При упоминании слова «дуэль» в наших умах сразу же рисуется образ двух дворян в окружении секундантов, которые ранним утром прибыли в скрытое от посторонних глаз место, чтобы получить сатисфакцию за нанесённое оскорбление. Мало кто сможет представить в роли дуэлянтов двух хрупких барышень, готовых пойти на смерть ради своих убеждений. А между тем, такие случаи в истории не редкость.
Дуэлянтки древности и Средневековья
Доказательства того, что поединки между женщинами — не выдумка феминисток, можно найти в сочинении «Деяния» древнеримского историка Аммиана Марцеллина. Описывая в XV книге нравы галлов, он отмечает, что женщины этого племени не уступают в силе мужчинам, а некоторые так и вовсе превосходят их. По его словам, схватки жён галлов не редкость, а об их жестокости и кровавости можно судить по этим строчкам: «…гневно откинув голову, скрипя зубами и размахивая могучими руками с белоснежной кожей, начнёт [она] наносить кулаками и ногами удары, которые по силе не слабее снарядов катапульты…». При этом, если верить словам последнего крупного римского историка, женщина могла драться не только с представительницами своего пола, но и с мужчинами.
У суровых викингов существовал термин «хольмганг», что дословно можно перевести как «прогулка по острову». Такую прогулку два воина могли устроить в случае неразрешимого спора или имущественной тяжбы. Несмотря на то, что некоторые критерии такой дуэли могли варьироваться в зависимости от пожеланий участников поединка, было два незыблемых правила: у противников должно быть равное по эффективности оружие, и один из них обязательно должен «отправиться в Вальхаллу». Согласно родовым сагам, в такой прогулке могли принимать участие и женщины. В том случае, если их оппонентом был мужчина, то для уравнивания шансов представителя сильного пола могли закопать по пояс в землю или зафиксировать левую руку за спиной, что не позволяло ему активно маневрировать и использовать щит.
Конечно же, не стоит забывать и о женщинах Древней Руси, которые и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут. Решение женских споров с помощью оружия здесь было обычным и узаконенным явлением. Согласно Псковской судебной грамоте XIV века, в споре мужчины и женщины последняя могла выставить вместо себя мужа, отца или брата. Когда же противником была представительница слабого пола, то обе стороны должны были лично вступить в схватку. Также есть упоминания и об оружии, которое могло быть использовано в дамском поединке. Как ни странно, но, в отличие от галлов, русские барышни предпочитали кулакам палки, рогатины или обитые железом дубины, из чего можно сделать вывод, что такие поединки часто заканчивались тяжёлыми увечьями, а то и смертью. Согласно указу Ярослава Мудрого, подобные бои должны были проходить только по решению суда, а за самовольную дуэль наказывали штрафом, причём за женские драки пришлось бы раскошелиться на шесть серебряных гривен, что в два раза больше, чем за драку между мужчинами. К слову, на эти деньги можно было бы купить пять коров.
Древнегреческий драматург Менандр как-то сказал: «Женская ссора выжигает весь дом». И он был прав. Выясняя отношения, слабый пол не боится не только общественного порицания, но даже гнева божьего. Лучшее доказательство тому – инцидент, произошедший 27 мая 1571 года в женском монастыре Святой Бенедикты в Милане. В этот день две знатные дамы пришли в монастырь и обратились к настоятельнице с просьбой совершить молебен вдали от посторонних глаз. Мать-настоятельница, учитывая статус просящих, а также желая помочь девушкам обрести бога, выделила им келью. Вскоре из-за дверей, где уединились дамы, послышался страшный шум и ругань. Перепуганные монашки побежали к настоятельнице, и все вместе они отправились выяснять, что происходит. Когда они открыли дверь, перед ними предстала ужасная картина: всё в комнате было перевёрнуто вверх дном, а на полу в луже крови лежали обе дворянки. Одна из них уже испустила дух, а другая была смертельно ранена. В руках они сжимали кинжалы. Выяснилось, что дамы были в ссоре, и, видимо, не придумали ничего лучше, чем решить её при помощи смертельного поединка на кинжалах.
