Первая машина была собрана летом 1949 года и поступила на испытательный полигон 29 августа, а ещё два танка изготовили в сентябре. В результате проведённых испытаний выяснилось, что внесённые в конструкцию изменения повысили надёжность танка и его максимальную скорость. Танку присвоили индекс «Т-54-2» и в ноябре того же года разрешили, наконец, возобновить его серийное производство в модернизированном варианте
К началу Великой Отечественной войны в результате жесточайшей конкуренции между различными конструкторскими бюро (далее – КБ) в Советском Союзе выделилось несколько танкостроительных школ, за которыми закрепили обязанности по разработке танков и других бронированных машин определённого класса. Если в Третьем рейхе даже во время войны проводили конкурсы на производство новых машин между различными производителями, то у советских конструкторов на длительную бюрократическую волокиту времени не оставалось.
От Т-34 к Т-44-100
При ряде недостатков такой подход имел огромное преимущество – каждый последующий танк определённой весовой категории лишь незначительно отличался от своего предшественника, наследуя лучшие технические решения. Это позволяло максимально унифицировать производство, снижать себестоимость машин и упрощать снабжение боевых подразделений запчастями.
Например, танк Т-34 постоянно модернизировался, и в его конструкции учитывались отзывы танкистов, а также результаты исследований, проводимых выездными комиссиями на местах недавно отгремевших боёв. Логическим продолжением «тридцатьчетвёрки» стал танк Т-43, спроектированный тем же КБ харьковского завода №183, который в сентябре 1941 года был эвакуирован в Нижний Тагил. Здесь под руководством его главного конструктора А. А. Морозова был разработан более просторный и лучше забронированный танк, в котором торсионная подвеска заменила «подвеску Кристи».
Однако в 1943 году было решено не запускать в производство новую машину, так как она сильно отличалась от Т-34, и её освоение советской промышленностью неизбежно привело бы к снижению общего количества выпускаемых танков. Конструкторы выбрали третий путь – поставили на Т-34 башню от Т-43 (в которой могла бы разместиться 85-мм пушка ЗиС-С-53), а шасси оставили без особых изменений. Производство же кардинально нового танка Т-44 началось лишь в июле 1944 года. Он не участвовал в боевых действиях, так как руководство СССР справедливо полагало, что в случае попадания этого танка в руки немцев или японцев новейшие разработки, реализованные в нём, могут позднее оказаться в руках англичан или американцев. Отношения с союзниками портились с каждым месяцем, поэтому было решено не рисковать.
На Т-44 устанавливалась старая башня с 85-мм пушкой ЗиС-С-53, унаследованная от Т-34-85 и Т-43, а серьёзные изменения коснулись компоновки моторно-трансмиссионного отделения – модернизированный дизель В-44 разместили не продольно, а поперёк танка. Кроме того, на двигателе изменили расположение водяного и масляного насосов. Нововведением стало и появление нового узла – «гитары» (редуктора с передаточным числом 0,7, передающего вращательный момент от силовой установки на коробку передач). Все вышеперечисленные изменения привели к уменьшению высоты танка на 290 мм, а длины его корпуса – на 30 мм по сравнению с Т-34-85. Уменьшение моторно-трансмиссионного отделения использовали для увеличения боевого, что позволило сдвинуть башню назад. Благодаря этому люк механика-водителя удалось перенести с верхней лобовой бронеплиты на высвободившееся место на крыше отделения управления, что повысило непробиваемость верхней лобовой бронедетали. В связи с таким перемещением башни уменьшился и риск утыкания машины стволом орудия в грунт при быстром движении по пересечённой местности.
Однако к середине 40-х годов 85-мм пушка уже устарела и не соответствовала требованиям времени. В КБ Морозова это понимали и ещё на стадии разработки танка Т-44 пытались установить на него более мощное 100-мм орудие Д-10С, хорошо зарекомендовавшее себя на САУ СУ-100. Однако эти эксперименты не увенчались успехом – танк Т-44-100 оказался перетяжелённым, а его проходимость и манёвренность резко ухудшились, что для военных было неприемлемым.
В инициативном порядке руководство КБ решило разработать новую машину, первоначально получившую проектное обозначение «Т-44Б». Работы над ней начались в августе 1944 года, и уже в январе 1945 года был готов первый прототип, который отправился из Нижнего Тагила в подмосковную Кубинку для прохождения испытаний.
