Предполагалось, что поставки корпусов для Typ 103 начнутся с 5 октября 1942 года, а 45 шасси будут готовы в период с февраля по март 1943 года.
Существовал и запасной вариант, впервые упомянутый еще 23 марта 1942 года. Речь идет о танках Typ 130 и Typ 131, носивших заводское обозначение Sonderfahrzeug 101 WE и Sonderfahrzeug 101 WH соответственно. Их особенностью должны были стать двигатели жидкостного охлаждения. При этом Typ 131 (Sonderfahrzeug 101 WH) был, скорее, подстраховкой. На практике делать собирались только машину с электрической трансмиссией, Sonderfahrzeug 101 WE.
Некоторые историки утверждают, что уже после демонстрации 20 апреля нацистское руководство сделало выбор в пользу Pz.Kpfw.VI(H1), отказавшись от проблемной машины. На самом деле это не так. Да, у детища Фердинанда Порше хватало болячек. Но это нормально для принципиально новых танков, тем более запущенных в серию без опытного образца. Больше того, как раз электрическая трансмиссия, которую часто высмеивают, работала надежно – в отличие от трансмиссии танка Henchel.
Не надо думать, что с производством машин Henschel все было хорошо. Первые танки были сданы в августе 1942 года, всего их в этом месяце было сделано 8 штук. За тот же период Nibelungenwerk закончила 4 танка. В сентябре было изготовлено 3 и 4 танка соответственно.
15 августа 1942 года танк Порше получил обозначение Pz.Kpfw.VI P и сквозной индекс Sd.Kfz.181. Тот же самый сквозной индекс получил и конкурент Pz.Kpfw.VI H. Другими словам, на вооружение вермахта были приняты оба танка.
То, что «Тигр» разработки Henschel уже имел к этому времени больший приоритет, не секрет. Эта машина создавалась при прямом контроле со стороны 6-го отдела Департамента вооружений и лично Генриха Книпкампа. В апреле 1942 года, еще до демонстрации Гитлеру, на Henschel «свалился» контракт на выпуск еще 200 танков, 124 машины «отсыпали» фирме в августе 1942 года. 8 февраля 1942 года в авиакатастрофе погиб Фриц Тодт, который был одним из покровителей Порше и Танковой комиссии. Тем не менее, Департамент вооружений всё ещё выжидал. 5 из выпущенных Pz.Kpfw.VI P отправились в Дёллерсхайм, где поступили в распоряжение 503-го батальона тяжелых танков. Это недвусмысленно намекает на то, что осенью 1942 года танки разработки Porsche K.G. по-прежнему рассматривались в качестве альтернативы.
Начиная с шестой выпущенной машины внешний вид Pz.Kpfw.VI P немного поменялся. После испытаний стало ясно, что идея с обрезанными «крылышками» оказалась не самой удачной, танкам вернули крылья, которые тянулись через весь корпус. Вносились изменения в конструкцию, улучшалась надежность силовой установки. Все проблемы двигателя решить не удалось, но следует помнить, что в дальнейшем предполагалось выпускать улучшенные Typ 103, у которых болячки с системой охлаждения удалось вылечить. К тому же оставалась альтернатива в виде Typ 130 с двигателем жидкостного охлаждения.
Из выпущенных с апреля по сентябрь 9 танков 4 использовались как опытные образцы, на которых тестировались различные агрегаты. В октябре 1942 года был выпущен последний, десятый танк. Машину изготовили в командирском варианте, она получила серийный номер 150013.
Тогда же, в октябре 1942 года, Департамент вооружений оказался в щекотливой ситуации. В серийном производстве находились 2 танка с одинаковым вооружением, практически равноценных по броне, при этом каждый со своими достоинствами и недостатками. Было решено провести совместные испытания разных танков, при этом 14 октября выпуск Pz.Kpfw.VI P был приостановлен. 8 ноября танки, среди которых было 2 Pz.Kpfw.VI P и 2 Pz.Kpfw.VI H, прибыли в Берке. В ходе испытаний на подъем оба танка Порше преодолели препятствие, чего не смог сделать ни Pz.Kpfw.VI H, ни VK 36.01.
