Крейсера – наиболее разнообразный и многофункциональный класс боевых кораблей. Некую «единую линию» в их развитии можно проследить лишь начиная с Первой мировой войны – до этого под «крейсером» могли пониматься самые разные корабли с весьма различными, иногда взаимоисключающими задачами. Само же обозначение крейсера как класса кораблей, а не выполняемых ими задач, появилось лишь в 1870-х годах. Что этому предшествовало?
Зигзаги эволюции
Изначально под словом «крейсер» подразумевался корабль, приспособленный к круизам – дальним рейдам, направленным, в первую очередь, на борьбу с вражеской морской торговлей. Эта задача сохранялась за крейсерами вплоть до Второй мировой войны, хотя и далеко не везде. В ряде стран (например, в России) крейсера специальной постройки перестали рассматривать как «истребители торговли» ещё до Первой мировой, в других же за ними остались лишь функции «защитников торговли», призванных бороться с вражескими кораблями аналогичного класса.
Для действий на вражеских коммуникациях в дальних морях важнейшими качествами были дальность плавания, автономность и мореходность, поэтому вооружение, защита и даже скорость отходили на второй план. Уже ранние «истребители торговли» не отличались быстроходностью, а позднее оказалось, что для выполнения таких задач прекрасно подходят «вспомогательные крейсера» – вооружённые пассажирские лайнеры и другие гражданские суда.
Очевидным является и то, что крейсера произошли от фрегатов – кораблей, предназначенных для линейного боя, но более лёгких и манёвренных, чем классические парусные линкоры. Имея всего одну-две орудийные палубы, фрегаты XVII и XVIII веков не нуждались в высоком борте, а потому имели куда лучшую остойчивость. Это позволяло им нести более высокие мачты с большей площадью парусов, что обеспечивало более высокую скорость.
Тактика морского боя, сложившаяся к XIX веку, предусматривала совместное использование в линейном сражении как тяжёлых линкоров, так и более слабых, но быстроходных фрегатов. Фрегаты могли легко обгонять противника, ломать его строй и разворачиваться бортом с носа или с кормы вражеского корабля. При этом фрегат оказывался вне зоны поражения бортовой батареи врага, не теряя возможности использовать всю свою артиллерию для продольного огня. В целом, в XVIII–XIX веках фрегаты выполняли задачи, которые позднее были возложены на линейные крейсера.
По конструкции или по размеру?
Даже с наступлением эпохи пара и брони большие рангоутные трёхмачтовые крейсера ещё некоторое время продолжали именоваться фрегатами. Те из них, за которыми сохранилась задача участия в линейных боях, со временем превратились в броненосные крейсера, затем стали линейными крейсерами и в итоге окончательно «слились» с линкорами-дредноутами. Казалось бы, такая эволюция стройна и логична… Однако не тут-то было. Начнём с того, что «броненосный крейсер» – это не столько обозначение класса корабля, сколько указание на характер его бронирования, то есть, на наличие броневого пояса, защищающего ватерлинию. В принципе, такой пояс могли нести и совсем небольшие корабли, не приспособленные для участия в линейном бою. С другой стороны, бронепалубные крейсера, не обладавшие броневым поясом, в ряде случаев имели большие размеры, мощную артиллерию и солидную защиту – не только горизонтальную палубу, но и уходившие под ватерлинию броневые скосы. Построенные в конце XIX века английские бронепалубные крейсера типа «Пауэрфул» по водоизмещению превосходили даже большинство тогдашних броненосцев. Словом, деление крейсеров на бронепалубные и броненосные скорее запутывает, чем проясняет дело.
Однако существовала и другая, куда более чёткая классификация. Ещё в начале XVIII века в Англии было введено разделение боевых кораблей для эскадренной службы (то есть, пригодных для походов в открытое море) на шесть рангов по главному параметру – размерам, от которых напрямую зависело артиллерийское вооружение. Первые три ранга составляли линкоры, имевшие три и более артиллерийских палуб и свыше 70 пушек. 4-й и 5-й ранги занимали фрегаты, имевшие (в английском флоте) две палубы и от 30 до 60 пушек. Корабли 6-го ранга имели всего одну боевую палубу и от 6 до 20 орудий, обозначались как посыльные суда (во французском флоте – авизо) и использовались для разведки, дозора и связи. При этом бомбардирские корабли, канонерские лодки, транспорты и различные вспомогательные суда в указанную классификацию не входили. Таким образом, корабли с 4-го по 6-й ранг можно определённо относить к крейсерскому классу.
