XVIII век стал последним веком существования Речи Посполитой. Этот период был временем непрерывной борьбы магнатов и полной дезорганизации государственного управления. Весьма ограниченная власть короля, золотые шляхетские вольности — прежде всего право Liberum veto — ввергли сильное ранее государство в состояние, близкое к анархии. Вполне закономерно, что этот период стал и временем расцвета частных армий магнатов. Предлагаем познакомиться с ними поближе на примере милиции Радзивиллов — одного из сильнейших княжеских родов Великого княжества Литовского.
Слабое государство и «олигархи» XVIII века
«Война за польское наследство» 1733–1735 гг. и период бескоролевья 1763–1764 гг. укрепили позиции магнатских группировок и ещё более ослабили центральную власть, во второй половине XVIII века имевшую уже чисто номинальный характер. Правда, в это время решающее влияние на жизнь Речи Посполитой оказывали уже не сильнейшие представители знати, а соседние государства — в первую очередь, Российская империя. Причиной этого стала бесконечная борьба крупнейших шляхетских родов, каждый из которых стремился взять власть в свои руки, влиять на местные и центральный сеймы, а также на короля. Вражда сопровождалась вооружёнными стычками, ведь каждый из этих влиятельных родов имел собственное войско.
Частные войска вельмож Речи Посполитой, в том числе и Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (ВКЛ), выросли из так называемых панских хоругвей, занимавших своё место в системе посполитого рушения шляхты (дворянского ополчения), известного с XIII века. В XVIII веке частные войска, существовавшие и в мирное время, в случае войны становились ядром государственного войска либо выступали основной военной силой многочисленных в этом столетии магнатских конфедераций.
В число задач частных войск входили:
- охрана владельца, его семьи и имущества;
- обеспечение благоприятных для владельца решений на сеймах и в Главном Трибунале ВКЛ;
- сопровождение магната во время его поездок как по государственным, так и по личным делам;
- обеспечение сбора налогов;
- сопровождение транспорта;
- подавление крестьянских волнений;
- оборона государства.
В последнем случае подразумевалось, что всё частное войско с артиллерией и крепостями переходит под командование великого гетмана либо назначенных им военачальников.
В сложившейся в XVIII веке ситуации государственная армия не могла защищать границы и интересы страны. Она была немногочисленна, качественно уступала армиям соседних государств, и на её фоне частные войска магнатов выглядели весьма внушительно. Эти военные формирования в историографии получили название «милиции». В случае Речи Посполитой этот термин обозначает частное войско магнатов, возникшее в связи с кризисом центральной власти в государстве. Такое войско могло действовать как на регулярной, так и на нерегулярной основе.
Милиция некоронованных властителей Великого княжества Литовского (ВКЛ) князей Радзивиллов была самым значительным в княжестве и одним из крупнейших военных формирований во всей Речи Посполитой. Её «золотой век» пришёлся на середину и вторую половину XVIII столетия и связан с именами трёх представителей рода Радзивиллов — Иеронима Флориана (1715–1760), Михала Казимира «Рыбоньки» (1702–1762) и Кароля Станислава «Пане Коханку» (1734–1790).
В рассматриваемое время Радзивиллам принадлежали четыре ординации — Несвижская, Клецкая, Слуцкая и Олыцкая. Частное войско Радзивиллов комплектовалось из разных социальных слоёв — крестьян, мещан, шляхты, а также таких категорий, как «выбранцы» и «земяне». Шляхтичи-земяне получали от князя по пять волок («волока» — единица измерения площади в ВКЛ, равная 21,36 га) земли и за это по первому его призыву должны были явиться с лошадью, оружием и обмундированием. Выбранцы («выбранные князем люди») представляли собой военно-служилую группу населения (крестьяне, вольные люди, обедневшая шляхта), получавшую за свою службу землю «в вечность». К XVIII столетию эта категория сохранилась лишь на Случчине и составила основу Слуцкого гарнизона, где служила в пехоте, мушкетёрских и гренадёрских полках. Формально выбранцы числились в войске Великого княжества, однако фактически были вассалами магнатов, имели от них привилегии и освобождались от уплаты налогов.
