В канун битвы при Дьенбьенфу в начале марта 1954 года вьетнамцы устроили диверсии на двух крупных французских аэродромах. Популярная версия гласит, что ими были выведены из строя 78 самолётов — практически половина парка военно-транспортной авиации французского экспедиционного корпуса. Почему катастрофа таких масштабов почти не оставила следа в истории войны?
На мирно спящих аэродромах
Решающее сражение Индокитайской войны было намечено на конец января 1954 года. Командование Вьетнамской народной армии при поддержке китайских советников решило применить метод «Быстрый удар – быстрая победа», чтобы одновременной атакой со всех направлений захватить французскую базу Дьенбьенфу всего за трое суток.
Прибыв на фронт в середине января, главнокомандующий ВНА генерал Во Нгуен Зиап быстро пришел к выводу, что войска ещё не готовы к сражению, а противник получил подкрепления. Последней каплей стал перехват вражеских радиопереговоров, показавший, что французы ожидают атаку и знают время её начала. После бессонной ночи Зиап принял самое трудное решение в своей военной карьере – отложить битву и готовиться к затяжному штурму.
За годы войны вьетнамцы успели хорошо изучить противника и знали его слабые места. Одним из них была зависимость от транспортной авиации. Переброска войск, снабжение удалённых гарнизонов, высадка парашютных десантов и даже нанесение бомбовых ударов – всем этим занимались транспортники Дальневосточных ВВС Франции. В первой половине войны преобладали копии немецких Ju 52 под обозначением AAC.1 «Тукан». К 1954 году их практически сняли с вооружения, и основу военно-транспортной авиации составляли американские C-47, именовавшиеся «Дакотами». Также поступили немногочисленные C-119 «Флаинг Бокскар», взятые во временное пользование у ВВС США. Французам в Индокитае постоянно не хватало ни транспортников, ни лётчиков. Когда 20 ноября 1953 года два парашютных батальона десантировались в Дьенбьенфу с 65 самолётов, это был предел возможностей Дальневосточных ВВС. На декабрь в их распоряжении имелось всего около 70 «Дакот» и 58 экипажей для них. Совершенно естественно, что накануне решающей битвы вьетнамцы решили усилить этот дефицит. Французские авиабазы в регионе Тонкин (северная часть Вьетнама) стали целями диверсантов Вьетминя.
Сокращать поголовье «Дакот» начали с аэродрома Дошон (Đồ Sơn), располагавшегося к югу от Хайфона. Его французское обозначение – BA 198, что буквально означает «авиабаза 198». Дошон был вспомогательным аэродромом, использовавшимся только для обслуживания и ремонта самолётов, а боевая работа в Тонкине проводилась с Катби, Зялама и Батьмая. Ночью 1 февраля отряд ВНА проник на территорию базы по сточной трубе со стороны моря, заминировал самолёты, разгромил офицерскую столовую, сжёг топливный склад и отступил с небольшими потерями (по одному источнику, оставив четырёх убитых).
Рейд на Дошон остался малоизвестен, в публикациях нет консенсуса о количестве пострадавших самолётов и даже точной его дате. 1 февраля указано в телеграмме американского консула в Ханое Пола Стурма, отправленной по горячим следам и потому вызывающей наибольшее доверие, в других источниках даты варьируются в диапазоне от 31 января до 3 февраля. Для вьетнамцев это была первая победа в борьбе с воздушным мостом: они претендовали на уничтожение пяти самолётов и вывод из строя более чем 100 вражеских военнослужащих. Не вызывает сомнений, что на списание отправились от двух до четырёх C-47 транспортной группы II/62 «Франш-Конте», а в небо улетели 177,5 тысяч литров горючего. Потери аэродромной охраны, похоже, ограничились одним погибшим, и судя по официальному мартирологу личного состава ВВС Франции в Индокитае, это мог быть рядовой авиации 1-го класса Бернар Лефранк, погибший при неуточнённых обстоятельствах 31 января.
