В 1802 году Франция и Англия заключили мир, оказавшийся весьма непрочным. Новый конфликт между двумя странами не заставил себя ждать. Англичане не ушли с Мальты, а Франция аннексировала Пьемонт. Обе страны начали готовиться к новой войне. В связи с этим Наполеон решил организовать переброску армии через Ла-Манш, чтобы покончить с Англией одним ударом. Создание Булонского лагеря и флотилии канонерок, задачей которых было пересечь Ла-Манш, здорово напугало Туманный Альбион. Неудивительно, что в 1803 году отношения между Францией и Англией совсем испортились. 12 мая британский посол Витворт покинул Париж, а через десять дней Британия объявила Франции войну.
На море также разворачивались интересные события. Одним из них стало сражение у малайзийского острова Пуло Аура 15 февраля 1804 года, в котором кураж английского флотоводца Натаниэля Дэнса перевесил боевое превосходство французской эскадры.
У индийского побережья
6 марта 1803 года, ещё до объявления войны, французы решили перебросить в Индийский океан эскадру контр-адмирала Линуа:
- 74-пушечный «Маренго»;
- 44-пушечный «Семилан»;
- 44-пушечный «Белль Пуль»;
- 40-пушечный «Аталанте»;
- 22-пушечный корвет «Бельи»;
- транспорты «Кот д’Ор» и «Мари Франсуаз» с 1350 солдатами на борту.
У Мадагаскара эскадра попала в шторм, и корабли разбросало по морю. После этого каждый из них шёл к французским островам в Индийском океане самостоятельно.
21 июня 1803 года 44-пушечный фрегат «Белль Пуль» высадил в Пондишерри (Индия) 180 солдат, дабы, согласно условиям Амьенского мира, вернуть под руку Наполеона утраченные французами в 1790-х годах колонии. Однако чуть ранее, в 1802 году, англичане отослали в Индию эскадру вице-адмирала Питера Ренье в следующем составе:
- 74-пушечные «Аррогант» и «Тремедиос»;
- 64-пушечные «Трайдент» и «Ланкастер»;
- 50-пушечный «Сенчурион»;
- 40-пушечный фрегат «Сент-Фиоренцо»;
- 36-пушечный фрегат «Дедеджноуз» (Dedaigneuse);
- 32-пушечный фрегат «Фокс»;
- 18-пушечный шлюп «Альбатрос».
Кроме того, в Бенгальском заливе находились фрегаты «Ширнесс» (44 пушки) и «Вильгельмина» (36 пушек) вместе с шестью вооружёнными «эн флюйт», то есть частично разоружёнными (обычно снимались пушки на нижней палубе, где размещались грузы либо войска), кораблями Ост-Индской компании. В Калькутте на случай возможного нападения французов дежурили «ост-индийцы» «Лорд Кастлро», «Леди Кастлро», «Тейнмаунт» и «Бомбей». Ост-Индская компания, предполагая, что война с Францией скоро продолжится, вытребовала себе эскадру ещё до начала военных действий, взамен обещая полностью снабжать и оплачивать её. Полная стоимость услуги составляла 25 000 фунтов в год.
Эскадра Линуа соединилась в Пондишерри с фрегатом «Белль Пуль» 27 июня. Стоило французам высадиться на индийском побережье, как 5 июля на горизонте замаячили корабли англичан «Сенчурион» и «Альбатрос». Они внимательно осмотрели место высадки и расположились в Куддалуре, в 25 милях (40 км) южнее французской колонии. Туда же подтянулись «Аррогант», «Тремедиос» и «Трайдент».
Линуа предпочёл уйти из ловушки на полных парусах. В море он встретил пакетбот «Виктор», который привёз депешу от Бонапарта с распоряжением увести корабли к Реюньону и Маврикию и там же высадить губернатора Французской Индии генерала Декана. В Пондишерри остался символический французский гарнизон.
