Недавно мы выкладывали ролик о рабочем месте стрелка-радиста в задней кабине советского штурмовика Ил-2. Сегодня же речь пойдёт о носовом стрелке американского бомбардировщика B-24 «Либерейтор». Люди, отвечавшие за оборону многоместных самолётов, всегда имели не лучшие шансы на выживание. Но если хвостовые стрелки хотя бы могли рассчитывать на то, что уцелеют при вынужденной посадке — лёгкий хвост фюзеляжа часто попросту отрывало и отбрасывало в сторону, — то носовые стрелки были лишены и таких иллюзий.

Атаковать тяжёлый бомбардировщик в лоб отваживались далеко не все немецкие и японские лётчики-истребители. Однако те, кто освоил эту тактику, уверяли, что так сбивать американские и британские бомбовозы гораздо проще, чем поливая их огнём из задней полусферы. В скоротечной лобовой атаке даже 1–2 пуль могло хватить, чтобы поразить экипаж и сделать самолёт неуправляемым. Естественно, при таких атаках первой мишенью был носовой стрелок.

В случае же, если самолёт был сбит, а носовому стрелку удавалось уцелеть, его ждала другая неординарная задача — надо было, не зацепившись, выбраться из тесного стакана турели неуправляемого самолёта, правильно надеть парашют, который, как правило, хранился отдельно из-за всё той же тесноты, и выброситься наружу через люк в фюзеляже.

Наконец, если лётчик решал идти на вынужденную посадку, а стрелок — остаться на месте и посмотреть, чем всё кончится, наступал черёд третьего этапа невесёлой лотереи. Резкое торможение или встреча с незамеченным препятствием — и от носового стрелка оставалось в буквальном смысле слова мокрое место. Многочисленные фотографии скапотировавших бомбардировщиков наглядно это подтверждают.