На многих снимках военных лет, а также на послевоенных скульптурах и картинах солдаты Красной армии запечатлены в плащ-палатке, укрывающей плечи и спину. Этот незамысловатый предмет обихода, наравне с каской СШ-40 и пистолетом-пулемётом ППШ, стал одним из символов красноармейца. Однако с ходу ответить на вопрос, когда именно и как появился этот образец экипировки в РККА, сможет не каждый.
Предмет не первой необходимости, нужный всем
В армии Российской империи был принят на снабжение собственный образец плащ-палатки, но после октябрьской революции 1917 года в армии молодой республики не хватало и более важных вещей, чем средство защиты от дождя. Приоритеты были другими, и красноармейцы донашивали то, что сохранилось от царской армии. Позже, уже в СССР, снабжением воинских частей всеми видами армейского довольствия занималось Военно-хозяйственное управление Красной армии (ВХУ РККА). В ведении этого управления также была разработка и принятие на снабжение новых образцов униформы, снаряжения, экипировки и многого другого, без чего не могла существовать армия.
К вопросу о плащ-накидках или плащ-палатках руководство РККА в лице ВХУ возвращалось неоднократно. Было разработано и испытано несколько разных образцов, которые не приняли на снабжение, хотя был утверждён ОСТ-4914 на плащ-палатку. Новый импульс работам придало письмо исполняющего обязанности начальника отдела изобретений наркомата обороны СССР Горшкова, отправленное начальнику ВХУ 17 июля 1935 года.
В письме Горшков запрашивал мнение ВХУ о целесообразности принятия на снабжение плащ-палатки — подобный интерес был вызван множеством требований из войск, в которых подчёркивалось, что «надобность в плащах-палатках имеется и введение их на снабжение РККА желательно». Информация требовалась Горшкову для доклада заместителю народного комиссара обороны Тухачевскому.
Совещание у Тухачевского, на котором было решено принять плащ-палатку на снабжение РККА, состоялось 9 августа 1935 года. Требовалось определиться с её геометрией, типом ткани и необходимыми функциями. Также предполагалось рассмотреть возможность защиты бойца при помощи плащ-палатки от отравляющих веществ (ОВ).
Параллельно в то же время происходила реорганизация главных управлений РККА. 14 августа 1935 года ВХУ разделили на самостоятельные Управление обозно-вещевого снабжения (УОВС РККА) и Управление продовольственного снабжения (УПРОДСНАБ РККА). Все дела по плащ-палатке в дальнейшем вело УОВС РККА.
Из-за того, что было высказано предложение использовать плащ-палатку как защиту от отравляющих веществ, к разработке было подключено химическое управление (ХУ РККА), представленное Научно-исследовательским химическим институтом (НИХИ РККА). 2 сентября в химуправлении, а 9 сентября 1935 года в УОВС утвердили совместно сформулированные тактико-технические требования к плащ-палатке. Она предназначалась для следующих целей:
- обеспечения на биваках отдыха в тёплом, укрытом от климатического воздействия месте;
- защиты от влаги (росы, дождя, снега);
- защиты от химических атак с воздуха с применением ОВ кожно-нарывного действия;
- защита при преодолении участков местности, заражённой стойкими ОВ кожно-нарывного действия.
Вес плащ-палатки, одеваемой поверх всего снаряжения, ограничивали 2,5 кг. Покрой должен был обеспечивать быстрое надевание и снимание. Её полотно, соединённое с несколькими другими, предполагалось использовать для создания коллективного укрытия на 2–6 человек. Ткань должна была обеспечивать защиту от отравляющих веществ в полевых условиях летом в течение 30 минут, а также выдерживать не менее трёх последующих дегазаций без снижения показателей.
Полная защита от ливня в надетом виде закладывалась не менее 30 минут, а от слабого дождя — в течение 4–5 часов при использовании воздухонепроницаемой ткани. В случае, если плащ-палатка шилась бы из воздухопроницаемой ткани, то срок защиты от слабого дождя сокращался до 1–2 часов, а защита от ливня уже не регламентировалась. Натянутые полотнища в виде палатки не должны были протекать в течение суток. При использовании полотнищ в виде палатки они должны был иметь разборный деревянный и верёвочный прибор. Эксплуатировать плащ-палатку предполагалось при температурах от −20 до +50 °C.
