К началу октября 1942 года бои за остров Гуадалканал достигли крайнего напряжения. И японцы, и американцы бросали в бой все силы и ресурсы, которые могли собрать. Но лишь теперь адмирал Ямамото принял решение впервые послать в бой свои крупные артиллерийские корабли. Правда, это были всего лишь старые линейные крейсеры типа «Конго» — но даже их присутствие давало японцам шанс переломить ход наземной битвы.
Наступление генерала Вандегрифта
18 сентября 1942 года на остров Гуадалканал прибыл крупный американский конвой из шести транспортов. Ценой его проводки стала гибель авианосца «Уосп». Но прибытие подкреплений позволило генералу Вандегрифту к 19 сентября не только выстроить непрерывную линию обороны по периметру плацдарма на мысе Лунга, но и создать резерв для проведения активных операций. Теперь американцы имели на острове 19 200 человек. Спустя почти полтора месяца после высадки они наконец-то могли приступить к уничтожению вражеских сил между мысом Лунга-пойнт и рекой Матаникау.
Первая такая операция проводилась с 23 по 27 сентября силами трёх батальонов морской пехоты, высаженных с десантных барж у мыса Крус западнее устья реки Матаникау при поддержке эсминца «Баллард». Однако Вандегрифт допустил ту же ошибку, что и Кавагути — он недооценил силы и возможности японцев. Десант был блокирован отрядом Оки Акиносукэ к западу от Матаникау и не смог продвинуться дальше. В итоге морских пехотинцев пришлось вывозить по морю при поддержке эсминца «Баллард», их потери составили 23 человека убитыми и 24 ранеными.
Вторая наступательная операция проводилась с 6 по 9 октября, для неё были выделены значительно большие силы. Американцы вдоль берега дошли до устья реки Матаникау в 3 км западнее периметра Лунга и атаковали недавно высаженные части японской 2-й пехотной дивизии. Её 4-й полк понёс серьёзные потери, японцам пришлось отойти за реку Матаникау, что усложнило им подготовку к следующему наступлению.
Третья операция состоялась с 9 по 11 октября, её целью было уничтожение последних японских баз в восточной части острова — в бухте Эола за мысом Тайву в 50 км к востоку от Лунга-пойнт. По примеру рейда Эдсона 9 сентября теперь 1-й батальон 2-го полка морской пехоты должен был высадиться с десантных катеров «Хиггинс» возле деревень Гурабусу и Коилотумария и уничтожить располагавшиеся здесь японские посты и склады.
Увы, второй раз внезапности не получилось. При высадке был потерян один катер «Хиггинс», с ним погибло 15 морских пехотинцев и 3 моряка. Ещё два солдата погибли на берегу. По американским данным, было убито 35 японцев, однако склады захватить и уничтожить не удалось.
К этому времени основные потери морские пехотинцы несли не от воздействия противника, а от болезней — в первую очередь от малярии. Ко второй неделе октября только в 1-й дивизии морской пехоты имелось до 700 заболевших, за следующую неделю их число увеличилось ещё на 655 человек. Обе стороны испытывали огромное напряжение. И американцы, и японцы искали способ выйти из тупика.
Стороны усиливают свои войска
Благодаря наличию большого количества десантных ботов «Хиггинс» американцы могли проводить рейды вдоль побережья и высаживать войска в любой точке острова. Из-за острой нехватки сил японцы не имели возможность прикрыть всё побережье. Сосредоточив все войска для штурма периметра на мысе Лунга, они были вынуждены оголять свои тыловые базы. Поэтому командующий 17-й японской армией в Рабауле генерал-лейтенант Хаякутаке Харукити, наконец-то осознавший реальное соотношение сил, стремился как можно быстрее перебросить на Гуадалканал новые войска.
