Появление в XIX веке железных дорог произвело в военном деле настоящую революцию. Возможность быстрой переброски войск, боеприпасов и снаряжения изменила облик военных действий, сделав их более динамичными. Достаточно быстро военные пришли к мысли, что рельсы удобны и для манёвра огневыми средствами. Первыми вооружённые поезда использовали австрийцы во время подавления венгерского восстания 1848–1849 годов. Но защищённые от вражеского огня поезда впервые появились на другом континенте — в Америке. Во время Гражданской войны в США разнообразные «бронепоезда» (в том числе и с противопульной «бронёй» из отёсанных брёвен) использовались обеими сторонами конфликта.

Новое оружие вслед за железнодорожной колеёй быстро распространялось по миру и использовалось во время Франко-прусской, Англо-египетской, Первой и Второй Англо-бурских войн. Во время последней на бронепоезде в качестве военного корреспондента в рекогносцировке участвовал будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Его поездка окончилась трагично: буры перегородили камнями железную дорогу, по которой поезд мог отойти к своим, и обстреляли состав. Черчилль попал в плен, а сам этот инцидент показал, что уже на заре своего существования главный недостаток бронепоездов — ограниченная подвижность — был очевиден.

Тем не менее, сухопутные броненосцы прошли через обе мировые войны и большое количество конфликтов помельче. В разных странах строили и использовали как импровизированные, так и серийные бронепоезда и моторизованные броневагоны. Несмотря на упомянутый выше недостаток подвижности, вплоть до середины XX века хорошо защищённые железнодорожные составы выполняли широкий спектр боевых задач, включая огневую поддержку, борьбу с партизанами, противовоздушную оборону, сопровождение эшелонов с войсками, обеспечение контроля за железными дорогами.

Являясь лёгкой мишенью для современных систем оружия, бронепоезда постепенно исчезли с полей сражений. Однако для них осталось место в конфликтах, в которых хотя бы одна из сторон не имеет в достаточных объёмах авиации, артиллерии или высокоточного оружия. В начале 90-х годов бронепоезд использовался хорватскими сербами, а в конце 90-х — начале 2000-х несколько составов применялось российскими войсками в Чечне.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.