7 июля британский шлюп «Рейттлснейк» догнал французов и передал Линуа приглашение от Ренье отобедать с ним на его флагманском корабле — 50-пушечном «Сенчурион». В свою очередь, контр-адмирал пригласил британского адмирала на «Маренго», но после согласия «коллеги» Линуа счёл за лучшее под покровом ночи оторваться от англичан. Француз устремился в Пор-Луи на Маврикии.
Первые стычки
Перед отплытием из Бреста в марте 1803 года Линуа задал Бонапарту вопрос: когда начнутся боевые действия с Англией? Наполеон сообщил, что не планирует войны ранее октября. Однако его слова не сбылись: уже 22 мая Британия разорвала дипломатические отношения с Францией, то есть Наполеон в очередной раз ошибся. В политических решениях такого уровня ошибка — это преступление.
Вести о новой войне достигли Мадраса и Калькутты 3 сентября 1803 года. Английские корабли подошли к Пондишерри, и французский гарнизон, насчитывавший 177 человек, сразу же сдался без какого-либо сопротивления.
Чуть ранее, 16 августа, Линуа прибыл со своей эскадрой на Маврикий. 8 октября к нему присоединился корвет «Берко», принёсший известия о начале военных действий. 1200 французских солдат высадились в Пор-Луи и укрепили гарнизоны Реюньона и Маврикия, а также голландских крепостей на Яве. «Аталанте» был послан в Маскат, столицу современного Омана, со специальной миссией к саудитам, а «Маренго», «Белль Пуль», «Семилан» и «Берко» взяли курс на Суматру.
3 августа 1803 года из Сен-Мало в Бретани к Маврикию вышел в крейсерство 32-пушечный фрегат «Беллона» корсара Жака Франсуа Перро. 14 августа он встретился с британским 36-пушечным «ост-индийцем» «Лорд Нельсон», шедшим с промышленными товарами и серебром в Индию и Китай. Перро пошёл на абордаж корабля. Первую попытку англичане смогли отбить, а вторая закончилась их капитуляцией. Перро переправил на пленённый корабль абордажную команду — 41 человека с лейтенантом Фуге, чтобы тот довёл его до Ла-Коруньи в Испании (Испания была дружественна Франции) и представил захваченное судно на призовой суд. Однако 26 августа британская шхуна «Сигулл» смогла отбить «ост-индийца» и привести его в Плимут.
Тем временем французы внезапно атаковали британское поселение Бенкулен на Суматре. Когда французские корабли появились на рейде, англичане начали жечь свои суда с пряностями. Шесть кораблей успели сгореть, а два французы оттащили в море и спасли. Колония сдалась практически без сопротивления. Французы захватили большие запасы риса, специй и опиума. Напоследок фрегат «Семилан» дал залп, в результате которого погиб один человек. Линуа взял курс на Батавию (современную Джакарту). 10 декабря 1803 года эскадра бросила якорь в столице Голландской Ост-Индии, где к ней присоединился голландский 16-пушечный бриг «Авантюрьер».
Затем произошло то, о чём в старые времена слагались легенды. На взгляд автора, это самая славная страница в истории торгового флота Ост-Индской компании. Тем более на кону стоял заманчивый приз — товары на 8 миллионов фунтов стерлингов.
Бой у Пуло Аура
28 декабря 1803 года до французов дошли слухи о том, что в море вышел «китайский конвой» английской Ост-Индской компании — суда из Кантона и Малакки, гружёные чаем, фарфором и шёлком. Общая стоимость товаров составляла 8 миллионоа фунтов стерлингов серебром. Мысли об отдыхе сразу же были забыты, и французы вышли в море.
