Современная геополитическая карта мира сложилась в результате множества войн и территориальных конфликтов. Каждое государство с момента своего возникновения пыталось расширить «жизненное пространство». В менее цивилизованные времена чаще всего это происходило путем непосредственного военного вторжения на территорию соседних государств. Благодаря этому каждый из народов мог создать для себя образ врага, выделив его самые большие недостатки и припомнив прошлые поражения. Подобные шутки использовались как для простого увеселения, так и в качестве пропаганды. Даже самые несведущие в истории или политике люди отлично знают, что русская армия самая сильная, а французские мундиры шьют так, чтобы было удобнее поднимать руку вверх. В России, да и в Европе, после двух мировых воин за США закрепилась репутация «припоздавшего подкрепления», которое приходит после заварушки и присваивает все лавры победителя себе.
Что мы знаем о Швейцарии, стране постоянного вооружённого нейтралитета, не запятнавшей себя участием в двух мировых войнах? Мало кто интересуется качеством и количеством её вооружённых сил. Как это маленькое нейтральное государство может защитить свои убеждения и интересы, если вдруг встанет такая необходимость?
Кровавая история нейтралитета
Швейцария не вела боевых действий вот уже две сотни лет: последним боем для этой страны стало сражение под Лейпцигом в 1813 году. В то время Швейцария была обязана предоставить 16 000 своих легионеров наполеоновской армии. Она свои обязательства выполнила, однако после того, как под Лейпцигом французские войска были разбиты, швейцарское правительство решило, что пора завязывать с войнами, и по итогам Венского конгресса 1815 года все ведущие державы Европы, в том числе и Российская Империя, признали швейцарский нейтралитет и гарантировали неприкосновенность границ этой страны. Чаще всего именно нейтралитет вспоминается при упоминании истории вооружённых сил этой страны, и трудно представить, что история Швейцарии полна крови и войн.
В своё время мужчины этой страны, за неимением средств к существованию, часто шли наёмниками в армии соседних государств. Быстро смекнув, что копьём за месяц можно заработать больше, чем за год зарабатывает фермер, всё больше швейцарцев стали выбирать для себя путь наёмника. С XIV по XIX вв. ни одна война Европы не обходилась без участия швейцарской пехоты. Нередко бывали случаи, когда армии двух противоборствующих стороны имели в своих рядах швейцарские наёмные отряды.
Во Франции начиная с XV века привлечение солдат из этого региона Европы являлось приоритетной задачей правительства. Там даже появилась поговорка «нет денег – нет швейцарца». Сама страна гор и шоколада порой тоже оказывалась в роли покорённой земли, но местное население всякий раз умудрялось выдавливать оккупантов, возможно, потому что каждый дровосек, кузнец или землепашец имел в доме оружие и с раннего детства знал, как с ним обращаться. Каждый раз, освобождая свою страну, швейцарский народ присваивал себе культурные достижения захватчиков, становясь от этого ещё сильнее и прогрессивнее. Так, от римлян местное население узнало, как и для чего нужно строить дороги, от Габсбургов в наследство достались шедевры замкового зодчества, Наполеон же подарил этим землям конституцию.
Крепкий орешек
Попробуйте задать кому-нибудь вопрос: «Какая страна самая милитаризированная: США, Россия, Северная Корея, Израиль, Китай или Швейцария?» Вряд ли многие выберут последний вариант, а зря. Швейцария – государство с самым большим процентом населения, прошедшего военную службу. Если быть точным, то все мужчины в возрасте от 18 до 50 лет являются военнослужащими. Государство способно за счёт своего резерва максимум за четыре часа превратить армию численностью 22 000 солдат в полноценные 650 000, а через два дня у Швейцарии уже будет 1,7 миллиона бойцов. Для сравнения, вооружённые силы США в 2013 году насчитывали 1,3 миллиона человек и имели примерно такой же резерв, армия КНР – 2,4 миллиона человек и ещё примерно миллион резерва. Однако даже эти страны не способны сравниться со Швейцарией в скорости постановки населения под ружьё! Мало того, армия Швейцарии – это не просто толпа партизан, это хорошо обученные и дисциплинированные солдаты, которые вооружены по последнему слову техники.
Особенности ландшафта – вторая составляющая швейцарской обороны. Местное население усилило свой природный щит, изрезав высоченные горы всевозможными тоннелями, убежищами, хранилищами вооружения и провианта, а также огневыми точками. К тому же, потомки Вильгельма Телля, как и прежде, с ранних лет готовят своих мальчиков к войне. Так, в Цюрихе каждый год вот уже несколько сотен лет проводится праздник Мальчишеской стрельбы. В этот день отцы приводят своих сыновей к подножью горы Утлиберг, где под эгидой местных властей проводятся соревнования по стрельбе среди подростков.
