Хорошая защищённость и прекрасная обитаемость американских тяжёлых бомбардировщиков в годы Второй мировой войны имела обратную сторону — экипажи, состоявшие из 8–10 человек, были вынуждены покидать подбитую «Летающую крепость» или «Либерейтор» в порядке строгой очерёдности, предварительно облачившись в парашюты, которые в полёте не были надеты на членов экипажа, а хранились отдельно. Прорабатывать вопросы эвакуации требовалось заранее, поэтому для каждого типа многоместных машин издавалась подробное красочное руководство — ниже приведена такая инструкция для B-17, дополненная размещением парашютов и спасательных плотов.
Существовало одно главное правило: никто не должен был прыгать через голову товарища, чьё рабочее место находилось ближе к выходу. В носовом отсеке первым на выход отправлялся штурман, и только вслед за ним прыгал бомбардир, сидящий в самом носу. Просторный бомболюк служил аварийным выходом сразу для четверых: сначала в него выбрасывался верхний турельный стрелок, потом второй пилот, затем навстречу им выходил из своего отсека радист, и замыкал эту очередь командир экипажа.
В хвостовой части трудно было позавидовать нижнему стрелку, сидящему в шаровой установке: мало того, что ему надо было выбраться из своего тесного неуютного «гнезда» и надеть парашют, так ещё и очередь его была третья, вслед за левым и правым бортовыми стрелками. Единственной привилегией хвостового стрелка — если ему, конечно, посчастливилось дожить до команды покинуть самолёт, — был собственный аварийный люк, но это частенько нивелировалось изначально низкими шансами уцелеть при атаках истребителей.
Увы, но даже полное соблюдение инструкций не гарантировало сохранения жизни: неуправляемый самолёт мог крутиться с огромными перегрузками, а спасительный люк могло перекосить, и родная машина становилась смертельной ловушкой…
Комментарии к данной статье отключены.