Цель – Зялам
Для нанесения следующего удара ВНА выбрала ханойский Зялам (Gia Lâm, BA 197). Являясь одним из трёх главных аэродромов на севере Вьетнама, он охранялся лучше Дошона, но предоставлял большой выбор целей. Здесь базировались две из пяти транспортных групп Дальневосточных ВВС, I/64 «Беарн» и II/63 «Сенегаль», а также использовавшиеся в интересах экспедиционного корпуса самолёты гражданских авиакомпаний. Зялам давно не давал покоя вьетминевцам. В декабре 1946 и январе 1947 года во время битвы за Ханой они уже нападали на него по крайней мере дважды, уничтожив, по собственным данным, несколько самолётов – один раз туда проникли диверсанты, а в другой обстреляли аэродром из 75-мм орудий. Очередной удар планировали с мая 1953 года, так что к моменту, когда командование решило дать бой вражеской авиации на земле, часть необходимой подготовки уже была проделана.
Территория вокруг Ханоя контролировалась французскими войсками. Ближайшей исходной точкой, откуда можно было провести рейд, вьетнамцы указывают Ванзянг (Văn Giang) якобы в 25 км от Зялама, хотя на картах между ними только 10-15 км. Разведчикам предстояло пробраться в тыл врага, изучить обстановку, заручиться поддержкой местного населения. Всё это было выполнено. Как писал тридцать лет спустя в газете «Vietnam Courier» полковник Нгуен Дык Тоай (Nguyễn Đức Toại), в ударную группу отбирали людей «с хорошими политическими качествами, физической выносливостью, стойким боевым духом и доказанной отвагой перед лицом опасности». Как можно заметить, на первое место поставлена политика, а уже потом следует всё остальное. Всего отобрали 16 бойцов под командованием Ву Ван Сы (Vũ Văn Sự). Впрочем, есть упоминания, что их было больше и задействовались также какие-то местные силы. Они прошли специальную подготовку, «особое внимание было уделено их политическому просвещению, чтобы помочь каждому осознать важность задания и укрепить решимость». Планировку базы изучали на песочном макете.
Вечером 3 марта ударная группа собралась в деревне Тхатькау (Thạch Cầu). Она разделилась на отряды и стала выдвигаться к Зяламу, переплыв по пути озеро Ламду (Lâm Du). Описание операции из «Vietnam Courier»: «В студёную погоду им пришлось пересечь большой водоём, а в это время прожекторы обшаривали местность. Прежде чем достичь стоянки, они провели два часа (с 23:30 до 1:30), пересекая минное поле, ползя на животах и обезвреживая мины. Лишь когда они уже подобрались близко к стоянке, их заметили охранники. Но те были настолько потрясены, что их быстро нейтрализовали. Действуя малыми группами, они уничтожали самолёты ручными гранатами и зарядами взрывчатки. Они полностью контролировали поле боя и сумели отступить, пока враг находился в полном замешательстве».
Охрана действительно прозевала нападение. Бой длился всего несколько минут, после чего диверсанты отступили обратно в Тхатькау. Вьетнамские данные о результатах атаки: уничтожены 18 самолётов, 16 вражеских солдат, ангар, два генератора, подожжено хранилище горюче-смазочных материалов, собственные потери – двое раненых. По горячим следам Вьетнамское информационное агентство сообщило, что все 18 самолётов были транспортными «Дакотами», но полковник Нгуен Дык Тоай через тридцать лет приводил такие цифры: 5 бомбардировщиков B-26, 10 «Дакот» и 3 пассажирских самолёта. Французская сторона заявила о гибели одного нападавшего, и в ряде источников упоминается труп, запутавшийся в колючей проволоке. Никаких людских потерь со своей стороны французы, насколько можно судить, не признали.
Число пострадавших самолётов традиционно определяется в 10-12 машин. Например, в телеграмме Государственному департаменту от 8 марта 1954 года американский консул Стурм передал слова генерала Рене Коньи (командующего сухопутными силами на севере Вьетнама) о том, что саботаж 11 самолётов в Зяламе стал сильным ударом, но генерал надеялся, что в строй удастся вернуть больше самолётов, чем сперва предполагалось – подтверждение того, что не все они были потеряны безвозвратно. Есть много разногласий об их типах, количестве и судьбе. Убедительнее всего выглядят сведения документа из архивов Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA). Сам документ недоступен, но достаточно и заголовка: просто и без затей в нём перечислены регистрационные номера повреждённых бортов, давая материал для «поимённого» выяснения дальнейшей судьбы каждого.
