Появление в XIX веке железных дорог произвело в военном деле настоящую революцию. Возможность быстрой переброски войск, боеприпасов и снаряжения изменила облик военных действий, сделав их более динамичными. Достаточно быстро военные пришли к мысли, что рельсы удобны и для манёвра огневыми средствами. Первыми вооружённые поезда использовали австрийцы во время подавления венгерского восстания 1848–1849 годов. Но защищённые от вражеского огня поезда впервые появились на другом континенте — в Америке. Во время Гражданской войны в США разнообразные «бронепоезда» (в том числе и с противопульной «бронёй» из отёсанных брёвен) использовались обеими сторонами конфликта.
Новое оружие вслед за железнодорожной колеёй быстро распространялось по миру и использовалось во время Франко-прусской, Англо-египетской, Первой и Второй Англо-бурских войн. Во время последней на бронепоезде в качестве военного корреспондента в рекогносцировке участвовал будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Его поездка окончилась трагично: буры перегородили камнями железную дорогу, по которой поезд мог отойти к своим, и обстреляли состав. Черчилль попал в плен, а сам этот инцидент показал, что уже на заре своего существования главный недостаток бронепоездов — ограниченная подвижность — был очевиден.
Тем не менее, сухопутные броненосцы прошли через обе мировые войны и большое количество конфликтов помельче. В разных странах строили и использовали как импровизированные, так и серийные бронепоезда и моторизованные броневагоны. Несмотря на упомянутый выше недостаток подвижности, вплоть до середины XX века хорошо защищённые железнодорожные составы выполняли широкий спектр боевых задач, включая огневую поддержку, борьбу с партизанами, противовоздушную оборону, сопровождение эшелонов с войсками, обеспечение контроля за железными дорогами.
Являясь лёгкой мишенью для современных систем оружия, бронепоезда постепенно исчезли с полей сражений. Однако для них осталось место в конфликтах, в которых хотя бы одна из сторон не имеет в достаточных объёмах авиации, артиллерии или высокоточного оружия. В начале 90-х годов бронепоезд использовался хорватскими сербами, а в конце 90-х — начале 2000-х несколько составов применялось российскими войсками в Чечне.
Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.
Появление в XIX веке железных дорог произвело в военном деле настоящую революцию. Возможность быстрой переброски войск, боеприпасов и снаряжения изменила облик военных действий, сделав их более динамичными. Достаточно быстро военные пришли к мысли, что рельсы удобны и для манёвра огневыми средствами. Первыми вооружённые поезда использовали австрийцы во время подавления венгерского восстания 1848–1849 годов. Но защищённые от вражеского огня поезда впервые появились на другом континенте — в Америке. Во время Гражданской войны в США разнообразные «бронепоезда» (в том числе и с противопульной «бронёй» из отёсанных брёвен) использовались обеими сторонами конфликта.
Новое оружие вслед за железнодорожной колеёй быстро распространялось по миру и использовалось во время Франко-прусской, Англо-египетской, Первой и Второй Англо-бурских войн. Во время последней на бронепоезде в качестве военного корреспондента в рекогносцировке участвовал будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Его поездка окончилась трагично: буры перегородили камнями железную дорогу, по которой поезд мог отойти к своим, и обстреляли состав. Черчилль попал в плен, а сам этот инцидент показал, что уже на заре своего существования главный недостаток бронепоездов — ограниченная подвижность — был очевиден.
Тем не менее, сухопутные броненосцы прошли через обе мировые войны и большое количество конфликтов помельче. В разных странах строили и использовали как импровизированные, так и серийные бронепоезда и моторизованные броневагоны. Несмотря на упомянутый выше недостаток подвижности, вплоть до середины XX века хорошо защищённые железнодорожные составы выполняли широкий спектр боевых задач, включая огневую поддержку, борьбу с партизанами, противовоздушную оборону, сопровождение эшелонов с войсками, обеспечение контроля за железными дорогами.
Являясь лёгкой мишенью для современных систем оружия, бронепоезда постепенно исчезли с полей сражений. Однако для них осталось место в конфликтах, в которых хотя бы одна из сторон не имеет в достаточных объёмах авиации, артиллерии или высокоточного оружия. В начале 90-х годов бронепоезд использовался хорватскими сербами, а в конце 90-х — начале 2000-х несколько составов применялось российскими войсками в Чечне.
Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.
Комментарии к данной статье отключены.