1979 год стал годом революционных потрясений для всего Востока: произошла исламская революция, было захвачено американское посольство в Иране, началось советское вторжение в Афганистан, был казнён бывший пакистанский президент Бхутто, а Египет с Израилем подписали мирный договор. Завершался тот год событиями в центре всей исламской цивилизации — в Мекке. В ноябре на землю Саудовской Аравии, как посчитали некоторые, пришёл Махди — долгожданный мессия.
Главная мечеть ислама
Саудовский монарх с 1986 года официально носит титул, прежде принадлежавший арабским халифам и османским султанам, — Хадим аль-Харамейн аш-Шарифейн (Хранитель двух святынь). Этими двумя святынями, которые саудовский король обязывается оберегать, являются две главные мечети исламского мира, расположенные в Мекке и Медине. Первенство, несомненно, принадлежит мекканской Аль-Масджид аль-Харам (Заповедной мечети), во внутреннем дворе которой расположена Кааба — величайшая святыня ислама.
В настоящее время мечеть представляет собой огромный комплекс с 11 минаретами общей площадью около 500 тысяч м², способный вместить более миллиона верующих. Правда, такой вид она приняла только по завершении двух серий реконструкций, проведённых в последние десятилетия. А в 1979 году комплекс был в полтора раза меньше, имел семь минаретов и вмещал не более полумиллиона паломников.
Меняющееся королевство
Когда открылся поток нефтедолларов, а к власти в 1963 году пришёл король-реформатор Фейсал, Саудовская Аравия начала стремительно меняться. Всего за одно десятилетие королевство прошло путь от отмены рабства до предоставления женщинам права на высшее образование и работу. Ревнители нравственности были вынуждены смириться с появлением музыкальных проигрывателей, телевидения, кинотеатров, продажей табака, распространением иллюстрированных газет и журналов, показом «мыльных опер».
Король Фейсал был убит одним из принцев в 1975 году. Новым правителем стал сводный брат погибшего Халид. Фактически же власть сосредоточилась в руках ставшего наследным принцем другого сводного брата и ближайшего соратника Фейсала, Фахда — главы могущественнейшей из группировок сыновей основателя королевства, «семёрки Судейри». В её состав входил в том числе министр обороны и авиации принц Султан.
Другую влиятельную ветвь правящего клана возглавлял принц Абдалла, командовавший национальной гвардией, служившей, по сути, противовесом армии. Именовавшаяся из-за традиционных одежд «белой армией», нацгвардия набиралась исключительно из «благородных племён» бедуинов, преданных династии — в отличие от армии или полиции, где могли служить все граждане страны.
Сыновья убитого короля Фейсала также играли большую роль в силовых структурах страны: принц Абдуррахаман был командиром бронетанковой бригады, принц Турки возглавлял главную спецслужбу королевства — Директорат общей разведки. Доходы от нефти позволили резко расширить закупки оружия у США, Великобритании и Франции. Но несмотря на астрономические суммы военных расходов, исчислявшиеся десятками миллиардов долларов в год, и массированную закупку новейших видов оружия, «Ньюсуик» написал в апреле 1978 года:
«У саудовцев нет военных традиций в современном смысле слова. От солдат, которые совсем недавно водили караваны верблюдов (…) сегодня требуется умение управлять ракетными установками, оснащёнными электронным оборудованием (…) Чтобы военная машина не пробуксовывала, саудовцы вынуждены опираться на американских консультантов и технических специалистов. Данное положение сохранится на многие годы вперёд».
Немалая часть закупаемого новейшего вооружения годами просто лежала на складах без использования.
В поисках Махди
Разумеется, в Саудовской Аравии немало было и тех, кто не пришёл в восторг от происходивших в стране коренных социально-экономических перемен. Широкое недовольство вызывал образ жизни многих саудовских принцев во главе с Фахдом, «прославившихся» своими роскошными кутежами на Лазурном берегу, весьма далёкими от строгих норм ваххабитского ислама. Новые веяния осуждали многие видные богословы страны. Кое-кто из них считал ересью утверждение, что Земля — круглая.
Во вновь открытых саудовских университетах кафедры оказались в руках египетских эмигрантов из числа «братьев-мусульман» во главе с братом основателя движения Мохаммедом Кутбом — их приютил король Фейсал в рамках борьбы со своим заклятым врагом президентом Насером. Среди студентов и учеников богословских школ нашлось немало молодых людей, готовых перейти от слов к делу. Их лидером стал 43-летний Джухайман аль-Утайби. Отслужив 18 лет в нацгвардии водителем грузовика, он поселился в Медине и после нескольких лет богословских занятий сам начал выступать.