Иероним Флориан Радзивилл выступил талантливейшим организатором своего войска. Он не только заложил основы деятельности радзивилловской милиции, но и создал её привлекательный образ, который не менее, чем само это войско, служил укреплению авторитета князей среди местной шляхты. Ежегодные учения и строгая дисциплина сделали войско хорошо подготовленным и обученным формированием. Милиция Михала Казимира «Рыбоньки» играла вторичную роль, так как князь, занимавший должность великого гетмана ВКЛ, имел возможность при необходимости опираться на государственное войско. Его наибольшая заслуга — создание военной школы. А вот милиция Кароля Станислава «Пане Коханку» активно участвовала в политической жизни княжества, периодически вступая в неравную борьбу с регулярной армией Российской империи. Это стало причиной больших человеческих потерь, однако создало привлекательный образ князей Радзивиллов как магнатов, защищающих Отечество в непростое для него время.
Организатор милиции Иероним Флориан Радзивилл
Иероним Флориан Радзивилл, подчаший великий литовский и хорунжий великий литовский, сын канцлера ВКЛ, был жёстким и властным человеком, не признававшим над собой власти гетмана и короля. Он не желал участвовать в содержании государственной армии, так как, по его словам, имел собственное войско, способное помочь ему в случае необходимости. Основу этого войска составляли существовавшие и ранее отделы в Бяла-Подляске и Слуцке, всего около 450 человек, к которым князь присоединил тысячу казаков. Он же сформировал гусарскую роту, а офицеров для неё пригласил из Пруссии. Для своей личной охраны Иероним Флориан создал отдел грандмушкетёров, а также роты мушкетёров и гренадёров.
В 1751 г. милиция Иеронима Флориана Радзивилла выглядела следующим образом. В Слуцке и в Бяла-Подляске находились гарнизоны общей численностью около 1100 человек. В состав Слуцкого гарнизона кроме штаба (3 офицера и 8 музыкантов) входили артиллерия, 46 грандмушкетёров, 4 пехотные роты, янычарская рота и выбранецкая рота. Гарнизон в Бяла-Подляске включал штаб, состоящий из трёх офицеров (здесь обходились без музыкантов), а также артиллерию, гренадёрскую роту, 3 мушкетёрских роты и 27 рядовых-рейтаров. В состав кавалерии входили также гусарская рота и шесть хоругвей.
Общая численность милиции составляла до 1800 человек. Количество служащих не было постоянным, их число всё время колебалось — например, гарнизон в Бяло-Подляске в разное время насчитывал от 225 до 493 человек. Распространённое мнение, что Иероним Флориан Радзивилл имел 6-тысячное войско, равное всей армии ВКЛ, некоторыми исследователями подвергается сомнению. Однако бесспорен тот факт, что именно Иероним Флориан навёл порядок в радзивиловских отрядах и установил там жёсткую дисциплину, повысившую общую эффективность войск.
Князь создал несколько воинских уставов, регламентировавших деятельность милиции и предусматривавших жёсткие наказания для нарушителей. Например, отказ от отправления религиозных обрядов карался пропуском через розги. Непослушание командиру влекло смертную казнь. Того, кто поднимет оружие на вышестоящего по званию, ожидал расстрел. За пьянство или сон во время дежурства также предусматривался расстрел. За выражение недовольства предоставленным жильём можно было отправиться на виселицу. Совершённые в городе, а особенно в лагере проступки карались расстрелом на месте — кроме тех, за которые предусматривалось повешение. В общем и целом, солдат должен был «придерживаться присяги, слушаться военачальников, уважать и исполнять приказы, словом, вести себя как следует, отвечая своей жизнью».