В начале сентября 1935 года специальному сектору управления хлопчатобумажной промышленности Московской и Ленинградской области было поручено разработать образец ткани для плащ-палаток. Плотность ткани защитного цвета задавалась не более 300 г/кв.м, оговаривалась максимальная прочность и плотность, а также водоупорная пропитка. В качестве образца прилагался кусок ткани от немецкой плащ-палатки, признанной лучшей из имевшихся заграничных образцов. Образец разрабатываемой ткани требовалось предоставить к 20 сентября 1935 года. Одновременно с плащ-палаткой из хлопчатобумажной ткани рассматривался вопрос о создании аналогичного образца из прорезиненной ткани на основе шифона.
В ответ в научно-исследовательскую лабораторию УОВС РККА были предоставлены два образца прорезиненной ткани, подвергшиеся испытаниям 17 сентября 1935 года. Оба удовлетворяли утверждённым ранее требованиям.
Для лучшего понимания реальных нужд войск отдел изобретений НКО СССР разослал запросы инспекторам пехоты, кавалерии, артиллерии и инженерного управления РККА, чтобы они высказали свои соображения относительно необходимости плащ-палатки. Мнение всех ответивших было единодушным — плащ-палатка была нужна. Собранные ответы вместе с предложениями изобретателей были 27 сентября 1935 года отправлены начальнику УОВС.
14 октября 1935 года на техническом совещании НИХИ был представлен доклад на тему «Комплексное обеспечение бойца средствами защиты от дождя и ОВ» с обобщением всего рабочего материала. Отмечалось, что подобные работы велись в 1931–1934 гг. только в немецком рейхсвере, и, судя по имеющейся информации, вопрос решён не был.
Вся работа была разбита на три этапа. На первом проверялось соответствие иностранных и отечественных полотнищ плащ-палаток новым требованиям — в результате проверки оказалось, что ни один образец не подходит. Второй этап, который проводился УОВС, заключался в конструировании нового типа плащ-палатки и не был окончен. Третий этап проводился НИХИ совместно с УОВС — подбиралась ткань.
В ходе второго этапа были разработаны два опытных варианта плащ-палаток, которые прошли полигонные испытания. В целом образцы удовлетворяли требованиям РККА, но имели вес больше требуемого. Кроме того, они стесняли движения рук, а система застёгивания была неудовлетворительной. Разработчики попросили увеличить срок предоставления образца до 15 ноября 1935 года, и их просьба была удовлетворена.
Иностранные образцы
Какие образцы сравнивались на первом этапе? Германская плащ-палатка состояла из треугольного полотнища с длиной основания треугольника около 250 и высотой около 190 см. В средней части имелась прорезь для надевания плащ-палатки через голову, закрываемая клапанами. При соединении нескольких полотнищ получалась групповая походная палатка, защищавшая от дождя.
Вес одного полотнища составлял примерно 1060 грамм при плотности ткани с высокими водоупорными свойствами около 300 г/кв.м, что примерно соответствовало отечественной льняной палаточной ткани. По периметру полотна плащ-палатки нашивались 30 алюминиевых пуговиц и петли для состёгивания с другими полотнищами.
До принятия на снабжение в немецкой армии этого образца использовалась четырёхугольная походная палатка, заимствованная впоследствии Турцией. Материал треугольной палатки был значительно улучшен.
К каждой плащ-палатке полагалась палаточная принадлежность из стойки и колышков. Она могла использоваться в пехоте, кавалерии и других родах войск, имелась возможность застегнуть её вокруг штанин и получить импровизированный комбинезон. За счёт камуфлированной окраски её можно было использовать для маскировки, она позволяла переносить раненых, на основе плащ-палатки можно было строить вспомогательные переправочные средства.
Шведская плащ-палатка была треугольной формы с основанием около 230 и высотой около 225 см. Соединение нескольких полотнищ между собой осуществлялось с помощью 41 петли и 30 крючков. Вес — 1685 граммов. Использование её как плаща выявлено не было, но сходство финской и эстонской плащ-палаток позволяло предположить такой способ на основании фотографии из эстонской газеты.
Об итальянской плащ-палатке судили по статье некоего итальянского автора. Отмечалось многообразие применения: её можно было использовать для устройства палаток различного типа, как непромокаемый плащ, как спальный мешок, как тюфяк, как средство маскировки. Полотнище имело форму квадрата с длиной стороны 175 см. К каждой стороне пришивались завязки, позволявшие образовывать «сколь угодно большую поверхность» путём скрепления отдельных полотнищ. В центре полотнища было отверстие с подвижными клапанами, прикреплёнными к полотнищу при помощи пуговиц.
Поперёк полотна были нашиты пуговицы, необходимые при использовании в качестве плаща. С наружной стороны полотнище окрашивалось маскирующими пятнами, изнутри было однотонным. Предполагалось, что к плащ-палатке при использовании полотнища в качестве плаща может прилагаться капюшон из специальной ткани.
Образец добыть не удалось, поэтому чертёж был составлен на основе описания. Кроме того, в итальянском наставлении по противохимической обороне нашлось упоминание использования полотна плащ-палатки при преодолении заражённой ипритом местности.
Турецкая плащ-палатка представляла собой четырёхугольное полотнище из хлопчатобумажной ткани песочно-коричневого цвета. Плотность ткани составляла примерно 360 г/кв. м, что было тяжелее, чем у не принятой на снабжение походной палатки РККА. Конструкция оказалась идентичной старой германской палатке, использовавшейся до приёма на снабжение треугольного образца. О возможности использования этого образца в качестве плаща позволяла судить тесьма, продетая в специальные петли для собирания сборки на шее.
Литовский образец был четырёхугольным, ромбовидной формы. По водоупорности литовский образец был идентичен советскому. Отмечалось: «Отличается от нашего более лёгким весом, эластичностью, плотностью, но по крепости, а вместе с тем по носкости, значительно уступает нашей палатке».
Плащ-палатка литовской армии могла быть как плащом, защищая от дождя при переходах, так и давала возможность из нескольких полотнищ устроить стандартную палатку для нескольких человек. Этот образец испытывался в РККА, но получил отрицательную оценку как сложный по конструкции и дорогой.
О современных на тот момент армейских английских плащ-палатках составить представление не удалось. Все выводы делались на основании старых трофейных образцов. Они имели неправильную пятиугольную форму с вырезом под голову и воротником по его периметру.
Образцы РККА
Плащ-палатка имела квадратную форму полотнища со стороной 165 см. Разработанный образец предлагался к выдаче на снабжение в военное время. Весной и летом 1935 года научный сотрудник ВХУ РККА С.Ф. Бурдин, работая по специальному заданию начальника управления, наметил возможность применения образца в виде плаща, что ранее не было предусмотрено. Он ввёл сборку на плечах и прорезь для правой руки.
Сборка на плечах в утянутом виде образовывала капюшон, который укрывал голову во время дождя, а прорезь с клапаном обеспечивала удобство обращения с оружием — одну руку можно было вытащить наружу. В закрытом состоянии клапан предотвращал попадание воды под полотнище. В 1934-1935 гг. Бурдиным был разработан ещё и зимний вариант походной палатки. Она имела изнутри байковый подбой для утепления, пятиугольную форму и из четырёх частей собиралась в шатер. Судя по найденным недавно сохранившимся образцам, несколько измененный вариант зимней палатки производили в 1937-1939 гг., откуда ограниченно она попала в войска.
Третий вид плащ-палатки по ОСТ-4914 так и не был принят на снабжение, хотя задумывался как один из видов снаряжения РККА и предназначался «для защиты от климатических влияний при проходах, разбивке бивуаков и… в надетом виде, как плащ».
В конечном итоге получить одновременно и плащ-палатку, и накидку от ОВ не удалось. Первые образцы ткани, приближенной к ткани немецкой плащ-палатки, удалось получить только в конце ноября 1935 года, но производство не было отлажено. Испытания и утверждения затянулись, хотя они были не впустую — утверждённый 31 января 1938 года образец под названием «палатка-плащ-накидка» просуществовал в почти неизменном виде в армии СССР, а потом и Российской Федерации до недавнего времени. В армиях бывших республик СССР ещё можно встретить их и сейчас.
Итоговая форма для плащ-палатки РККА была выбрана в форме квадрата с размером стороны 180 см, вес полотнища — 1,4 кг. Материал — хлопчатобумажная ткань защитного цвета. Предложенный Бурдиным вариант со сборкой под капюшон и прорезью для руки оставили, но сборку под капюшон перенесли на угол, аналогично тому, как это было сделано у литовского образца.
Она могла использоваться как плащ-накидка, из неё можно было сделать тент. Состегнув на деревянные клеванты шесть полотнищ, можно было сделать укрытие для шести человек. Из большего числа полотнищ могли получиться и большие по размеру укрытия. В случае необходимости на ней можно было переносить раненых. Набив внутрь сено, на плащ-палатке переправлялись через водные преграды. В комплект к одному полотнищу полагалась палаточная принадлежность: набор из двух частей разборных стоек и по одной верёвке, деревянному и металлическому приколышу.
Статья написана по материалам РГВА
Комментарии к данной статье отключены.