Переброска с помощью эсминцев велась небольшими партиями, но регулярно, каждую ночь. Один эсминец в среднем доставлял порядка 150 человек с вооружением, а также некоторое количество боеприпасов и продовольствия. В последнюю неделю сентября началась перевозка на Гуадалканал солдат 2-й японской пехотной дивизии. 9 октября на остров прибыл сам генерал Хаякутаке, а к середине месяца здесь находились вся 2-я пехотная дивизия, два батальона 38-й пехотной дивизии, танковая рота и ряд артиллерийских частей. Всего японские силы на острове, включая сапёров, вспомогательный и медицинский персонал, достигли 20 000 человек, то есть наконец-то сравнялись с силами противника.
Одновременно японский флот пообещал помочь обстрелом аэродрома Хендерсон-филд, а в Рабаул для действий против Гуадалканала дополнительно перебросили 85 самолётов. В свою очередь, американские воздушные силы на аэродроме Хендерсон-филд получили ещё 23 истребителя.
К 20 сентября японцы имели в Рабауле в общей сложности 117 самолётов, американцы на Гуадалканале — 71 самолёт. 27 сентября, после улучшения погоды, японская авиация снова атаковала Хендерсон-филд. В свою очередь 5 октября американские авианосные самолёты атаковали японскую базу в Буине на острове Бугенвиль.
9 октября на Гуадалканал прибыла 121-я истребительная эскадрилья морской пехоты (VMF-121) майора Леонарда К. Дэвиса, а на быстроходных транспортах был доставлен тыловой эшелон 2-го полка 2-й дивизии морской пехоты. И всё равно самым регулярным оставалось снабжение Гуадалканала по воздуху: ежедневно двухмоторные «Дугласы» доставляли сюда авиатопливо. Увы, одного их рейса хватало для доставки бензина лишь на вылет 12 «Уайлдкэтов» в течение часа. Специально оборудованная подводная лодка «Амберджек» за один рейс перевозила 9000 галлонов бензина и 10 т бомб — но она была всего одна.
В то же время было решено начать замену морских пехотинцев армейскими силами, организовав переброску на Гуадалканал дивизии «Америкал» («Америка-Калифорния»). Её 164-й пехотный полк полковника Брайанта Э. Мура с рядом других подразделений (в общей сложности 3132 человека) был погружён на войсковые транспорты AP-9 «Зейлин» и AP-10 «Мак-Коули». 9 октября они вышли из Нумеа в сопровождении трёх эсминцев и трёх минных заградителей. Проводку конвоя обеспечивали все наличные морские силы: крейсеры 64-го оперативного соединения адмирала Скотта, а также авианосец «Хорнет» и линкор «Вашингтон».
Утром 13 октября конвой прибыл к Гуадалканалу. После выгрузки пехотинцам 164-го полка был отведён участок фронта в восточной части периметра Лунга протяжённостью в 6 км. Следующей же ночью прибывшим бойцам пришлось пережить тяжёлое испытание.
Хендерсон-филд под огнём
Американская победа в бою у мыса Эсперанс в ночь на 12 октября стала серьёзной пощёчиной японскому флоту, но не помешала доставке на Гуадалканал японских подкреплений. В эту ночь на острове было выгружено 728 солдат, четыре 150-мм гаубицы, два полевых и одно зенитное орудие, а также радиооборудование и боеприпасы. Гаубицы и снаряды были срочно переброшены к плацдарму на мысе Лунга. Днём 12 октября японская авиация бомбила аэродром Хендерсон-филд.
К утру 13 октября на аэродроме находилось 90 самолётов — 45 бомбардировщиков и столько же истребителей. Около полудня аэродром атаковали 24 японских дальних бомбардировщика из Рабаула, а два часа спустя — ещё 15 таких же машин. Самолёты шли на высоте 9000 м, поэтому низковысотные флотские «Уайлдкэты» просто не смогли их достать. Японцам удалось вывести из строя обе взлётные полосы и сжечь 5000 галлонов авиационного топлива. Единственная воздушная победа американцев в этот день была записана на капитана Джозефа Дж. Фосса из 121-й истребительной эскадрильи, прибывшего на остров четырьмя днями ранее.