При гарнизонах существовали тюрьмы, и судя по тому, что они никогда не пустовали, дисциплинарные статьи воинского устава не были простыми угрозами. Например, 4 декабря 1754 г. было арестовано сразу шесть человек, один из которых был закован в цепи. Чаще всего в камерах оказывались офицеры. В XVIII веке такие меры были непривычными, так как в обществе Речи Посполитой того времени дисциплина вообще была явлением не слишком распространённым. Тому же, кто хотел иметь войско надлежащего уровня, приходилось применять особые методы для её поддержания.
Учения и манёвры проводились ежегодно. Каждый раз в них принимали участие около 200 человек, а продолжались они несколько недель. Несмотря на то что особое внимание уделялось внешнему блеску, музыке и парадам, индивидуальная подготовка солдат и совершенствование боеспособности всей милиции были также на весьма высоком уровне.
При жизни Иеронима Флориана Радзивилла приобретённые его войском боевые качества находили применение нечасто. Упоминания заслуживает подавление крупнейшего в истории ВКЛ крестьянского восстания в Кричевском старостве в 1744 г. В январе команда из нескольких сотен гусаров, казаков и пехотинцев с пушками вошла в Кричев и расположилась в замке. Повстанцы атаковали замок, однако вскоре были вытеснены из города, понеся значительные потери, и в течение нескольких дней были разбиты.
Основатель кадетского корпуса Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька»
Старший брат Иеронима Флориана Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька», гетман великий литовский, имел в своём распоряжении военные гарнизоны в Несвиже и Олыке, а после смерти брата получил в наследство гарнизоны в Слуцке и Бяла-Подляске. При нём число служащих в милиции сократилось. Также в его гарнизонах снизилось количество иностранных офицеров, которых князь по возможности заменял выходцами из Великого княжества.
В походе на элекционный сейм 1733 г., где королём Речи Посполитой был избран Станислав Лещинский, княза Радзивилла, поддерживавшего саксонскую династию в её притязаниях на трон, сопровождали девять хоругвей, в том числе по одной хоругви янычаров и гренадёров, а также сотня рейтаров. Этот сойм стал началом «Войны за польское наследство» 1733–1735 гг., а лагерь оставленных князем в варшавском предместье хоругвей превратился в место, в котором собирались противники избранного короля. Михал Казимир «Рыбонька» был одним из авторов обращения к русскому правительству «о защите вольностей и конституции», которое послужило отличным поводом для вмешательства Российской империи и ввода русских войск на территорию Речи Посполитой. Вместе со своими придворными хоругвями князь принимал участие в битвах и сражениях российского войска.
Кроме того, в 1744 г. Михал Казимир «Рыбонька» вступил в конфликт с сандомирским воеводой Яном Тарло по поводу наследственных владений рода Собесских, на которые князь претендовал. Милиция Радзивилла участвовала в битве у деревни Куликово и два дня штурмовала Злочевскую крепость. В результате этих действий воевода Тарло подчинился судебному решению и отказался от своих территориальных притязаний.
Наиболее значительным вкладом Михала Казимира в военное дело стало открытие в 1747 г. Несвижского кадетского корпуса, который через несколько лет превратился в своеобразную артиллерийскую школу. За тринадцать лет из стен этого учебного заведения вышли 40 офицеров, пополнивших ряды как милиции Радзивиллов, так и государственного войска Великого княжества.
Беспокойный Кароль Станислав Радзивилл «Пане Коханку»
Сын Михала Казимира «Рыбоньки», подчаший Великого княжества Литовского и мечник великий литовский Кароль Станислав Радзивилл «Пане Коханку», был одним из самых ярких и неугомонных представителей своего рода. Получив в наследство гарнизоны своего отца, князь сразу же увеличил их численность. В январе 1763 г. милиция Радзивилла насчитывала 1683 человека. Помимо прочего, он пополнил свои вооружённые силы артиллерийским корпусом (41 человек), пионерным (сапёрным) корпусом (72 солдата и 138 янычар). Кавалерию составляли драгунская хоругвь (82 человека), бунчужная хоругвь — личная гвардия князя (71 человек), два эскадрона гусар и две казацкие хоругви в Слуцке и Бяла-Подляске. Гарнизоны князя располагались уже в 14 городах. Они объединялись в два батальона — волынский и литовский. В состав волынского батальона входила также татарская хоругвь из 28 человек.