​32-фунтовое морское орудие на платформе, защищённой струганными брёвнами. Использовалось южанами во время Гражданской войны в США. Фотография, вероятно, сделана во время осады Петерсберга между июнем 1864 года и мартом 1865 года - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
32-фунтовое морское орудие на платформе, защищённой струганными брёвнами. Использовалось южанами во время Гражданской войны в США. Фотография, вероятно, сделана во время осады Петерсберга между июнем 1864 года и мартом 1865 года
​Бронепоезд британских войск в Египте во время Англо-египетской войны 1882 года - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Бронепоезд британских войск в Египте во время Англо-египетской войны 1882 года
​Ранний австро-венгерский бронепоезд периода Первой мировой войны - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ранний австро-венгерский бронепоезд периода Первой мировой войны
​Российский бронепоезд «Хунхуз», 1915 год - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Российский бронепоезд «Хунхуз», 1915 год
​Ещё один австро-венгерский бронепоезд периода Первой мировой войны - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ещё один австро-венгерский бронепоезд периода Первой мировой войны
​Австро-венгерский бронепоезд типа B периода Первой мировой войны в Галиции. Поезда этого типа строились с 1915 года - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Австро-венгерский бронепоезд типа B периода Первой мировой войны в Галиции. Поезда этого типа строились с 1915 года
​Бронепоезд «Орлик» Чехословацого корпуса в районе Иркутска, Гражданская война в России, зима 1919–1920 года - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Бронепоезд «Орлик» Чехословацого корпуса в районе Иркутска, Гражданская война в России, зима 1919–1920 года
​Русский мотоброневагон «Заамурец» в составе бронепоезда Чехословацкого корпуса. В 1916–1917 гг. броневагон принимал участие в Первой мировой войне в составе Русской армии. После октябрьского переворота использовался бандами анархистов и большевиками. В руки чехословаков попал в июне 1918 года в Симбирске - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Русский мотоброневагон «Заамурец» в составе бронепоезда Чехословацкого корпуса. В 1916–1917 гг. броневагон принимал участие в Первой мировой войне в составе Русской армии. После октябрьского переворота использовался бандами анархистов и большевиками. В руки чехословаков попал в июне 1918 года в Симбирске
​Британский миниатюрный бронепоезд периода Второй мировой войны на узкоколейной железной дороге Думчёрч – Ромни Сендс в графстве Кент. Поезд был вооружён 13,9-мм противотанковыми ружьями Бойса, пулемётами Льюиса и предназначался для патрулирования побережья - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Британский миниатюрный бронепоезд периода Второй мировой войны на узкоколейной железной дороге Думчёрч – Ромни Сендс в графстве Кент. Поезд был вооружён 13,9-мм противотанковыми ружьями Бойса, пулемётами Льюиса и предназначался для патрулирования побережья
​Немецкий импровизированный бронепоезд с трофейным французским танком Somua S35 в качестве вооружения. Восточный фронт - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Немецкий импровизированный бронепоезд с трофейным французским танком Somua S35 в качестве вооружения. Восточный фронт
​Один из 12 бронепоездов с польскими экипажами, сформированных во время Второй мировой войны в Великобритании. Поезда патрулировали побережье от Корнуолла до северной Шотландии. В 1942 году их передали британскому ополчению Home Guard - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Один из 12 бронепоездов с польскими экипажами, сформированных во время Второй мировой войны в Великобритании. Поезда патрулировали побережье от Корнуолла до северной Шотландии. В 1942 году их передали британскому ополчению Home Guard
​Немецкая пехота атакует, десантируясь из бронепоезда серии BP42 или BP44. 1942 год или позже - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Немецкая пехота атакует, десантируясь из бронепоезда серии BP42 или BP44. 1942 год или позже
​Немецкий мотоброневагон PzTrWg 16 (PT 16), построенный в 1942 году. В начале мая 1945 года неповреждённым был захвачен Красной армией. После войны был передан польской армии и применялся в составе польского бронепоезда. В настоящее время находится в Железнодорожном музее в Варшаве - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Немецкий мотоброневагон PzTrWg 16 (PT 16), построенный в 1942 году. В начале мая 1945 года неповреждённым был захвачен Красной армией. После войны был передан польской армии и применялся в составе польского бронепоезда. В настоящее время находится в Железнодорожном музее в Варшаве
​Советский бронепоезд периода Великой Отечественной войны с башнями среднего танка Т-34 в качестве вооружения - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Советский бронепоезд периода Великой Отечественной войны с башнями среднего танка Т-34 в качестве вооружения
​Немецкий бронепоезд №61 серии BP42 периода Второй мировой войны, 1942 год или позднее - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Немецкий бронепоезд №61 серии BP42 периода Второй мировой войны, 1942 год или позднее
​Финский бронепоезд, составленный из бронеплощадок русского бронепоезда «Генерал Анненков» периода Первой мировой войны (отбит финнами у большевиков в 1918 году) и советского бронепоезда войск НКВД БП-52, попавшего в руки финнам в начале Великой Отечественной войны - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Финский бронепоезд, составленный из бронеплощадок русского бронепоезда «Генерал Анненков» периода Первой мировой войны (отбит финнами у большевиков в 1918 году) и советского бронепоезда войск НКВД БП-52, попавшего в руки финнам в начале Великой Отечественной войны
​Расчёт 40-мм шведской зенитной пушки «Бофорс» того же финского бронепоезда. После перевооружения в конце 1942 года этот бронепоезд использовался в основном как средство ПВО железнодорожных объектов и составов - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Расчёт 40-мм шведской зенитной пушки «Бофорс» того же финского бронепоезда. После перевооружения в конце 1942 года этот бронепоезд использовался в основном как средство ПВО железнодорожных объектов и составов
​Советский бронепоезд «За Родину», подвергшийся налёту немецкой авиации под Ворошиловградом (Луганском) в июле 1942 года. Хорошо видно, что бронеплощадка оборудована тремя башнями разных типов – двумя танковыми (от КВ-2 и от Т-34, но вооружённой 45-мм пушкой) и одной специальной постройки с 76-мм пушкой - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Советский бронепоезд «За Родину», подвергшийся налёту немецкой авиации под Ворошиловградом (Луганском) в июле 1942 года. Хорошо видно, что бронеплощадка оборудована тремя башнями разных типов – двумя танковыми (от КВ-2 и от Т-34, но вооружённой 45-мм пушкой) и одной специальной постройки с 76-мм пушкой
​Бронепоезд серии БП-43 периода Великой Отечественной войны в экспозиции музея «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме (Свердловская область) drive2.ru - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Бронепоезд серии БП-43 периода Великой Отечественной войны в экспозиции музея «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме (Свердловская область)
drive2.ru
​Бронепоезд армии Сербской Краины Krajina Express, принимавший участие в боевых действиях в Хорватии и Боснии в 1991–1995 годах. В качестве основного вооружения используется американская САУ времён Второй мировой M18 Hellcat - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Бронепоезд армии Сербской Краины Krajina Express, принимавший участие в боевых действиях в Хорватии и Боснии в 1991–1995 годах. В качестве основного вооружения используется американская САУ времён Второй мировой M18 Hellcat
​Современный бронепоезд железнодорожных войск России - Сухопутные броненосцы | Военно-исторический портал Warspot.ru
Современный бронепоезд железнодорожных войск России