Из всех вариантов «Шермана» русскоязычному читателю, вероятно, лучше всего знаком Medium Tank M4A2 — вариант машины с дизельным двигателем. Именно такие танки поставлялись по ленд-лизу в СССР и довольно успешно воевали на советско-германском и советско-японском фронтах. Дизельные «Шерманы» пользовались спросом и во многих других армиях антигитлеровской коалиции. Ниже речь пойдёт об истории создания этой примечательной машины.
Дизель в войска!
Развитая промышленность и удалённость от основных театров военных действий позволили США выступить в роли «арсенала демократии». Танковые заводы могли строиться с нуля в течение считанных месяцев, но такой темп наращивания производства не мог продолжаться бесконечно. Проблема была в двигателях. Мотор «Райт» R-975 «Уирлуинд» производился в ограниченных количествах, и даже освоение производства моторов фирмой «Континенталь» не могло полностью удовлетворить потребности заказчика.
Решение нашли в применении альтернативных танковых двигателей. Одним из выбранных направлений стал двигатель GM 6046. Фирма «Детройт Дизель Энджин Дивижн», филиал компании «Дженерал Моторс», ещё в 1938 году разработала линейку моторов 71-й серии. Они были доступны в различных вариантах — как однорядные, так и V-образные, с разным количеством цилиндров. В качестве двигателя для нового М4А2 был выбран GM 6-71, 6-цилиндровый рядный вариант. Такой уже использовался на «Валентайнах», которые производились в Канаде.
Исследования, связанные с установкой этого двигателя на танк — поначалу только лёгкий M2A2E2 — начались ещё в феврале 1939 года. Для получения достаточной для среднего танка мощности конструкторы просто поставили рядом два двигателя. Их выходные валы сводились вместе с помощью винтовой передачи. Такой спаренный мотор давал 410 л.с. при 2900 оборотах в минуту, или 375 л.с. при 2100 оборотах. Двигатель получился немного мощнее, чем «Райт», но вчетверо тяжелее: 2323 кг против 517 кг. Конструкцию оценили высоко, и уже в октябре 1941 года компания «Дженерал Моторс» расширила свой завод в Детройте для производства 1000 моторов для средних танков в месяц. В январе 1942 года завод расширили вновь — уже для производства 2000 моторов ежемесячно.
Несмотря на большой вес, двигатель получился очень удачным. В январе 1942 года начальник американских бронетанковых войск генерал Джейкоб Диверс призвал к окончанию заказов дизельных двигателей марки «Гиберсон» и переходу на продукцию «Дженерал Моторс». Однако это всё ещё был запасной вариант; считалось, что использование дизелей прекратится, как только промышленность сможет дать нужное количество бензиновых моторов. Дизельные танки решили не посылать за границу, а использовать только в учебных целях.
Решение пересмотрели 13 июня 1942 года. Оказалось, что СССР и Великобритания, которым США поставляли оружие по ленд-лизу, предпочитают дизельные моторы бензиновым. Решение было окончательно принято на конференции 4 ноября 1942 года. «Шерманы» производились с моторами «Райт», «Форд», «Крайслер» и GMC. К тому времени можно было обойтись только бензиновыми двигателями, но дизель оставили в производстве: две трети средних танков, собранных в США, шли либо в Великобританию, либо в СССР.
Первым дизельный двигатель в декабре 1941 года установили не на «Шерман», а на «Ли», а точнее — на Medium Tank M3A5. На тот момент у дизельного «Шермана» уже было своё обозначение Medium Tank M4A2. Прототип машины собрали только в апреле 1942 года, после чего его отправили на Абердинский полигон. Там M4A2 развил максимальную скорость 30 миль (48 км) в час. Высокий крутящий момент двигателя давал танку хорошую проходимость на малых скоростях. У прототипа обнаружились и проблемы — с воздухофильтрами, системой охлаждения, сцеплением, а увеличившийся вес сказался на надёжности подвески. При боевом весе танка 33 тонны М4А2 был намного тяжелее своих «одноклассников».