В 1763 г. скончался король Речи Посполитой Август ІІІ. В страну вновь вошли российские войска. Отделы милиции Кароля Станислава участвовали в стычках с ними у Вильно и обороняли осаждённый в 1764 г. Несвиж. Вскоре к городу выдвинулся и сам князь. На марше произошла крупнейшая в истории милиции Радзивиллов битва против корпуса российской армии. По одной из версий, «Пане Коханку» передал командование над своей армией некоему поляку Третьяку, а сам пустился в разгул в Радзивилишках. Оставшиеся без своего пана солдаты под Слонимом встретились с русским отрядом в 700 вооружённых человек.
Начавший было через несколько часов боя отступать русский отряд получил подкрепление и усилил натиск на отряд милиции. Солдаты Радзивилла пустились в бегство, побросав оружие. В результате каждая из сторон потеряла по сотне человек убитыми. Как бы то ни было, солдаты князя смогли продержаться 8 часов в битве против регулярных вооружённых сил, однако им не хватило предводителя. Кароль Станислав Радзивилл продолжил отступление, а его пехота и артиллерия капитулировали перед окружившим их российским войском.
После поражения князь скрывался за границей и вернулся в Речь Посполитую лишь в 1768 г. Он присоединился к Барской конфедерации шляхты, которая была направлена против короля Станислава Августа Понятовского и российского вмешательства во внешние и внутренние дела страны. «Пане Коханку» активно восстанавливал свои позиции, в том числе воссоздавал милицию. Она вновь вступала в столкновения с российскими отрядами, находившимся возле владений Радзивилла в Несвиже и Клецке. В это время милиция князя насчитывала уже около 4 тысяч солдат. После захвата владений Кароля Станислава российскими войсками численность его милиции сократилась до 560 человек. Князь вновь покинул Речь Посполитую, а его войско вошло в состав дивизии маршалка Бельска Юзефа Менчинского. После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. находящийся в эмиграции князь милицию на время распустил.
В 1788 г. Кароль Станислав Радзивилл поддержал проект увеличения войска Речи Посполитой и предложил на свои деньги основать легион в 6210 солдат. Его собственная милиция к этому времени состояла из 1660 человек. Проект создания легиона был отклонён на сейме, и тогда «Пане Коханку» организовал, вооружил и возглавил Радзивилловский полк, состоявший из двух батальонов. Однако как-то проявить себя полк не успел, так как в 1789 г. князь потерял зрение, а в следующем году скончался.
Незадолго до смерти князя его милиция насчитывала 2130 солдат. В это время в её состав входили корпус стрельцов, артиллерийский корпус, ординатская хоругвь, два эскадрона драгун, шесть пехотных рот (инфантерия), а также хоругвь слуцких и койдановских земян. Со временем численность войска пошла на убыль и к 1791 г., после смерти «Пане Коханку», насчитывала чуть более полутора тысяч человек.
В 1791 г. остатки радзивилловской милиции вошли в состав армии Великого княжества Литовского в качестве 8-го полка, а после того как 17 июня 1792 г. крепость Несвижа, обороняемая в том числе и остатками милиции, сдалась русским войскам, история существования частной армии Радзивиллов завершилась.
Литература:
- Вялікае княства Літоўскае : энцыклапедыя. У 2 т. Мінск, 2005–2006
- Ракуціс, В. Міліцыя Радзівілаў у XVIII ст. / Валдас Ракуціс // Arche. — 2012. — № 6. — С. 92–135.
Комментарии к данной статье отключены.