Уже в процессе сравнительных испытаний было ясно, что задумывались они именно как предлог для прекращения выпуска Pz.Kpfw.VI P. К тому моменту было решено, что делать с 91 изготовленным шасси. На их базе было решено строить истребители танков 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P ), более известные как Ferdinand. 90 башен переделывалось силами Wegmann для установки на Pz.Kpfw.VI H (с декабря 1942 года обозначавшиеся как Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E). Как раз с ноября Henschel нарастил темпы производства своих танков, сдав 17 машин, а в декабре их было построено уже 38.
Да, налицо была нечистоплотная конкуренция. Но, в конце концов, шла война, и немецкому руководству следовало определиться, какой из двух похожих танков останется в серии.
Одному Pz.Kpfw.VI(P ) всё же удалось попасть на фронт. Речь идет о Pz.Bef.Wg.VI (P ), последней построенной машине. Она участвовала в испытаниях ноября 1942 года, далее танк оказался на Куммерсдорфском полигоне. В 1943 году машина тоже использовалась в различных испытаниях. В начале 1944 года танк вернулся на Nibelungenwerk, где его переделали. Вместо моторов Typ 101 были установлены два двигателя Maybach HL 120TRM, а также увеличена до 200 мм толщина лобового листа корпуса. Похожие метаморфозы проводили и с самоходными установками Ferdinand, которые тогда же переименовали в Elefant. Поскольку боевая масса Pz.Bef.Wg.VI (P ) выросла, танк получил траки шириной 640 мм, такие же, как на Ferdinand/Elefant. Машину покрыли циммеритом.
Переделанный подобным образом командирский танк в апреле 1944 года отправили на фронт. Там он оказался в составе 653-го батальона истребителей танков. Машина попала в компанию «близких родственников» — батальон был вооружён истребителями танков Elefant. В этой же части оказались еще три машины на базе Pz.Kpfw.VI(P ) – БРЭМ Bergepanzer VI. Судьба у всех этих машин оказалась примерно одинаковой. 13 июля началась Львовско-Сандомирская операция. Никаких подробностей первого и одновременно последнего случая боевого применения Pz.Bef.Wg.VI (P ) не сохранилось. Можно лишь утверждать, что танк был раздавлен катком советского наступления: ещё 18 июля он числился в составе батальона, а 22 июля его, как и двух Bergepanzer VI, там уже не было.
Реальная история «Тигра» разработки фирмы Фердинанда Порше слегка отличается от того, что рассказывают некоторые историки. Не было ни сложной постоянно ломающейся электротрансмиссии, ни выпуска 100 шасси до принятия решения о прекращении выпуска танка, ни однозначной победы над конкурентом «Тигра» фирмы Henschel. Зато имели место спешка и грязная конкурентная борьба.
После войны не стало ни 6-го отдела, ни Департамента вооружений, ни Гитлера, ни Третьего рейха. А вот значительная часть немецких фирм осталось. Когда во второй половине 50-х началась работа по созданию танка 30-тонного класса, известного как Standardpanzer, в конкурсе победила машина группы A. Основным разработчиком её шасси была фирма Porsche, а башню создавала Wegmann. В 1965 году танк был принят на вооружение как Leopard. То же самое имя за два с лишним десятилетия до того носил танк-первенец Porsche K.G.
Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (František Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала.
Источники и литература:
- Материалы BAMA (Bundesarchiv)
- Материалы NARA
- Материалы VHU Prahan (Vojenský historický archiv)
- Архив Юрия Тинтеры (Jiri Tintera)
- Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger (P ), Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 1997, Darlington Productions, Inc, 1–892848–03–1
- Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001, ISBN 0–9708407–1–3
- Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000, ISBN 0–7643–1038–0
- Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987, ISBN 3–87943–456–5
- Professor Porsche’s Wars: The Secret Life of Legendary Engineer Ferdinand Porsche Who Armed Two Belligerents Through Four Decades, Karl Ludvigsen, Pen and Sword, 2015, ISBN 978–1783030194
Комментарии к данной статье отключены.