Главным требованием к конструкции подвижной пулемётной установки всегда являлось обеспечение как можно большей простреливаемой площади, и отрицательным влиянием системы «установка + стрелок» на аэродинамику самолёта долгое время пренебрегали. В Первую мировую лишь на германских и австро-венгерских аппаратах пытались «облагородить» турели и закрыть огневые точки обтекателями.
В конце 20-х годов пассажирская авиация, отказавшись от демилитаризованного «наследства» прошедшей войны, начала бороться за пассажиров путём увеличения скорости и комфортности полёта. Военная авиация, особенно бомбардировочная, по скоростным показателям стала резко отставать. При этом каждая «прибавка» к скорости самолёта ухудшала работу воздушных стрелков: в воздушном потоке они мёрзли, мокли под дождем, с трудом ворочали свои турели. Простейшим решением стало уменьшение количества пулемётных точек на многомоторных самолётах, уменьшение секторов обстрела за счёт «заглубления» установок внутрь планера самолёта и прикрытие турелей и стрелков ветровыми щитками и обтекаемыми экранами.
Экран мог устанавливаться на фюзеляж, прикрывая вырез в обшивке под подвижную установку и вписываясь в обводы фюзеляжа. Такая установка не снижала скорость полёта, и стрелок находился в относительно комфортном положении. При необходимости открыть огонь экран сдвигался и… повторялась ситуация Первой мировой.
Поэтому в ход пошли различные ухищрения. Экран могли установить на подвижный элемент конструкции установки, чтобы он вращался вместе с турелью, сделать его объёмным и прозрачным, чтобы стрелок имел обзор «как раньше». Правда, такая установка всё равно выступала за обводы фюзеляжа. Экран могли «вписать» в обводы, «сжав» установку до размеров шарнира с двумя степенями свободы, могли поставить два экрана: отдельно подвижный — на стрелковую установку, отдельно неподвижный — на голову стрелка. Был и ещё способ — сделать экран частью силовой конструкции установки, служившей креплением того же универсального шарнира.
У британского самолёта непосредственной поддержки «Армстронг-Уитворт Атлас» спину стрелка-радиста в полёте прикрывали ветровой козырёк и фонарь кабины пилота. На стоянке створка фонаря откидывалась вправо
Кабина стрелка другого британского аэроплана межвоенной постройки «Вестланд Уоллес» закрывалась секторным фонарём типа «рачий хвост», который при стрельбе складывался назад
Стрелок-радист итальянского разведчика-биплана IMAM Ro.37 имел небольшое прикрытие, но стрелять «выходил наружу»
Кабины экипажа британского многоцелевого «Лайсендера» фирмы «Вестланд» закрывались общим фонарём. Перед стрельбой из турельного пулемёта подвижная створка сдвигалась назад, открывая всю кабину стрелка
Турель на опытном многоцелевом «Бристоле» тип 120 закрывалась вращающимся сферическим экраном
У лёгкого британского бомбардировщика «Фейри Бэттл» был длинный общий фонарь. Подвижная створка над местом стрелка откидывалась назад, образуя своеобразный ветровой козырёк
Турель немецкой летающей лодки «Дорнье» Do 18 спереди защищалась ветровым козырьком. Для стрельбы по направлению полёта он прижимался к фюзеляжу по направляющим
Экран верхней установки бомбардировщика «Хендли-Пейдж Хэмпден» в полёте плотно закрывал вырез кабины стрелка-радиста. Для стрельбы экран поворачивался и убирался в гаргрот
На многих бомбардировщиках верхняя турель закрывалась сферическим экраном, закреплённым на подвижном кольце турели. Для вертикальной наводки предусматривался вырез, в полёте сильно задувало
Задний конусный обтекатель гондолы легендарного немецкого разведчика-корректировщика «Фокке-Вульф» Fw 189 служил и экраном кормового пулемёта. Для ведения огня одна из секторных рам не была застеклена. Прозрачный конус можно было проворачивать вокруг продольной оси по торцевой обечайке, направляя вырез в сторону цели
