К середине 1944 года положение нацистской Германии было плачевным на всех участках фронта и во всех стихиях — как писали раньше, «на земле, в небесах и на море». Положение «в небесах» при этом ухудшалось семимильными шагами — захватившие первые аэродромы на континенте высадившиеся западные союзники могли поддерживать свою пехоту и танки полчищами «Тайфунов» и «Тандерболтов», на востоке же, чувствуя ослабевшее противодействие люфтваффе, свирепствовали всё более многочисленные Ил-2. Наземные войска немцев вынуждены были поступить по старому принципу в котором сочетались утопающие и их руки.
Вермахт давно имел прекрасные автоматические и полуавтоматические зенитные пушки калибра 20 и 37 мм, но теперь жизнь выдвигала к ним новые требования. Противник вырос как численно, так и качественно, поэтому желательно было позаботиться как об увеличении числа стволов зенитных установок, так и о защите расчета. В результате возникло несколько конструкций, и одной из наиболее удачных стал зенитный танк под собственным именем «Вирбельвинд» — «Смерч».
Счетверенная установка 20-мм автоматических пушек на флакпанцере этой модели устанавливалась в открытой сверху восьмигранной вращающейся башне, которая монтировалась на шасси танка PzKpfw IV вместо штатной башни. Такая машина могла эффективно бороться не только с самолетами-штурмовиками, но и поддерживать свою пехоту в наземном бою. Несмотря на то, что «Вирбельвинд» оказался удачной конструкцией, таким образом было переоборудовано всего около 100 ремонтных «четверок» — возможности немецкой промышленности уже были невелики.
До наших дней дожил всего один «Вирбельвинд» — как ни странно, за океаном, в канадской провинции Онтарио, где он долгое время стоял на военной базе Борден. В прошлом году группа энтузиастов получила разрешение на работы по реставрации уникальной машины — предлагаемый вашему вниманию ролик зафиксировал начало этого процесса.
Комментарии к данной статье отключены.