Вести оказались правдивыми. 16 судов Ост-Индской компании в январе 1804 года прибыли к юго-восточному побережью Малайзии, где к ним присоединились 11 торговых кораблей, купеческое судно из Макао и австралийский транспорт из Ботани-Бей. Конвой возглавил капитан компании Натаниэль Дэнс, шедший на «ост-индийце» «Эрл Камдэн». Сопровождал его 12-пушечный бриг «Ганджес» под командованием лейтенанта Роберта Фоулера. Состав каравана был следующим:
Наименование |
Командир |
Примечания |
Earl Camden |
Коммодор Натаниэль Дэнс |
Судно Ост-Индской компании |
Warley |
Капитан Генри Вильсон |
Судно Ост-Индской компании |
Alfred |
Капитан Джеймс Франкухарсон |
Судно Ост-Индской компании |
Royal George |
Джон Фэм Тиммингс |
Судно Ост-Индской компании |
Coutts |
Капитан Роберт Торин |
Судно Ост-Индской компании |
Wexford |
Капитан Уильям Стэнли Кларк |
Судно Ост-Индской компании |
Ganges |
Капитан Уильям Мэффет |
Судно Ост-Индской компании |
Exeter |
Капитан Генри Меритон |
Судно Ост-Индской компании |
Earl of Abergavenny |
Капитан Джордж Уордсвут |
Судно Ост-Индской компании |
Henry Addington |
Капитан Джон Киллпатрик |
Судно Ост-Индской компании |
Bombay Castle |
Капитан Арчибаль Хэмилтон |
Судно Ост-Индской компании |
Cumberland |
Капитан Уильям Фэрд Фэррер |
Судно Ост-Индской компании |
Hope |
Капитан Джеймс Преднергасс |
Судно Ост-Индской компании |
Dorsetshire |
Капитан Роберт Хантер Браун |
Судно Ост-Индской компании |
Warren Hastings |
Капитан Томас Ларкинс |
Судно Ост-Индской компании |
Ocean |
Капитан Джон Кристиан Лочер |
Судно Ост-Индской компании |
Lord Castlereagh |
|
Торговое судно без артиллерии |
Carron |
|
Торговое судно без артиллерии |
David Scott |
|
Торговое судно без артиллерии |
Minerva |
|
Торговое судно без артиллерии |
Ardeseer |
|
Торговое судно без артиллерии |
Charlotte |
|
Торговое судно без артиллерии |
Friendship |
|
Торговое судно без артиллерии |
Shaw |
|
Торговое судно без артиллерии |
Kissataw |
|
Торговое судно без артиллерии |
Tahaungeer |
|
Торговое судно без артиллерии |
Gilwall |
|
Торговое судно без артиллерии |
Neptune |
|
Торговое судно без артиллерии |
Португальское судно из Макао |
|
Торговое судно без артиллерии |
Транспорт из Австралии |
|
Торговое судно без артиллерии |
14 февраля 1804 года, в 8 часов утра, на юго-западе, со стороны восточного берега Малаккского пролива, англичане заметили три паруса. Это оказался авангард французской эскадры. Отметим, что ост-индийские суда несли довольно мощное вооружение — до 40 орудий калибрами от 24-фунтовых до 6-фунтовых. Однако команды были, конечно же, подготовлены хуже, чем реальные экипажи Роял Неви. Дэнсу было совершенно понятно, что французская эскадра при энергичном командующем легко сломит сопротивление купцов и без труда захватит корабли.
И всё же на военном совете Дэнс решил не уступать богатый конвой без боя. Он назначил командиров авангарда, центра и арьергарда. Единственный военный корабль конвоя, бриг «Ганджес», возглавил арьергард. Сам Дэнс на «Эрл Камдэн» принял под свою руку центр, а Джон Тимминс на «Роял Джордж» встал во главе авангарда. По настоянию Фоулера корабли выстроились в кильватерную колонну. Некоторые из них подняли синие кормовые флаги, которые должны были сигнализировать противнику, что это военные суда, сопровождающие торговый конвой.