Таким образом, при нападении на Зялам ночью 3-4 марта 1954 года были затронуты следующие самолёты:
- AS.65 «Консул» – один списан (F-BCJE)
- DC-3 / C-47 / C-53 – два списаны (F-OANH, F-OAPC), два отремонтированы (F-BEFP, F-OAPA); регистрация и судьба «F-AOE» требуют уточнения (если верно предположение, что это F-OAOE, то он был отремонтирован)
- DHC-2 «Бивер» – два списаны (F-OAMH, F-OAMI)
- Боинг 307 «Стратолайнер» – два отремонтированы (F-BELV, F-BELY)
- Бристоль 170 «Фрейтер» – один отремонтирован (№ 12741)
Суммарно повреждено 11 самолётов, из них пять уничтожены, пять отремонтированы, судьба одного не установлена. Насколько известно, ни один самолёт ВВС Франции не пострадал, все машины принадлежали гражданским авиакомпаниям и использовались для перевозки военных грузов. Четыре из пяти уничтоженных бортов принадлежали авиакомпании Aigle Azur, одну «Дакоту» потеряла Air Outre-Mer.
Из перечисленных самолётов наиболее интересны два «Стратолайнера». Это были очень «редкие птицы», учитывая, что их произведено всего десять экземпляров. Гибель одного из них связана с Зяламом, только уже на другой войне. Повреждённый в марте 1954-го F-BELV вернулся в строй и впоследствии был зафрахтован Международной контрольной комиссией, на которую возлагалось наблюдение за выполнением Женевских соглашений по Индокитаю. К середине 1960-х соглашения были мертвы, но комиссия формально продолжала функционировать. 18 октября 1965 года Боинг при выполнении рейса из лаосского Ваттая в Зялам пропал где-то над районами, контролируемыми Патет Лао, или уже над Северным Вьетнамом. На борту находились четверо членов экипажа (французы) и девять представителей комиссии из Индии, Канады и Польши. Северовьетнамцы запретили МКК проводить поиски на своей территории и заявили, что не нашли место падения. Закономерно возникли подозрения, что самолёт мог быть по ошибке сбит. Обстоятельства катастрофы F-BELV остаются загадкой по сей день.
Цель – Катби
Французское командование отреагировало на события в Зяламе предсказуемо: усиливать и арестовывать. В окрестных деревнях провели облавы, задержав по подозрению в пособничестве нападавшим более двухсот вьетнамцев, работавших на аэродроме. Для охраны пострадавшего объекта на некоторое время отправили 1-й батальон колониальных парашютистов. Меры предосторожности были приняты и на хайфонском аэродроме Катби (Cát Bi, BA 195). Туда срочно перебросили солдат 6-го батальона колониальных парашютистов под командованием будущей «звезды» французских колониальных войн майора Марселя Бижара. Они должны были усилить местную охрану из сенегальцев.
Начальником Катби был подполковник Феликс Брюне, лётчик-истребитель Второй мировой, летавший на боевые задания и в Индокитае (через пять лет он скончается от сердечного приступа в Алжире). Бижара он встретил неласково, без подбора выражений дав понять, что парашютисты ему не требуются. Хотя первая встреча двух офицеров едва не закончилась потасовкой, в дальнейшем они стали друзьями. Пока же им предстояло оборонять Катби, и в этом деле они не совсем преуспели.
Для Вьетминя Катби представлял очередной лакомый кусок и очередной вызов. Здесь базировались истребительная группа II/22 «Лангедок», бомбардировочная группа I/25 «Туниси» и соединение из I/19 «Гасконь», армейская 21-я авиагруппа артиллерийской корректировки, часть 28-й флотилии военно-морской авиации. Особо стоит выделить транспортный отряд «Пакет» – единственное подразделение в Индокитае, летавшее на C-119. Их обслуживали «тихие американцы» в лице нескольких десятков авиатехников ВВС США, и вот-вот должны были прибыть гражданские пилоты из принадлежащей ЦРУ авиакомпании Civil Air Transport.