Изощрённая красота
Казалось бы, с окончанием Средневековья выяснение отношений между женщинами при помощи грубой силы должно было сойти на нет, однако европейские дамы так сильно привыкли к оружию, что в XIX веке на это даже возникла своеобразная мода. Не стала пережитком тёмных времён и жестокость женских дуэлей. Согласно статистике, восемь из десяти поединков между дамами заканчивались смертью, в то время как среди мужчин смертность была в два раза ниже.
Многие историки связывают такой показатель с тем, что дамские дуэли не регламентировались какими-либо правилами. Зачастую соперницы смазывали кончики своих клинков ядом или специальными составами, которые усиливали боль при ранении. В случае, если дуэль проходила на пистолетах, огонь мог вестись даже после того, как одна из соперниц получала тяжёлое ранение и не могла встать. Чаще всего женщина получала сатисфакцию лишь когда её соперница была мертва.
Однако бывало и так, что дуэль становилась для женщины единственным способом отстоять свои законные права. В XVII веке во Франции был зафиксирован случай дуэли между мужчиной и женщиной — поводом для этого поединка стал незаконный захват имущества. В доме овдовевшей графини де Сент-Бельмон без её разрешения поселился один заносчивый офицер. Поначалу графиня, которую современники описывали как образованную и красивую даму, пыталась всё решить миром. Она отправляла офицеру записки с вежливыми просьбами покинуть её дом, но наглец всякий раз выбрасывал их или сжигал, давая понять, что уезжать не собирается. Тогда женщина написала письмо, в котором вызывала его на дуэль. Чтобы вызов был воспринят всерьёз, она подписала своё послание как шевалье де Сент-Бельмон. В оговоренное время и место вдова явилась в мужском платье, чтобы обидчик до самого последнего момента не раскусил подвоха. Через несколько минут после начала схватки графиня, парируя очередной выпад противника, одним мгновенным ударом по слабой части клинка выбила у него шпагу из рук. Прижав кончик своего оружия к горлу офицера, она раскрыла ему свою личность и предостерегла впредь быть более чутким к просьбам женщины.
Ещё одна примечательная дуэль состоялась в 1624 году в Болонском лесу. Там в борьбе за благосклонность кардинала Ришелье свои шпаги скрестили графиня де Полиньяк и маркиза де Несель. Кардинал считался любовником первой, но частенько изменял ей со второй. Этот поединок, как и тот, что был описан ранее, закончился без жертв. Графиня одержала верх над маркизой, ранив последнюю в ухо. Крови было довольно много, однако де Полиньяк не проявила никаких признаков испуга; наоборот, она осыпала бранью де Несель и заявила, что, будь её воля, она разорвала бы ей сердце и разбила череп о землю.
При полном отсутствии правил, у женских дуэлей всё же был один обычай, который по современным меркам выглядит довольно странно. Дамы должны были драться обнажёнными по пояс или полностью. Возможно, это должно было придать кровавому поединку некое извращённое изящество.
Были среди дуэлянток и свои легендарные личности. Одной из них считается мадемуазель де Мопен. Она была оперной певицей и свой боевой путь начала с вызова актёру Дюмени, который оскорбил её своей наглой и грубой шуткой. Мужчина так опешил, услышав слово «дуэль» от певицы, что даже не сопротивлялся, когда та выхватила у проходящего мимо бутафора театральную шпагу и отхлестала его по лицу. Растерянный, он, в качестве извинений, отдал ей свои часы и серебряную табакерку. После этого, как говорят в народе, де Мопен «пошла вразнос» – вызов следовал за вызовом. Мужчины, не воспринимавшие это всерьёз, очень горько об этом потом сожалели, те же, кто давал отпор, убеждались, что оперная певица фехтует как сам дьявол. Несмотря на то, что Людових XIII был ярым противником такого выяснения отношений, он простил заядлую дуэлянтку. Если верить людской молве, то вскоре после этого она вышла замуж за учителя фехтования.
В Британии также существовал способ сведения счётов между женщинами – правда, к нему прибегали исключительно простолюдинки; к тому же, он мог ещё и принести доход. Речь идёт о «кошачьих боях». Так в Англии называли кулачные бои между женщинами. В отличие от мужских, они проводились не так часто. Если в случае с мужчинами такие бои велись исключительно ради денег, то для дам на первом месте стояли личные интересы, а уже потом приз.