Аэродромные службы, используя всю имеющую технику, лихорадочно начали засыпать воронки, чтобы восстановить работу аэродрома, но ближе к вечеру в игру вступили выгруженные накануне японцами 150-мм гаубицы, которые открыли огонь по ремонтникам. Орудия стреляли из района Кокумбона, недоступные для ответного огня американских полевых пушек. Поэтому к мысу Круз были высланы эсминцы «Стеррет», «Гуин» и «Николас», без особого успеха пытавшиеся вести контрбатарейную стрельбу. К исходу 13 октября пригодной для полётов осталась только недавно достроенная малая полоса для истребителей. Однако худшее было впереди.
Линейные крейсеры вступают в бой
Ещё 5 октября на Труке началась подготовка к обещанному рейду против Гуадалканала крупных артиллерийских кораблей. 3-я дивизия линкоров («Конго» и «Харуна») была выделена в «Особое бомбардировочное соединение». Для обстрела берега были предназначены специальные 356-мм осколочно-зажигательные снаряды «Сансикидан Тип 3» весом 626 кг с тонким корпусом и повышенным содержанием взрывчатого вещества. Первоначально они проектировались для стрельбы из главного калибра по воздушным целям; помимо взрывчатки, каждый такой снаряд содержал 480 резиновых трубок, заполненных термитной смесью, а также 192 стальных поражающих элемента.
Однако этих снарядов не хватало, поэтому перед выходом их успел получить только «Конго». На «Харуну» были погружены обычные фугасные снаряды «Тип 0» с дистанционным взрывателем. Такой снаряд при весе 626 кг содержал 29,5 кг взрывчатки и 1000 зажигательных трубок, заполненных смесью канифоли, магния, бария и серной кислоты. Кроме того, в боекомплект линкоров входили 674-кг толстостенные бронебойные снаряды, содержавшие 11 кг взрывчатки.
11 октября 2-й и 3-й японские флоты вышли с Трука на юг. Здесь были 3-я и 11-я дивизии линкоров (все четыре корабля типа «Конго»), 4-я дивизия крейсеров («Атаго», «Такао», «Майя» и «Мьёко»), остальная часть Авангардного соединения контр-адмирала Абэ (тяжёлые крейсеры «Судзуя», «Тоне» и «Тикума»), а также 2-я и 10-я эскадры эсминцев — лёгкие крейсеры «Исудзу» и «Нагара» с 5 и 8 эсминцами соответственно.
Вместе с ними шла 2-я дивизия авианосцев контр-адмирала Какуты Какудзи — «Хийё» и «Дзуньё» с двумя эсминцами. Чуть позади следовало Ударное Авианосное соединение вице-адмирала Нагумо: авианосцы «Сёкаку», «Дзуйкаку», «Дзуйхо», а также тяжёлый крейсер «Кумано» и 8 эсминцев. Отдельно держался 8-й флот контр-адмирала Микавы, в этот момент занятый проводкой конвоя из Рабаула на Гуадалканал.
12 октября, в день боя у мыса Эсперанс, 3-я дивизия линкоров под непосредственным командованием вице-адмирала Куриты Такео двинулась к Гуадалканалу, в то время как остальные силы заняли позицию к востоку от Соломоновых островов. Вместе с линкорами к Гуадалканалу направилась 2-я эскадра эсминцев контр-адмирала Танака Райдзо — лёгкий крейсер «Исудзу» и 9 эсминцев, 6 из которых отдельно вышли с острова Шортленд.
Корабли Куриты подошли к Гуадалканалу поздно вечером 13 октября. Из-за проблем на аэродроме Хендерсон-филд американская воздушная разведка их не обнаружила. Вскоре после полуночи на 14-е, миновав остров Саво, Курита поднял в воздух гидросамолёты, чтобы подсветить район обстрела.
В 01:37, приблизившись к мысу Лунга, «Конго» открыл огонь по району аэродрома Хендерсон-филд. Через несколько минут к нему присоединился шедший следом «Харуна». Пройдя мимо мыса, корабли повернули на обратный курс, развернули башни и снова обстреляли берег. Американская 127-мм артиллерия с берега пыталась стрелять в ответ, и тогда линкоры ввели в действие 152-мм казематные орудия.