Основным ограничением, сдерживавшим конструкторов в увеличении массы танка, был дизельный двигатель, который и на Т-34-85, и на Т-44, и на Т-54 представлял собой видоизменённый и модернизированный В-2, созданный ещё в конце 30-х годов. За шесть лет эксплуатации его мощность удалось увеличить с 500 до 520 л. с., чего явно не хватало. В результате на танке Т-44 весь резерв по весу, высвободившийся в результате изменения расположения двигателя и подвески, был исчерпан увеличением толщины брони. Тем не менее, в соответствии с требованиями к защите перспективного среднего танка от 75-мм и 88-мм снарядов, сформулированными Институтом металлургии и брони (ЦНИИ-48) ещё в конце 1943 года, толщину брони основных советских танков всё-таки требовалось наращивать.
Вторая попытка конструктора Морозова
Конструкторы смирились с необходимостью увеличения массы танка, минимизировав её за счёт наращивания только лобовых бронедеталей. Таким образом, толщина верхней и нижней лобовых бронеплит разрабатываемого танка, получившего индекс «Объект 137», по сравнению с Т-44 выросла с 90 до 120 мм, а лобовое бронирование башни – со 120 до 180 мм. Форма башни радикальных изменений не претерпела – углы расположения её стенок по-прежнему составляли около 20°, но их толщина выросла с 90 до 125–160 мм. Бортовое бронирование корпуса увеличилось незначительно (на 5 мм), так как кормовая часть танка была скопирована с Т-44. В связи с увеличением веса машины была удлинена её подвеска (с целью увеличения площади опорной поверхности гусениц) и расширены опорные катки.
Общая масса прототипа танка, который вскоре получил индекс «Т-54», составила 35,5 тонны, что было всего на 3,7 тонны больше, чем у Т-44, при значительно более эффективном бронировании. В сравнении с машинами аналогичного класса, стоявшими на вооружении американской и британской армий весной 1945 года, средний танк с такой подвижностью и лобовым бронированием являлся настоящим прорывом в танкостроении. Несмотря на ряд выявленных недостатков, комиссия, принимавшая «изделия» на испытаниях, рекомендовала Т-54 к запуску в серийное производство:
«…В связи с тем, что отработка ряда новых узлов может задержать ввод в серийное производство танков Т-54, комиссия считает возможным начать производство танков Т-54, не ожидая введения следующих узлов и механизмов, срочную отработку которых поручить заводу № 183 в очерёдности, устанавливаемой НКТП и ГБТУ КА:
а) башни по типу ИС-3;
б) КПП с синхронизаторами и 2-ступенчатого планетарного механизма поворота танка;
в) экрана от гранат типа «Фауст»;
г) изменения углов наклона кормовых листов корпуса;
д) вращающегося пола боевого отделения;
е) смотровых приборов по типу M4A2 в командирской башенке;
ж) гусениц с цевочным зацеплением;
з) амортизаторов ходовой части (на всех катках)»
В июле 1945 года на заводе №183 был построен третий опытный экземпляр танка Т-54, лобовое бронирование башни которого было доведено до 200 мм, а углы наклона её вертикальных поверхностей – до 45°. На крыше возле люка заряжающего на специальной турели установили 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК-М, а на надгусеничных полках в броневых коробках разместили два курсовых 7,62-мм пулемёта СГ-43 с боекомплектами по 1000 патронов.
При полигонном обстреле этого варианта Т-54 у его башни выявили серьёзный дефект – повышенную вероятность замана (рикошета снаряда от нижней части башни в верхнюю слабозащищённую поверхность корпуса). Тем не менее, даже с таким дефектом 29 апреля 1946 года танк был принят на вооружение, и началась подготовка к его запуску в серийное производство.
В течение 1947 года заводом №183 в Нижнем Тагиле было произведено всего 22 танка Т-54 образца 1946 года (позже получивших индекс «Т-54-1») вместо запланированных четырёхсот. В процессе сборки у машины выявили множество недостатков, которые приходилось исправлять на ходу, однако в 1948 году заводы в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске выпустили уже 593 единицы Т-54-1. Машины начали поступать в танковые подразделения Вооружённых сил СССР, откуда хлынул поток жалоб на конструкционные недостатки танка и брак, допущенный при его производстве.