Весной 1978 года в одной маленькой кувейтской типографии, существовавшей на деньги иракского диктатора Саддама Хуссейна, был опубликован программный труд Джухаймана «Семь посланий». В нём новоявленный проповедник обрушивался на современное саудовское государство, променявшее древнее исламское благочестие на «поклонение риалу» (риал — денежная единица Королевства Саудовская Аравия). По словам Джухаймана, «лицемерное правительство» покровительствовало «гнёту, коррупции и взяточничеству», а принцы «транжирили государственные деньги» и вели «распутный образ жизни в роскошных дворцах».
Нелегальная брошюра широко разошлась по всей стране и привлекла к Джухайману сотни сторонников. Среди них был студент университета Эр-Рияда Мохаммед Абдулла аль-Кахтани, брат второй жены Джухаймана. Этот красивый и застенчивый юноша с необычайно белой кожей любил писать традиционные арабские стихи. В ноябре 1978 года Джухайман сообщил своим последователям, что ему было во сне видение: именно Мохаммед является Махди — исламским мессией, что придёт в мир перед концом света и поведёт правоверных на последнюю битву с силами зла. Вскоре о подобных снах стали рассказывать и другие члены группировки.
В это время у них и возникла идея в первый день XV века хиджры, что соответствовало 20 ноября 1979 года, захватить Заповедную мечеть в Мекке и возвестить миру о пришествии Махди. Джухайман начал подготовку к операции. Контрабандными путями из Йемена поступало оружие, в пустыне проводились регулярные сборы и тренировки.
Захват мечети
Осенью 1979 обстановка в Саудовской Аравии была наэлектризована. По всей стране ходило множество подпольных листовок, призывавших восстановить чистоту ислама, свергнуть «власть деспотов» и изгнать всех иностранцев. Появились слухи об арестах заговорщиков в частях армии и ВВС. Восточную провинцию сотрясали демонстрации шиитов с портретами аятоллы Хомейни.
Во время хаджа в ноябре 1979 года сотни сторонников Джухаймана со всей страны собрались в Мекке. Помимо саудовцев, среди них было немало студентов саудовских вузов из других мусульманских стран — египтян, йеменцев, сирийцев, кувейтцев, иракцев, суданцев. Присоединились даже два принявших ислам афроамериканца.
За скромную взятку люди Джухаймана загнали в подземелье мечети несколько пикапов, набитых оружием, боеприпасами и продуктами. В ночь с 19 на 20 ноября сторонники проповедника собрались в Заповедной мечети, затерявшись в десятитысячной толпе паломников.
В первый день нового года утренняя молитва начиналась в 5:18. Не успел имам произнести в микрофон и несколько слов, как раздались выстрелы, поднявшие в воздух стаи голубей. Джухайман в сопровождении нескольких вооружённых мужчин поднялся на помост и отобрал микрофон у имама. Затем старший брат Махди Саид зачитал декларацию, через громкоговорители мечети слышную во всём городе.
Он долго перечислял многочисленные примеры упадка истинной веры: чего стоит только это «новое языческое бедствие в виде футбола, который отвращает верующих от Ислама». Представители королевского дома стали пешками в руках неверных и более не достойны уважения верующих. Клятва верности, данная монарху, отныне недействительна, поскольку королевская семья явно не соблюдает законов ислама. Но спасение уже близко. Прочитав соответствующие хадисы, Саид представил толпе Махди. Тот встал у Каабы и люди Джухаймана принесли ему клятву верности.
К тому времени они взяли под контроль и закрыли все 51 ворота Заповедной мечети. На вершинах всех семи минаретов разместились снайперы. Двое охранников мечети, попытавшиеся оказать сопротивление, были убиты, остальные просто испарились. Бо́льшую часть паломников отпустили. После принесения клятвы верности и вручения «Семи посланий» они должны были разнести весть о пришествии Махди по всему исламскому миру.
Дальнейший план действий у Джухаймана отсутствовал — на всё воля Аллаха.
«Туман войны» и горящие посольства
Около 8 часов утра в полицейское управление Мекки поступили первые сообщения о том, что в Заповедной мечети что-то происходит. Направленные туда полицейские джипы попали под пулемётный огонь с минаретов. Восемь полицейских погибло, 36 получили ранения.
