История формирования музейных коллекций хранит немало детективных сюжетов. Одна из таких историй произошла в Испании в наши дни, и последняя точка в этом деле до сих пор ещё не поставлена. Местом действия является провинция Сарагоса. В древности здесь жили воинственные племена кельтиберов, которые доставили римлянам немало хлопот в процессе растянувшегося почти на 200 лет процесса завоевания страны. И именно здесь грабители обнаружили большую партию античных бронзовых шлемов, которую они сумели тайно вывести из страны и продать частным коллекционерам.
Военное снаряжение кельтиберов
Диодор Сицилийский так описывал внешний вид и военное снаряжение кельтиберов:
«Некоторые из кельтиберов пользуются лёгкими галльскими щитами, а другие — круглыми плетёными щитами, равными по размерам [греческим] щитам, голени защищают волосяными поножами, а голову — медным шлемом с пурпурным гребнем. Мечи у них двуострые и выкованы из великолепного железа, а рядом с мечом носят кинжал шириной в ладонь, которым пользуются в сражениях».
Те же детали встречаются в описаниях других авторов, в том числе Полибия и Аппиана. Поэт Силий Италик упоминал о кожаных шлемах кельтиберов, а Страбон — о шлемах, сплетённых из жил. Скорее всего, большинство воинов шли в бой с непокрытой головой. Импровизированным средством защиты им могли служить заплетённые в косы длинные волосы, которые оборачивались вокруг головы.
Ещё одним источником информации являются произведения искусства. К их числу относятся монетные изображения, каменные и бронзовые статуэтки, рельефы на погребальных стелах, а также вазопись. На знаменитой Вазе воинов из Нуманции изображены две сражающиеся друг с другом фигуры. Голову одного воина защищает конический шлем с торчащими из него петушиными перьями, голову другого — скорее всего, шкура, снятая с головы медведя или волка. Другие находки расписной керамики из Нуманции демонстрируют какие-то головные уборы, снабжённые гребнями, рогами и другими украшениями. Подробности их конструкции остаются неизвестными.
Археологические находки шлемов из Центральной Испании, где жили кельтиберы, представляют собой редкость. Особенно это бросается в глаза в сравнении со средиземноморской восточной и юго-восточной частью полуострова. До сравнительно недавнего времени шлемы кельтиберов были представлены лишь обломками конических «Монтефортинов» кельтского и римско-италийского производства, датированных временем между второй половиной III и I веком до н.э. Если первые говорят о влиянии на военное дело кельтиберов со стороны обитателей Галлии, то вторые по большей части являются трофеями, захваченными в ходе римского завоевания полуострова. Больше половины находок происходит из раскопок могил, что свидетельствует о статусном значении шлемов, принадлежавших вождям и наиболее прославленным воинам.
Шлемы из Аратиса
Громкая находка была сделана в конце 1980-х годов. При раскопках Аранда-де-Монкайо (Сарагоса) на севере Испании исследователи нашли по крайней мере два десятка бронзовых шлемов и их фрагменты. Место находки связано с кельтиберским городищем Железного века, разрушенным между 74 и 72 годами до н.э. в ходе Серториевой войны. Впоследствии это место учёные предложили идентифицировать со встречающимся на кельтиберских монетных легендах названием Аратис.
Руины города долгое время оставались неизученными, и на протяжении почти 40 лет их безнаказанно грабили мародёры. Большинство найденных здесь предметов они вывезли из страны и продали на чёрном рынке антиквариата. Археологи и музейщики располагали лишь отдельными сведениями об этих находках. Выйти на их след удалось только в 2008 году. После огромной бумажной работы, значительную часть которой проделал испанский представитель в ЮНЕСКО Андреас Перелло, семь шлемов в 2019 году вернулись в музей Сарагосы в Испании.
Все шлемы из Аратиса относятся к единому типу, для которого характерны следующие внешние признаки:
- гладкий купол без выраженного «перелома» тульи;
- глубокие надбровные вырезы дугообразной формы в лицевой части;
- короткий массивный наносник;
- пара глубоких полукруглых вырезов для ушей в нижней части обода;
- небольшой плавно отогнутый назатыльник прямоугольной формы;
- подвижные нащёчники угловатой формы, подвешенные на железных петлях к нижней части обода;
- вилкообразная подставка для крепления гребня с волосяным султаном;
- кольца в передней и задней частях шлема, необходимые для дополнительной фиксации гребня;
- бронзовые трубки по бокам для крепления перьев.
К числу других характерных элементов относится двояковыгнутая пластина с окончаниями в форме драконьих голов на лицевой части шлема. Элементами украшений нескольких шлемов являлись большие рога или крылья из листовой бронзы, крепившиеся к боковым поверхностям.