База была защищена всем, на что у французов хватило воображения: минные поля, колючая проволока под напряжением, сторожевые собаки. По вьетнамским данным, вокруг неё располагалось 78 оборонительных позиций. Была усилена охрана дороги из Катби в Хайфон, а дорога на Дошон полностью перекрыта.
Как и в случае с Зяламом, рейд на Катби планировался очень долго. Офицер разведки Та Ван Тхьеу (Tạ Văn Thiều, псевдоним – Май Нанг) вспоминал, что его назначили готовить эту операцию ещё в июле 1953 года. Разведчики скрупулезно изучали авиабазу, устанавливали связи с местным населением. В конце года был отобран личный состав для ударной группы, и в ноябре предпринята первая вылазка. Большой отряд из 130 человек был обнаружен противником при переправе через реку Ванук (Văn Úc) южнее Хайфона, понёс потери и отступил.
После этой неудачи вьетнамцы пересмотрели план и значительно сократили задействованные силы. Новая группа состояла всего из 32 бойцов. В основном они были из 295-й роты местных сил. Это же самое подразделение совершило нападение на Дошон, задумывавшееся именно как тренировка перед операцией в Катби. Командиром был, по разным версиям, то ли Минь Кхань (Minh Khánh, имел псевдоним Ле Тхыа Зяо), то ли будущий генерал Данг Кинь (Đặng Kinh). По-видимому, Минь Кхань непосредственно командовал отрядом, а Данг Кинь занимался планированием и подготовкой. Солдат готовили основательно, отправляя на 30-километровые марш-броски в полном снаряжении.
3 марта диверсанты попытались переправиться через всё ту же реку Ванук, но отменили попытку, заметив вражеский корабль. Совпадение даты вряд ли случайно и заставляет предположить, что ВНА собиралась атаковать Зялам и Катби одновременно. Когда реку всё же удалось форсировать, отряд остановился в деревне Хоангиа (Hoà Nghĩa) и стал ждать приказа об атаке. Выдвижение началось вечером 6 марта. Отряд пересёк дорогу № 14 между Ханоем и Дошоном, реку Латьчай (Lạch Tray) и вышел на подступы к цели. Оставалось только преодолеть минные поля и проволочные заграждения. Западные авторы единодушно пишут о том, что вьетминевцы пробрались на базу по сточной трубе, как уже делали в Дошоне; Бернард Фолл отмечал, что они ползли по ней больше мили, и риск был бы смертельным, пройди той ночью хотя бы маленький дождь. В доступных вьетнамских описаниях сюжет со сточной трубой начисто отсутствует.
Ночью 7 марта аэродром Катби был освещён взрывами и сигнальными ракетами. Разделившись на два отряда, вьетнамцы атаковали разведанные места стоянки самолётов. Как писал журнал «Лайф», кроме взрывчатки они применяли наполненные зажигательной смесью бутылки из-под ликёра «Куантро». Аэродромная охрана и парашютисты Бижара вступили в бой, длившийся около получаса. Уцелевшие бойцы ВНА отошли к реке, где их должна была ждать лодка, но её не было, так что они перебирались вплавь.
Вьетнамцы рассматривают рейд на Катби как абсолютный успех и самый мощный удар по вражескому аэродрому за весь период войны Сопротивления французским колонизаторам 1946-1954 годов, в результате которого уничтожено 60 самолётов разных типов (в современных публикациях обычно указывается некруглое число 59), включая 38 бомбардировщиков B-26, 10 истребителей-бомбардировщиков, 3 транспортных самолёта, 9 разведывательных. Разгромлены подразделения: один патруль и один отряд охраны. Стоит обратить внимание, что по этой статистике транспортная авиация пострадала минимально. Участники рейда получили поздравительную телеграмму от Во Нгуен Зиапа и письмо от президента Хо Ши Мина, были награждены четырьмя Орденами военных заслуг (Huân chương Quân công) и 28 орденами «За боевые заслуги» (Huân chương Chiến công). О своих потерях вьетнамцы обычно не говорят; только из одной статьи известно, что всего в процессе разведки, подготовки и проведения операции погибло и попало в плен 16 человек.