С проблемами пришлось бороться в серии. Уже в апреле 1942 года производство дизельных «Шерманов» началось на заводе «Фишер» (Fisher Tank Grand Blanc) где в итоге построили большинство танков этого типа: 4614 машин с 75-мм и 2894 — с 76-мм пушками. Другим заводом, который выпускал M4A2(76)W, стал «Прессд Стил» (21 танк). 75-мм танки выпускались и на заводах «Американ Локомотив» (150 шт.), «Болдуин Локомотив» (12 шт.), «Федерал Машин энд Велдер» (540 шт.) и «Пуллман Стандард» (2737 шт.). Производство продолжалось до июня 1945 года. «Федерал Машин энд Велдер» также провёл капремонт 317 танков, а ещё 218 отремонтировали на заводе «Фишер». Всего было выпущено 8053 танка такого типа.
В отличие от М4А4, которые тоже использовались американцами только в учебных целях, М4А2 получил те же модернизации, что и другие «Шерманы» на вооружении американской армии, включая увеличенную башню типа Т23, мокрые боеукладки, 76-мм орудие и подвеску HVSS c расширенными траками. Машин с 76-мм пушками с обоими типами подвески было выпущено 2915 штук. Всего с конвейеров американских заводов сошло 10 968 «Шерманов» M4A2.
Попытка не пытка
В 1943 году американцы провели масштабные ходовые испытания «Шерманов» всех типов. Всего к ним было допущено 40 танков: по 10 штук M4A1, M4A2, M4A3 и M4A4. Целью испытаний был пробег в 400 часов или 4000 миль, до выхода из строя мотора. Остальные агрегаты танков могли ремонтироваться неограниченное число раз.
К 23 апреля 1943 года M4A2 прошли в общей сложности 16 215 миль (8229 миль по шоссе и 7986 миль по целине), проработав 1825 часов и 32 минуты. Расход топлива у M4A2 оказался ниже, чем у других «Шерманов»: 1,1 мили на галлон (214 литров на 100 км) на шоссе, и 0,5 мили на галлон (470 литров на 100 км) по целине. В среднем танки расходовали 0,81 кварты (0,76 литра) масла на час работы мотора. Испытания закончились 11 мая. К тому времени M4A2 прошли 22 126 миль, проработав 2424 часа 21 минуту. Средняя скорость M4A2 оказалась самой высокой из всех танков, которые приняли участие в испытаниях: 9,5 мили (15,3 км) в час. М4А1 и М4А4 показали 8 миль (12,8 км) в час, а М4А3 почти догнал дизельного «Шермана» со скоростью в 9,25 мили (14,9 км) в час.
По надёжности танк оказался на третьем месте. Первый двигатель вышел из строя после 75 часов работы. Два двигателя отработали все 400 часов, при этом один из них был в хорошем состоянии, а второй находился на последнем издыхании. В среднем же двигатели до поломки внутренних агрегатов работали по 225 часов. Хуже GM 6-71 показали себя только двигатели R-975 (средний срок службы 218 часов). «Форд» GAA (255 часов) и «Крайслер» А57 (240 часов) оказались более надёжными. По затрате времени на обслуживание M4A2 оказался на втором месте.
В июле шесть M4A2 прошли испытания в калифорнийской пустыне по ещё более тяжёлой программе. За первые 15 дней пробега пришлось заменить 16 пружин подвески, 45 бандажей, один каток, три валика и пять соединений траков. За последующие 14 дней пришлось заменить всего два бандажа и пять пружин подвески. Надёжность ходовой части всё ещё оставляла желать лучшего, но стала приемлемой. В общей сумме машины прошли 9064 мили (14 590 км).
Танки продолжали гонки на выживание. Под конец 1943 года на испытания вышло сразу 20 машин: по четыре М4А1, М4А2, М4А3, М4А4 и новых М4Е1 с опытным двигателем. «Шерманы» ездили по трём типам покрытия: мелкий рыхлый песок, глинистый каменистый грунт и шоссе. Как и в предыдущих испытаниях, во время пробега ремонтники могли менять любые агрегаты, и только поломка внутренних узлов и деталей двигателя дисквалифицировала машину.
