С приходом к власти большевиков все российские бронетракторы в количестве двух штук (самодвигатели конструкции полковника Гулькевича) были поставлены на службу Революции. «Илья Муромец», переименованный в «Красный Петроград», охранял Смольный дворец в критические моменты Октябрьского переворота, а «Ахтырец» 29 октября 1917 года был отправлен в Москву, где вместе с несколькими бронеавтомобилями участвовал в утверждении власти Советов. 1–2 ноября он сражался против юнкеров, оставшихся верными Временному правительству – под прикрытием его огня бойцы Красной гвардии сражались на Кудринской площади, Новинском бульваре, улицах Бронной и Поварской.
В сентябре 1918 года бронетрактор «Ахтырец» был переброшен в Казань, где его включили в состав 3-го автобронеотряда Красной Армии. С осени 1918 до конца 1919 года он сражался с войсками Колчака на Восточном фронте, а в январе 1920 года прибыл для ремонта в Москву. «Красный Петроград» во время Гражданской войны находился в резерве Красной Армии. В 1922–23 годах оба самодвигателя были отправлены на переплавку.
Во время Гражданской войны бронетракторы стояли на вооружении не только у большевиков, но и у Добровольческой армии. Столкнувшись с острой нехваткой вооружений, белогвардейское командование энергично искало источники их пополнения. Не была оставлена без внимания и возможность переделки в бронетракторы имевшихся у Вооруженных сил Юга России (далее – ВСЮР) гусеничных и полугусеничных вездеходов американского производства, используемых в качестве артиллерийских тягачей.
С августа 1918 года на судостроительных предприятиях Новороссийска, контролируемого Добровольческой армией, начинаются работы по бронированию двух полугусеничных машин производства американской компании «Буллок-Ломбард». Одну такую машину бронировали и комплектовали на предприятии «Судосталь», вторую – на так называемом Ревельском заводе (сегодня это завод «Красный двигатель»). Судостроительный завод акционерной компании «Беккер и К°» в конце 1917 года был эвакуирован в Новороссийск из Ревеля в связи с приближением к последнему линии фронта. На новом месте он разместился в двух небольших корпусах бывшего механического завода предприятия «Мюллер, Лямпе и К°».
В феврале 1919 года два бронетрактора на базе «Буллок-Ломбард» с личными именами «Доблестный лабинец» и «Генерал Улагай» поступили на вооружение Добровольческой армии.
Компоновка белогвардейских бронетракторов во многом повторяла схему, использовавшуюся при производстве самодвигателей полковника Н. А. Гулькевича. Это наводит на мысль о том, что создатели новороссийских бронемашин, возможно, были знакомы с опытом петербургских «самодвигателестроителей». Как и трактора марки «Эллис-Чалмерс», «Доблестный лабинец» и «Генерал Улагай» были полугусеничными тягачами с направляющими колесами. При этом колеса машин были усилены – вместо спиц на них установили сплошные металлические диски.
Силовая установка трактора представляла собой 100-сильный 6-цилиндровый бензиновый двигатель. Каждый бронетрактор вооружался пятью пулеметами «Максим», два из которых размещались в башенке на крыше, два – в бортовых спонсонах, и один – в кормовом отсеке. Как и самодвигатели Гулькевича, тракторы «Буллок-Ломбард» должны были идти в атаку задним ходом.
Позже на Ревельском заводе был изготовлен еще один бронетрактор, получивший имя «Астраханец». Достоверной информации о его шасси и вооружении нет. Скорее всего, в данном случае снова использовался трактор «Буллок-Ломбард», и третий экземпляр бронетрактора полностью повторял компоновку двух своих предшественников.
Известно, что «Астраханец» прибыл в Новочеркасск 1 апреля 1919 года для пополнения бронесил 3-й Донской армии ВСЮР. Устроенные полевые испытания показали, что машина к эксплуатации непригодна. Начальник штаба 3-й армии полковник А. В. Говоров 2 апреля 1919 года разразился гневной телефонограммой в адрес командования ВСЮР, находившегося в Екатеринодаре: «Присланный в армию броневик «Астраханец» оказался непригодным для действий. Проведенное испытание дало плачевные результаты: после 100 сажень хода вода в радиаторе начала кипеть, второстепенные пулеметные установки мертвые, две имеющиеся башни не вращаются. По заявлению командира броневика, испытания ему перед отправлением сделано не было, а сдан уже погруженным на платформу с приказанием отправляться как можно быстрее, в результате – бесцельный проезд туда и обратно и потеря времени на исправление. В общем, отличная идея использования тракторов и никуда не годное выполнение и преступная небрежность лиц, непосредственно отправляющих сюда броневик. Трактор приказано снова погрузить и отправить обратно».