Это мероприятие имеет форму ярмарки с аттракционами, фуд-кортом и увеселительной программой. Благодаря таким событиям дети с раннего возраста обучаются обращению с оружием и нарабатывают навыки, которые впоследствии им придётся совершенствовать в армии. Конечно, кадрово-милиционная структура вооружённых сил вовсе не швейцарское изобретение, однако только в этой стране идея единства армии и народа достигла такого грандиозного масштаба. Стрелковых клубов и тиров здесь примерно столько же, сколько и заведений общепита.
Воевать будут все
Швейцария имеет примерно 9000 кадровых военных, большая часть из которых приходится на авиацию. Кстати, эта страна, размер которой составляет три сотни километров в поперечнике, имеет на вооружении около 400 боевых самолётов и ещё более сотни учебных, а также около 100 вертолётов. Службу и переподготовку здесь могут проходить от 10 до 15 тысяч человек одновременно. В 18 лет юноша, являющийся гражданином Швейцарии, призывается в Школу рекрутов, где в срок от 18 до 21 недель (в элитных частях – до 25 недель) проходит курс молодого бойца и получает воинскую специальность. После этого государство выдаёт новоиспечённому защитнику родины неприкосновенный запас провизии, три комплекта формы на все времена года, бронежилет и стальной шлем. Всё это швейцарец должен хранить дома и брать с собой на сборы.
Общий срок службы швейцарского призывника в рядах вооружённых сил – 260 дней (без учёта выходных, когда всех солдат отпускают домой). Но служит он весь срок не за один раз, как у нас в стране, а в течение почти всей жизни – небольшими отрезками. С 18 и до 31 года швейцарец успевает 8 раз побывать на сборах, продолжительность каждых из которых три недели. Начиная с 32 и до 42 лет мужчины призываются три раза на две недели. Последние 8 лет до увольнения из рядов армии солдат призывается всего один раз на две недели.
Желающие стать офицерами проходят дополнительные 100 дней подготовки за каждый новый ранг. При этом за рекрутами сохраняется заработная плата, а те, кто ещё не успел получить высшее образование и устроиться на работу, получают деньги от государства за каждый день, проведённый на сборах. Раньше всем, прошедшим КМБ, также выдавалось личное оружие, которое боец хранил дома и брал с собой на сборы. Однако теперь государство отказалось от этой программы. Закреплённое оружие остаётся в армии и выдаётся только на время службы.
Что касается качества оснащения армии, то, в отличие от любой другой армии мира, здесь вы не встретите технику, пилот которой младше своей машины – технический парк обновляется регулярно. Швейцария имеет порядка тысячи танков и бронемашин, большая часть приходится на немецкие «Леопарды» и их модификации, также есть примерно полторы сотни американских САУ М-109. Оружие и часть техники, отслужившие свой срок, армия продаёт гражданам страны, причём с очень большой скидкой. Помимо того, что население вооружено до зубов, швейцарские горы скрывают в своих недрах ракетные установки, которые в случае войны могут стать неприятным сюрпризом для противника. Однако сравнительно недавно из финансовых соображений от этого вида вооружения было решено отказаться.
Мечты и реальность
На первый взгляд жизнь швейцарского призывника – это не служба, а рай. На несколько недель ты отправляешься на пикник с оружием и техникой, живёшь в комфортабельной казарме, а по выходным уходишь домой. Солдатское меню, состоящее из блюд чуть ли не ресторанного уровня. Никаких нарядов – всю грязную работу, а также охрану стратегических объектов берут на себя частные фирмы. На самом деле не всё так пушисто. Утро швейцарского солдата начинается в 6, а порой и в 5 часов, отбой – ровно в полночь. Всё время между подъёмом и отбоем, с небольшими перерывами на приём пищи и туалет, солдат занимается физической подготовкой, освоением вверенной ему техники и вооружения. Все передвижения – бегом. Особый упор в обучении делается на альпинизм, стрельбу и вождение. Швейцарской армии не нужны бойцы, чистящие картошку и убирающие снег, ей нужны солдаты, умеющие воевать.
До окончания Холодной войны Швейцария могла за несколько часов поставить в ружьё больше 500 000 человек, и, по сути, имела самую большую армию в Европе. Затем эта цифра была урезана до 400 000 человек, а после реформы 2003 года – ещё примерно вдвое. Однако если родина будет в опасности, большая часть населения восьмимиллионной Швейцарии встанет на её защиту. Любой «милиционер» имеет возможность дослужиться до звания капитана, однако при этом ему придётся пройти обучение на инструктора, а срок службы на сборах будет уже не две недели, а месяц.