Французская система классификации была более гибкой и менее формализованной. Именно французы первыми начали строить низкобортные фрегаты с одной артиллерийской палубой, имевшие более высокую парусность, а значит, и лучшую скорость хода. Кроме того, они разделили свои фрегаты на большие и малые, точнее, выделили из них класс корветов, занявших промежуточное положение между фрегатами и авизо. Постепенно эту классификацию переняли и другие страны, а с началом эпохи брони и пара фрегаты стали обозначаться как крейсера 1-го ранга, корветы – как крейсера 2-го ранга, авизо же превратились в крейсера 3-го ранга. Таким образом, была выстроена вполне чёткая классификация, причём как по размерам, так и по назначению.
С появлением на кораблях паровых машин первоначально ничего не изменилось – первые боевые пароходы, по сути, представляли собой вспомогательные суда, вооружённые десятком пушек, и предназначались, прежде всего, для разведки и связи, при ведении которых независимость от ветра была крайне важна. В России такие корабли именовались пароходо-фрегатами, но к классу фрегатов они не имели никакого отношения.
С конца 1840-х годов паровые машины начали появляться и на «капитальных» боевых кораблях – сначала как вспомогательный движитель для использования в безветренную погоду. На устройство и вооружение кораблей новые машины поначалу не повлияли, и первые паровые линкоры оставались всё теми же красавцами с высоким бортом и множеством орудийных палуб. Классическим примером такого корабля стал 90-пушечный французский линкор «Наполеон», заложенный в 1847 году знаменитым конструктором Дюпюи-де-Ломом и вступивший в строй пятью годами позже. «Наполеон» имел три артиллерийских палубы, водоизмещение свыше 5000 тонн и развивал очень хорошую по тем временам скорость в 13,5 узлов.
Однако в начале 1860-х годов с появлением на «кэпитал-шипах» брони и более мощных машин количество пушек на них резко сократилось. Защитить бронёй высокий борт с несколькими этажами орудийных палуб было невозможно, поэтому приходилось ограничиваться одной палубой, а для сохранения веса залпа – увеличивать калибр орудий. Став однопалубными, все крупные броненосные корабли автоматически перешли в класс фрегатов. Наглядным примером этому стал французский «Глуар» – последний из шести линейных кораблей типа «Наполеон». В 1859 году из недостроенного корабля решили сделать мореходный броненосец – для этого полностью срезали верхнюю часть корпуса, оставив только одну закрытую орудийную палубу, а весь борт закрыли 100-мм кованой бронёй, спускавшейся ниже ватерлинии (снизу её толщина составляла 120 мм). Сохранив своё боевое назначение, корабль превратился во фрегат.
Первые броненосные фрегаты предназначались исключительно для линейного боя и со временем стали именоваться броненосцами (крейсерские функции на них не возлагались). В то же время, крейсера, то есть корабли, предназначенные для рейдерских операций, разведки и дозора, во всех странах поначалу строились исключительно небронированными, хотя по размерам могли быть вполне сопоставимы с новоявленными «линкорами».
Быстроходные гиганты
В конце 1850-х годов паровые фрегаты (а также корветы и шлюпы) начали появляться во всех флотах мира. Наиболее яркими образцами крейсера 1-го ранга стали американские деревянные фрегаты типа «Вампаноа» (1864 год) и британский железный фрегат «Инконстант» (1868 год). Эти корабли несли почти одинаковое вооружение, основу которого составляли расположенные по бортам десять 229-мм дульнозарядных орудий. Мощные паровые машины позволяли им развивать невиданную по тем временам скорость (до 17 узлов), зато единственной защитой «Инконстанта» были угольные ямы, располагавшиеся по бортам.
