Во время Гражданской войны в США пехотинцы каждой из противоборствующих сторон имели на вооружении несколько десятков типов винтовок, как американского, так и иностранного производства. В абсолютном большинстве это были дульнозарядные капсюльные винтовки, в то время как казнозарядное оружие встречалось сравнительно нечасто. Гражданская война в США стала последним масштабным конфликтом, в котором главную роль на поле боя играло стрелковое оружие, заряжавшееся с дула. В этой статье мы рассмотрим основные виды дульнозарядных винтовок, применявшихся пехотой обеих воюющих армий.
Нехватка оружия: в дело идут старые запасы
Когда в середине 1861 года в США вспыхнула гражданская война, противники сразу же столкнулись с острой нехваткой всех видов вооружений — прежде всего, стрелкового оружия. Добровольцев по обе стороны фронта хватало с избытком, но вооружить их часто было нечем. В каждом штате перетряхивали местные арсеналы, извлекая на свет давно устаревшие образцы. Из-за этого солдаты добровольческих полков часто вооружались устаревшими винтовками и ружьями, от которых армия отказалась ещё двадцать лет назад. Самыми распространёнными являлись следующие образцы:
- гладкоствольное ружьё «Спрингфилд» образца 1816 года, калибра .69 (Model 1816 Springfield). Изначально это был кремнёвый мушкет, который позднее переделывали под использование капсюлей. Выпускались до 1841 года, всего изготовили около 700 000 единиц;
- гладкоствольное ружьё «Спрингфилд» образца 1842 года, калибра .69 (Model 1842 Springfield). Выпускалась до 1854 года, всего изготовили около 360 000 штук. После появления пуль Минье 58-го калибра некоторые «Спрингфилды-1842» переделали в винтовки, хотя особого распространения такая практика не получила;
- винтовка «Миссисипи» образца 1841 года, 54-го калибра (Model 1841 Mississippi Rifle). Получила известность во время войны с Мексикой, когда полковник Джефферсон Дэвис (будущий президент Конфедерации) добился вооружения своего Миссисипского полка этими винтовками, преодолев сопротивление военного департамента. После принятия на вооружение армии пули Минье значительную часть этих винтовок модифицировали под новые требования, хотя и ружей 54-го калибра оставалось достаточно. В первые полтора года войны «Миссисипи» использовалась обеими сторонами, а конфедераты применяли её вплоть до конца конфликта.
Более современные образцы винтовок в начальный период войны встречалась редко, а южане сильно страдали от их нехватки. Например, в битве при Шайло в апреле 1862 года в обеих армиях всё ещё в большом количестве присутствовали гладкоствольные мушкеты, а у конфедератов часть солдат шла в бой с кремнёвыми ружьями, дробовиками и охотничьим оружием. Мириться с таким положением дел никто не собирался — и Союз, и Конфедерация прилагали все усилия, чтобы это исправить.
Винтовка «Спрингфилд» 1855 и 1861 годов
Основным оружием федеральной пехоты являлась винтовка системы «Спрингфилд» образцов 1855 и 1861 годов. «Спринфилд-М1855» стал первым оружием армии США, использовавшим пулю Минье. К 1861 году винтовками этого типа оснастили всю регулярную армию США (на 1861 год — 15 304 солдата и 1098 офицеров), а всего их выпустили примерно 70 000 единиц. Поскольку модель 1855 года имела сложную, ненадёжную и дорогую систему капсюльного замка, то через несколько лет её усовершенствовали. Результатом стало появление нового образца винтовки — «Спрингфилд-М1861» (Springfield Model 1861), которую часто именовали мушкетом (Springfield Rifle Musket). После этого многие винтовки M1855 модифицировали под использование стандартного капсюля.
В умелых руках «Спрингфилд» отличался точностью, надёжностью и дальнобойностью. Это было массивное оружие длиной примерно 1,42 м и весом 4,9 кг. В комплекте имелся плоский штык длиной 23 см. Винтовка заряжалась пулей Минье 58-го калибра в бумажном патроне или традиционным вариантом, когда сначала в ствол засыпался порох, а затем вставлялась пуля. Начальная скорость пули составляла примерно 350 м/с, прицельная дальность стрельбы — до 366 м, максимальная — до 640 м.