Обстрел длился чуть более часа. Всего линкоры выпустили 868 снарядов главного калибра, то есть в среднем по 54 снаряда на ствол или чуть более половины боезапаса. «Конго» выпустил 104 зажигательных снаряда «Тип 3» и 332 бронебойных снаряда «Тип 1», а также 27 снарядов 152-мм противоминного. «Харуна» выпустил 189 фугасных снарядов «Тип 0» и 294 бронебойных снарядов, а также 21 снаряд противоминного калибра.
Тем временем «Исудзу» с эсминцами, действовавший отдельно, обстрелял гавань Тулаги. Торпедные катера стоявшей здесь 3-й эскадрильи лейтенанта Монтгомери (PT-38, PT-46, PT-48 и PT-60) пытались контратаковать корабли адмирала Танака, но были легко отражены огнём эсминца «Наганами». Выпущенные торпеды не достигли цели, а один катер был повреждён при посадке на мель. В 02:30 японские корабли покинули пролив Железное Дно, оставив за собой хаос и разрушения.
Хотя далеко не все снаряды легли в район аэродрома, эффект от обстрела был огромным. По воспоминаниям одного из морских пехотинцев, «кокосовые пальмы выворачивало из земли и швыряло, как зубочистки». Хижины и палатки сносило взрывной волной, пламя от горящего бензина осветило район аэродрома. Адмирал Танака позднее писал:
«Сцена была увенчана осветительными ракетами с наших самолётов-наблюдателей, висевших над аэродромом, и по сравнению с этим огненным спектаклем фейерверк Рёгоку выглядел простой детской игрой. Ночная тьма превратилась в ослепительно яркий день. Спонтанные крики волнения и радости пронеслись по нашим кораблям».
На аэродроме погиб 41 человек, свыше сотни получили ранения. Среди погибших были командир 141-й эскадрильи пикировщиков (VMSB-141) майор Гордон А. Белл и четверо его пилотов: капитаны Эдвард Ф. Миллер и Роберт А. Эбботт, лейтенанты Генри Ф. Чейни-младший и Джордж Л. Хейли. Потери авиации оказались огромны. На земле были уничтожены или тяжело повреждены около полусотни самолётов, к утру 14 октября здесь уцелело лишь 7 пикировщиков и 35 истребителей. Но и для них не осталось горючего — бóльшая часть запасов топлива сгорела. Была разрушена «Пагода» — деревянная контрольная башня аэродрома со всем её оборудованием.
Последний конвой
Тем временем к Гуадалканалу направлялся так называемый Быстроходный конвой контр-адмирала Такама Томоцу с последними частями 2-й пехотной дивизии. Он вышел из Рабаула в ночь на 12 октября, днём его дважды безрезультатно атаковали американские бомбардировщики с Гуадалканала, но не добились ни одного попадания. В ночь с 12 на 13 октября конвой задержался у Шортленда, но уже во второй половине дня 13-го американская воздушная разведка обнаружила его в 70 милях к северо-западу от Гуадалканала идущим со скоростью 14 узлов.
В конвой входило 6 быстроходных войсковых транспортов — «Сасако-мару», «Нанкай-мару», «Садо-мару», «Сакито-мару», «Кюсю-мару» и «Адзумасан-мару». На суда были погружены 16-й пехотный полк и штаб 230-го пехотного полка с двумя своими батальонами, а также 824 морских пехотинца из 4-го полка Специальных морских десантных частей «Майдзуру». Кроме них перебрасывались батарея 100-мм орудий и батарея 150-мм гаубиц, 38-й и 45-й полевые зенитные дивизионы, батарея из 47-го полевого зенитного дивизиона, 1-я рота 38-го инженерного полка, 1-я Независимая танковая рота, 6-й отдельный пулемётный батальон, миномётная рота, 76-й полевой госпиталь и другие подразделения, боеприпасы и снабжение. Всего на судах находилось около 4500 человек, а также командующий 2-й пехотной дивизией «Сендай» генерал-лейтенант Маруяма Масао.
