В январе 1851 года на юге Китая вспыхнуло очередное крестьянское восстание, провозгласившее лидера «христианской» секты новым императором, «Царём небесным». Полгода повстанцы удерживали один из уездных центров, а затем, прорвав окружение правительственных войск, двинулись в самые густонаселённые провинции Китая. Тайпины несли большие потери и терпели неудачи при штурме крупных городов, но нищая китайская деревня давала десятки тысяч новых бунтовщиков…
Триумф в долине Янцзы
В период острого военного кризиса, когда повстанцам «Царства небесного» пришлось с боями отступать к долине реки Янцзы, фактическим руководителем восстания стал Восточный государь тайпинов – «Дун-Ван» – он же Ян Сюцин, разорившийся торговец хворостом. Возглавив армию, он приказал мобилизовать у местного населения тысячи лодок и использовать для движения многочисленные притоки Янцзы. Благодаря этому тайпины 13 декабря 1852 года стремительным броском заняли город Йочжоу не берегу великой китайской реки, где в их руки целёхонькими попали большие арсеналы вооружения, созданные ещё два века назад для своей личной армии одним из китайских князей, вассальных маньчжурской династии.
С учётом технического и тактического уровня цинских войск, этого оружия XVII века было вполне достаточно для развёртывания в несколько дней большой армии и начала генерального наступления. В добавление к уже имеющимся лодкам, Ян Сюцин без промедления мобилизовал на Янцзы ещё более 5000 судов – от крупных джонок до мелких деревянных яликов – посадил на них свои войска, создав несколько флотилий, и неудержимым потоком двинулся вниз по Янцзы, на восток.
В густонаселённой богатейшей долине Янцзы отдельные маньчжурские гарнизоны и провинциальные части «войск зелёного знамени» не могли противостоять многочисленной, дисциплинированной и, по китайским меркам, неплохо вооружённой армии, столь быстро маневрировавшей по великой реке и её многочисленным притокам и озёрам. Успехам повстанцев способствовали и действия в городах тайных обществ из семейства «Триад».
12 января 1853 года тайпины заняли богатейшее трёхградье на Янцзы-Ухань – три города-спутника Учан, Ханькоу и Ханьян (цинские войска смогли удержать только цитадель Учана). Народ поддерживал тайпинов или был нейтрален, цинские офицеры и чиновники разбегались, а правительство в Пекине лишало их за это чинов и званий.
Численность восставших достигла полумиллиона, а флот насчитывал 10 000 джонок. Последовательно захватывая города на Янцзы, тайпины за неполных три месяца прошли почти тысячу километров вниз по реке, достигли численности в миллион человек, и 5 марта 1853 года вышли на подступы к древней столице Китая – Нанкину (в переводе: «Южная столица»). Маньчжурский император издал указ об аресте и смертной казни высокопоставленных чиновников, не сумевших остановить продвижение «красноголовых».
9 марта повстанцы начали обстрел южных ворот Нанкина из пушек и катапульт, через три дня они замкнули кольцо окружения города и приступили к рытью подкопов. Нанкин был одним из крупнейших городов Китая, с населением свыше миллиона человек. Его 40-километровые городские стены по праву считались самыми длинными городскими стенами в мире. Их высота достигала 15–20 метров, ширина 30 метров.
19 марта 1853 года, на рассвете, подорвав эту грозную стену, тайпины начали генеральный штурм. Нескольким сотням тайпинского «спецназа» удалось прорваться через образовавшийся 7-метровый пролом. Не задерживаясь, они стремительно проникли в центр города, и, соединившись с заранее подготовленной агентурой, неожиданно атаковали ставку маньчжурского командующего. Хотя маньчжурским солдатам удалось блокировать первый пролом в стене, гибель командующего и разгром штаба парализовали их оборону, а новый взрыв открыл путь в Нанкин основным силам тайпинов.
Два дня шли бои и резня на улицах города, тайпины перебили 20 000 маньчжуров с семьями. В воззвании к жителям южной столицы Китая они писали: «Все люди должны знать, кто есть Отец Небесный, и повиноваться Небесному государю. Надо всем вместе овладеть страной и сообща пользоваться счастьем».