Пробивная сила пули была весьма значительной: на испытаниях из «Спрингфилда» с дистанции до 300 ярдов (275 м) пробивали 11 дюймовых досок (по 2,54 см), поставленных одна за другой в дюйме друг от друга. На дистанции более 300 ярдов та же пуля пробила 6,4 дюймовых доски, а более 500 ярдов (457,2 м) — 5,6. Эффект от попадания пули из «Спрингфилда» в человеческое тело описал историк К. Маль:
«Пуля от Спрингфилда производила в нём… страшное разрушение. Попадая в живую «мишень», она с ужасной силой дробила кости (это вызывалось низкой скоростью пули на излёте и тем, что она была не оболочена), а проникая в живую плоть, обязательно «прихватывала» с собой часть одежды раненого (причиной чего был большой калибр оружия). В условиях зачаточной военно-полевой хирургии огнестрельные ранения нередко заканчивались фатально. Пуля, угодившая в любую из конечностей, приводила к её ампутации, а огнестрельные ранения груди, живота или головы, как правило, считались смертельными».
Впрочем, абсолютное большинство солдат Гражданской войны практически не обучались прицельной стрельбе и должному применению своего оружия, поэтому чаще всего выдающиеся качества «Спрингфилда» в должной мере не использовались. Главный упор делался на скорострельность: пехотинец должен был делать три выстрела в минуту.
«Спрингфилд-М1861» производили на оружейном заводе «Спрингфилд Армори» в Массачусетсе, а также двух десятках предприятий-подрядчиков. Одна винтовка стоила 20 долларов. В 1863 году «Спрингфилд-М1861» незначительно модифицировали, из-за чего с этого момента винтовки данного типа именуют «М1863».
Первые поставки «Спрингфилдов-М1861» пришли в федеральную армию в начале 1862 года, всего же за время войны изготовили около 1 млн винтовок «Спрингфилд» различных модификаций. Из-за близости к источникам производства первоначально они поступали в Потомакскую армию. В конце войны ими были вооружены многие федеральные части на всех театрах военных действий. Из-за своей массовости «Спрингфилд» стал главным оружием пехоты Гражданской войны. Использовали это оружие и конфедераты — правда, к ним оно попадало лишь в качестве трофеев (в ходе войны южане захватили несколько десятков тысяч «Спрингфилдов» всех типов).
После войны «Спрингфилды» подверглись конверсии — их переоборудовали на заряжание с казённой части.
«Энфилд-1853»
Второй по популярности винтовкой той войны стала английская капсюльная винтовка «Энфилд» образца 1853 года (Pattern 1853 Enfield; в Америке часто именовалась как Enfield rifle-musket). Это была основная винтовка британской армии в период 1853-1867 годов, прошедшая обкатку в Крымской войне и колониальных конфликтах. До Гражданской войны «Энфилды» в небольших количествах импортировались в США для нужд армии и ополчения штатов.
Всё изменилось летом 1861 года, когда после начала массового формирования воинских частей возникла острая нужда в стрелковом вооружении. Торговые агенты обеих сторон отправились в Британию массово закупать оружие. При этом оружие нередко приобреталось в частном порядке. Например, Уэйд Хэмптон, богатый плантатор из Южной Каролины, в начале войны стал формировать «легион Хэмптона» и для его вооружения закупил в Англии «Энфилды».
Некоторые английские предприниматели быстро отреагировали на ажиотаж, взяв подряды на производство «Энфилдов» для нужд Конфедерации. Так появились винтовки «Барнетт» и «Тауэр» (Barnett rifle и Tower rifle), которые являлись теми же самыми «Энфилдами», но назваными в честь подрядных фирм-производителей.
«Энфилд» стоил столько же, сколько и «Спрингфилд» — 20 долларов. Первая поставка «Энфилдов» в Америку зафиксирована в августе 1861 года, впервые на поле боя они появились во время сражения за форт Донельсон. Активный импорт продолжался до конца 1863 года: к этому моменту промышленность Союза уже вполне обеспечивала войска «Спрингфилдами», а конфедераты из-за союзной блокады перестали массово ввозить оружие.
В пехоте Конфедерации «Энфилд» стала основной винтовкой — в конце войны её имели 75% пехотинцев КША. Всего за время войны для обеих сторон в Америку завезли более 900 000 «Энфилдов».
Как и другое пехотное оружие того времени, «Энфилд» заряжался через дуло пулями Минье или пулями Притчетта (упрощённый вариант пули Минье). Незаряженная винтовка весила 4,3 кг при длине 1,4 м. Прицельная дальность выстрела достигала 1143 м (1250 ярдов), а максимальная — 1828 м (2000 ярдов) при начальной скорости пули 270 м/с. Винтовка оснащалась штыком, ось которого была отклонена от оси ствола, что делало удобной перезарядку, поскольку солдат не натыкался рукой на острие штыка.
Независимые испытания стрелкового оружия, проведённые в обеих основных армиях конфедератов (Северо-Виргинской на Восточном театре и Теннессийской на Западном), показали, что при стрельбе пулей Минье «Энфилды» являются наиболее точной винтовкой из всех образцов, состоящих на вооружении. Впрочем, такая точность чаще всего достигалась лишь на испытаниях, для которых привлекались квалифицированные стрелки. Когда же доходило до массового использования, то, как и в случае со «Спрингфилдом-М1861», главной проблемой эксплуатации «Энфилдов» в Америке оказалась посредственная выучка стрелков. Из-за этого отличные качества «Энфилда» в полной мере не использовались, а главный упор также делался на скорострельность — три выстрела в минуту.
После войны власти США продали трофейные «Энфилды» в Японию, где они ещё немало повоевали в тамошних гражданских войнах.
Австрийская винтовка на американских полях сражений
Огромный спрос на стрелковое оружие в начале войны привёл к тому, что американские торговые агенты по закупке вооружений хлынули не только в Британию, но и в другие европейские государства. Добрались они и до Австрийской империи, из-за чего третьей по распространённости винтовкой Гражданской войны в США стала австрийская винтовка Лоренца образца 1854 года (Lorenz rifle Model 1854).
«Лоренц» американцы выбрали неспроста. Конструктивно эта винтовка была похожа на привычные «Спрингфилды» и «Энфилды», а стоила дешевле — около 18 долларов за штуку. Для своего времени «Лоренц» являлся действительно неплохим оружием. Винтовка весила 4,28 кг при длине 1,33 м. Начальная скорость пули — 373 м/с. Оптимальная прицельная дальность составляла 225 м, максимальная — 675 м.
В 1861-1862 годах для армии Севера закупили 226 924 «Лоренца», а для армии Конфедерации — 100 000. Интересно, что в обеих армиях эти винтовки использовались, в основном, на Западном ТВД, а их боевой дебют состоялся в битве при Шайло в апреле 1862 года. На Востоке же «Лоренцы» встречались сравнительно нечасто. Так, ими были вооружены 2-й и 7-й Висконсинские добровольческие пехотные полки знаменитой «Железной бригады» Потомакской армии. У южан в боях на Востоке отмечено использование «Лоренцов» в сражении при Нью-Маркете 15 мая 1864 года: отличившийся в бою кадетский батальон Виргинского военного института был вооружён именно винтовками этого типа.
Впрочем, не всё было так радужно — эксплуатацию «Лоренцов» в Америке постоянно сопровождали трудности. Проблемы начинались с калибра — «Лоренц» имел 54-й, в то время как самым распространённым в США был 58-й. Более того, оригинальных австрийских боеприпасов с цельным дном не хватало, и американцы использовали либо пустотелые пули Минье, либо подходящие местные аналоги. Из-за этого на Севере стволы винтовок растачивали, чтобы подогнать их под привычный калибр — если это делалось в полевых мастерских, то «Лоренцы» из винтовок превращались в гладкоствольные ружья.
Конфедераты старались такого не делать, закупая для «Лоренцов» пули в Австрии (известно о покупке, по меньшей мере, 600 000 штук) и используя пули 54-го калибра от винтовки M1841 «Миссисипи». Тем же путём пошли некоторые полки северян — например, упомянутый 2-й Висконсинский, в котором использовали 54-й калибр. Для сравнения, в «родственном» 7-й Висконсинском полку стволы «Лоренцов» расточили под пули Минье.
Другая проблема состояла в прицеле: дистанция на нём указывалась в немецкой системе мер, а не в принятой в Америке английской, что затрудняло процесс прицеливания. Из-за этого качество стрельбы из «Лоренцов» часто оказывалось нестабильным, особенно в условиях слабой подготовки среднего американского стрелка. Поэтому упор в их использовании делался на уже традиционные три выстрела в минуту. Кроме того, ни одно австрийское наставление к этой винтовке так и не перевели на английский язык, хотя в них подробно описывались особенности эксплуатации и ухода.
Из-за вышеуказанных проблем «Лоренцы» по возможности заменялись на более привычные образцы, а высвобожденные экземпляры отправлялись в тыловые и учебные части (как в случае с Виргинским военным институтом). Впрочем, в некоторых боевых полках обеих армий они прослужили до конца войны. После окончания боевых действий уже ненужные «Лоренцы» продавались за границу — преимущественно в Африку и Латинскую Америку.
Другие импортные образцы винтовок в федеральной армии
Кроме Британии и Австрии, федеральные власти импортировали вооружение и из других европейских стран. В первые два года войны торговые агенты Союза закупили 141 570 прусских «потсдамских мушкетов», 57 467 бельгийских винтовок «Льеж» (Belgian Liege rifle) и 44 250 французских винтовок «Минье» (Minie rifle), а также небольшое количество оружия в других государствах (например, в Саксонии, где купили партию мушкетов образца 1851 года бельгийского производства).
Наибольший интерес представляет прусский «потсдамский мушкет» модели 1809/1831 годов 70-го калибра (Model 1809 Potsdam Musket). Модель 1809 года имела кремнёвый замок, а в модели 1831 года его переделали на капсюльный. В первые годы войны они использовались, в основном, федеральными войсками Западного ТВД, а в Потомакской армии встречались редко.