Исследователи запрещённых боёв отмечали, что женщины всегда дрались намного свирепее мужчин. Когда сильный пол предпочитал наносить удары исключительно кулаками, дамы пускали в ход весь свой арсенал. Они били ногами, руками, коленями, локтями и, конечно же, использовали ногти (которые специально затачивались перед боем). Если верить свидетельствам современников, бой не прекращался, даже когда соперниц с ног до головы покрывала кровь.
Ярость по-русски
В России дуэли были запрещены указом Петра I, который не желал, чтобы дворяне вершили собственное правосудие в обход официального. Этот указ поддерживали и все последующие монархи, но во время правления Екатерины II на дуэли смотрели сквозь пальцы. Многие связывают эту особенность с инцидентом, в котором императрица приняла участие ещё будучи Софией Августой Фредерикой Ангальт-Цербстской.
В 1744 году, когда дочери герцога Цербстского было всего 15 лет, она скрестила шпаги со своей троюродной сестрой. К счастью, тогда обошлось без кровопролития. Причины этого инцидента так до сих пор и неизвестны. Возможно, помня об этом, императрица не наказывала дуэлянтов, если их схватка не заканчивалась смертью или серьёзным увечьем. Также встречаются публикации, повествующие о том, что из 20 дуэлей в 1765 году в восьми секундантом выступала сама Екатерина II.
Вообще, что касается женских дуэлей в России, то лучше всего их охарактеризовала маркиза де Мортен. Она была частой гостьей дамских салонов Российской империи в XVIII веке и лично видела, как русские барышни решают свои споры. В своих воспоминаниях она пишет:
«Дворянки в России любят выяснять отношения при помощи оружия. При этом их дуэли отличаются от тех, что приняты во Франции. Француженки дерутся изящно, и их поединки редко приводят к кровопролитию. Россиянки же, ослеплённые яростью, стремятся добиться лишь одного – убить свою соперницу».
Наглядным подтверждением «женской ярости» служат события, имевшие место в начале лета 1829 года. Две помещицы из Орловской губернии, Екатерина Васильевна Полесова и Ольга Петровна Заварова, на протяжении нескольких лет беспрерывно конфликтовали друг с другом. В итоге это закончилось вызовом на дуэль. Избрав в качестве секундантов французских гувернанток, они вооружились кавалерийскими саблями мужей и ранним июньским утром встретились в берёзовой роще. Когда были закончены все приготовления, дуэлянткам предложили примириться, но предложение было отвергнуто. Тут же вспыхнула новая ссора, соперницы выхватили сабли и начали драться.
Спустя несколько минут всё было кончено. Заварова скончалась на месте от удара в голову, Полесова – днём позже от смертельной раны в живот. Примечательно, что на дуэль обе помещицы привели своих четырнадцатилетних дочерей, которые спустя пять лет сами скрестили друг с другом свои шпаги. Их секундантками были всё те же француженки-гувернантки. В этот раз бой закончился смертью лишь одной из дам, Анны Полесовой. Одержавшая верх Александра Заварова позже записала эту историю в свой дневник, благодаря чему инцидент дошёл до наших дней.
Если сравнивать женские дуэли с мужскими, то можно заметить, что мужчины всегда ценили некий церемониал. Они выбирали безлюдные места (чаще всего на природе), а в качестве оружия отдавали предпочтение пистолетам. Женщины же, напротив, предпочитали холодное оружие, отвергали любые правила и сводили счёты, зачастую даже не выходя из дома. За один только 1823 год в салоне госпожи Востроуховой, если верить слухам того времени, прошло 17 дуэлей, большая часть из которых закончилась смертью или увечьями одной из сторон. Порой женщины настолько входили в азарт, что к драке подключались и секундантки.
Можно до хрипоты спорить о том, что есть дуэли: справедливый и окончательный способ добиться сатисфакции или бессмысленное убийство ради мнимых идеалов. Но факт остаётся фактом – женские дуэли навсегда останутся в истории как один из самых жестоких и кровавых примеров слепой ярости, на которую только способен человек.
Использованная литература:
- Аммиан Марцеллин. «Деяния» – Санкт-Петербург: Алетейа, 1996
- В. Морихин «Поединок чести». Электронный источник
- «Они делали историю». Электронный источник
- В. Рогоза «Почему женщины дрались на дуэлях». Электронный источник
Комментарии к данной статье отключены.