Армейская структура тайпинов
Нанкин на долгие годы стал центром нового государства, тайпины переименовали «южную столицу» в «небесную». Именно здесь они смогли приступить к реорганизации своей армии и социальным реформам, чтобы устроить справедливость и всеобщее счастье, как они его представляли.
Вскоре после закрепления в Нанкине была опубликована «Земельная система Небесной династии» – конституция, политическая программа и одновременно военный устав тайпинов.
Низшей организационной ячейкой армии был «у» (пятёрка, отделение) – четверо рядовых-«цзу» и их командир-«учжан». Каждый рядовой солдат в пятёрке носил особое звание, применявшееся в качестве номера: «чжунфан» (атакующий), «бо-ди» (поражающий врага), «цзицзин» (разящий) и «шенли» (победитель). Каждый «у» также носил специальные названия вместо номеров: «сильный», «храбрый», «героический», «стойкий» и «воинственный».
Пять отделений-«у» составляли взвод-«лян» во главе с командиром «сыма». Взводы носили названия по сторонам света: северный, южный, западный и восточный. Четыре взвода составляли сотню или роту-«цзу», в которой было 100 рядовых и 5 офицеров. Пять рот формировали полк-«люй»: 500 солдат и 26 командиров, включая командира полка – «люйшуай». Полки носили названия: левофланговый, авангардный, центральный, правофланговый и арьергардный. Пять полков составляли дивизию-«ши», которую возглавлял дивизионный командир-«шишуай».
В состав каждой дивизии кроме пехоты входила небольшая кавалерийская часть. Пять дивизий составляли корпус-«цзюнь»: 13 166 бойцов по штату, во главе с командующим-«цзюньшуай». «Шуай» – буквально: вождь или предводитель. Здесь тайпинские «люйшуай», «шишуай» и «цзюньшуай» сходны с СС-овскими «штандартенфюрер», «бригадефюрер», «группенфюрер»…
Несколько повстанческих корпусов, под командованием обычно одного из тайпинских государей-«ванов», составляли отдельную армию. Количество корпусов не было определённым и в годы наибольшего успеха тайпинов доходило до 95.
Современники считали, что тайпины воспроизводили военную систему легендарной древнекитайской империи Чжоу, созданную императором и полководцем У-ваном за тысячу лет до нашей эры. Интересно, что европейские наблюдатели, современники тех событий, применяли в описании армии тайпинов древнеримскую военную терминологию: центурии, когорты, легионы…
Кроме полевых частей в армии тайпинов были созданы технические части: два корпуса сапёров по 12 500 человек в каждом, шесть корпусов кузнецов и плотников, имелись и другие вспомогательные войска. Речной флот тайпинов, в годы их наивысшего успеха, включал около 112 тысяч человек и делился на девять корпусов. В армии тайпинов действовали отдельные женские отряды, были и женщины на командных постах до дивизии включительно.
Из письменных источников тайпинов дошла даже точная цифра общего количества их войск — 3 085 021 человек, в их числе около 100 тысяч женщин-солдат. Цифра явно преувеличена — по-видимому, это списочный состав всех, кто побывал в рядах «регулярной» армии и кого смогла учесть новорождённая тайпинская бюрократия.
Крестьянская суть Китая определяла и основу военной организации. Взвод объединял не только 25 солдат, но и 25 их семей, которые совместно обрабатывали землю и совместно пользовались имуществом, продуктами, деньгами и трофеями. Эти семьи вместе работали и молились, вместе кормили своих солдат, нетрудоспособных, детей и сирот. Таким образом, взвод-«лян» составлял основу и армии и общества. Командир взвода «сыма» был одновременно воинским начальником, священником (политкомиссаром) и председателем колхоза. Командир корпуса на своей территории был одновременно главой гражданской власти и судьёй.
Помимо высших государственных чинов, государей-«ванов», число которых со временем значительно увеличилось, в тайпинском государстве-армии существовала развитая система воинских должностей и званий. Ниже «ванов» стояли «тяньхоу» — небесные князья. За ними шли должности «цзунчжи» и «чэнсяна» — по сути, начальника штаба и штабных офицеров при «ване» или «тяньхоу». Далее следовали должности армейских ревизоров и инспекторов – «цзяньдянь», командующих группами корпусов – «чжихой».