Через несколько часов в Мекку вошли первые подразделения армии и нацгвардии. Они оцепили район мечети, установив на близлежащих улицах блокпосты. Громкоговорители мечети продолжали транслировать записанные на магнитофон обращения Джухаймана.
В Мекку срочно прилетели министр обороны принц Султан и министр внутренних дел принц Наиф. Командующий нацгвардии принц Абдалла гостил в это время в Марокко, у короля Хасана II, а наследный принц Фахд находился на саммите ЛАГ (Лиги арабских государств) в Тунисе. Сопровождавший его глава спецслужб принц Турки срочно вылетел в Мекку.
Три принца развернули свой штаб в роскошном отеле «Шоубра» к югу от Заповедной мечети. Первым делом они приказали перекрыть подачу электричества в мечеть, чтобы прекратить трансляцию. Вечером король Халид срочно собрал в своём дворце 30 ведущих улемов (богословов) страны, чтобы принять фетву (исламское постановление) по ситуации в Мекке.
К тому времени все они уже знали, чьих это рук дело. Имам Заповедной мечети, шейх Мохаммед ибн Субейл — тот самый, из рук которого Джухайман вырвал микрофон, — смог выскользнуть из мечети, сбросив свои роскошные одеяния и смешавшись с толпой индонезийских паломников. Он и сообщил, что мечеть захватила группа молодых саудовских радикальных исламистов.
В Мекке и других городах королевства полиция начала облавы на всех «подозрительных» лиц со слишком большими бородами. Бизнесмен Маатук Джанна вспоминал, что в тот день по возвращении домой мать встретила его криком: «Немедленно состриги эту бороду! Нас всех из-за тебя убьют!»
Власти Саудовской Аравии намеревались сохранить эти события в тайне: радио и телевидение ни словом не обмолвились о произошедшем, телефонное сообщение страны с заграницей было прервано. План не удался из-за американских союзников: посольство США узнало о происшествии от американского пилота саудовского «Чинука» и по собственным каналам проинформировало Вашингтон. Утром 21 ноября американские газеты сообщили, что главная мечеть в Мекке была «захвачена боевиками, которые, как полагают, были из Ирана». Саудовским властям пришлось заявить, что мечеть захвачена «горсткой вероотступников», представивших «ложного Махди».
Скупо дозированная информация привела к тому, что мусульманский мир захлестнула волна самых диких слухов. Вашингтонские инсинуации об «иранском следе» поддержки не получили, зато заявление аятоллы Хомейни, что данный акт мог быть «делом рук преступного американского империализма и их сионистских марионеток», упало на благодатную почву. Вскоре на всех восточных базарах рассказывали, что Заповедную мечеть захватили израильские парашютисты при поддержке американских авианосцев.
На несколько дней исламский мир захлестнула волна бурных антиамериканских манифестаций. Были разгромлены посольства США в Пакистане и Ливии, атакованы американские дипломатические объекты в Индии, Бангладеш, Кувейте и Турции, два американца погибли. Саудовским властям по требованию Штатов пришлось спешно выступить с официальным сообщением о том, что к захвату мечети в Мекке не имеют отношения ни США, ни Иран.
Первые неудачи
Пока по всему исламскому миру громили американские диппредставительства, а высшие саудовские улемы заседали в королевском дворце, в Мекке предпринимались первые попытки отбить мечеть. Ситуация была сложной: до решения улемов большинство саудовских солдат просто не выполнило бы приказ о штурме, ведь Коран и хадисы запрещают не только сражаться в Заповедной мечети, но даже входить в неё с оружием в руках. Солдаты беспокойно переговаривались: «Попаду ли я в рай как шахид, если погибну? Или буду гореть в аду за то, что сражался в святом месте?» Принц Султан, слыша такие разговоры, в гневе сорвал с себя куфию и закричал на солдат: «Если вы не будете сражаться, чтобы защитить Дом Господень, то кто будет? Хотите, чтобы я призвал пакистанцев, чтобы они сражались вместо вас?» Из этого монолога позднее родился миф об участии в освобождении мечети пакистанских спецназовцев.