С французской стороны никакого разгрома в Катби не просматривается. Больше всего пострадала 21-я авиагруппа артиллерийской корректировки, лишившаяся полудюжины лёгких многоцелевых MS.500 «Крике» (копия немецкого «Шторха»); через неделю ей предстояло понести новые потери при обстрелах в Дьенбьенфу. Также под удар попали B-26 «Инвэйдер» из бомбардировочной группы I/25. Общая картина с потерями авиатехники такова:
- Пять «Крике» уничтожены (№ 2033/TF, 400/TG, 823/TM, 444/TS или TE, 440/TU).
- Два «Крике» повреждены (№ 106/TN, 840/TV), и один из них мог быть списан; в ряде источников говорится о безвозвратной потере шести MS.500, а не пяти.
- Один бомбардировщик B-26C «Инвэйдер» (американский № 43-22747) уничтожен. Встречаются упоминания о четырёх уничтоженных, но это число не выдерживает проверки – потери B-26 в Индокитае изучены достаточно хорошо (вероятно, это сумма одного уничтоженного и трёх повреждённых самолётов).
- Несколько «Инвэйдеров» повреждены и позднее отремонтированы. Общепринятое число – три, однако французские исследователи Мишель Гарсия и Жан-Луи Гайнекоэч в книге «AirCrash 1954» приводят номера четырёх (41-39162, 44-35747, 44-35774, 44-35826).
- Имеются единичные утверждения о том, что были повреждены транспортные самолёты: то ли один C-119, то ли четыре C-47. Проверить это затруднительно.
В итоге насчитываем 6-7 уничтоженных самолётов и от четырёх до десятка повреждённых.
Потери нападавших по оценке французов – около пяти убитых и несколько пленных, один из которых оказался «командиром» (в одной газете он назван командиром роты). В ближайших деревнях прошли традиционные облавы с задержанием 74 подозреваемых. Более того, французское командование приказало выселить всех жителей из деревень вокруг авиабаз в Тонкине с выплатой каждому затронутому домовладению компенсации в размере от 400 до 600 пиастров; это решение создавало до 50 тысяч беженцев и крупную пропагандистскую победу для Вьетминя.
Бижар написал командующему Дальневосточными ВВС генералу Анри Лозену жалобу на подполковника Брюне, ничего не сделавшего для предотвращения нападения. Но Лозен встал на сторону Брюне, приняв во внимание его предыдущие заслуги. Вскоре батальон Бижара собрал вещи и отправился навстречу своей судьбе – в Дьенбьенфу.
А что же с вьетнамскими заявлениями о людских потерях противника? Ведь и в Зяламе, и в Катби они уничтожали охрану аэродромов. Ответ следующий: в Катби по французской информации было ранено несколько человек, а вообще на обоих аэродромах не зафиксировано ни одной достоверной смерти французских военнослужащих, включая и колониальные войска. 4 марта при неизвестных обстоятельствах погиб рядовой авиации 2-го класса Франц Ассувье; невозможно сказать, связана ли его смерть с Зяламом. В неполной онлайновой базе данных фигурирует адъютант Клод Мори из бомбардировочной группы I/25, погибший в Хайфоне то ли 7 марта, то ли 7 мая – запись о нём продублирована под обеими датами. Согласно книге «AirCrash 1954», он был убит 7 мая на борту поражённого зенитным огнём B-26.
Работавшие в Катби американские механики не пострадали, благо той ночью находились на вечеринке с шампанским, устроенной их начальством «для поднятия духа» в хайфонском отеле. В конце концов, это была не их война.
