• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    Шасси – немецкие, САУ – советские

    • танки
    • артиллерия
    • СССР
    Алексей Стаценко
    20 June '14

    К концу 1941 года ситуация с бронетехникой в Красной Армии была близка к катастрофической. В первые месяцы войны была потеряна большая часть танков, имевшаяся в наличии на начало 1941 года. Производство восполнить потери не могло, так как большая часть предприятий была эвакуирована с захваченных противником территорий и еще не успела наладить работу на новом месте.

    Для частичного решения вопроса обеспечения Красной Армии (далее — КА) бронетехникой 21 декабря 1941 года всем предприятиям, подчиненным Наркомату вооружений, было вменено в обязанность изложить свои предложения по использованию трофейной техники, значительное количество которой скопилось в боевых частях. Часть машин использовалась там же, на местах, но после израсходования боезапаса немецкие танки и самоходные артиллерийские установки становились бесполезными, так как советские снаряды к их орудиям не подходили.

    В начале 1942 года группе инженеров-конструкторов под руководством Е. В. Синельщикова, специально созданной при Главном артиллерийском управлении (далее – ГАУ) КА было поручено проектирование самоходных артиллерийских установок (далее – САУ) на базе различных шасси. В качестве таковых рассматривались как автомобильные шасси (в том числе, получаемые по ленд-лизу), так и шасси трофейных танков и САУ (в советских документах они указывались как «артштурмы»).

    Эскизный проект СГ-122(А), вид сбоку. Апрель 1942 года
    Источник – topwar.ru

    6 апреля 1942 года был утвержден эскизный проект самоходной гаубицы на базе шасси трофейной немецкой САУ StuG III. На заводе №592 в Мытищах, до войны производившем вагоны метро, начались работы над созданием первого экземпляра машины, получившей обозначение СГ-122(А) – самоходная гаубица 122 мм (артштурм). Созданная на заводе конструкторская группа под руководством инженера Каштанова уже к июню смогла создать первый прототип.

    Эскизный проект СГ-122(А), вид сверху. Апрель 1942 года
    Источник – topwar.ru

    В войсках требовалось мобильное бронированное средство артиллерийской поддержки пехоты, способное как подавлять и разрушать полевые укрепления противника, так и, в случае необходимости, уничтожать его бронетехнику. Было принято решение установить в новой САУ полевую 122-мм гаубицу М-30 образца 1938 года, которая хорошо зарекомендовала себя в сражениях 1941 года. Кроме того, в ремонте находилось значительное количество этих орудий, лишившихся щитков или колесной базы, что также повлияло на выбор именно этой гаубицы.

    122-мм гаубица М-30 образца 1938 года в экспозиции Мемориала героической обороны Одессы.
    Автор фото – Андрей Алексеев
    Источник – dishmodels.ru

    Так как «родная» рубка трофейной самоходки была слишком мала, было решено ее демонтировать, а новую рубку спроектировать на 10 см выше. Толщина лобового бронелиста новой рубки достигала 45 мм, бортов – 35 мм, кормы – 25 мм, крыши – 20 мм. После испытаний, показавших, что переднюю часть САУ перетяжелили, толщину лобового и бортовых бронелистов уменьшили на 10 мм – до 35 и 25 мм соответственно. Орудие устанавливалось на специальной литой тумбе, крепившейся к полу рубки. В лобовой части орудие защищалось специальным бронированным кожухом. Над его казенной частью монтировался электрический вентилятор для оперативного удаления из рубки пороховых газов. Наведение гаубицы осуществлялось через монтируемую в рубке орудийную панораму. Стрельба могла осуществляться как в неподвижном положении, так и с хода (по площадям). «Родная» лобовая броня шасси StuG III усиливалась дополнительными 20-мм броневыми экранами.

    Экипаж гаубицы составлял пять человек: командир (также имевший обязанности наводчика по горизонтали), наводчик по вертикали (он же радист), механик-водитель и два заряжающих. В боевой рубке для экипажа были предусмотрены два люка: один – в кормовом бронелисте и один – справа, в лобовом бронелисте. После проведения испытаний от переднего люка решили отказаться, чтобы повысить прочность САУ. Для наблюдения за окружающей обстановкой командир получил артиллерийский разведывательный перископ, под который в крыше рубки был предусмотрен специальный выдвижной стакан.

    Эскизный проект СГ-122(А), поперечный разрез. Апрель 1942 года
    Источник – topwar.ru

    Штатный боекомплект СГ-122(А) достигал 50 снарядов, которые размещались на специальных полках вдоль бортов и кормовой стенки боевой рубки. Гильзы с зарядами (заряжание гаубицы М-30 было раздельным, поэтому в экипаже предусматривалось двое заряжающих) хранились на полу рубки в специальных пазах.