Оказалось, что серийные машины намного тяжелее прототипов, проходивших испытания (это произошло по вине заводов-изготовителей, которые производили технику с нарушением технологий). Из-за этого у танков нередко выходили из строя двигатель и ходовая часть, не рассчитанные на такие перегрузки. Чаще всего ломалась коробка переключения передач (далее – КПП), разрушались торсионы и пальцы гусениц, обнаруживались утечки жидкости из гидроамортизаторов, и смазки – из планетарных механизмов поворота. Отмечались и неоднократные случаи самопроизвольного срабатывания установленной на Т-54-1 полуавтоматической углекислотной системы пожаротушения, причём в результате одного из таких инцидентов погиб механик-водитель. Когда же происходили настоящие возгорания, нередко случались отказы системы.
Вызывали серьёзные нарекания и курсовые пулемёты танка, точность стрельбы которых была значительно ниже желаемой. Кроме того, они оказались слабо защищёнными от огня противника, а боекомплект к ним – недостаточным. Значительно ухудшилась и проходимость Т-54-1, так как ширина его гусениц не была рассчитана на получившийся вес. Обилие рекламаций от военных привело к тому, что в январе 1949 года решением правительства производство танка остановили, а Морозову и его КБ предписали изменить конструкцию башни, уменьшив её вес и ликвидировав заман, а также избавить машину от прочих дефектов, выявленных при её эксплуатации.
Работа над ошибками
Конструкторы изменили форму башни, убрав спереди в нижней её части обратный скос брони, что позволило ликвидировать эффект замана. В задней части обратный скос оставили прежним, более привычная нашему глазу полусферическая башня появилась у Т-54 лишь в 1951 году (на модификации Т-54-3). Башню танка совместно разрабатывали отдел №520 КБ завода №183 и Центральная броневая лаборатория №1 (в наше время – ОАО «НИИ Стали»), а технология литья отрабатывалась на заводе №200 (позже – Судостроительный завод имени 61 коммунара, город Николаев, Украина). Толщину боковых стенок башни уменьшили с 125–160 до 90 мм. Изменился и способ установки орудия – широкую орудийную прорезь башни, прикрытую бронированной маской, заменили узкой прорезью, которую прикрывать маской не требовалось.
Лобовое бронирование корпуса танка уменьшили со 120 до 100 мм, в результате чего его масса уменьшилась на 1,7 тонны. Ширину траков гусениц увеличили с 500 до 580 мм, что позволило уменьшить удельное давление танка на грунт с 0,91–0,93 до 0,81 кг/см2 и повысило уровень его проходимости. Два курсовых пулемёта СГ-43 в надгусеничных полках заменили одним, монтировавшимся с левой стороны в отделении управления, с боекомплектом в 2000 патронов и стрелявшим через амбразуру в лобовой бронедетали. Кроме того, была изменена конструкция турели зенитного ДШК. Длина и ширина танка незначительно увеличились – с 8950 до 9000 мм и с 3200 до 3270 мм соответственно.
Первая модернизированная машина была собрана летом 1949 года и поступила на испытательный полигон 29 августа, а ещё два танка изготовили в сентябре. В результате проведённых испытаний выяснилось, что внесённые в конструкцию изменения повысили надёжность танка, а его максимальная скорость увеличилась с 48 до 50 км/ч. Танку присвоили индекс «Т-54-2» (в литературе иногда обозначается как «Т-54 образца 1949 года») и в ноябре 1949 года разрешили, наконец, возобновить его серийное производство в модернизированном варианте.
В 1949 году изготовили 152 танка, в 1950 – 1007, в 1951 – 1566. В 1952 году на смену модели Т-54-2 пришла модель Т-54-3 с полностью сферической башней и другими менее заметными конструкционными изменениями.
Танки Т-54 экспортировались во множество стран соцлагеря и третьего мира. Определить, какую часть из них составляли машины модификации Т-54-2, сегодня практически невозможно. Более того, автору неизвестно, экспортировались ли они вообще – по крайней мере, в открытых источниках ни разу не встречались фото Т-54-2 с символикой Вьетнамской Народной армии, Народно-освободительной армии Китая, Вооружённых сил Сирии, Египетских вооружённых сил или армий других стран, получавших боевую технику из Советского Союза. Активные поставки странам-союзникам СССР начали осуществляться со второй половины 50-х годов, а к этому времени заводы выпускали уже более современные и массовые модификации Т-54А и Т-54Б, а также их производные. Известно лишь то, что Т-54-2 активно использовались в учебных танковых центрах, разбросанных по всему СССР.
Комментарии к данной статье отключены.