ВНА и дальше пыталась навредить французской авиации, однако следующие вылазки не увенчались успехом. Ночью 16 марта была пресечена новая атака на Катби. Затем Дошон взбудоражило сообщение, что четыре сотни вьетминевцев форсировали близлежащую реку и перерезали дорогу на Хайфон. Все полётопригодные самолёты срочно отправили на другие аэродромы, а работавшие здесь американцы получили оружие и стали нести дежурство на периметре базы. Вечером 17 марта возле Дошона схватили двух несостоявшихся саботажников. Кроме взрывчатки они имели при себе портреты Сталина, причём не были осведомлены о смерти «вождя народов». Ночью произошло нападение, но в этот раз охрана отразила его и крылья Франции были спасены. Всё это продолжалось и после Дьенбьенфу. 24 и 25 июня потерпели неудачу новые рейды в Дошоне и Катби (во втором случае двое нападавших погибли и пятеро попали в плен). Французы наконец научились оборонять свои аэродромы – в частности, стали ярко освещать их по ночам, чего не делали ранее.
Подсчёты и результаты
В Зяламе и Катби ВНА одержала значительную психологическую и пропагандистскую победу: её бойцы успешно проникли на два из трёх главных аэродромов в Тонкине и вывели из строя ряд самолётов с минимальными потерями. Какое влияние оказали эти удары на ход войны?
Из доступной историографии можно заключить, что диверсии остались в памяти только самих вьетнамцев. Только в их изданиях есть достаточно подробные описания героических рейдов. За пределами Вьетнама этим ударам отведено место краткого примечания к битве при Дьенбьенфу, и даже такая лаконичность сопровождается множеством противоречий. Например, распространено заблуждение, что оба аэродрома были атакованы в одну ночь. Существует серьёзное расхождение относительно даты нападения на Катби: указывают ночь как 5-6 марта, так и 6-7 марта, причём это относится и к западным, и к вьетнамским источникам, а в книге Во Нгуен Зиапа «Народная война, народная армия» вообще сказано почему-то про 8 марта. Преобладает всё же версия о 6-7 марта. Неожиданным образом некоторые западные авторы безоговорочно использовали данные вьетнамских коммунистов. Филипп Дэвидсон в своём широко известном труде «Война во Вьетнаме» уверенно написал о 78 потерянных французами самолётах. Отдел военной истории командования США во Вьетнаме выпустил в 1968 году исследование битвы при Дьенбьенфу (актуальность его была вызвана продолжающейся осадой Кхесани), где столь же уверенно насчитал «около 70» потерь. Ни там, ни там не уточняется, что речь идёт о статистике Вьетминя!
При всей своей популярности заявка на 78 крылатых машин (18 в Зяламе и 60 в Катби) не была высечена в граните и по неясным причинам колебалась туда-сюда. 12 ноября 1964 года газета «Нянзан», северовьетнамский аналог «Правды», по случаю успешного обстрела партизанами авиабазы Бьенхоа вспоминала события антифранцузской войны – уничтожение 60 самолётов в Катби и 25 в Зяламе, то есть суммарно 85. Как уже отмечалось, в современных вьетнамских интернет-публикациях про Катби обычно пишут о 59 самолётах, порой добавляя слово «примерно».
На таком фоне удивляет своей скромностью советская книга «Вооружённая борьба народов Азии за свободу и независимость» (1984), сообщающая о дерзких по замыслу и исполнению диверсиях «на аэродромах Жиалам в Ханое, Катби в Хайфоне и Досон на побережье Тонкинского залива, в результате которых было уничтожено 24 самолета и склады с горючим». И указан источник – книга офицера и военного историка Пьера Роколя «Pourquoi Dien Bien Phu?» (P., 1968).
Так что пока американцы переписывали сводки Вьетминя (кажется, сами того не сознавая), советские исследователи спокойно ссылались на французских колонизаторов…
Особняком стоит Бернард Фолл, самый авторитетный англоязычный историк Индокитайской войны. В его работах фигурируют то 38 («Два Вьетнама»), то 18 («Улица без радости») уничтоженных в Катби самолётов. Вообще эти цифры выглядят так, будто взяты у вьетнамцев: те претендовали на 38 уничтоженных в Катби B-26, а 18 – это потери авиации в Зяламе. Впрочем, и французское командование сразу после рейдов заявило об уничтожении 18 самолётов, но на обоих аэродромах, в том числе в Катби якобы повреждены только 8 лёгких самолётов. Скорее всего, это были предварительные данные.
