К моменту окончания Великой Отечественной войны ВВС Красной армии имели на вооружении достаточное количество современных истребителей Як-3 и Ла-7, производство которых полностью удовлетворяло потребности военных, да и поставки по ленд-лизу «Кингкобр» и «Спитфайров» были налажены. В этой ситуации можно было спокойно работать над совершенствованием имеющихся конструкций. В итоге оба главных «истребительных» советских КБ выдали самолёты, внешне очень похожие на своих предшественников. Но это сходство было обманчивым.
Совершивший первый полёт в начале 1946 года истребитель Лавочкина, получивший обозначение Ла-9, был первым цельнометаллическим самолётом этого КБ, пошедшим в серию. От предшественника смешанной конструкции Ла-7 при сохранении двигателя АШ-82ФН его отличало спроектированное заново крыло со скоростным ламинарным профилем, а также увеличенный за счёт экономии веса при переходе с дерева на металл объём топливных баков. Улучшилась эргономика кабины и приборное оборудование. Наиболее же заметным новшеством было мощнейшее по меркам того времени, особенно для одномоторного самолёта, вооружение: четыре пушки калибра 23 мм!
Практически одновременно с Ла-9, запущенным в серию летом того же 1946 года, был разработан его вариант Ла-11, предназначенный для сопровождения дальних бомбардировщиков — на нём запас топлива и масла вырос ещё больше, что потребовало уменьшения вооружения на один ствол. Да и боезапас пришлось несколько сократить. Всего в 1946–1949 гг. на авиазаводе № 21 в Горьком было выпущено 1882 Ла-9 — наступала реактивная эра, и поршневых машин требовалось не очень много. Ла-11, выпущенный в 1182 экземплярах, производился там же несколько дольше, с 1947 до 1951 года: первые реактивные истребители были слишком «прожорливыми», поэтому поршневой истребитель сопровождения был актуален ещё несколько лет.
Именно последним поршневым истребителям Лавочкина довелось первыми открыть огонь в небе Холодной войны, когда 8 апреля 1950 года четвёрка патрульных Ла-11 перехватила над Балтикой и сбила американский разведчик PB4Y «Privateer». Довелось «Лавочкиным» повоевать и по-серьёзному: они использовались как ночные истребители советскими лётчиками в Корее, на них летали китайские и корейские ВВС, хотя, конечно, соперничать с реактивными истребителями они уже не могли.
На настоящий момент в лётном состоянии сохранился лишь один Ла-9, находящийся в частной коллекции в США. Более того, это единственный лётный экземпляр среди вообще всех самолётов КБ С.А. Лавочкина в мире. Ещё несколько машин экспонируются в статике.
Комментарии к данной статье отключены.