Эти признаки отличают находки из Аратиса от других шлемов, распространённых на территории Пиренейского полуострова, и это заставляет искать для них аналогии в греко-италийских боевых наголовьях так называемого халкидского типа. Эта разновидность шлемов датируется широким периодом с конца VI по конец IV века до н.э., на протяжении которого они были представлены многочисленными находками на юге Италийского полуострова и в Греции, а также в Этрурии, Македонии, Фракии, на Балканах и Причерноморье. Вместе с тем, с точки зрения формы купола, формы надбровных вырезов и наносника, а также отделки и дизайна украшений шлема испанские находки нельзя отнести ни к одной из имеющихся групп. Существует предположение, что шлем халкидского типа послужил местному оружейнику лишь образцом для подражания. В прочих отношениях испанские шлемы совершенно самобытны.
Возможно, появление в Испании шлемов такой формы как-то связано со службой испанских воинов в качестве наёмников у карфагенян в ходе войн, которые те вели на протяжении IV–III веков. до н.э. против греков на Сицилии. Известно, что сиракузяне, главные противники карфагенян, пользовались услугами италийских наёмников. Фрески и инвентарь захоронений однозначно свидетельствуют о том, что италики в то время носили именно такие шлемы. Предполагается, что халкидские шлемы могли в качестве военной добычи попадать в руки испанских воинов. Те привозили их на родину, и здесь шлемы могли копировать местные мастера-оружейники. Возможно, это и породило особый тип шлема, представленный находками из Аратиса и других мест.
Хронология и идентификация находок
Грабительский характер находок не позволяет точно их датировать. Очевидно, шлемы из Аратиса могут относиться к широкому периоду времени между первой половиной IV века до н.э. и второй половиной II века до н.э. Недавняя находка фрагмента шлема того же типа из погребения в Аранда-де-Монкайо указывает на IV век до н.э. Другие немногочисленные параллели допускают возможность датировки в пределах III–II веков до н.э. По словам самих копателей, все шлемы из грабительских раскопок были найдены вместе в руинах разрушенной каменной структуры. Высказывались различные точки зрения на то, как они могли туда попасть. Например, шлемы могли являться частью арсенала местного вождя и использоваться в качестве военного снаряжения его дружины. Это объяснение хорошо вписывается в историю кельтиберской экспансии в регионе в III– II веках до н.э. Другая точка зрения состоит в том, что шлемы являлись храмовым посвящением. Соответственно, они могли или принадлежать самим кельтиберам, или являться взятым у врага военным трофеем, посвящённым богам в благодарность за одержанную победу.
Результаты последних исследований заставили учёных усомниться в концепции единого происхождения шлемов из Аранда-де-Монкайо. Сегодня более вероятным представляется, что источников было как минимум два. К первой их группе можно отнести полные, хотя и повреждённые в некоторых случаях шлемы, которые происходят из руин каменного здания на склоне холма. Они были найдены ранее остальных, тайно вывезены за пределы страны и там проданы в частные коллекции. Вторая группа находок состояла из повреждённых и плохо сохранившихся шлемов и их фрагментов, которые полиция сумела перехватить в ходе спецоперации. Высказывалось предположение, что большинство этих находок грабители на самом деле добыли из кельтиберских погребений воинов с оружием. Всего к настоящему моменту учёным известно о 32 полностью и фрагментарно сохранившихся шлемах этого типа и ещё трёх сомнительных находках из Аранда-де-Монкайо и других мест.
Детективная история находки шлемов
Впервые в фокус внимания исследователей шлемы из Аратиса попали в июне 1989 года, когда швейцарский торговец антиквариатом Фердинандо Кунильера показал Ульриху Шааффу и Маркусу Эггу из доисторического отдела Романо-германского музея в Майнце шлем странной формы. Он плохо сохранился и был сильно повреждён в результате некачественно проведённой реставрации. Владелец не был уверен, является ли этот шлем подлинным, и надеялся получить консультацию специалистов. Во время следующего визита в мае 1990 года он показал сотрудникам музея ещё два шлема той же формы и сообщил, что все находки происходят из одного комплекса близ кельтиберского городища Терманция, где в общей сложности было найдено десять или двенадцать шлемов, а также бронзовые дисковидные нагрудники и другие предметы военного снаряжения.
Позже Кунильера всё же раскрыл исследователям настоящее место происхождения находок и теперь уже говорил о 13 или 14 шлемах, причём первые четыре экземпляра, по его словам, у грабителей выкупил другой дилер. В 1990 году один из этих шлемов всплыл на аукционе в Лондоне, где был продан как римский без указания места находки. Другой шлем из этой партии «засветился» в 2009 году в Барселоне. Кунильера сообщил, что четыре принадлежавших ему шлема он ранее продал знаменитому коллекционеру древностей Акселю Гуттманну из Берлина. Теперь он предлагал Романо-германскому музею приобрести у него два оставшихся шлема за 60 000 немецких марок. Музей от сделки отказался и через Германский археологический институт в Мадриде передал все полученные сведения испанским властям.
