18 июля 1929 года Реввоенсовет СССР (далее – РВС) принял решение о создании «Системы танко-автобронетанкового вооружения Красной Армии путем насыщения ее танковыми и механизированными частями». 22 ноября того же года приказом РВС было создано Управление по моторизации и механизации РККА (далее – УММ), которому поручалась организация работ по созданию бронетехники для всех родов войск. В УММ были сконцентрированы все инженерные кадры и весь скудный опыт конструирования и использования бронетехники, какой только мог быть в молодой стране, совсем недавно пережившей разрушительную и кровавую Гражданскую войну.
Денег, выделяемых на создание новых вооружений, хронически не хватало, а угроза войны постоянно висела над страной, поэтому требовалось найти быстрый и дешевый способ обеспечения войск самоходной артиллерией. Опыт использования трофейных белогвардейских САУ (созданных на базе американских и британских тракторов), которые были отбиты у белых на Кубани весной 1920 года, оказался позитивным. В связи с этим было решено разработать собственные САУ на базе отечественных тракторов.
2 октября 1930 года РВС принял «Постановление об опытной системе бронетанкового вооружения в части самоходных артиллерийских установок». До 1 октября 1931 года ряд советских предприятий должны были создать около двадцати различных прототипов САУ. В их число входили и САУ второго эшелона на шасси гражданских тракторов.
В качестве шасси для новых самоходок был выбран советский аналог немецкого трактора Hanomag WD-50 – «Коммунар» З-90 производства Харьковского паровозного завода (далее – ХПЗ). Разработкой тракторной САУ занималось танковое производство ленинградского завода «Большевик» совместно с военным складом №60, находившимся в Брянске. По сути, этот склад являлся номерным заводом, производившим броневагоны, бронедрезины и бронепоезда.
На тракторе «Коммунар» З-90 был установлен бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 90 л.с. Трактор весил 8,5 тонн и мог перевозить до 2 тонн и тянуть в прицепе до 6 тонн груза. «Коммунар» имел трехскоростную коробку передач плюс одну заднюю скорость и мог развивать скорость от 3,9 до 15,2 км/ч при запасе хода 150 км.
При изготовлении прототипа САУ была усилена рама гусениц трактора, чтобы она могла выдержать дополнительную нагрузку. Сидение водителя было сдвинуто вперед, а крепление бензобака, расположенное в задней части трактора, – демонтировано. На месте сидения в средней части танка была смонтирована орудийная тумба вместе с 76,2-мм дивизионным орудием образца 1902 года, а бензобак перенесли в переднюю часть трактора, прикрепив его сбоку от двигателя над гусеничной полкой, чтобы он не мешал орудию. Для испытаний на опытном образце запланированный 10-мм бронещит для САУ изготовили не из бронированного стального листа, а из конструкционной стали.
Боекомплект орудия составлял 200 снарядов и, по замыслу проектантов, должен был перевозиться в буксируемой сзади тележке.
Испытания самоходки проводили с 12 по 16 октября 1931 года в Брянске на базе «склада» №60. СУ-2 с экипажем в пять человек прошла 35 км и произвела 39 выстрелов. САУ развивала среднюю скорость 12 км/ч, что на тот момент считалось вполне достаточным. В целом, научно-техническая комиссия УММ признала испытания удовлетворительными, но дальнейшего развития данный проект не получил. Скорее всего, с целью экономии средств народного хозяйства было решено использовать тракторы на полях, а в случае объявления войны – мобилизовать их в части Красной Армии для буксировки тяжелой артиллерии второго эшелона. По крайней мере, именно такая схема должна была сработать летом 1941 года, однако план мобилизации техники был выполнен только частично по причине стремительного продвижения танковых групп Вермахта. Но это будет потом.
Пока же на ленинградском заводе «Большевик» параллельно с СУ-2 создавалась САУ СУ-5 (не путать с СУ-5, созданной в 1934 году заводом №185 на базе шасси танка Т-28). В роли шасси для этой самоходки также использовался трактор «Коммунар» З-90, но вместо 76,2-мм дивизионного орудия на нее устанавливалось зенитное орудие того же калибра – пушка образца 1914/15 годов системы Тарновского-Лендера. Для устойчивости при стрельбе машину снабдили четырьмя откидными упорами, в то же время бронирование этой САУ не предусматривалось. Машина была закончена весной 1932 года, тогда же провели и ее испытания, но в серию она не пошла по целому ряду причин.
Во-первых, серийное производство тракторов «Коммунар» было завершено в 1931 году. Во-вторых, трактор был признан недостаточно мобильным средством для зенитной артсистемы. В-третьих, в 1931 году на вооружение Красной Армии в качестве основного было принято 76-мм зенитное орудие, созданное на базе немецкой 7,5-см зенитной пушки немецкой фирмы Rheinmetall.
Прототипы самоходок СУ-2 и СУ-5 были разобраны, и до начала Великой Отечественной войны к созданию САУ на базе гражданских тракторов советские инженеры не возвращались. Но опыт, приобретенный танковым производством и танковым КБ завода «Большевик», которые позже выделились в отдельные заводы №174 и №185, оказался востребованным при создании других самоходных установок уже на специальных шасси.
Комментарии к данной статье отключены.