Бронетрактор был возвращен заводу-изготовителю для «доводки». О дальнейшем его использовании армией ВСЮР ничего не известно.
Два других бронетрактора «Буллок-Ломбард» поступили на вооружение 3-го бронеотряда 2-го бронедивизиона ВСЮР и активно сражались в составе 2-го Кубанского казачьего корпуса. Однако в конце 1919 года в связи с общим отступлением белогвардейских частей все три бронетрактора, включая «Астраханец», оказались в числе трофеев Красной Армии. Пригодными к использованию были признаны только два из них. Эти машины были отремонтированы и воевали в частях РККА до полного окончания боевых действий в европейской части России. После этого они находились на вооружении Красной Армии до 1922–23 годов, когда были отправлены на переплавку.
Кроме бронетракторов на базе тягачей «Буллок-Ломбард» для нужд ВСЮР было создано и несколько САУ, которые изготавливались на заводе «Неф-Вильде» в Таганроге. На тракторы устанавливались 120-мм морские орудия системы Канэ (производившиеся в России по лицензии) с бронированными щитками, защищавшими экипаж машины от пуль и осколков. Точное количество произведенных САУ неизвестно, а на фотографиях того времени одновременно присутствует не более двух этих машин. Однако известно, что все произведенные САУ в начале 1919 года поступили на вооружение 6-го тракторного дивизиона Морской тяжелой артиллерии (МТА) Донской армии, формированием которой ведал контр-адмирал И. А. Кононов. При этом в каждом дивизионе МТА по штату числилось две батареи по два орудия. Не был исключением и 6-й тракторный дивизион, поэтому количество произведенных САУ вполне могло составлять четыре единицы. По некоторым данным одна или две из них были созданы на базе тракторов производства компании «Клейтон и Шатллворс».
Весной 1920 года Белая армия была вынуждена покинуть Таманский полуостров и, оставив все тяжелое вооружение, лошадей, больных, раненых и беженцев, эвакуироваться в Крым. В числе всего прочего в распоряжение Красной Армии попали и белогвардейские САУ на тракторном ходу. Они были зачислены в 34-й сводный гаубичный дивизион 9-й Кубанской армии. Одна батарея этих самоходок была потеряна при отражении десанта генерала Улагая, который белогвардейское командование высадило на Кубани 14 августа 1920 года. В ночь с 17 на 18 августа 1920 года возле станции Новоджерелиевской части Кавказского фронта Красной Армии попали в оперативное окружение, при выходе из которого потеряли 12 орудий, среди которых оказалась и батарея САУ. Белогвардейцам этот успех не помог – к 9 сентября их десант был разбит, а его остатки были эвакуированы с полуострова. Судьба же остальных трофейных САУ автору неизвестна.
Кроме тракторов «Буллок-Ломбард» для создания бронетракторов инженеры ВСЮР использовали трактор производства английской компании «Клейтон и Шатллворс» образца 1916 года. Его компоновка отличалась от американского трактора наличием лишь одного ведущего колеса, и по внешнему виду эта машина более всего походила на привычный нам трактор. Ее 6-цилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения с верхним расположением клапанов обладал мощностью в 100 л.с. и заводился при помощи пусковой рукоятки.
Экипаж машины состоял из 11 человек, и она была вооружена 76,2-мм орудием и 6-ю пулеметами «Максим», которые вели огонь через амбразуры в корпусе. На вооружение ВСЮР машина поступила в апреле 1919 года, после чего ей было присвоено личное имя «Полковник Безмолитвенный». Однако полевые испытания бронетрактора показали, что он обладает плохими ходовыми характеристиками, поэтому в дальнейшем его использовали для обучения экипажей танков и солдат из противотанковых частей. Дальнейшая судьба этой машины авторам неизвестна.
Комментарии к данной статье отключены.