    В бак самоходки входило 320 литров топлива, плюс в навесные баки помещалось еще 120 литров. Запас хода машины составлял 180 километров.

    В период с 20 по 30 июня 1942 года первый прототип СГ-122(А) проходил испытание на полигоне московского завода №8, а с 25 июля по 8 августа – на Софринском артиллерийском полигоне. Машина прошла по шоссе и бездорожью в общей сложности 125 километров, показав неплохие результаты проходимости и управляемости. Сложности возникали лишь при езде по пересеченной местности, так как передняя часть САУ была тяжелее «оригинала» на 2,6 тонны. САУ также провела артиллерийские стрельбы, которые показали хорошую скорострельность и кучность стрельбы орудия. В результате было принято решение облегчить боевую рубку путем уменьшения толщины брони, от чего она стала тоньше, чем у StuG-III, на шасси которой производилась новая САУ.

    СГ-122(А), апрель 1942 года
    Источник – aviarmor.net

    19 октября Сталин лично подписал постановление ГКО №2429, которым предусматривалось изготовление ста двадцати СГ-122(А) на базе трофейных танков Pz.III, Pz.IV и StuG III и определялся график их поставки на завод №592.

    Однако из-за того, что большая часть мощностей завода была эвакуирована на Урал, а остальная часть была загружена другими военными заказами, план производства был сорван. Руководство завода пыталось переложить ответственность за срыв плана на военных функционеров из Главного автобронетанкового управления (далее – ГАБТУ) КА, однако им это не удалось. Проблема состояла в том, что иногда завод не принимал отремонтированные трофейные шасси (поставляемые с танкоремонтного завода №8), поскольку не имел свободного места в цехах. Та же проблема возникла и с поставками с Московских предприятий: рембазы №82 и завода №8. При этом танки Pz.IV заводом вообще не принимались.

    Модель СГ-122(А). Автор – Юрий Морозов
    Источник – rumodelism.com

    Тем не менее, за период с октября 1942 по февраль 1943 года, по различным оценкам, завод №592 произвел от 21 до 27 экземпляров САУ СГ-122(А). 1 февраля 1943 года завод из Наркомата вооружений передали в ведение Наркомата танковой промышленности и обязали сконцентрироваться на производстве новых легких танков Т-80. При этом завод получил новый номер – №40.

    Самоходками СГ-122(А) комплектовался 1435-й самоходно-артиллерийский полк (далее – САП). В январе 1943 года он начал получать новые САУ, и сразу же от командования полка стали поступать нарекания на качество полученных машин. В результате на протяжении всего времени эксплуатации СГ-122(А) значительное их количество находилось в ремонте. Способствовало этому и то, что шасси танков Pz. III и САУ StuG III были крайне сложны в управлении для советских механиков-водителей, а печатных руководств по вождению СГ-122(А) и Pz. III в армии не хватало или не было вовсе – во всяком случае, до фронтовиков они не доходили. По этой причине около 50% самоходок было потеряно из-за поломок.

    В составе 1435-го САП самоходки СГ-122(А) успели повоевать чуть больше недели (с 6 по 14 марта 1943 года) – совместно с частями 10-й армии Западного фронта в боях по освобождению Калужской области. Обладая хорошей огневой мощью, новые САУ показали свою техническую ненадежность. Крайне негативную роль сыграла и плохая подготовка экипажей. 19 марта 1943 года уцелевшие самоходки были отправлены с железнодорожной станции Пробуждение в тыл для ремонта, и дальнейшая их судьба автору статьи неизвестна. На сегодняшний день ни одной СГ-122(А) не сохранилось.

    Алексей Стаценко

    История Руси · Российской империи · СССР · история фортификации · танкостроения · политэкономия и политология · кинематограф

    Самый известный автомат в мире  на Warspot.ru
    Самый известный автомат в мире
    Трубка меткого «шамана» на Warspot.ru
    Трубка меткого «шамана»
    Гиганты Страны восходящего солнца на Warspot.ru
    Гиганты Страны восходящего солнца
    Поделиться
    • 3
    • 12
    • 2
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Кусачая «сотка» на Warspot.ru
    Кусачая «сотка»
    Блокадный долгожитель на Warspot.ru
    Блокадный долгожитель
    Венгерские хроники длинноносых «соток»: 208-я бригада на Warspot.ru
    Венгерские хроники длинноносых «соток»: 208-я бригада
    Венгерские хроники длинноносых «соток»: 209-я бригада на Warspot.ru
    Венгерские хроники длинноносых «соток»: 209-я бригада
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google