Однако будем отталкиваться не от общих оценок, которые могут кочевать по изданиям через «испорченный телефон», а от конкретики. Убедительно – вплоть до серийных номеров, подразделений и авиакомпаний, фото- и видеоматериалов – подтверждается уничтожение в Зяламе и Катби 11-12 самолётов (пяти гражданских транспортников, пяти-шести армейских корректировщиков и одного бомбардировщика ВВС; для сравнения вспомним, что в ходе самой битвы при Дьенбьенфу в воздухе и на земле было потеряно около десятка транспортников). C повреждёнными всё не так просто, но их можно насчитать до полутора десятков. Остаётся разобраться с влиянием этих потерь на боевые действия.
Дефицитом у французов были не только самолёты, а и лётчики. По сведениям Мартина Уиндроу, благодаря продолжающимся американским поставкам на февраль 1954 года во всем Индокитае имелось 105 C-47 и С-119, а экипажей для них только 78, что несколько улучшилось с появлением 12 экипажей Civil Air Transport в марте. В Зяламе и Катби потерь среди лётчиков транспортной авиации не было, потери же матчасти не являлись критичными. К сотне с лишним (приблизительный консенсус среди разных авторов, хотя каждый называет свои цифры) военно-транспортных самолётов следует добавить гражданские, тоже задействованные для перевозки армейских грузов; на май 1954 их насчитывалось 69 штук. Итого французы имели до двух сотен самолётов, и вывод из строя полутора десятков транспортников 4-7 марта не мог серьёзно сказаться на активности воздушного моста в Дьенбьенфу. До начала битвы тыловики подсчитали, что базе потребуется ежедневно около 100 тонн грузов. Вопреки всем трудностям авиация доставляла в среднем около 120 тонн, то есть с поставленной задачей справлялась. Другой вопрос, что реальные потребности гарнизона оказались гораздо большими, чем было рассчитано, и вот тут уже Дальневосточные ВВС ничего не могли поделать. Кстати, ошибочны утверждения, что доставлялось «не более 120 тонн грузов в день». В отдельные дни бывало гораздо больше, например, 16 апреля сброшено 212 тонн, из которых 22 достались противнику.
И последнее: то, что ущерб французской транспортной авиации в Зяламе и Катби был не слишком велик, подтверждается даже информацией вьетнамцев. Их заявки на 78 выведенных из строя самолётов содержат данные о транспортниках – 10-18 в Зяламе плюс 3 гражданских и всего-навсего 3 в Катби. Что опять-таки не производит впечатления на фоне почти двухсот имевшихся у французов. Если уж доверять вьетнамским заявкам, то Зялам и Катби заслуживают репутацию кладбища французской бомбардировочной авиации (тридцать восемь B-26 – это треть всех «Инвэйдеров», эксплуатировавшихся в Индокитае за всю войну), а никак не транспортной.
При всей своей смелости и успешности нападения вьетнамских диверсантов на французские аэродромы не имели значительных последствий, чем и объясняется их скромное место в истории Индокитайской войны. Уничтожение половины транспортной авиации экспедиционного корпуса не состоялось. Несомненно, вьетнамцы получили полезный опыт планирования и проведения таких операций, но со временем они пришли к более эффективным способам нанесения ударов по вражеским аэродромам. В следующей войне основную часть потерь американской авиации на земле наносили не отчаянные вылазки «сапёров» ВНА и Вьетконга, а миномётные и ракетные обстрелы.
Источники и литература:
- Военные действия в Индо-Китае. // Советская Сибирь. – 10 марта 1954.
