В середине XIX века господству деревянных линейных кораблей в ведущих флотах мира был брошен вызов. Уже первое применение паровых броненосных батарей во время Крымской войны 1853–1856 годов показало серьёзный потенциал нового морского оружия – броненосцев. Настоящее же понимание возможностей пароходов, закованных в железную броню, пришло к морякам в ходе сражений на реках и у берегов Соединённых Штатов, где в смертельном поединке сошлись северяне и южане. Иногда одного броненосца было достаточно, чтобы нейтрализовать несколько тысяч вражеских солдат или надёжно защитить важный порт. Новый боевой опыт помогал обеим сторонам совершенствовать конструкцию кораблей и развивать тактику применения броненосных эскадр.
С 1861 по 1865 год в США шла гражданская война между северными (так называемыми федеральными штатами или Союзом) и южными штатами, образовавшими Конфедерацию. Её причиной стал конфликт экономических и политических интересов Юга и Севера: вопрос использования новых территорий под рабовладельческие плантации или фермерские хозяйства; отмена рабства как способ увеличения количества свободной рабочей силы для севера и угроза экономического краха для юга; потеря южанами политического господства над США; разница интересов в области таможенных пошлин и торговли и т. д. Возглавили междоусобную борьбу президент Союза Авраам Линкольн и президент Конфедерации Джефферсон Дэвис.
Соотношение сил Севера и Юга примерно оценивалось как 7:3. Тем не менее, решающие сражения 1861–1863 годов были выиграны войсками Конфедерации под командованием генералов Роберта Ли и Томаса Джексона (вместе с этим южане потеряли штаты Кентукки и Миссури, а также северные районы Миссисипи и Алабамы). Поражения южан в битвах при Геттисберге и Чаттануге в 1863 году определили переход Конфедерации к обороне.
В 1864–1865 годах, имея подавляющее превосходство в численности и снабжении, армии Союза под командованием генералов Улисса Гранта и Уильяма Шермана взяли под контроль всю территорию США и выиграли войну. За годы войны потери Союза составили около 360 000 человек, южане потеряли не менее 258 000 человек. Рабство было законодательно запрещено, а политическая власть в стране перешла от южных плантаторов к экономической элите Севера.
Силы и задачи военно-морских сил Севера и Юга
С самого начала войны задачи военно-морских сил противников формулировались исходя из огромной протяжённости побережья Конфедерации и зависимости южан от импорта вооружений, а также экспорта хлопка и табака.
Главная задача флота Союза была сформулирована в плане «Анаконда». Плотная блокада портов и побережья, а также захват стратегических точек на приморских территориях южан должны были задушить экономику Конфедерации подобно кольцам огромной змеи. Тотальное превосходство в силах позволило северянам начать выполнение плана уже с первого года войны. По мере усиления флота северян и захвата баз на берегах южных штатов эффективность блокады увеличивалась, а экономическое положение Конфедерации ухудшалось.
Конфедерации приходилось защищать ключевые порты и гавани при помощи укрепления существующих и строительства новых фортов, а также плотного минирования подходов к гаваням. Не имея финансовой и технической возможности создать полноценный флот, южане сделали ставку на технические новшества – броненосцы, подводные лодки, морские мины и нарезные морские пушки. Шанс переломить ход морской войны в свою пользу был упущен на первом году войны с потерей крупных городов, где находились судостроительные предприятия. Поэтому качество и количество кораблей всегда было невысоким, а экипажам не хватало опыта и профессионализма. Поражения при Геттисберге и Виксберге лишили Юг поддержки Европы и надежды построить современный флот за границей.
Морские военные поставки Конфедерации хаотично осуществлялись частными кораблями. Успех сопутствовал коммерсантам более чем в 80% случаев, но обеспечить все нужды «клиента» они не могли. Кроме того, вместо оружия эти корабли зачастую привозили из Европы модные наряды и шампанское, которые можно было продать быстрее и выгоднее.
За время войны одиночные каперы-крейсера Конфедерации уничтожили или захватили примерно 5% торгового флота Союза (около 200 кораблей) – эти цифры могут показаться внушительными, но ущерб был незначителен. В свою очередь, северяне к концу войны не смогли нейтрализовать лишь один крейсер Юга.
Стратегическое господство и инициатива всегда были на стороне военно-морского флота Союза, который самостоятельно или при поддержке сухопутных сил выполнял поставленные перед ним задачи. В целом, действия южан можно охарактеризовать как активное, мужественное и отчаянное сопротивление, которое позволило продлить агонию Конфедерации.
Особенности судостроения
Весной 1861 года флот США насчитывал 70 боеспособных судов – в том числе 35 паровых (из них 20 винтовых). Ни один из боевых кораблей не перешёл на сторону Юга. При этом на вооружении или в постройке не было ни одного броненосца. К декабрю 1864 года ВМФ Союза под руководством секретаря Гидеона Уэллеса вырос до 671 единицы – в том числе 113 паровых винтовых кораблей и 71 броненосца.