На первом этапе операция была поручена спецподразделениям МВД во главе с генерал-майором Мохаммедом бин-Хилалем. Количество и вооружение боевиков толком не были известны, отсутствовали планы мечети: руководивший её реконструкцией глава крупнейшей строительной фирмы страны Салим бен Ладен горел желанием помочь, но офис фирмы находился в состоянии переезда и требовалось несколько дней, чтобы отыскать планы. Однако старшие принцы не желали ждать — они спешили побыстрее покончить с кризисом. Присутствовал и элемент соперничества между ними.
Атаковать решили с севера, где вдоль мечети шла двухэтажная галерея Марва-Сафа длинной 450 м, выводившая прямо к главному корпусу мечети.
В 3:30 22 ноября 1979 года размещённая на холмах вокруг Мекки артиллерия открыла огонь по Заповедной мечети. Стреляли светошумовыми боеприпасами, призванными оглушить и ослепить боевиков. Под прикрытием обстрела три десятка спецназовцев МВД во главе с майором Сулейманом аль-Шааманом устремились к расположенным посередине галереи Марва-Сафа Вратам мира (Баб аль-Салам). По ним открыли огонь боевики с верхнего этажа галереи, а когда спецназовцы достигли ворот, одна из их массивных створок приоткрылась и на них обрушился град пуль. Майор Шааман был убит одним из первых выстрелов. Только шестеро спецназовцев смогли отступить.
Тем временем в Мекку со своей базы в северном городе Табук прибыла элитная часть армии — прошедший подготовку во Франции 6-й парашютный батальон под командованием полковника Насера аль-Хомайда. Он предлагал дождаться темноты для новой атаки, но принц Наиф приказал наступать немедленно, в ярости крикнув полковнику, что тот — не мужчина.
Около полудня 22 ноября 6-й батальон атаковал галерею Марва-Сафа с её северного конца. Парашютисты смогли незамеченными подобраться к вратам Марва и заложить взрывчатку. Мощный взрыв сорвал тяжёлые врата с петель. Полковник Насер лично повёл штурмовую группу вглубь галереи. Они преодолели несколько сотен метров, прежде чем угодили в засаду боевиков во главе с самим Махди, открывших по ним огонь со всех сторон. Штурмовая группа была уничтожена, полковник Насер погиб. Лишь двое солдат выжили и попали в плен.
Общий штурм
Наступила пятница 23 ноября 1979 года. Исламский мир не услышал прямой радиотрансляции пятничной молитвы из Заповедной мечети: впервые за много веков, если не за тысячелетие, она просто не состоялась. Весь день в районе мечети концентрировались войска — подразделения армии, нацгвардии, МВД. Под руководством бригадного генерала Фалеха аль-Дахери они готовились к штурму.
На исходе дня 23 ноября 30 улемов наконец издали долгожданную фетву. Она предписывала властям предложить захватившей мечеть «вооружённой группировке» сложить оружие. Если же боевики не сделают этого, то «все меры могут быть предприняты для их задержания, даже если это приведёт к боям в Заповедной мечети». Улемы ссылались на 191-й аят 2-й суры Корана:
«Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение хуже, чем убийство. Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их».
И поясняли:
«Хотя этот стих написан в связи с неверными, это определение включает и тех, кто посмел действовать (в мечети) как они. Таким образом, улемы единодушны в том, что битва внутри Заповедной мечети стала допустимой».
Добро на общий штурм было получено. С наступлением темноты армейский джип с громкоговорителем три часа объезжал мечеть, передавая обращение с призывом сдаваться. Ответа не последовало.
Около 3 часов утра 24 ноября вершины минаретов были поражены прямыми попаданиями противотанковых управляемых ракет TOW. Огненный смерч уничтожил снайперов. Другие ракеты срывали с петель ворота мечети. Сразу с нескольких сторон пошли в атаку БТРы М-113. За ними наступала пехота.
Следующие часы в комнатах и галереях Заповедной мечети кипела хаотичная битва: боевики отчаянно сражались, забрасывали БТРы бутылками с «коктейлем Молотова», внезапно появлялись в тылу солдат. Из-за того, что армия, нацгвардия и полиция пользовались разными радиочастотами, то и дело вспыхивали «дружественные» перестрелки. Над мечетью поднимался дым пожаров.
Молодой лейтенант Мохаммед Судайри, только что закончивший Сандхёрст, вспоминал, как обойдя колонну в галерее Марва-Сафа, он увидел в нескольких метрах перед собой боевика, спиной к нему перезаряжавшего оружие.