К 27 декабря вышли из строя все М4А1 (средний пробег 166 моточасов) и один М4А3, но ни одной машины с дизельным двигателем. К 18 февраля испытания для М4А2 закончились. Три танка вышли из строя после 276, 278 и 353 часов соответственно, а один прошёл 4295 миль за 403 часа и всё ещё оставался на ходу. Из М4А3 тоже оставалась на ходу одна машина, но с довольно скромным пробегом, так как долгое время она провела в ремонте. Из четырёх М4А4 сломался один танк, а М4Е1 сняли с испытаний — было принято решение, что двигатель RD1820 в крупную серию всё равно не пойдёт.
К 18 марта танки закончили испытания. Самым надёжным оказался опять М4А4: из четырёх машин три дошли до финиша. На обслуживание двигателя М4А4 также ушло меньше всего времени: 45 часов на танк. М4А2 оказался на втором месте, так как последний М4А3 всё-таки сломался, так и не преодолев нужную дистанцию. Однако на обслуживание мотора GM 6-71 ушло 143 часа — больше, чем у М4А3 (110 часов) или М4А1 (132 часа). Не блистал М4А2 и в обслуживании трансмиссионной группы: на уход за каждым танком ушло 220 часов (больше получилось только у М4А4 с 340 часами). По времени обслуживания подвески машина была на уровне других «Шерманов»: 205 часов. Всего на 327 часов пробега среднего дизельного «Шермана» ушло 594,5 часов работы механиков.
Всё-таки боевой
Американцы испытывали и боевые возможности новой машины. Практическая скорострельность составила 6–7 выстрелов в минуту, а отстрел трёх снарядов занимал 24–28 секунд. Был и другой фактор, ограничивающий скорострельность. На холостом ходу обороты двигателя держались на уровне всего 300–400 в минуту — ниже, чем у других модификаций «Шермана». В результате двигатель засасывал мало воздуха и плохо очищал боевое отделение от пороховых газов после стрельбы.
Для уменьшения концентрации пороховых газов в боевом отделении наполовину требовалось 33 секунды по сравнению с 17 секундами у M4A1. Хуже всего с вентиляцией было в башне, особенно для заряжающего. Спустя 10 секунд после серии из пяти выстрелов концентрация соединений аммония у места заряжающего составляла 240–270 долей на миллион. У экипажа сильно слезились глаза, цель становилось не видно. Очистить воздух в боевом отделении можно было, поддав газу: при 1150–1200 оборотах в минуту время на очистку воздуха в боевом отделении снижалось до 5 секунд. Несмотря на это, вентиляция в «Шермане» M4A2 была сочтена недостаточной.
Обстрел танка показал, что удары снарядов о броню не сбивают приборы внутри. Более мощные удары, которые нарушали тыльную прочность брони, могли сбить перископический прицел. При попадании снарядов в башню разрушались болты башенного погона. Удар рядом с механизмом поворота башни выводил его из строя. Танк можно было подбить, стреляя с воздуха по надмоторной плите или воздухозаборнику. Попадание осколочно-фугасного снаряда в корму башни, корпуса, надмоторную плиту, или даже разрыв непосредственно за танком могли вывести из строя машину.
Разрыв 75-мм осколочно-фугасного снаряда о борт мог выбить половину подкрылка. Такие снаряды также могли разорвать гусеницу, но противопесочные щитки толщиной полдюйма (12,7 мм) могли вызвать предварительный подрыв снаряда и спасти танк. Испытатели отметили, что ящики из неброневой стали, наполненные металлическими предметами, тоже помогают предотвратить пробитие. Стрельба 75-мм бронебойными снарядами по бортам машины под углом 45° показала, что сварка была весьма высокого качества, и в сварных швах образовывались только маленькие трещины.
Трансмиссия оказалась довольно крепким орешком. Даже попадания в бронировку с нарушением тыльной прочности брони не выводили её из строя.
В результате испытаний было рекомендовано улучшить крепление внутренних инструментов и усилить защиту радиаторов и масляных шлангов, а также механизма поворота башни. Основную защиту машины признали удовлетворительной.