- 4 mars 1954, aérodrome de Hanoi-Gialam (Viêtnam), De Havilland DHC2-Beaver (F-OAMI et (F-OAMH ; Douglas DC3 (F-OAPC, (F-OAPA, (F-OANH, (F-BEFP et (F-AOE ; Boeing SA 307 BI (F-BELV et (F-BELY ; Bristol 170 n°12741) (https://www.archives-nationales.culture.gouv.fr)
- Aigle Azur (http://aerobernie.bplaced.net)
- ATTAQUE DE CAT BI (https://www.alat.fr)
- BIEN HOA RECALLS EVENTS BEFORE DIEN BIEN PHU. // Daily Report, Foreign Radio Broadcasts NO. 221, 1964.
- Kevin Boylan, Luc Olivier. Valley of the Shadow: The Siege of Dien Bien Phu. – Osprey Publishing, 2018.
- Cát Bi – chiến thắng của lòng dân (https://hanoimoi.com.vn)
- Di tích cách mạng kháng chiến sân bay Gia Lâm – Trận đánh lịch sử góp phần chiến thắng Điện Biên Phủ (http://longbien.hanoi.gov.vn)
- Bernard Fall. Street Without Joy: The French Debacle in Indochina. – Pen & Sword Military, 2005.
- FOREIGN RELATIONS OF THE UNITED STATES, 1952–1954, INDOCHINA, VOLUME XIII, PART 1. – United States Government Printing Office, 1982.
- French Check Red Attacks On Key Port. // The Desert News. – March 9, 1954.
- Michel Garcia, Jean-Louis Gaynecoetche. AirCrash 1954. – 2015.
- Hà Nội «chia lửa» với mặt trận Điện Biên Phủ (https://baochinhphu.vn)
- Dan Hagedorn, Leif Hellström. Foreign Invaders: The Douglas Invader in Foreign Military and U S Clandestine Service. – Midland Publishing Limited, 1994.
- Bruce H. Hupe. The Generalship of General Henri E. Navarre During the Battle of Dien Bien Phu. – U.S. Army Command and General Staff College, Fort Leavenworth, Kansas, 1994.
- INDO-CHINA: Raids in the Night. // Time. – March 15, 1954.
- Mémoire des hommes (https://www.memoiredeshommes.sga.defense.gouv.fr)
- Ted Morgan. Valley of Death. – Random House, 2010.
- Nguyen Duc Toai. The Raid on Gia Lam Airfield. // Vietnam Courier. – № 4, 1984.
- Personnel de l'armée de l'Air mort en Indochine. – Département des fonds d’archives, Division des archives de l’armée de l’Air. Décembre 2016.
- John Prados. Mechanics At The Edge Of War. // The VVA Veteran. – August 2002.
- John Prados. Operation Vulture: America’s Dien Bien Phu. – Diversion Books, 2014.
- Rebels Raid Hanoi Airport. // Pittsburgh Post-Gazette. – March 6, 1954.
- Red Raiders Attack Base. // The Times-News. – June 26, 1954.
- Scramble Accident Database (https://scramble.nl)
- Charles R. Shrader. A War of Logistics: Parachutes and Porters in Indochina, 1945–1954. – The University Press of Kentucky, 2015.
- Sức mạnh to lớn từ sự phối hợp chặt chẽ giữa các chiến trường (https://www.qdnd.vn)
- THE BATTLE OF DIEN BIEN PHU. A SUMMARY. – HEADQUARTERS, UNITED STATES MILITARY ASSISTANCE COMMAND, VIETNAM. Military History Branch, 11 February 1968.
- Thiếu tướng đặc công kể chuyện đánh sân bay Cát Bi (http://xaydungdang.org.vn)
- Trận tập kích sân bay Cát Bi chia lửa với Điện Biên Phủ (http://anhp.vn)
- Trao tặng huy hiệu 75 năm tuổi đảng cho Trung tướng Đặng Kinh (https://www.qdnd.vn)
- USAAS/USAAC/USAAF/USAF Military Aircraft Serials (http://www.joebaugher.com)
- Kenneth Williams. The US Air Force in Southeast Asia and the Vietnam War. Volume I: The Early Years through 1959. – The Air Force History Museums Program, 2019.
- Martin Windrow. The Last Valley. – Da Capo Press, 2004.
Комментарии к данной статье отключены.