На первых вариантах американской летающей лодки «Каталина» для пулемётов за крылом имелось два прямоугольных люка. Стрелки сдвигали крышку назад и приподнимали её на кронштейне в качестве ветрового щитка. Из такой установки неудобно было стрелять, забирать с воды спасённых, производить погрузку. Новые большие каплевидные вырезы, закрываемые поворотными блистерами, разом облегчили все задачи
Кормовая пулемётная установка бомбардировщика «Норт-Американ» В-25 «Митчелл» постоянно совершенствовалась. На последних вариантах экраном защитили стрелка, а пулемёты прикрыли кожаным «фартуком»
Раздельное экранирование пулемётов и стрелка улучшало условия его работы, но увеличивало размеры кормовой установки. Два подхода к пулемётному экрану-обтекателю: прозрачные «щёки» на «Мартин» В-26 «Мародёр» давали дополнительный обзор стрелку, кормовой стрелок четырёхмоторного «Боинг» В-17G «Летающая Крепость» такими возможностями не обладал
«Ванна» нижнего стрелка немецкого «Кондора» Fw 200 напоминала гондолу Fw 189, только верхняя линзовая установка «перекочевала» в нос «ванны», а задний конус своим вырезом в походном положении примыкал к фюзеляжу
Перед войной на некоторых многомоторных американских бомбардировщиках монтировались затейливые купольные установки. На фото «Дуглас»» В-18 «Боло»
Яблоковые шарниры позволяли ставить дополнительные пулемёты в любом месте, где имелось остекление – как слева на американском В-25 или справа на японском «Мицубиси» G4M «Бетти»
Кормовая установка на В-26 ранних серий с «яблоком» в переплёте остекления кабины
На немецких самолётах фирмы «Хейнкель» Не 111 и Не 115 в носу стояли купольные установки «Икария» 170. Асимметричный прозрачный купол мог вращаться в поперечной плоскости самолёта вручную или с помощью электромотора (грубая наводка), перебрасывая пулемёт в яблоковом шарнире в сторону цели
Линзовая установка была очень популярна на немецких бомбардировщиках. Принцип напоминал купольную, но яблоковый шарнир устанавливался на поворотном кольце
Американцы отделили стрелка от установки. В этом случае отдельно экранировался стрелок и отдельно установка – как на этом ночном истребителе «Нортроп» P-61 «Блэк Уидоу»
Главным требованием к конструкции подвижной пулемётной установки всегда являлось обеспечение как можно большей простреливаемой площади, и отрицательным влиянием системы «установка + стрелок» на аэродинамику самолёта долгое время пренебрегали. В Первую мировую лишь на германских и австро-венгерских аппаратах пытались «облагородить» турели и закрыть огневые точки обтекателями.
В конце 20-х годов пассажирская авиация, отказавшись от демилитаризованного «наследства» прошедшей войны, начала бороться за пассажиров путём увеличения скорости и комфортности полёта. Военная авиация, особенно бомбардировочная, по скоростным показателям стала резко отставать. При этом каждая «прибавка» к скорости самолёта ухудшала работу воздушных стрелков: в воздушном потоке они мёрзли, мокли под дождем, с трудом ворочали свои турели. Простейшим решением стало уменьшение количества пулемётных точек на многомоторных самолётах, уменьшение секторов обстрела за счёт «заглубления» установок внутрь планера самолёта и прикрытие турелей и стрелков ветровыми щитками и обтекаемыми экранами.
Экран мог устанавливаться на фюзеляж, прикрывая вырез в обшивке под подвижную установку и вписываясь в обводы фюзеляжа. Такая установка не снижала скорость полёта, и стрелок находился в относительно комфортном положении. При необходимости открыть огонь экран сдвигался и… повторялась ситуация Первой мировой.
Поэтому в ход пошли различные ухищрения. Экран могли установить на подвижный элемент конструкции установки, чтобы он вращался вместе с турелью, сделать его объёмным и прозрачным, чтобы стрелок имел обзор «как раньше». Правда, такая установка всё равно выступала за обводы фюзеляжа. Экран могли «вписать» в обводы, «сжав» установку до размеров шарнира с двумя степенями свободы, могли поставить два экрана: отдельно подвижный — на стрелковую установку, отдельно неподвижный — на голову стрелка. Был и ещё способ — сделать экран частью силовой конструкции установки, служившей креплением того же универсального шарнира.
У британского самолёта непосредственной поддержки «Армстронг-Уитворт Атлас» спину стрелка-радиста в полёте прикрывали ветровой козырёк и фонарь кабины пилота. На стоянке створка фонаря откидывалась вправо
Кабина стрелка другого британского аэроплана межвоенной постройки «Вестланд Уоллес» закрывалась секторным фонарём типа «рачий хвост», который при стрельбе складывался назад
Стрелок-радист итальянского разведчика-биплана IMAM Ro.37 имел небольшое прикрытие, но стрелять «выходил наружу»
Кабины экипажа британского многоцелевого «Лайсендера» фирмы «Вестланд» закрывались общим фонарём. Перед стрельбой из турельного пулемёта подвижная створка сдвигалась назад, открывая всю кабину стрелка
Турель на опытном многоцелевом «Бристоле» тип 120 закрывалась вращающимся сферическим экраном
У лёгкого британского бомбардировщика «Фейри Бэттл» был длинный общий фонарь. Подвижная створка над местом стрелка откидывалась назад, образуя своеобразный ветровой козырёк
Турель немецкой летающей лодки «Дорнье» Do 18 спереди защищалась ветровым козырьком. Для стрельбы по направлению полёта он прижимался к фюзеляжу по направляющим
Экран верхней установки бомбардировщика «Хендли-Пейдж Хэмпден» в полёте плотно закрывал вырез кабины стрелка-радиста. Для стрельбы экран поворачивался и убирался в гаргрот
На многих бомбардировщиках верхняя турель закрывалась сферическим экраном, закреплённым на подвижном кольце турели. Для вертикальной наводки предусматривался вырез, в полёте сильно задувало
Задний конусный обтекатель гондолы легендарного немецкого разведчика-корректировщика «Фокке-Вульф» Fw 189 служил и экраном кормового пулемёта. Для ведения огня одна из секторных рам не была застеклена. Прозрачный конус можно было проворачивать вокруг продольной оси по торцевой обечайке, направляя вырез в сторону цели
На первых вариантах американской летающей лодки «Каталина» для пулемётов за крылом имелось два прямоугольных люка. Стрелки сдвигали крышку назад и приподнимали её на кронштейне в качестве ветрового щитка. Из такой установки неудобно было стрелять, забирать с воды спасённых, производить погрузку. Новые большие каплевидные вырезы, закрываемые поворотными блистерами, разом облегчили все задачи
Кормовая пулемётная установка бомбардировщика «Норт-Американ» В-25 «Митчелл» постоянно совершенствовалась. На последних вариантах экраном защитили стрелка, а пулемёты прикрыли кожаным «фартуком»
Раздельное экранирование пулемётов и стрелка улучшало условия его работы, но увеличивало размеры кормовой установки. Два подхода к пулемётному экрану-обтекателю: прозрачные «щёки» на «Мартин» В-26 «Мародёр» давали дополнительный обзор стрелку, кормовой стрелок четырёхмоторного «Боинг» В-17G «Летающая Крепость» такими возможностями не обладал
«Ванна» нижнего стрелка немецкого «Кондора» Fw 200 напоминала гондолу Fw 189, только верхняя линзовая установка «перекочевала» в нос «ванны», а задний конус своим вырезом в походном положении примыкал к фюзеляжу
Перед войной на некоторых многомоторных американских бомбардировщиках монтировались затейливые купольные установки. На фото «Дуглас»» В-18 «Боло»
Яблоковые шарниры позволяли ставить дополнительные пулемёты в любом месте, где имелось остекление – как слева на американском В-25 или справа на японском «Мицубиси» G4M «Бетти»
Кормовая установка на В-26 ранних серий с «яблоком» в переплёте остекления кабины
На немецких самолётах фирмы «Хейнкель» Не 111 и Не 115 в носу стояли купольные установки «Икария» 170. Асимметричный прозрачный купол мог вращаться в поперечной плоскости самолёта вручную или с помощью электромотора (грубая наводка), перебрасывая пулемёт в яблоковом шарнире в сторону цели
Линзовая установка была очень популярна на немецких бомбардировщиках. Принцип напоминал купольную, но яблоковый шарнир устанавливался на поворотном кольце
Американцы отделили стрелка от установки. В этом случае отдельно экранировался стрелок и отдельно установка – как на этом ночном истребителе «Нортроп» P-61 «Блэк Уидоу»
Комментарии к данной статье отключены.