Воздушное прикрытие обеспечивалось истребителями 11-го воздушного флота и Рабаульского района, а также палубными «Зеро» с авианосцев «Хийё» и «Дзуньё». В прикрытии транспортов находились 8 эсминцев Микавы — «Сирацую», «Ариакэ», «Юдати», «Сигурэ», «Акицуки», «Харусамэ», «Самидарэ» и «Мурасамэ». Дальнее прикрытие конвоя осуществлял сам контр-адмирал Микава с тяжёлыми крейсерами «Тёкай» и «Кинугаса» в сопровождении эсминцев «Амагири» и «Мотидзуки».
Утром 14 октября конвой прибыл к мысу Тассафаронга и в 6:05 начал разгрузку. Вскоре после рассвета американцы обнаружили стоящие у берега японские транспорты и приложили все усилия, чтобы организовать атаку на них. На аэродроме Хендерсон-филд осталось мало исправных самолётов, но бензина было ещё меньше — его сливали с разбитых машин; уцелевшие канистры искали по всем укрытиям.
Сначала для атаки конвоя было выслано 6 «Уайлдкэтов», но успеха они не добились, потеряв одну машину. Около 8 часов утра удалось заправить и снарядить для атаки 7 пикировщиков «Донтлесс», однако два из них разбились при взлёте, угодив в воронки на взлётной полосе. Остальные пять атаковали разгружавшиеся японские транспорты, но добились всего двух попаданий. Лишь к 10 часам техникам удалось снарядить новую группу — 12 пикировщиков, 8 «Уайлдкэтов» и 4 армейских «Аэрокобры» из 67-й истребительной эскадрильи. Вместе с ними вылетела разведывательная «Каталина», оснащённая двумя торпедами.
Японские корабли прикрывали около 30 «Зеро», но они не могли находиться в районе Гуадалканала слишком долго, и к этому времени были вынуждены вернуться в Рабаул. Поэтому атаке «Донтлессов» противостояла лишь зенитная артиллерия эсминцев. Американским пилотам удалось потопить транспорт «Сасако-мару» (7180 брт), но он сел на грунт у самого берега и находившийся на нём 230-й пехотный полк удалось полностью выгрузить. На других судах вспыхнули пожары. В 11:45 транспорт «Нанкай-мару» (8416 брт) первым завершил разгрузку и в сопровождении эсминца «Ариакэ» двинулся обратно. В этих атаках американцы потеряли 6 самолётов — поровну истребителей и пикировщиков.
Больше топлива на Гуадалканале не было, но около 13 часов над островом появилось 11 «Летающих крепостей», прибывших с Эспириту-Санто. Им удалось потопить стоявшие у берега транспорты «Адзумасан-мару» (7624 брт) и «Кюсю-мару» (8684 брт); последний успел выгрузить танки, но затем загорелся, а около 13:30 на нём взорвались боеприпасы. Оба транспорта остались над водой, сев на грунт.
Чтобы избежать дальнейших потерь, контр-адмирал Такама приказал двум оставшимся транспортам прекратить разгрузку и отойти к острову Саво, где они могли свободно маневрировать, уворачиваясь от бомб. После 17 часов транспорты вернулись к мысу Тассафаронга и завершили выгрузку снаряжения. В 17:40 суда вновь были атакованы четырьмя «Донтлессами» с авианосца «Хорнет», на этот раз безуспешно.
Несмотря на гибель трёх из шести транспортов, японцам удалось выгрузить всех солдат и 80% грузов. Следующей ночью (на 15 октября), полностью разгрузившись, однотипные «Садо-мару» и «Сакито-мару» (7180 брт) отправились в обратный путь. По дороге они были безуспешно атакованы «Летающими крепостями». 16 октября остатки «Быстроходного конвоя» прибыли в Буин на острове Бугенвиль.
У мыса Тассафаронга подводный склон начинался рядом с береговой линией, поэтому над водой у самого берега остались торчать носовые части потопленных судов. 15 и 16 октября американские «Летающие крепости» опять атаковали их, приняв за вновь прибывшие транспорта. После новых повреждений «Адзумасан-мару» соскользнул с берега и ушёл на глубину в полсотни метров.