Несмотря на решение использовать дизельные танки только для обучения, машинам довелось повоевать под американским флагом на Тихоокеанском театре военных действий. М4А2 в основном использовались Корпусом морской пехоты, начиная с высадки 20 ноября 1943 года на Тараву. Здесь машины воевали вполне успешно: японские 37-мм пушки были фактически беспомощны против «Шерманов». 47-мм противотанковые орудия могли поразить М4А2 только в борт, а орудия более крупного калибра встречались редко. Танков у противника было мало, американские танкисты в основном боролись с ДЗОТами и буксируемыми орудиями.
Бороться приходилось и с самой местностью. Далеко не каждый танк мог справиться с мокрым песком на пляжах, на которые приходилось высаживаться, и тут как раз пригодилась особенность дизельных моторов. Для высадки прямо в воду танки оснащались особыми трубами для воздухозаборников. Впрочем, даже М4А2 не мог одолеть любой пляж: иногда М4А2 не высаживали с десантных кораблей, а вели огонь из танковых пушек прямо с палубы.
Несмотря на относительно слабую артиллерию противника, экипажи не были довольны уровнем защиты своих машин. Нередко бронирование танков улучшалось методом экранировки бортов с использованием листов брони, вырезанных из подбитых машин. «Шерманы» также обрастали шипами для борьбы с вражескими пехотинцами, чтобы те не смогли вскарабкаться на танк, и досками для борьбы с кумулятивными боеприпасами на палках и магнитными минами, которые японские пехотинцы использовали вполне успешно для борьбы с танками.
В августе 1945 года эффективность полевой экранировки испытали на Абердинском полигоне. Из одного корпуса от М4А2 вырезали секции борта толщиной 1,5 дюйма (38 мм) с частью крыши шириной примерно 100 мм и установили на второй корпус М4А2. Крепления для экранов были сделаны также из обрезков корпуса танка-донора. Всего на экранировку ушло 4400 фунтов (2000 кг) металла и 90 фунтов (41 кг) аустенитных электродов. На работу ушло 77 человеко-часов. Давление танка на грунт выросло на 0,07 кг/см².
При обстреле слева 76-мм снаряды со скоростью 564 м/c (примерно соответствует дистанции 2 км) под углом 45° пробивали экран, но не основную броню. Четвёртое попадание в задний экран сорвало крепление, и экран отвалился. Обстрел правой стороны снарядами со скоростью 623 м/c (примерно соответствует дистанции 1600 метров) привёл к более значительным разрушениям: один снаряд из 10 пробил экран и основную броню, а некоторые крепления потрескались.
Эффективность такого дополнительного бронирования оценивалась как достаточно высокая, а метод крепления сочли достаточно простым для установки таких экранов в полевых мастерских. Такое решение, может быть, и пригодилось бы против японских противотанковых пушек, которые не были способны пробить лобовую броню «Шермана», но век этих танков уже кончился. Война с Японией кончилась до того, как инструкции об экранировке попали в войска, да и сами М4А2 уже устарели: их понизили до степени «ограниченного стандарта» ещё в июне 1945 года. После окончания боевых действий части морской пехоты с этими танками перевели на М4А3. Дольше всех продержался 1-й танковый батальон, но и они перешли на М4А3 в 1946 году.
В заключение можно подытожить: «Шерман» M4A2 изначально создавался как временный резервный вариант, и только интерес из-за рубежа задержал машину в серии. Несмотря на это, танку довелось повоевать и под флагом США. Истории применения машины в зарубежных армиях будет посвящён отдельный материал, но даже карьеру танка в американской армии можно назвать вполне успешной.
Источники и литература:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947), RG 24 C 2
- Pat Ware. M4 Sherman Tank Owners' Workshop Manual: 1941 Onwards (All Variants) — Zenith Press, 2012
- Richard P. Hunnicutt. Sherman: A History of the American Medium Tank — Echo Point Books & Media, 2015
- Steven J. Zaloga. M4 Sherman vs Type 97 Chi-Ha. The Pacific 1941–1945 — Osprey Publishing, 2012
Комментарии к данной статье отключены.