Корабли, как и люди, имеют самые разные судьбы. Одним из них суждена долгая жизнь, полная славы и почёта, другие гибнут, едва выйдя первый раз в море, а то ещё и на стадии достройки. Есть и такие, как немецкая подводная лодка U 453, которая воевала по военным меркам бесконечно долго — три года, но сумела прославиться большей частью разными казусами. Двое её командиров побывали под трибуналом, а команда несла потери как во время боевых походов, так и во время нахождения лодки на базе.
«Первые 200 тонн»
Впервые U 453 прославилась на весь флот после ироничного высказывания восходящей звезды немецкого подплава обер-лейтенанта Отто Итеса (Otto Ites) о любопытном инциденте, произошедшем летом 1941 года в Кильской бухте. Его главным героем стал капитан-лейтенант Герт Хечко (Gert Hetschko).
Хечко родился в Вильгельмсхафене 6 августа 1913 года. В апреле 1933 года он пришёл служить на флот. После трёх лет обучения, включавшего в себя почти годовую практику на лёгком крейсере «Карлсруэ» (Karlsruhe), 1 октября 1936 года Хечко получил звание лейтенанта цур зее. Как развивалась его карьера до мая 1940 года неизвестно: по некоторым данным, он служил в это время в морской авиации, но позже вернулся на флот, а затем перешёл в подплав.
После окончания Школы подводного плавания с июня 1940 по май 1941 года Хечко служил адъютантом, а затем вахтенным офицером сначала во 2-й, а затем в 7-й подводных флотилиях. После этого он прошёл курсы подготовки командиров подлодок в Мемеле, и был назначен командиром находившейся на достройке U 453 — лодки типа VIIC, которую принял у верфи 26 июня 1941 года. Однако уже 8 июля того же года Хечко лишился должности. Что послужило причиной?
Проводя тренировки по плаванию в ночное время суток в Кильской бухте, U 453 протаранила и потопила небольшое судно, служившее плавучим маяком. Во время следствия Хечко в своё оправдание сообщил, что заметил судно вовремя и отдал команду «лево на борт», чтобы уклониться от столкновения, но рули заклинило, и лодка протаранила свою жертву. Трибунал, разбиравший этот инцидент, признал командира виновным и снял его с должности.
В качестве наказания Хечко отправили на переподготовку, так как сочли его квалификацию недостаточной для того, чтобы доверить ему корабль и экипаж в боевой обстановке. Известный своими остротами Отто Итес прокомментировал потопление Хечко маяка так: «По крайней мере, он смог потопить свои первые 200 тонн».
Их поменяли местами
Дальнейшая судьба Хечко сложилась не лучшим образом. 9 июля 1941 года он получил под своё командование учебную «двойку» U 121 и находился на этой должности до марта 1942 года. Её прежний командир обер-лейтенант цур зее барон Эгон Райнер фон Шлиппенбах (Egon Reiner Freiherr von Schlippenbach) был назначен командовать U 453. Проще говоря, их поменяли местами.
Новый командир ошибок с маяками не допускал, поэтому в ноябре 1941 года U 453 вышла из Киля в свой первый боевой поход, который завершился на итальянской базе Ла-Специя в Средиземном море. Хечко же вскоре перевели на полигон для испытания торпед.
Спустя год командование предоставило ему ещё один шанс на исправление. 20 апреля 1943 года он был переведён на боевую лодку U 89 корветтен-капитана Дитриха Ломана (Dietrich Lohmann) как командир-стажёр. Под руководством Ломана в течение одного похода Хечко должен был приобрести опыт командования подводной лодкой в боевых условиях и, в случае удачного завершения стажировки, получить под командование собственную субмарину.
Однако ни Хечко, ни Ломану не повезло: U 89 стала одной из жертв «чёрного мая» 1943 года, когда кригсмарине потеряли за месяц более 40 лодок. Она вышла в поход из гавани Ла-Паллис на французском побережье Бискайского залива 25 апреля 1943 года и обратно уже не вернулась. 12 мая U 89 была потоплена противолодочным самолётом «Суордфиш» из 811-й эскадрильи с британского эскортного авианосца «Байтер» (HMS Biter), эсминцем «Бродвей» (HMS Broadway) и корветом «Лаган» (HMS Lagan). Выживших не было.
U 453 под командованием фон Шлиппенбаха добилась определённых успехов, совершив ещё 13 походов в Средиземном море. 19 ноября 1943 года фон Шлиппенбах стал кавалером Рыцарского креста за засчитанные ему 52 000 брт потопленного и 25 000 брт повреждённого тоннажа. Однако, как и его предшественник на мостике U 453, фон Шлиппенбах умудрился попасть под трибунал, правда, по несколько иным причинам.
Атака госпитального судна
Действия немецких подводников в отношении госпитальных судов противника во время двух мировых войн имели серьёзные отличия. В Первую мировую плавучие госпитали неоднократно становились объектами атак немецких подводных лодок, но в годы Второй мировой это было практически исключено. Причиной стал приказ командующего подводными силами Германии Карла Дёница, который недвусмысленно запрещал своим подчинённым подобные действия:
«Приказ командующего подводными силами №121. Нижеперечисленное не должно быть потоплено:
a) Госпитальные суда. Опознаются по следующим признакам: военные госпитальные судна окрашены в белый цвет, с горизонтальной зелёной полосой приблизительно 1,5 метра шириной. Госпитальные суда добровольных организаций имеют те же признаки, но, помимо указанных, несут ещё красную полосу. Все госпитальные суда несут рядом с национальным флагом белый флаг с красным крестом.
Следующие английские госпитальные судна были зарегистрированы:
«Мэйн» – №1
«Атлантис» – №2
«Айл оф Джерси» – №3
«Уасна» – №4
«Ада» – №5
«Орфордшир» – №6
«Амарапура» – №7
«Вита» – №8
«Дорсетшир» – №23
«Ст. Эндрюс» – №24
«Сомерсетшир» – №25
«Ст. Дэвид» – №27
«М.В. Эмро» – №41
«Намунд» (Австралия) – 9115 брт.
Номера нанесены на носу и корме судов белой краской на чёрном фоне.
б) Суда, зафрахтованные Швейцарией для её собственных нужд, несущие национальный флаг владельцев, но также имеющие швейцарский флаг и надпись "Switzerland», нарисованную на бортах. Швейцарское правительство гарантирует, что их груз предназначен исключительно для Швейцарии».
Лишь один раз госпитальное судно стало жертвой торпед, выпущенных с немецкой подводной лодки, — им оказался упомянутый в приказе Дёницем «Сомерсетшир» (HMHS Somersetshire). 7 апреля 1942 года судно совершало переход из Александрии в Тобрук, но до места назначения не добралось. В 12:57 фон Шлиппенбах атаковал его четырьмя торпедами и через 47 секунд услышал три взрыва. Плавучий госпиталь был торпедирован, но остался на плаву. По счастливой случайности, на нём не было пациентов, присутствовали лишь медицинский персонал и экипаж — погибло всего семь человек.
После атаки экипаж «Сомерсетшира» спустил на воду 13 шлюпок, куда перешли 180 человек. Позднее команда вернулась на борт, и судно с помощью буксиров сумело добраться до Александрии. Командир U 453 сумел понять, что допустил оплошность, распознав опознавательные знаки госпитального судна лишь после торпедного залпа. По возвращении лодки на базу ему пришлось предстать перед трибуналом за нарушение приказа, однако он сумел оправдаться.
Неприятности продолжаются
После инцидента с «Сомерсетширом» фон Шлиппенбах продолжил командовать лодкой, но U 453 снова и снова демонстрировала свой «характер». 13 октября 1942 года штаб подводных сил на Средиземном море получил с неё радиограмму о досрочном прекращении похода и возвращении лодки на базу. Причиной стал несчастный случай, произошедший утром того же дня: во время ремонта 20-мм зенитной автоматической пушки, производившегося в кормовом отсеке лодки, из неё был произведён случайный выстрел. Один человек погиб, ещё трое получили ранения.
Рок несчастливой лодки продолжал преследовать её экипаж даже на суше. После завершения седьмого похода в середине декабря 1942 года подводники получили отпуск, во время которого погиб ещё один член экипажа U 453. Во время девятого похода на ней в один день сломался гальюн, и заболел первый вахтофицер, после чего фон Шлиппенбах был вынужден вернуться на базу.
В одиннадцатом походе U 453 накрыла волна болезней экипажа. На следующий день после выхода в море с высокой температурой свалился лучший трюмный матрос, а за ним ещё двое дизелистов. Спустя неделю заболели кок и ещё один матрос. Через пять суток кок стал чувствовать себя лучше, но болезнь скрутила радиста лодки. Пробыв в море две недели, фон Шлиппенбах вернулся на базу, где один из членов его экипажа был госпитализирован с желтухой.
Несмотря на сложную ситуацию со здоровьем экипажа, последние два похода фон Шлиппенбах провёл блестяще. Во время них он выставил 36 мин типа ТМВ у итальянских портов Бари и Бриндизи, захваченных союзниками. Жертвами мин U 453 стали торговое судно и британские тральщик и эсминец. В конце 1943 года Шлиппенбах сдал лодку новому командиру обер-лейтенанту цур зее Дирку Люрсу (Dierk Lührs), который в январе-марте 1944 года совершил на ней два похода. Однако U 453 сумела «отличиться» и под началом своего третьего командира.
Конец несчастливой «семёрки»
25 февраля 1944 года лодка находилась на базе на острове Саламин, где во время установки на мостике новых креплений для зениток и их последующей проверки один из членов экипажа случайно дал очередь из 20-мм автомата. Жертвами стали штурман U 453 Герберт Шуберт (Herbert Schubert) и начальник военно-морской базы Саламина корветтен-капитан Вилли Мюллер (Willi Müller), которые скончались на месте.
Конец мучениям U 453 21 мая 1944 года положили британские корабли в Ионическом море. Вечером 19 мая Люрс обнаружил и атаковал конвой НА-43 к югу от Таранто. Его торпедный залп был удачен, и на дно пошло британское судно «Форт Миссанаби» (Fort Missanabie), которое стало последней жертвой немецких подлодок на Средиземном море во Второй мировой войне.
Британские эсминцы «Тинейшес» (HMS Tenacious), «Термагент» (HMS Termagent) и эскортный эсминец «Лиддесдейл» (HMS Liddesdale) начали охоту на наглеца. Люрс залёг на дне, пережидая опасность, а затем попытался осторожно покинуть опасный район. Однако британцы упорно искали лодку, пытаясь взять её измором, и, обнаружив U 453, атаковали её глубинными бомбами.
Взрывы последних нанесли лодке серьёзные повреждения, в результате контроль над U 453 был утерян, и она начала стремительное погружение. Люрсу чудом удалось остановить падение на глубине 260 метров и, продув цистерны остатками воздуха высокого давления, поднять её на поверхность. Несмотря на то, что на лодке были торпеды, Люрс отказался от боя, испугавшись карательных мер со стороны противника в случае сопротивления.
Однако эсминцы всё равно открыли огонь по лодке в тот самый момент, когда её покидал экипаж. U 453 затонула под огнём, так как перед уходом с лодки инженер-механик успел начать процесс заполнения цистерн водой. Люрс и его экипаж были подобраны из воды британцами, погиб только один подводник. Так на удивление бескровно погибла субмарина, которая принесла столько неприятностей своему экипажу.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939-1942 – Random House, 1996
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942-1945 – Random House, 1998
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939-1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler & Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
- Paterson L. U-Boats in the Mediterranean: 1941-1944 – Annapolis: Naval Institute Press, 2007
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939-1945. Band 9. Norderstedt
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1-2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.