«Всё возможное, чтобы удержать Гуадалканал»
В ночь на 15 октября к Гуадалканалу прибыл контр-адмирал Микава с двумя тяжёлыми крейсерами и двумя эсминцами. С 1:49 до 2:16 «Тёкай» и «Кинугаса» обстреляли мыс Лунга из 203-мм орудий, выпустив 752 фугасных снаряда «Тип 0» — эффект от этого обстрела оказался куда более скромным, чем двумя сутками ранее.
В ночь на 16 октября аэродром был обстрелян тяжёлыми крейсерами «Мьёко» и «Майя» из состава 4-й дивизии крейсеров 2-го флота Куриты, прибывшими в сопровождении 6 эсминцев 2-го дивизиона. Руководил обстрелом контр-адмирал Такаги Такео. Корабли выпустили 912 снарядов калибром 203 мм — частью фугасно-зажигательных «Тип 3», частью обычных бронебойных «Тип 0».
Тем временем 14 октября линейные крейсеры «Конго» и «Харуна» вернулись на север и вновь присоединились к Авангардному соединению Абэ. 17-18 октября они заправились в море и вместе с остальными кораблями держались к северу от Соломоновых островов в ожидании развязки.
18 октября командующий американскими морскими силами в южной части Тихого океана вице-адмирала Роберт Л. Гормли был снят со своей должности и заменён вице-адмиралом Уильямом Ф. Хэлси. В качестве подкреплений из центральной части Тихого океана ему было направлено около 50 истребителей, а на Эспириту-Санто в распоряжении адмирала Обри Фитча прибыло несколько новых «Летающих крепостей». С острова Оаху на Новую Каледонию отправили 25-ю пехотную дивизию, сюда же перенаправили около 30 подлодок. Наконец, в состав 62-го оперативного соединения вернулся только что завершивший ремонт «Энтерпрайз». «Я буду направлять в этот район всё возможное вооружение, чтобы удержать Гуадалканал», — заявил президент Рузвельт Комитету начальников штабов.
После событий 13-15 октября на Гуадалканале наступило затишье, но оно было чисто внешним: генерал Хякутакэ назначил новое наступление на 22 октября. Основной удар по американскому плацдарму должна была наносить 2-я пехотная дивизия генерала Маруямы, наступавшая на хребет Эдсона с юго-востока. Началась переброска дивизии и её снаряжения через труднопроходимые джунгли к югу от мыса Лунга-пойнт по так называемой «тропе Маруямы». Это сухопутное наступление привело к новому сражению авианосцев у островов Санта-Крус.
Источники и литература:
- [Пол] Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
- С.Э. Морисон. Американский ВМФ во Второй Мировой войне. Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2002
- Т. Роско. Сильнее «Божественного ветра». Эсминцы США: война на Тихом океане. М.: АСТ, 2005
- Т. Хаттори. Япония в войне 1941-1945. М.: Воениздат, 1970
- Robert J. Cressman. The Official Chronology of the U.S. Navy in World War II. Annapolis, Naval Institute Press, 2000
- John L. Zimmerman. The Guadalcanal Campaign. USMCR Historical Section, Division of Public Information. Headquarters, U.S. Marine Corps, 1949
- Henry I. Shaw Jr. First Offensive: The Marine Campaign for Guadalcanal. History and Museums Division, Headquarters, U.S. Marine Corps, 1992
- Lieutenant Colonel Frank O. Hough, USMCR; Major Verle E. Ludwig, USMC; Henry I. Shaw, Jr. Pearl Harbor to Guadalcanal. History of U.S. Marine Corps Operations in World War II. Volume I. Washington: Historical Branch, G-3 Division, Headquarters, U.S. Marine Corps, 1958
- Carolyn A. Tyson. A Chronology of the United States Marine Corps 1935-1946. Volume II. Washington: History and Museums Division, Headquarters U.S. Marine Corps, 1965
- John Miller, Jr. Guadalcanal: The First offensive. Washington: Historical Division, Department of the Army, 1949
- http://www.combinedfleet.com
- https://www.history.navy.mil
- http://www.navsource.org
- https://www.ibiblio.org
Комментарии к данной статье отключены.