«Потсдам» был мало популярен среди солдат из-за своего размера (длина — 1,56 м), веса (4,88 кг), большой отдачи при выстреле и низкой точности. Причиной последнего была не только плохая выучка стрелков, но и несоответствие боеприпасов. Мушкет был 70-го калибра, американцы использовали для него патроны 65-го, что и снижало точность. Тем не менее, «потсдамские мушкеты» использовались в войсках до 1864 года, хотя после 1863 года ими вооружали преимущественно ополченцев в тылу.
Что касается французских винтовок «Минье», то хотя их и было сравнительно немного, они использовались для обучения негритянских «цветных войск».
В целом, даже в федеральной армии в большинстве полков наблюдалось разнообразие используемого вооружения. Например, на 31 марта 1863 года рота В 72-го Пенсильванского пехотного полка зуавов Потомакской армии имела на вооружении 42 винтовки: 20 «Спрингфилдов», 17 «Энфилдов», 4 бельгийских винтовки и 1 «Лоренц». Унификации добивались долго, но даже в конце войны прийти к ней удалось не везде.
«Фейтвилл» и «Ричмонд»: конфедеративные копии «Спрингфилдов»
С самого начала войны конфедераты столкнулись с острой нехваткой оружия. Юг не имел ни оружейной промышленности, ни серьёзных запасов винтовок, которыми можно было вооружить многочисленных добровольцев, пришедших на призывные пункты. Скудные запасы винтовок и ружей, имевшиеся в распоряжении властей штатов, а также захваченные на арсеналах армии США, быстро исчерпались.
Южане предприняли беспрецедентные усилия для быстрой организации производства вооружений, для чего по возможности использовали трофейное оборудование. Например, после захвата федерального арсенала в Харперс-Ферри (Западная Виргиния) в сентябре 1862 года конфедераты стали обладателями производственных мощностей по изготовлению винтовок «Спрингфилд» и больших запасов разнообразных комплектующих. Это оборудование перевезли в Фейтвилл (Северная Каролина), где на базе местного арсенала открыли завод по производству стрелкового оружия. Комплектующие (в основном деревянные ложа для винтовок) перевезли в Ричмонд (Виргиния), где ещё до войны началось строительство оружейного предприятия.
Последствием стало появление двух новых типов винтовок, фактически копий «Спрингфилда», с несколькими изменениями:
- винтовка «Фейтвилл» (Fayetteville rifle), которая по некоторым показателям даже превосходила «Спрингфилд»: прицельная дальность — 460 м (у «Спрингфилда» — 366), максимальная — 730 м (у «Спрингфилда» — 640). Всего с 1862 года и по 11 марта 1865 года в Фейтвилле произвели примерно 20 000 таких винтовок;
- винтовка «Ричмонд» (Richmond rifle). Деревянная ложа была от «Спрингфилда», а ствол — от британского «Энфилда». Начальная скорость пули — примерно 330 м/с, эффективная дальность — 550 м. Всего южане произвели 31 000 «Ричмондов» — больше, чем винтовок любого другого типа из тех, что делали на Юге. В конце войны для экономии древесины в Ричмонде перешли на производство укороченных вариантов, изготовив 5400 карабинов и 1350 укороченных винтовок.
Впрочем, производственных мощностей южан не хватало для полноценного оснащения своей армии. Поэтому важнейшим источником оружия для них являлись трофеи, благо во время побед в 1862-1863 годах их захватывали много. Например, только на поле битвы при Чанселорсвилле в мае 1863 года конфедераты собрали 26 000 винтовок разных типов.
Даже когда военная удача отвернулась от южан, трофеи всё равно играли важную роль, составляя примерно половину от общего поступления оружия. Например, по официальной статистике с января по сентябрь 1864 года из 95 000 винтовок, поступивших в армии Конфедерации, 30 000 ввезли из-за границы, 20 000 произвели сами и 45 000 — захватили в качестве трофеев.
Хотя дульнозарядные винтовки доминировали на полях сражений американской гражданской войны, их эра подходила к концу. В ходе войны на поле боя всё чаще появлялись казнозарядные винтовки и карабины самых разных конструкций — будущее принадлежало им.
Литература:
- Маль К.М. Гражданская война в США 1861-1865. — М.: ACT; Мн.: Харвест, 2002
- Don Trojani’s American Battles. — Stackpole books, 2006
- gunsweek.com
- Katcher P. American Civil war armies 1. Confederate troops — Osprey, 1986
- Katcher P. American Civil war armies 2. Union troops — Osprey, 1986
- The American Civil War. A visual history. — DK, 2015
Комментарии к данной статье отключены.