«Моя первая мысль была арестовать его. Но я вспомнил, как другие из них делали вид, что сдавались, а затем извлекали спрятанные пистолеты, кинжалы, гранаты и убивали нас».
«Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их», — прозвучали в голове лейтенанта зачитанные им перед штурмом строки Корона. Он вскинул винтовку и разрядил её в голову мятежника.
В ходе этих боёв встретил свой конец и самозваный Махди. Неизменно сражаясь на переднем крае и не получив ни царапины, он и сам, похоже, уверовал в свою неуязвимость. Во время штурма он пристрастился подхватывать брошенные саудовскими солдатами гранаты и за мгновения до взрыва швырять их назад. В конец концов удача от него отвернулась: очередная граната взорвалась у его ног, превратив нижнюю часть тела Мохаммеда аль-Кахтани в кровавое месиво.
С наступлением вечера 24 ноября 1979 года бои в наземной части Заповедной мечети стихли. Боевики Джухаймана отступили в подземелья под мечетью.
В лабиринте
Долгожданные планы Заповедной мечети Салим бен Ладен нашёл и привёз старшим принцам днём 24 ноября. Лишь в этот момент руководство операции осознало весь масштаб предстоящей задачи. Под Заповедной мечетью лежал настоящий подземный город в несколько этажей из сотен комнат, с узкими коридорами и лестницами, просто идеальный для обороны. У боевиков были большие запасы продуктов и боеприпасов, а священный источник Зам-Зам обеспечивал их водой. Так что вариант дождаться, пока они перемрут с голода, не подходил.
Первые попытки продвинутся в подземелья мечети 26 и 27 ноября успеха не принесли. Несколько подбитых М-113 пришлось бросить.
Выдвигались самые фантастические проекты, как выкурить боевиков. Например, затопить подземелье водой, а затем пустить электрический ток. Принц Турки отверг эту идею, проворчав: «Даже если вычерпаем всё Красное море, воды не хватит».
Наилучшим вариантом представлялось использование газа. 27 ноября по запросу саудовцев США передали им запасы боевого слезоточивого газа с базы в Таифе. Первое применение закончилось провалом. Спущенный в подземелье газ имел тенденцию подниматься наверх, поэтому основными жертвами стали саудовские солдаты, в большинстве своём не обученные пользоваться противогазами. Более того, токсичное облако ветром понесло от мечети на жилые кварталы Мекки. Пришлось спешно эвакуировать население.
После этого саудовские власти обратились за помощью к Франции — принц Турки давно поддерживал тесные контакты с главой французской разведки, графом Александром де Мараншем. В ночь с 29 на 30 ноября в Таиф прибыли три оперативника Группы вмешательства Национальной жандармерии Франции (GIGN) — элитного контртеррористического подразделения. Их возглавил заместитель командира капитан Поль Барриль.
После изучения обстановки Барриль запросил всё необходимое: сотни пуленепробиваемых жилетов, современных противогазов, костюмов химической защиты, приборов ночного видения. А главное, тонну СВ (дихлорбензилдинималононитрила) — отравляющего вещества, использовавшегося в операциях по спасению заложников. Этот газ являлся сильнейшим раздражителем, блокировавшим дыхание и подавлявшим агрессивность. В высокой концентрации он приводил к смерти. Запрошенное было доставлено из Франции 2 декабря. Правда, СВ поступило «всего» 300 кг — больше во Франции просто не было. После того, как французские спецназовцы на скорую руку обучили саудовских военных применению СВ, начался последний штурм подземелий Заповедной мечети.
Финал
Утром 3 декабря 1979 года рабочие начали сверлить отверстия по всему двору мечети. В эти отверстия солдаты бросили канистры с СВ, к которым были привязаны заряды взрывчатки. Серия взрывов сотрясла мечеть, её подземелья заполнились газом. Выждав некоторое время, несколько сотен саудовских солдат, одетых в костюмы химзащиты, с противогазами и приборами ночного видения, спустились в подземелья. Разбившись на группы по 10–20 человек, они стали прочёсывать их, распыляя перед собой газ СВ из переносных распылителей и разбрасывая светошумовые гранаты. Затем подбирали дезориентированных и ничего не понимающих людей и передавали их арестантским командам, которые уже и разбирались, кто перед ними — боевик или заложник.