В 9:00 англичане в кильватерной колонне вошли в Маллакский пролив. Линуа не поверил своим глазам, увидев идеально ровную кильватерную колонну и гордо развевающиеся флаги военных кораблей эскорта. Он пропустил конвой и последовал за ним на небольшом отдалении. Дэнс подозревал, что французы накинутся на замыкающие купеческие суда, поэтому на «Ганджес» были собраны добровольцы-пушкари с «ост-индийцев». Однако Линуа так и не провёл атаку.
На следующий день недалеко от острова Пуло Аура в Южно-Китайском море французы всё же решились на перестрелку. Поскольку Линуа держался позади конвоя, Дэнс стянул к арьергарду все более или менее вооружённые корабли. В 13:15 французы открыли огонь по «Роял Джордж». Англичане энергично отвечали. Вскоре в бой вступили «Ганджес», «Эрл Камдэн», «Уорлей» и «Альфред». Не обошлось без эксцессов: «Хоуп» на всех парусах въехал в борт «Уорлей», и эти два корабля почти всё сражение пытались освободить свои снасти.
К 14:00 случилось невероятное: Линуа приказал отступать, а четыре корабля «ост-индийцев» отправились в погоню! Преследование продолжалось два часа. Англичане вели спорадический огонь по французам, а те отступали. Судя по всему, в этот момент французский адмирал совсем потерял голову, полагая, что вместо торговцев нарвался на британскую эскадру Ренье.
Наконец к 16:00 Дэнс приказал прекратить атаку и вернуться к торговым судам. Через четыре часа участвовавшие в акции корабли построились в кильватер торговым судам. За весь бой англичане потеряли только одного человека — матроса Хью Ватта с «Роял Джордж». Французы потерь не имели.
28 февраля конвой взяли под прикрытие корабли Королевского флота: 74-пушечные «Септр» и «Альбион».
После сражения
Лишь прибыв в Пор-Луи, Линуа узнал, с кем на самом деле сражался. Срам был велик. Даже губернатор Маврикия в резких словах осудил адмирала. Вынужденный оправдываться Линуа писал, что после того, как три английских судна зашли ему в тыл, он начал опасаться координированной атаки и дал приказ повернуть назад. Конечно же, этому объяснению мало кто поверил.
Что касается Дэнса и его товарищей, то обрадованные господа из Ост-Индской компании выделили 50 000 фунтов в качестве премии смелым командам. Дэнс дополнительно получил 5000 от Бомбейского торгового дома. Также его возвели в рыцарское достоинство и назначили 500 фунтов пожизненного пенсиона. Дэнс и здесь показал себя с самой лучшей стороны: он отказался от вознаграждения Бомбейской фактории, сказав, что волею судеб был поставлен командовать конвоем и просто выполнял свою работу.
В одной английской колониальной газете была опубликована эпиграмма на действия Линуа:
Quite debonair Linios left France
And on the ocean came to Dance.
Where when our tars began to play,
It charm’d him for he Dance’d away.
Песенка переводится примерно так:
Наш любезный Линуа прибыл из Франции,
И встретил в океане Дэнса.
Когда наши морячки начали игру,
Очарованный Линуа быстро удалился.
Французский историк Шевалье писал: «Адмирал Линуа несомненно захватил бы если не весь конвой, то бо́льшую его часть, если бы просто решительно вёл атаку».
Реакция Наполеона на этот бой была жёсткой. В письме морскому министру он говорил о Линуа:
«Он сделал Францию посмешищем всей Европы! (…) Я предпочёл бы, чтобы он сохранил честь, а не несколько плавающих деревяшек с людьми! Я вообще мечтал бы, чтобы такого позора никогда не было; уж лучше было потерять три корабля».
Отметим самоуверенность Ост-Индской компании и Ренье, которые оставили конвой с товарами на 8 миллионов фунтов без прикрытия. Не будь у коммодора Дэнса боевого запала или атакуй французы более смело и энергично, всё закончилось бы весьма плачевно для английского отряда.
Комментарии к данной статье отключены.