Следующая страница этой истории открылась после смерти в 2001 году Акселя Гуттманна и распродажи коллекции, которую он собирал десятилетиями. Крупнейшие торги проводил мюнхенский аукционный дом Херманн Хисторика. Накануне одной из распродаж 14 сентября 2006 года руководство дома получило предложение от испанского министерства культуры выкупить за 149 500 евро выставленные на торги испанские находки, в том числе 17 бронзовых шлемов. Сделка, по-видимому, не состоялась, и шлемы были распроданы по частям. Семь из них за 330 000 долларов в 2008 году приобрёл британский коллекционер Кристиан Леветт, владелец Музея классического искусства Мужена. Именно эти семь шлемов после долгой череды разбирательств вернулись в Испанию в 2019 году.
Это оказалось возможным после того, как история разграбления Аратиса стала предметом специального расследования и приобрела широкую огласку в Испании и за её пределами. В 2011 году было обнаружено предполагаемое место грабительских раскопок. Появилась также фотография некоего Рикардо Гранады, находчика или первого владельца шлемов, что позволило связать их с незаконными раскопками в Аранда-де-Монкайо. В феврале 2013 года в результате операции «Шлем» полиция арестовала несколько человек, причастных к раскопкам, и изъяла на складах около 4000 незаконно добытых предметов. Обвинения были предъявлены Рикардо Гранаде и Мариано Флорентино Остале, который, как доказало следствие, являлся поставщиком Фердинандо Кунильеры. Оба были приговорены к реальным тюремным срокам.
Проблема грабительских раскопок
Эта история обнажает проблему грабительских раскопок в Испании, их объёма и ущерба, который они наносят национальному достоянию. Хотя Аранда-де-Монкайо и является одним из крупнейших «источников», откуда грабители за 30 лет раскопок добыли десятки тысяч артефактов, он не единственный в списке. Археологи и историки упоминают некрополь Ла-Аталайя (Кортес-де-Наварра, Наварра), некрополь Буррен и Буррена (Фрезано, Сарагоса), Карраверуэла (Магаллон, Сарагоса), Эль-Кез (Альберит де Сан-Хуан, Сарагоса) и Ла-Орунья (Вера-де-Монкайо, Сарагоса). Хотя в данном конкретном случае полиция напала на след грабителей и вернула часть похищенного, горькая правда состоит в том, что эти предметы в основном представляют собой лишь малозначимые находки и фрагменты, которые мародёры не успели продать, а их количество наводит на печальные мысли о первоначальном объёме награбленного.
Большинство находок осело в различных музейных и частных коллекциях любителей древности. Крупнейшими считаются коллекции Романо-германского музея в Майнце, в составе которой насчитывается 165 экспонатов из Центральной Испании, в том числе 105 единиц оружия и 53 предмета украшения, бывшая коллекция Акселя Гуттмана в Берлине, половина экспонатов которой с точки зрения паспортной принадлежности имеет сомнительное происхождение, а также коллекция Торка Дермирджяна в Нью-Йорке, среди экспонатов которой встречаются предметы, удивительно схожие с находками, изъятыми полицией в Аранда-де-Монкайо.
Литература:
- Graells, R. Cascos hispano-calcídicos. Símbolo de las élites guerreras celtibéricas. Kataloge Vor-und Frühgeschichtlicher Altertümer / R. Graells, A.J. Lorrio, F. Quesada Sanz. — Mainz, Römisch-Germanisches Zentralmuseum, 2014.
- Quesada Sanz, F. Montefortino-type and related helmets in the Iberian Peninsula: a study in archaeological context / F. Quesada Sanz // L’équipement militaire et l’armement de la république (IV–Ier s. avant J. C.). 10-th International Roman Military Equipment Conference. Feugère M. (dir.) // Journal of Roman Military Equipment Studies. — 1997. – Vol. 8. — P. 151–166.
- Quesada Sanz, F. Un casco variante del grupo italo-calcídico en la necrópolis de Los Canónigos (Arcas de Villar, Cuenca) / F. Quesada Sanz, M.A. Valero Tévar // Cuadernos de Prehistoria y Arqueología. — 2011–2012. — P. 349–386.
- Fatás, L. Dos nuevos cascos hispano-calcídicos en contexto urbano: los oppida celtibéricos de Aratis (Aranda de Moncayo, Zaragoza) y Contrebia Carbica (Villas Viejas, Cuenca) / L. Fatás, R. Graells, R. Fabregat, A. Lorrio, F. Romeo // Boletín del Seminario de Estudios de Arte y Arqueología. — 2014. — № 80. — P. 13–51.
- Müller-Karpe, M. Antikenkriminalität: der Waffenfund von Aranda de Moncayo // Graells R. Lorrio A. J. Quesada Sanz F. Cascos hispano-calcídicos. Símbolo de las élites guerreras celtibéricas. Kataloge Vor-und Frühgeschichtlicher Altertümer / M. Müller-Karpe. — Mainz, Römisch-Germanisches Zentralmuseum, 2014. — P. XV–XXIII.
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации