В ходе Гражданской войны в США 1861-1865 годов обе стороны активно экспериментировали с новейшим морским вооружением. В частности, конфедератам удалось построить действующую подводную лодку — многим этот проект показался безумием. Во время испытаний субмарина дважды тонула, что привели к гибели 13 человек, в том числе и её создателя Горация Ханли. Лишь благодаря упорству и мужеству восьми человек, составивших новый экипаж лодки, известной как «Ханли», она завоевала своё место в истории, потопив вражеский боевой корабль.
Адвокат Ханли и его проекты
Гораций Лоусон Ханли, рождённый в штате Теннесси в 1823 году, не был профессиональным инженером и изобретателем. Адвокат по профессии, до войны он имел обширную юридическую практику в Новом Орлеане, одновременно заседая в законодательном собрании штата Луизиана. Ему удалось скопить небольшое состояние, которого хватило, чтобы купить плантацию с несколькими рабами. Будучи весьма амбициозным человеком, Ханли мечтал заслужить славу и оставить след в истории.
Свой шанс прославиться он получил с началом Гражданской войны. Летом 1861 года федеральный флот начал блокаду морских портов Конфедерации. Не имея мощных военно-морских сил, конфедераты не могли противостоять северянам и быстро оказались в трудном положении. Тогда власти Конфедерации огласили премию в 50 000 долларов (сейчас это примерно 1,3 млн долларов) каждому, кто потопит вражеский корабль. В этот момент на Юге и возникла идея использовать для борьбы против федерального флота подводные аппараты. Жаждавший славы юрист Ханли ухватился за эту идею.
Одолжив денег у друзей, Ханли нанял известного инженера Джеймса Макклинтока из Цинциннати, бывшего капитана парохода и изобретателя машины по изготовлению пуль. В соавторстве с инженером Бакстером Уотсоном Макклинток разработал проект субмарины «Пионер» (Pioneer). В начале 1862 года её опробовали на озере Пончартрейн в Луизиане. После успешных испытаний «Пионер» получил официальное каперское свидетельство, став единственной подлодкой в Гражданской войне в США, имевшей такой документ. В бою эта субмарина так и не поучаствовала, так как в апреле 1862 года северяне захватили Новый Орлеан. Чтобы секретное оружие не попало к врагу, 25 апреля «Пионер» затопили в озере. В 1868 году лодку подняли и продали на металлолом.
После этой неудачи команда инженеров переехала в Мобил (штат Алабама), где возобновила работу над созданием подлодки. Теперь уже и Ханли принимал активное участие в проектировании. От властей куратором изобретателей назначили лейтенанта Уильяма Александера.
Новым проект назывался «Америкэн дайвер» (American Diver) и представлял собой стальную трубу с двигателем на мускульной тяге. Лодку обслуживал экипаж из пяти человек — рулевой и четыре матроса, крутившие рычаги поворота гребного винта. Лодка получилась тихоходной, а испытания не внушали большой уверенности в её эффективности. Тем не менее, в феврале 1863 года южане решили использовать новый аппарат в бою. Лодку отбуксировали в залив Мобил, где она попыталась атаковать федеральные корабли. Замысел не удался с самого начала: плохая погода и сильное течение потопили лодку. Экипаж спасся, но «Америкэн дайвер» не найден до сих пор.
Третья попытка Ханли и новая субмарина
После двух неудач Гораций Ханли не опустил рук. Он самостоятельно организовал и профинансировал постройку третьей субмарины, названной «Дайвер» (Diver). Конструктивно она отличалась от предыдущих моделей. Корпус лодки представлял собой стальную «сигару» обтекаемой формы длиной почти 12 м и шириной 1,17 м. В носу и корме находились две небольшие боевые рубки, оснащённые водонепроницаемыми люками и иллюминаторами. По краям разместили две балластные цистерны, которые управлялись ручными помпами и наполнялись через клапаны. Для большей устойчивости к днищу корпуса прикрепили дополнительные металлические грузы. В случае экстренного всплытия следовало отсоединить грузы, открутив удерживающие их болты изнутри лодки.
Лодка приводилась в движение мускульной силой (путём вращения гребцами коленчатого вала, напрямую присоединённого к гребному винту). Экипаж набирался из добровольцев и состоял из восьми человек — офицера-командира и семи матросов-гребцов. Командир находился в носовой части у штурвала и рычага управления горизонтальными рулями. Гребцы сидели на длинной продольной скамье в середине лодки.
Построить плавающий аппарат было полдела. Ключевым вопросом оставалось вооружение, чтобы лодка могла бороться с вражескими военными кораблями. Ханли вооружил «Дайвер» буксируемым на тросе зарядом с контактным взрывателем. Приблизившись к стоящему на рейде кораблю, субмарина должна была поднырнуть под него, а затем всплыть с другой стороны. Тем самым заряд наталкивался на корпус корабля и подрывался.
Испытания лодки
Первое испытание «Дайвера» состоялось в июле 1863 года. В присутствии адмирала флота КША Франклина Бьюкенена, генерал-майора Дебни Мори и бригадного генерала Джеймса Слойтера лодка успешно атаковала угольную баржу в заливе Мобил. Впрочем, на Бьюкенена это не произвело особого впечатления — консервативный адмирал не доверял новым технологиям. А вот армейским генералам демонстрация понравилась. С этого момента именно армия Конфедерации начала продвигать частный проект подводной лодки, а Военно-морское командование самоустранилось от него.
Чтобы избавиться от назойливых армейцев, совавших нос в его дела, Бьюкенен рекомендовал направить «Дайвер» в Чарльстон (штат Южная Каролина), где и использовать по назначению. Но поскольку командующий морскими силами южан в Чарльстоне капитан Джон Рудольф Такер также сомневался касательно боевого применения столь необычного судна, Бьюкенен горячо поддержал проект Ханли. Такеру он написал: «Я уверен, что её можно успешно использовать для взрыва одного или нескольких вражеских броненосцев в вашей гавани».
12 августа субмарина прибыла в Чарльстон по железной дороге.
Чарльстон в осаде
С самого начала войны Чарльстон являлся одной из главных целей федеральных войск. По мнению многих северян, город, с которого началась война между штатами, должен быть захвачен и наказан. Федеральный флот перекрыл Чарльстонскую гавань, а войска северян периодически осуществляли десантные операции на прибрежных островах и вокруг города. В 1863 году противостояние достигло кульминации. Результатом стала серия ожесточённых сражений, главными из которых стали Первая и Вторая битвы за форт Вагнер, расположенный на острове Моррис, лежащем на юго-западном входе в гавань. К сентябрю конфедераты оставили остров Моррис, а северяне развернули на нём артиллерию. Одновременно Южно-Атлантическая блокадная эскадра контр-адмирала Джона Дальгрена окончательно заблокировала гавань Чарльстона.
В конце 1863 года северяне начали скоординированный обстрел города из дальнобойных орудий береговых батарей и военных кораблей. Официально бомбардировки продолжались 587 дней и разрушили бóльшую часть Чарльстона. Береговые батареи южан не могли достать вражеские корабли и пушки, а форт Самтер, защищавший вход в гавань, был превращён в руины.
Не имея серьёзных сил, чтобы противостоять врагу на море, командовавший обороной Чарльстона генерал Пьер Борегар начал продвигать инновационные стратегии морской обороны. Он ухватился за неординарное изобретение капитана Фрэнсиса Ли из инженерного корпуса армии Конфедерации — шестовую мину. Она представляла собой взрывное устройство, прозванное «торпедой», прикреплённое к концу 6-10-метрового шеста, который крепился к носу небольшого парохода или гребной лодки.
Использование обычных плавсредств не принесло результата, поэтому следующим оригинальным изобретением южан стал «торпедный катер», по аналогии с библейским героем названный «Давид» (David boat). Он представлял собой сужавшуюся по краям лодку цилиндрической формы на паровом ходу длиной 16 м. Полупогружённый в воду, «Давид» оснащался «торпедой» на шесте, выступавшей из носа под водой. При определённом везении в темноте вражеский корабль можно было застать врасплох, проткнуть его под ватерлинией, после чего произвести взрыв «торпеды». Как отмечает историк К. Симмондс, «идея взорвать торпедой на небольшой лодке большой военный корабль стала главным пунктом военно-морской стратегии Конфедерации в Чарльстонской гавани».
5 октября 1863 года «Давид» смог незначительно повредить крупный федеральный броненосец «Нью Айронсайдс» (USS New Ironsides). Это стало его единственным успехом. После этого адмирал Дальгрен приказал повысить меры безопасности на своих кораблях, а полноценно развить программу постройки и использования «Давидов» южане так и не смогли. Не приходится удивляться тому, что Борегар сразу же ухватился за идею нового морского оружия, надеясь с его помощью нанести потери федеральному флоту и снять блокаду.
«Странствующий гроб»
В Чарльстоне «Дайвер» ввели в состав флота, но при этом он оставался в прямом ведении армии. Субмарину прозвали «Рыболовной лодкой» (Fishboat). Первым её командиром стал лейтенант Джон Пейн, до этого служивший на броненосце-таране «Чикора» (CSS Chicora).
Практически с самого начала пребывания на новом месте лодку преследовали трагические неудачи. 29 августа 1863 года при подготовке к пробному погружению Пейн случайно нажал на рычаг, контролировавший горизонтальные рули. Лодка нырнула с открытым передним люком, «хлебнула» воды и сразу же затонула. Пейн и двое матросов смогли спастись, но остальные пять моряков погибли.
Лодку подняли и вернули в строй, набрав новый экипаж. Новым командиром назначили 26-летнего лейтенанта Джорджа Диксона. В 1861 году речной механик Диксон начал военную службу в 21-м Алабамском пехотном полку и быстро вырос от рядового до лейтенанта. В битве при Шайло его тяжело ранило в левую ногу — пулю остановила 20-долларовая золотая монета, которую ему вручила жена перед уходом на фронт. После этого Диксон хромал до конца жизни. Его списали во второй эшелон и перевели в береговую артиллерию в Мобил. Там Диксон заинтересовался испытаниями подлодки Ханли, добился зачисления в команду проекта и в итоге стал командиром субмарины.
Тем временем Гораций Ханли со своей командой инженеров приехал в Чарльстон для участия в дальнейших испытаниях и контроля технического состояния лодки. 15 октября 1863 года он лично возглавил экипаж во время очередных учений. Поначалу всё шло более чем успешно. Историк К. Маль пишет:
«Как доносил позже шпион северян, «Дайвер» нырнул в воду и прошёл под днищем корабля «Индиан Чиф», вынырнул, нырнул снова и опять показался на поверхности моря. Затем та же операция была проделана с кораблем «Чарльстон». Лодка погрузилась, не доходя 250 футов (71 м) до стоявшего на якоре судна, и вынырнула в 300 футах (90 м) за ним. Таким образом, «Дайвер» прошёл в общей сложности около полумили под водой».
Затем произошла трагедия. Лодка снова погрузилась, имитируя очередную атаку, но больше так и не всплыла. Как выяснилось впоследствии, Ханли не смог закрыть забортный клапан, и погружение оказалось роковым. Находившиеся на борту Ханли и семь моряков погибли.
Конфедераты подняли субмарину и извлекли из неё тела погибших. 8 ноября их с воинскими почестями похоронили в Чарльстоне. После этого командование южан потеряло веру в подлодку, считая её очередным неудачным экспериментом.
С большим трудом Диксон убедил Борегара дать субмарине ещё один шанс. Лодку вернули в строй, назвав «Ханли» (H.L. Hunley) в честь её создателя. Склонные к суевериям матросы прозвали субмарину «странствующим гробом» (peripatetic coffin).
«Ханли» готовится к бою
После двух аварий и гибели тринадцати человек Диксону было трудно найти желающих служить на подлодке, но ему невольно помогли северяне. Начавшиеся обстрелы города озлобили население, которое могло только бессильно сотрясать воздух кулаками. Проект «Давид» был приостановлен, и единственным шансом отомстить вражеским кораблям за бомбардировки теперь казалась субмарина. Добровольцев, желавших залезть в стальную трубу, оказалось даже больше, чем требовалось, и Диксон смог отобрать семь человек в свой экипаж.
Подводники тренировались всю зиму, выходя в море по три-четыре раза в неделю. Лодка не просто ныряла и поднималась на поверхность, но и лежала на дне, пока не заканчивался воздух (его хватало примерно на два часа). В одну из ночей «Ханли» подошла к кораблю северян, причём так близко, что подводники слышали пение моряков на палубе.
Освоив управление и механику довольно неуклюжей лодки, подводники начали плавать с буксируемым зарядом. Быстро выяснилось, что это опасно для самой субмарины, поскольку трос мог запутаться в винте, и Диксон решил вооружить лодку шестовой «торпедой». Она представляла собой 61 кг чёрного пороха, прикреплённый на острие деревянного шеста длиной 6,7 м, установленного на носу. Заряд рассчитали на использование при глубине погружения не менее 1,8 м, однако сама возможность атаки из подводного положения исключалась. Курировавший «Ханли» инженер Джон Томб отмечал:
«Если она попытается использовать торпеду… погрузив лодку и тараня врага снизу, уровень погружения торпеды будет выше уровня погружения лодки, а поскольку у последней небольшой запас плавучести и нет механического двигателя, то велика вероятность того, что всасывание, которое всегда возникает при потоплении корабля, не позволит лодке всплыть на поверхность, не говоря уже о возможности повреждения её взрывом».
Для атаки субмарине предстояло подойти к кораблю в надводном положении, протаранить его ниже ватерлинии, а затем привести заряд в действие. Об устройстве детонатора данных не сохранилось — скорее всего, он был механическим и приводился в действие выдёргиванием спускового шнура. Уже в наши дни возникла версия, что он вполне мог быть электрическим, поскольку на «Ханли» были найдены обрывки медного провода, или же контактным.
Время шло, обстрелы города продолжались, настроение населения становилось всё более пессимистичным. Южане нуждались в любом успехе у Чарльстона, чтобы поднять моральный дух жителей и солдат, дать им уверенность, что страдания не напрасны. Результатов требовал и Борегар, а сами подводники рвались в бой.
Решающий момент наступил вечером 17 февраля 1864 года, когда подлодка «Ханли» взяла курс на вражеские корабли, стоявшие у входа в гавань. Экипаж субмарины составляли восемь человек: лейтенант Джордж Диксон, капрал Йохан Карлсен (датчанин), матросы Фрэнк Коллинз (штат Виргиния), Йозеф Риджуэй (штат Мэриленд), Джеймс Уикс (уроженец Северной Каролины, живший во Флориде), Aрнольд Беккер (немец), C. Лампкин (вероятно, англичанин) и Август Миллер (немец).
Перед экипажем стояла задача атаковать и уничтожить любой вражеский корабль, на который он наткнётся.
Шлюп «Хаусатоник»
Усилия конфедератов не были большим секретом для противника. От дезертиров и своих шпионов в Чарльстоне северяне знали, что южане испытывают подводный аппарат. Также адмирал Дальгрен помнил о нападении «Давида». Поэтому ещё в середине января 1864 года он приказал своим кораблям готовиться к атакам лодок, которые могут скрываться под водой. На ночь корабли федеральной эскадры вставали на якорь на мелководье и не гасили котлы, сохраняя способность быстрого манёвра. Особое внимание стоит обратить именно на факт стоянки на мелководье — из-за этого субмарина не могла поднырнуть под корабль. Так что инженер Томб оказался полностью прав, настаивая на бесперспективности подводной атаки.
