На декабрь 1941 года, к моменту начала широкомасштабных боевых действий в Юго-Восточной Азии, Нидерланды имели на будущем театре военных действий обширные владения, которые необходимо было защищать. Эти задачи были возложены на Королевскую голландскую ост-индскую армию, в которую входили и военно-воздушные силы (Militaire Luchtvaart van het Koninklijk Nederlands-Indisch Leger, ML-KNIL — Военная авиация Королевской голландской ост-индской армии).

В отличие от метрополии, где ВВС Нидерландов были вооружены самолётами собственной разработки, ВВС Голландской Ост-Индии традиционно ориентировались на закупку импортной авиатехники, в основном американской. В этом был свой резон — получать запасные части из США было проще. В итоге, к 7 декабря ML-KNIL имела на вооружении следующие самолёты:

  • 83 бомбардировщика «Гленн-Мартин» моделей 139 и 166;
  • 71 истребитель «Брюстер» B-339C и B-339D;
  • 17 истребителей «Кертисс-Райт» CW-21;
  • 13 истребителей «Кертисс» Hawk 75A-7.

Кроме того, в распоряжении голландцев было около 40 связных, разведывательных и тренировочных самолётов, а также порядка 70 летающих лодок и поплавковых самолётов.

В предлагаемом ролике представлены кадры хроники, снятые зимой 1941–1942 гг., после начала боевых действий. Камера запечатлела основную ударную силу ML-KNIL — «Брюстеры» и «Мартины» — самолёты, которые на декабрь 1941 года не были самыми современными, но вполне способны были решать поставленные задачи. Увы, в ближайшие три месяца все они были потеряны в тяжёлых боях с превосходящей их по численности и выучке экипажей японской авиацией, а их лётчикам предстояло погибнуть или попасть в плен.