Судостроение северян опиралось на шесть крупных верфей в Бостоне, Бруклине, Портсмуте, Вашингтоне, Балтиморе и Филадельфии. Паровые машины, сопутствующие механизмы и орудия выпускали шесть крупных машиностроительных предприятий – проблем с производственными мощностями не наблюдалось. Число рабочих в арсеналах и верфях за время войны возросло с четырёх до пятидесяти тысяч. В таких условиях строительство и ремонт кораблей не представляли проблем.
Южане на момент начала войны не только не имели ни одного боевого корабля, но и не располагали промышленностью для строительства военного флота. Судостроительными центрами Конфедерации были Норфолк, Новый Орлеан и Мемфис – больших верфей там не имелось, а судостроение составляло 5% от общеамериканского тоннажа (по состоянию на 1860 год). За исключением леса, ресурсов для строительства кораблей или новых верфей на Юге не было. С 1862 года Конфедерация начала испытывать и серьёзную нехватку трудовых ресурсов, так как на воинскую службу были призваны опытные рабочие, которые не вступили в армию ранее. Нехватка специалистов-корабелов росла год от года.
В феврале 1861 года южане создали военно-морской департамент во главе со Стефаном Мэллори. Большому флоту северян, состоявшему из парусных и паровых деревянных кораблей, он предложил противопоставить небольшой флот из броненосцев, первые из которых уже состояли на вооружении в Англии и Франции. По проекту конструктора Джона Портера с 1862 по 1865 год было начато постройкой около 50 броненосцев, но закончено лишь 22. Средняя стоимость одного броненосца составила около 300 000 долларов золотом. Всего южане заказали 150 боевых кораблей, из которых достроили лишь половину.
Перед инженерами Конфедерации стояла задача по перестройке в броненосцы военных и гражданских судов, сильно различавшихся по характеристикам. Юг никогда не мог позволить себе сконструировать и построить корабль «с нуля». Тем более удивительным является тот факт, что при отсутствии специализированной промышленности и нехватке ресурсов южанам удалось раньше северян построить броненосец, а позднее создавать более или менее унифицированные отряды броненосных кораблей.
Известия о строительстве южанами броненосца «Вирджиния» и наличие броненосных батарей и фрегатов у потенциальных врагов (Англии и Франции) требовали от северян пополнения флота аналогичными по классу кораблями. В июле 1861 года Секретарь флота Гидеон Уэллес посоветовал Конгрессу назначить совет морских офицеров для выработки рекомендаций по строительству броненосцев – так называемый «Совет по броненосцам». Проекты батарейных броненосцев «Нью-Айронсайдс» и «Галена» были приняты без проблем, хотя все понимали, что на их постройку понадобится немало времени.
«Галена» – классический паровой корвет с тонкой и неудачно расположенной бронёй закончил войну уже без брони. «Нью-Айронсайдс» следовал образцу первых французских броненосных фрегатов. Оба корабля оказались бы незаменимыми в случае вступления в войну Англии и Франции с их мощными линейными флотами. «Нью-Айронсайдс» оказался лидером по количеству попаданий и полученных повреждений, зарекомендовав себя сильнейшим броненосцем Союза. Слабой стороной обоих кораблей была большая осадка, что осложняло их действия при блокаде побережья и подавлении береговой обороны противника.
Самым интересным оказался последний, революционный проект – «Монитор» инженера Джона Эрикссона. На «Мониторе» были применены 47 запатентованных изобретений, он стал прародителем нового класса кораблей, получившего название по его имени. Низкая осадка, достаточная степень защиты, высокая манёвренность, большая огневая мощь и практически круговая зона ведения огня делали мониторы Эрикссона весьма эффективными при защите и ближней блокаде побережья.
Источники и литература:
- Wilson H. W. Ironclads in action. – London.: S. Low, Marston and Company, 1896
- A. Stenzel-H. Kirchoff, Seekriegsgeschichte in ihren wichtingsten Abschnitten mit Berucksichtigung der Seetaktik, Hannover, 1907–1911
- Official Records of the Union and Confederate Navies in the War of the Rebellion. Govt. Print. Off. Washington, 1894–1922
- Konstam Angus. Confederate Ironclad 1861–65 – Osprey Publishing, 2001, ISBN 10: 1841763071, ISBN 13: 9781841763071
- Konstam Angus. Union Monitor 1861–65 – Osprey Publishing, 2002, ISBN 10: 1841763063, ISBN 13: 9781841763064
- Donald L. Canney. The Old Steam Navy: The Ironclads, 1842–1885 – Naval Institute Press, 1993, ISBN-10: 0870215868, ISBN-13: 978–0870215865
- Jack Greene, Alessandro Massignani. Ironclads At War: The Origin And Development Of The Armored Battleship – Da Capo Press, 1998, ISBN 10: 0938289586, ISBN 13: 978–0938289586
- http://www.civil-war.net, The Civil War Home Page. Dedicated to the participants, both North and South, in the great American Civil War 1861–1865
- http://www.navsource.org, Photographic History of the U.S. Navy
- https://www.loc.gov, Library of U.S. Congress
Комментарии к данной статье отключены.