Дедовщины в швейцарской армии не может быть по определению, так как все военнослужащие проходят службу в одно и то же время. Нарушение дисциплины карается денежным штрафом, в редких случаях – гауптвахтой и лишением увольнительного в выходные дни. В армии служат все, начиная от простого рабочего до самого президента (если он мужского пола), и на этот период все гражданские заслуги и уровень дохода не имеют значения – только дисциплина, подготовка и субординация. В теории простой дворник на сборах может командовать топ-менеджерами, если они ниже его по званию, и никто не видит в этом ничего зазорного.
Альтернативная служба
В Швейцарии у мужчины есть всего два варианта выбора: служба или тюрьма. Конечно, за уклонение здесь карают не так строго, как в нашей стране, сроки составляют от месяца до года тюрьмы, но при всём комфорте швейцарских тюрем это отметка в документах, а следовательно, крест на дальнейшей карьере. Однако низкий уровень желающих «откосить» от службы в Швейцарии напрямую с этим не связан. Во-первых, многих жителей страны можно назвать «фанатиками» армии. Для них в радость на несколько недель сбежать от офисных проблем с винтовкой на природу. Многие считают, что муштра и усиленная физическая подготовка прочищает голову. Во-вторых, за каждым призывником до самого окончания сборов сохраняется его рабочее место, и работодатель продолжает платить ему заработную плату в полном объёме.
Для студентов также не существует отсрочек. Их могут забрать прямо посреди учебного года, а после службы они вновь возвращаются к обычной студенческой жизни. Но третьим и, наверное, самым важным стимулом пойти в армию для молодого швейцарца является тот факт, что на время сборов армия может стать местом, где можно завести полезные знакомства. Для тех, кто совсем не хочет лазать по горам и стрелять из винтовки, есть два легальных способа этого избежать. Первый подходит только для иностранцев, особенно для тех, кто уже отслужил обязательный срок в своей стране и не хочет становиться частью швейцарской армии. Нужно просто не получать гражданство до непризывного возраста (по разным данным, это от 25 до 27 лет). В этом случае не предусматривается никакого штрафа или судебного разбирательства.
Второй вариант в Швейцарии называют «синим», и это известный многим «откос по болезни». Вас могут признать либо полностью негодным к армейской службе, либо условно годным. В первом случае вы просто выплачиваете штраф в размере от 200 до 500 франков и живёте гражданской жизнью, никогда больше не вспоминая об армии. В случае условной годности вы проходите службу в системе гражданской обороны, по сути – аналоге нашей альтернативной службы. Можно заявить и о своём желании проходить альтернативную службу ещё до прохождения медицинской комиссии, и просьбу удовлетворят без всяких проблем, но служить придётся в сумме не 260 дней, а 390.
Полезный опыт
При изучении феномена швейцарской армии довольно часто встречаются статьи, авторы которых призывают правительство Российской Федерации перенять швейцарский опыт формирования вооружённых сил. Однако при этом авторы забывают, что наша страна из-за своей внешнеполитической доктрины не может позволить себе солдата, который больше 11 месяцев в году занимается всем чем угодно кроме защиты своей Родины. К тому же, не берётся в расчёт, что за два века своего нейтралитета Швейцария смогла занять на мировой арене позицию государства, которое для любого захватчика полезнее в качестве нейтральной, нежели оккупированной территории. Главные офисы корпораций, банков и международных организаций – всё это находится на территории Швейцарии, и это является фактором, который, возможно, даже важнее, чем боеспособность армии.
Чему действительно стоит поучиться у Швейцарии, так это созданию привлекательного образа службы в рядах национальных вооружённых сил. Опыт этой страны можно использовать как базу для того, чтобы подростки с детства были готовы, а самое главное, хотели служить в вооружённых силах. Чтобы в армии их ждали не бесконечные наряды и парко-хозяйственные дни, а настоящая военная подготовка. Не занятия, организованные в честь приезда высокопоставленной комиссии, а доскональное изучение оружия и учения, максимально приближенные к боевым. Также неплохо было бы адаптировать швейцарские законы, по которым армия не просто вырывает человека из повседневной жизни, а затем бросает на произвол судьбы, а гарантирует сохранение места на работе или в ВУЗе, с сохранением заработной платы. Возможно, тогда обязательная воинская повинность в умах будущих призывников преобразится из тяжкого бремени в дело чести, ведь стране всегда будет нужна армия – но именно армия, а не толпа разнорабочих!
Комментарии к данной статье отключены.