«Вампаноа» стал уникальным кораблём, во многом опередившим своё время. Он был создан главой Бюро парового проектирования американского флота – гениальным инженером Бенджамином Ишервудом. Паровой фрегат «Вампаноа» был заложен на Нью-Йоркской морской верфи в разгар Гражданской войны, 3 августа 1863 года (ещё до гибели винтового шлюпа «Алабама» – события, сделавшего очевидным тот факт, что крейсерам нужны орудия крупного калибра). При нормальном водоизмещении в 4215 тонн он имел железный набор, деревянную обшивку и огромное по тем временам удлинение корпуса – 108 метров длины и всего 13,8 метров ширины (длина превышала ширину почти в восемь раз). Паровая машина также имела огромную для той эпохи мощность (4100 л.с.), а применение редуктора с деревянными (!) шестернями дало кораблю возможность на испытаниях 1868 года развить скорость в 17,75 узла – в американском флоте этот рекорд был превзойдён лишь 21 год спустя крейсером «Чарльстон». Корабль нёс десять 203-мм гладкоствольных дульнозарядных орудий по бортам, одну 60-фунтовую (196-мм) нарезную дульнозарядную пушку в центре корпуса на поворотной платформе и несколько орудий меньшего калибра. Последующие корабли этого класса вооружались 229-мм дульнозарядными орудиями и несли уже по три 60-фунтовых пушки на поворотных платформах.
Увы, из шести фрегатов этого типа, заложенных во время Гражданской войны, были достроены только три – «Вампаноа», «Мадаваска» и «Аммонусак», в 1869 году переименованные соответственно во «Флориду», «Теннесси» и «Айову» (последний прошёл ходовые испытания, но в строй так и не вступил). Корабли оказались слишком дорогими – цена одного фрегата достигала 1,2 млн долларов. Кроме того, мощная паровая установка из восьми огнетрубных котлов и двух машин двойного расширения оказалась слишком тяжёлой и «прожорливой» – в итоге на мачты, такелаж, артиллерию и припасы оставалось лишь 16% от полного водоизмещения корабля. Машины каждого из этих кораблей расходовали 136 тонн угля в сутки, поэтому нормального запаса топлива хватало всего на пять дней хода, что было явно недостаточно для крейсера. В 1869 году Ишервуд был отправлен в почётную «ссылку» на верфь Мэйр-Айленд в Сан-Франциско, а строительство крейсеров для американского флота прекратилось на целых пятнадцать лет.
Однако рекордные показатели «Вампаноа» обеспокоили англичан и побудили их к поиску ответа. Таковым стал фрегат «Инконстант», спроектированный другим гениальным конструктором той эпохи – Эдвардом Ридом. «Инконстант» представлял собой большой неброненосный фрегат водоизмещением в 5780 тонн с паровой машиной в 7360 индикаторных сил и скоростью 16 узлов. Вооружение этого корабля было значительно более мощным, чем у фрегатов типа «Вампаноа» – он нёс десять 229-мм орудий в батарее, а также шесть 178-мм орудий. Однако главным новшеством стало то, что корпус корабля был полностью железным – не только набор, но и обшивка. Вслед за первым кораблём появились ещё два, несколько отличавшиеся по характеристикам – «Рейли» и «Шах». Казалось, сейчас начнётся гонка размеров и скорости крейсеров. Но тут одно за другим произошли два события, сильно повлиявшие на эволюцию этого класса кораблей.
Россия: появление броненосных крейсеров
Ещё в 1864 году в России были заложены два 4000-тонных железных броненосных фрегата – «Князь Пожарский» и «Минин». Поначалу они числились корветами, а позднее обозначались как «полуброненосные фрегаты» – наглядная иллюстрация того, что первоначально под «броненосным фрегатом» подразумевался полноценный броненосец.
Эти корабли строились по образцу первого английского казематного броненосца «Беллерофонт», спроектированного всё тем же Эдвардом Ридом, и должны были выполнять функции океанских броненосцев в дополнение к двум уже существовавшим деревянным броненосным фрегатам «Севастополь» и «Петропавловск». В качестве второстепенной задачи для них предполагалась и крейсерская деятельность. Однако на испытаниях 1869 года «Пожарский» показал скорость всего в 12 узлов, что было явно мало для крейсера. Достройка же «Минина» и вовсе затянулась до 1878 года – сначала его собирались переделать в башенный броненосец, установив башни системы Кольза с 280-мм или даже 381-мм орудиями, но потом работы были приостановлены.
Тем временем российское морское ведомство (прежде всего, морской министр адмирал Н. К. Краббе) приняло нестандартное решение – не пытаться соревноваться с Англией в количестве броненосцев, а сделать упор на создание кораблей для войны против вражеской торговли (то есть, активизировать строительство крейсеров). Собственно, после Крымской войны крейсера в России строились довольно активно и прекрасно показали себя во время кризиса 1863 года, когда в ответ на поддержку Англией Польского восстания к берегам Северной Америки были направлены две крейсерских эскадры – с востока и с запада. Эти эскадры оказали моральную поддержку северянам, а также продемонстрировали возможность развернуть крейсерскую войну против Англии в случае начала ею боевых действий против России.
После постройки в конце 1850-х годов нескольких крупных деревянных и композитных (то есть, с железным набором и деревянной обшивкой) фрегатов на зарубежных и отечественных верфях Россия перешла к строительству малых крейсеров 3-го класса – клиперов. Фактически это были шлюпы, получившие красивое название, позаимствованное у американского коммерческого флота. Они имели деревянные (с 1870-х годов – композитные) корпуса, вооружались тремя-четырьмя пушками калибра 107–152 мм и развивали совсем небольшую скорость – 10–12 узлов. Тем не менее, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории военного флота В. Кофмана, «в России они на какое-то время стали реальной основой крейсерского флота».
Однако для эффективного противостояния британскому флоту требовались иные корабли – менее многочисленные, но вооружённые 203-мм орудиями, хорошо защищённые бронёй и способные без проблем справиться с любым вражеским крейсером. Впоследствии такую тактику в противостоянии Англии будет применять Германия, что приведёт к появлению «карманных линкоров». Пока же было решено переоборудовать в океанский крейсер многострадальный «Минин» – его вооружение уменьшили до двенадцати 152-мм нарезных казнозарядных орудий и четырёх таких же 203-мм орудий, установленных в спонсонах. Ватерлиния корабля была защищена 140-мм броневым поясом, однако артиллерия оставалась открытой. Мощность машины увеличилась до 6000 л.с., водоизмещение выросло до 5740 тонн. На ходовых испытаниях 1878 года корабль дал скорость в 14,5 узлов.
Ранее, в 1870 году, на Балтике было начато строительство «полуброненосных корветов» (позднее – фрегатов) «Генерал-Адмирал» и «Александр Невский» (в действительности заложен в 1872 году и тогда же переименован в «Герцог Эдинбургский»). Эти корабли были созданы инженером Н. Е. Кутейниковым по техническому заданию контр-адмирала А. А. Попова и ещё на стадии проектирования обозначались как броненосные крейсера – именно так и родился этот термин. Более того, в описании проекта Попов прямо указывал, что образцом для этих кораблей стал английский «Инконстант».
Оба корабля несли нарезные орудия «крейсерского» калибра – два 152-мм в оконечностях и четыре 203-мм в бортовых спонсонах (позднее их число увеличилось до шести). Корабли были защищены довольно узким 152-мм броневым поясом, сверху прикрытым 13-мм броневой палубой; механизмы отдельно прикрывал полутораметровый 152-мм броневой комингс. Проектное водоизмещение составляло около 4600 тонн, однако из-за перегрузок оно постоянно росло и в итоге достигло 5300 тонн. В то же время машины отечественного производства, по проекту имевшие мощность в 6300 л.с., на испытаниях «Генерал-Адмирала» показали лишь 4470 л.с. В итоге скорость крейсеров оказалась даже меньшей, чем у «Минина» – около 13,5 узлов.
Триумф «Уаскара»
Русские броненосные крейсера вступили в строй к 1877 году и вызвали немалый шок у «просвещённых мореплавателей». Одновременно с этим произошло ещё одно событие: 29 мая 1877 года у берегов Перу состоялся бой между двумя британскими крейсерами – фрегатом «Шах» (6250 тонн) и деревянным корветом «Аметист» (1970 тонн) – и взбунтовавшимся перуанским монитором «Уаскар» (1800 тонн), команду которого англичане обвинили в пиратстве. Несмотря на подавляющее огневое превосходство, британцы не смогли нанести противнику существенного вреда. С дистанции от полутора до двух километров «Шах» произвёл 237 выстрелов из 229-мм и 178-мм орудий и даже выпустил одну торпеду. На «Уаскаре» был снесён весь рангоут, но погиб всего один человек, а ещё пять членов команды были ранены (при этом корабль не утратил боеспособности). Один из 178-мм снарядов «Шаха» попал в башню «Уаскара», но даже с расстояния в 1600 метров смог лишь на 76 мм углубиться в 140-мм броню.
Интересно, что сам «Уаскар», построенный в Англии в 1865 году, более всего прославился именно в качестве крейсера. Формально он являлся рангоутным монитором, нёс два 254-мм дульнозарядных орудия в поворотной башне Кольза, имел 114,5-мм броневой пояс и развивал сравнительно небольшую скорость в 12 узлов, однако из-за короткого высокого полубака и откидного фальшборта оказался весьма мореходным. Начав свою боевую карьеру в мае 1866 года с потопления испанского корвета «Петита Виктория» и бригантины «Мануэль», «Уаскар» стал одним из самых успешных крейсеров в мировой истории – всего на его счету 2 потопленных корвета, 17 торговых судов, а также 8 захваченных торговых и транспортных судов. В конце концов, 8 октября 1879 года, во время чилийско-перуанской войны, монитор был тяжело повреждён и захвачен силами целой чилийской эскадры.
Из истории с «Уаскаром» можно сделать два вывода: во-первых, далеко не всегда самым удачливым кораблём является наиболее мощный, вооружённый и быстроходный; во-вторых, для «истребителя торговли» хорошая защита часто бывает важнее высокой скорости. Неожиданно для себя англичане обнаружили, что не имеют средств для эффективной борьбы с крейсерами противника. Точнее, единственным таким средством оказались броненосцы, поэтому в конце 1877 года «Шах» был замещён новым (вступил в строй в 1873 году) броненосцем «Трайэмф», изначально строившимся для службы в отдалённых океанских районах и имевшим относительно высокую скорость в 13,75 узлов. Справедливости ради надо сказать, что до «Шаха» функции стационера у берегов Южной Америки выполнял другой броненосец – «Рипалс». Этот деревянный корабль, заложенный ещё в 1859 году и строившийся целых одиннадцать лет, был представителем совершенно другой эпохи и к 1877 году безнадёжно устарел, несмотря на приличную скорость в 12,5 узлов.
По иронии судьбы «Шах» – прямой потомок «Инконстанта», один из лучших и новейших британских крейсеров 1-го ранга, вступивший в строй всего годом ранее – в феврале 1877 года был послан на Тихий океан именно в связи с кризисом на Балканах, грозившим очередной русско-турецкой войной. Ожидалось, что, как и в 1854 году, против России на защиту Турции выступит Англия, а русские в ответ отправят в океан крейсерскую эскадру, как это произошло во время кризиса 1863 года. «Шах» должен был противодействовать возможному появлению у берегов Южной Америки русских крейсеров, но оказался не в состоянии справиться даже с маленьким и тихоходным перуанским монитором.
Список литературы:
- А. П. Шершов. История военного кораблестроения. М.-Л., 1940
- В. Я. Крестьянинов. Крейсера Российского Императорского флота. 1856–1917. Часть 1. СПБ.: Галея-Принт, 2009
- Журнал «Моделист-Конструктор», выпуски серии статей «Морская коллекция» за 1977–1978 и 2006 годы
- David K. Brown. Warrior to Dreadnought. Warships design and development 1860–1905. Seaforth Publishing, 2010.
Комментарии к данной статье отключены.