Была и должность, по сути, начальника генерального штаба – «цзюньши», в обязанности которого входили доклады об обстановке в армии и на фронтах непосредственно Царю небесному.
Золотой век британских торговцев оружием
Первоначально армия тайпинов формировалась из добровольцев и сторонников их учения, но достаточно скоро они перешли к принудительным рекрутским наборам. На первом этапе гражданской войны командиры всех рангов избирались, и лишь высшие утверждались руководителями движения.
Солдаты и командиры армии тайпинов, в отличие от «восьмизнамённых» маньчжурских гвардейцев и войск «зелёного знамени», как правило не получали денежного содержания, только продовольственный паёк. Риса давали поровну, а количество мяса зависело от воинского звания. В первые годы тайпинской революции никому, от Небесного государя до рядового, не разрешалось обзаводиться личным имуществом – одежда, питание и прочее снабжение шли из общего котла. Практически ту же аскетичную систему советские военные советники с некоторым удивлением обнаружат в середине XX века у китайских коммунистов – в НОАК, Народно-освободительной армии Китая…
Подобно всем повстанцам, тайпины начали войну с минимальным вооружением, но в дальнейшем сумели наладить даже собственное производство. Как писал в 1930 году один из первых советских исследователей армии тайпинов бригадный комиссар Андрей Скорпилёв:
«Горнорабочие сыграли в тайпинской армии примерно такую же роль, как уральские рабочие в Пугачёвском восстании. На примитивных медных и чугунных заводах юго-западного Китая горнорабочие отливали для тайпинов пушки, они же дали для армии кадры хороших артиллеристов. Кроме того из горнорабочих же главным образом были организованы сапёрно-подрывные отряды, производившие подкопы и взрыв осаждаемых тайпинами городов. Кузнецы и плотники мастерили для тайпинов луки и мечи».
Войдя с захватом Янцзы в соприкосновение с иностранцами, тайпины стали приобретать оружие и у них. Иностранцы (в первую очередь англичане) были не против гражданской войны и раскола Китая на два государства, первоначально они придерживались нейтралитета и даже направили в Нанкин к тайпинам своих официальных дипломатических представителей. Тайпины, будучи изначально благожелательно настроены к «братьям-варварам», не возражали против свободной торговли и соглашались с потенциальной возможностью строительства железных дорог и телеграфа. Безоговорочно запрещали они только торговлю опиумом.
Англичане же с удовольствием сбывали старое стрелковое вооружение обеим сторонам. Причём первыми здесь успели маньчжуры: они обратились к европейским представителям с просьбой о покупке оружия и судов, когда тайпины ещё только двигались по Янцзы, и даже успели использовать в речных боях с ними португальские галеры, спешно купленные в Макао – повстанцы разгромили эту флотилию у Чжэньцзяна (города, который за десять лет до того брали штурмом британцы).
Тайпинское восстание стало золотым веком для английских торговцев оружием. В Европе тогда полным ходом шло перевооружение армий на нарезные винтовки, и, покупая на распродажах старые кремневые ружья, они сбывали их сторонам конфликта с наценкой в 1000–1200%.
Продолжение следует
Литература:
- Позднеев Д. Тайпинское восстание в Китае. СПб., 1898.
- Шпильман Д. Крестьянская революция в Китае. Восстание Тайпинов. 1850–1864. М, 1925
- Харнский К. Китай с древнейших времен до наших дней. Владивосток, 1927
- Скорпилев А. Доклад о тайпинской революции. Журнал «Проблемы Китая», №1, 1929
- Скорпилев А. Армия тайпинской революции. Журнал «Проблемы Китая», №4–5, 1930
- Кара- Мурза Г. Тайпины. Великая крестьянская война и Тайпинское государство в Китае 1850–1864. М., 1941
- Ефимов Г. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1951
- Хуа Ган. История революционной войны Тайпинского государства. М., 1952
- Фань Вэнь-Лань. Новая история Китая. Том I, 1840–1901 гг. М., 1955
- Скачков К. Пекин в дни тайпинского восстания: Из записок очевидца. М., 1958
- Тайпинское восстание 1850–1864. Сборник документов. М., 1960
- Илюшечкин В. Крестьянская война тайпинов. М., 1967
Комментарии к данной статье отключены.