Прочёсывание подземелий заняло 18 часов. В первые часы 4 декабря 1979 года группа парашютистов под командованием капитана Абу Султана подошла к последней металлической двери. Подорвав её, они обнаружили группу оборванных людей с закопченными лицами, явно страдавших от отравления газом. Абу Султан сорвал с себя противогаз и навёл пистолет на их главаря, выкрикнув: «Имя!». «Джухайман», — безразлично произнёс лидер восстания. На следующий день в морге было опознано и тело самозваного Махди.
Операция по освобождению Заповедной мечети в Мекке завершилась.
По официальным данным, в ходе кризиса погибли 12 саудовских офицеров и 115 нижних чинов, ещё 461 человек был ранен. Убиты 117 боевиков и «несколько десятков» заложников. Упоминалось о гибели 26 иностранных паломников — пакистанцев, индонезийцев, индийцев, египтян и бирманцев. Но по Мекке ходили слухи, что в ходе боёв было убито 4–5 тысяч заложников. Современные исследователи говорят о минимум тысяче погибших.
Все взятые в плен боевики во главе с Джухайманом, 63 человека, были публично обезглавлены на рассвете 9 января 1980 года на площадях восьми главных городов Саудовской Аравии. Последними словами Джухаймана были: «Вы стали свидетелями их грехов и их коррупции. Пусть их конец будет самым ужасным!»
Итоги
После событий в Мекке саудовские силовые структуры ожидала масштабная чистка. По обвинениям в халатности и отсутствии «надлежащих способностей» были отправлены в отставку десятки высших офицеров, включая командующих тремя родами войск и всё руководство службы безопасности. Снят со своей должности губернатор Мекки принц Фавваз.
Из страны были выдворены десятки тысяч иностранных рабочих. Чтобы успокоить консерваторов, были закрыты женские парикмахерские и клубы. С телестудий уволили всех женщин-дикторов. Девушкам было запрещено обучение за границей. Одновременно наследный принц Фахд объявил о начале разработки Основного закона королевства, предусматривавшего создание совещательного совета.
Власти занялись дальнейшим укреплением силовых структур. Была проведена коренная реорганизация службы безопасности, жалование военнослужащих армии и нацгвардии выросло в два раза.
Кризис вокруг Заповедной мечети в Мекке имел последствия и за пределами Саудовской Аравии. Ряд западных исследователей полагает, что именно он и сопутствующие ему события в Пакистане стали тем последним аргументом, что толкнул советских руководителей на решение об интервенции в Афганистан. Турецкий радикал Мехмет Али Агжа, возмущённый тем, что власти Турции не отменили в разгар кризиса визит в страну папы Иоанна Павла II, поклялся убить папу.
Один из египетских паломников, ставший свидетелем захвата мечети, вернулся домой с «Семью посланиями» и восхищёнными рассказами о людях Джухаймана. Эти рассказы вдохновили его брата. Через два года лейтенант Халед аль-Исламбули возглавит убийство египетского президента Садата.
А младший брат строительного магната Салема бен Ладена, Усама, до того живший жизнью типичной саудовской «золотой молодёжи», был потрясён зрелищем штурма главной святыни ислама. Позднее он вспоминал, что именно в этот момент его верность саудовскому режиму, столь много сделавшему для него и его семьи, начала рушиться. Обратный отсчёт времени до 11 сентября 2001 года и последующей «войны с террором» начался.
Литература:
- Васильев, А. М. История Саудовской Аравии (1745 — конец XX в.) / А. М. Васильев. — М: Классика плюс; Книжный дом газеты Труд, 1999.
- Gerges, F. The Rise and Fall of Al-Qaeda / Fawaz A. Gerges. — Oxford University Press, 2011.
- Hegghammer, Т. Rejectionist islamism in Saudi Arabia — the story of Juhayman al-Utaybi / Thomas Hegghammer, Stéphane Lacroix // International Journal of Middle East Studies. — Volume 39, Issue 1. — February, 2007. — Р. 103—122.
- Lacey, R. Inside the Kingdom: Kings, Clerics, Modernists, Terrorists, and the Struggle for Saudi Arabia / Robert Lacey. — Viking Penguin, 2009.
- Milton-Edwards, В. Islamic Fundamentalism since 1945 / Beverley Milton-Edwards. — Routledge, 2005.
- Trofimov, Y. The Siege of Mecca: 1979 Uprising at Islam’s Holiest Shrine / Yaroslav Trofimov. — Anchor Books, 2007.
Комментарии к данной статье отключены.