Одним из кораблей, входившим в Южно-Атлантическую блокадную эскадру контр-адмирала Дальгрена, был винтовой деревянный шлюп «Хаусатоник» (USS Housatonic) водоизмещением 1240 т и с экипажем 160 человек. Корабль был вооружён тринадцатью артиллерийскими стволами:
- 1 x 100-фунтовая пушка Паррота;
- 3 x 30-фунтовые пушки Паррота;
- 1 x 11-дюймовая (280-мм) пушка Дальгрена;
- 4 x 32-фунтовые пушки;
- 2 x 24-фунтовые гаубицы;
- 2 x 12-фунтовые гаубицы.
Командиром «Хаусатоника» был 48-летний капитан Чарльз Пикеринг. Корабль, спущенный на воду 20 ноября 1862 года, активно воевал, приняв участие в захвате нескольких торговых судов конфедератов, пытавшихся прорвать морскую блокаду. С началом активных действий против Чарльстона адмирал Дальгрен часто задействовал «Хаусатоник» в обстрелах береговой линии, патрулировании берега и высадках десантов.
17 февраля «Хаусатоник» стоял у входа в Чарльстонскую гавань в районе острова Салливан (примерно в 8 км от берега) — как и предписывалось, на мелководье. Именно к нему приближалась подлодка «Ханли».
Первая в истории атака субмарины
В темноте «Ханли» плыла по течению в надводном положении, двигаясь со скоростью примерно 4 узла. Чтобы достичь «Хаусатоника» лодке потребовалось почти два часа.
На «Хаусатонике» всё шло своим чередом. Бóльшая часть команды находилась на нижних палубах, когда примерно в 20:30 вахтенный матрос Роберт Флемминг заметил подозрительный объект в 120 м от правого борта. «Это бревно», — отмахнулся от его доклада помощник капитана Льюис Комтвейт. Однако «бревно» двигалось слишком быстро. Взглянув на странный объект ещё раз, теперь уже в бинокль, Комтвейт заметил на нём два выступа размером с человеческую голову, вокруг которых бурлила вода.
К этому моменту необычное «бревно» уже заметили все вахтенные, в том числе вахтенный офицер Джон Кросби. Позднее он писал, что это выглядело, как «доска, движущаяся в воде», но при этом он также заметил «проблеск света» из переднего выступа. В 20:45 Кросби поднял тревогу, разбудив капитана. Поднявшись на палубу, Пикеринг увидел странный объект, «двигавшийся перпендикулярно кораблю», и разрядил в него свой двуствольный дробовик. Матросы начали обстреливать лодку из ружей. Использовать пушки «Хаусатоник» не мог, так как объект был слишком близко, а пули не причиняли ему никакого вреда. Объект ещё не достиг борта корабля, когда раздался странный звук. Позже Кросби писал, что «звук был, как при столкновении с другим судном». Не было ни дыма, ни пламени, ни подброшенного в воздух столба воды — просто глухой удар. А через мгновение прогремел взрыв.
Удар пришёлся в правый борт. Торпеда взорвалась прямо перед бизань-мачтой, и шлюп сразу же начал тонуть, погружаясь в воду кормой и одновременно кренясь на правый борт. Из-за мелководья «Хаусатоник» не ушёл на дно полностью, и часть такелажа осталась над поверхностью воды. На него и взобралась команда, ожидая спасения. Примерно в 21:20 к месту крушения подошёл корабль «Кенандейгуа» (USS Canandaigua). Спасти удалось 21 офицера и 129 матросов, погибли 5 человек (2 офицера и 3 матроса). Ещё некоторое количество моряков было ранено.
Северяне так и не поняли, что именно уничтожило «Хаусатоник». В итоге сошлись на том, что это снова был «Давид», о чём адмирал Дальгрен и доложил своему начальству.
Что случилось с «Ханли» и её экипажем?
Без преувеличения, потопление «Хаусатоника» стало историческим событием — впервые боевой корабль был пущен ко дну подлодкой, пусть и из надводного положения. Однако после этого успеха субмарина пропала без следа. Исчезновение «Ханли» породило множество легенд, десятилетиями кочевавших из одной статьи или книги в другую. Тайну удалось частично раскрыть только через 132 года.
3 мая 1995 года водолазы, нанятые писателем Клайвом Касслером, обнаружили «Ханли» лежащей в вертикальном положении на глубине 10 м примерно в 400 м от того места, где затонул «Хаусатоник». Корпус был цел, внутри него обнаружили останки экипажа. 8 августа 2000 года лодку подняли, после чего начались исследования, продолжающиеся по сей день.
Стало понятно, что корпус «Ханли» успешно пережил взрыв, а затем лодка отошла от места атаки — возможно, чтобы избежать встречи с кораблями, спешившими на помощь «Хаусатонику». Внутри «Ханли» обнаружили кальциевые сталагмиты — это свидетельствовало о том, что лодка погрузилась на дно с целым корпусом и оставалась водонепроницаемой в течение многих лет после этого.
Точную причину гибели экипажа установить не удалось. Найденные останки показали, что все моряки умерли, сидя на своих местах. В 2013 году группа учёных выдвинула версию, что Диксон и его люди мгновенно погибли от воздушного удара после взрыва своей же «торпеды». Эта версия основана на том, что лодка таранила «Хаусатоник», и «торпеда» взорвалась от столкновения с корпусом корабля. В тот момент субмарина находилась всего в 6 м от корпуса корабля. Правда, в таком случае непонятно, почему «Ханли» оказалась на дистанции в 400 м от «Хаусатоника», и её не нашли северяне, когда исследовали останки корабля.
По другой версии, после атаки Диксон опустил лодку на дно, чтобы переждать проход вражеских кораблей и дождаться прилива. Вспомним, что именно лежание на дне он неоднократно отрабатывал со своим экипажем. Всплыть подводники не смогли, а далее, испытывая нехватку кислорода, заснули и уже не проснулись.
Как бы то ни было, подводники с «Ханли» были людьми невероятного мужества и самоотдачи — мало кто полез бы в стальную трубу, имея явно небольшие шансы на выживание. 17 апреля 2004 года останки экипажа торжественно похоронили на историческом кладбище Магнолия в Чарльстоне. На похороны пришли десятки тысяч человек, в том числе около 6000 реконструкторов и 4000 любителей истории в старинной гражданской одежде. Подводников похоронили со всеми почестями Конфедерации, включая национальный флаг, известный как «Нержавеющее знамя» (Stainless banner).
Ещё раньше, в 1999 году, режиссёр Джон Грей снял художественный фильм «Подлодка» (оригинальное название — «The Hunley») с Армандом Ассанте и Дональдом Сазерлендом в главных ролях.
Сейчас субмарина законсервирована в специальном резервуаре, находящемся в музее «Ханли» в Чарльстоне. Исследовательские работы продолжаются, и учёные не оставляют надежд узнать, что именно привело к гибели героического экипажа «Ханли».
Источники и литература:
- Chaitin P. The Coastal war. Chesapeake Bay to Rio Grande. — Time-Life, 1984
- Hicks, B. One-Way Mission of the H. L. Hunley // Naval History Magazine. Vol. 28, №.1, January 2014
- https://www.hunley.org/
- Silverstone P. Civil war Navies 1855-1883. — Routlege, 2006
- Symonds C. The Civil War At Sea. — Greenwood publishing group, 2009
- Маль К.М. Гражданская война в США 1861-1865. — М.: ACT; Мн.: Харвест, 2002
- Lance, R.M. Stalcup, L. Wojtylak, B., Bass,C. Air blast injuries killed the crew of the submarine H.L. Hunley (2017)
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации