С момента появления первых пушек в Европе и вплоть до начала XX века их перемещение на марше и по полю боя осуществлялось самими расчётами или тягловыми животными, в первую очередь лошадьми. Естественно, артиллерия на протяжении веков оставалась «слабым звеном» для своих армий в вопросе подвижности, двигаясь в разы медленнее кавалерии и даже пехоты. В особенности это касалось тяжёлых орудий.
Уже в Первую мировую в вопросе увеличения мобильности артиллерии наметились оба существующих и поныне альтернативных решения. Первое из них заключалось в установке пушек непосредственно на транспортное средство, что привело к появлению танков и самоходных артиллерийских установок. Второе решение было более традиционным и позволяло обойтись без принципиального усложнения конструкции самих пушек, оставив их на привычных лафетах. Только место лошадей и расчёта при движении артиллерии на марше теперь предстояло занять машинам.
В роли первых артиллерийских тягачей выступали обычные транспортные средства гражданского назначения — трактора и автомобили. То, что они не всегда подходят для выполнения «армейских» функций, стало понятно довольно быстро, и конструкторы разных стран начали создавать специализированные тягачи под нужды своих армий. В отличие от тех же танков и САУ, во второй половине XX века ставших довольно однообразными с точки зрения компоновки и выбора движителя, артиллерийские тягачи не смогли прийти к «общему знаменателю» до сих пор.
Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи
Holt tractor (США) буксирует британскую 8-дюймовую гаубицу Mk I. Производился с 1908 года как гражданский трактор, но наиболее массовое применение получил как тягач для тяжёлых орудий – к концу Первой мировой войны в войсках союзников находилось около 10 тысяч тракторов. Масса 8,2 тонны, двигатель 75 л.с, скорость до 24 км/ч
Thornycroft Hathi, Великобритания. В эксплуатации с 1924 года. Масса до 5 тонн, двигатель 80 л.с, колёсная формула 4×4
Krupp Protze, Германия. Производился с 1934 года. Масса 2,6 тонны, двигатель 53–60 л.с, скорость до 70 км/ч, колёсная формула 6×4. Произведено около 7 тысяч машин
С7P, Польша. Производился с 1934 года с широким применением узлов и агрегатов танка 7ТР. Масса 8,5 тонн, двигатель 115 л.с, скорость до 26 км/ч. Построено около 150 машин
Laffly S15T, Франция. Производился с 1934 года. Масса 2,85 тонн, двигатель 55 л.с, скорость до 72 км/ч
Британский артиллерийский тягач Scammell Pioneer буксирует 8-дюймовую гаубицу Mk 8. 12 января 1940 года, Северная Франция (район Кале). Эти машины, принятые на вооружение в 1935 году, при массе 8,4 тонны оборудовались двигателями 102 л.с. (скорость – до 30 км/ч, колёсная формула 6×4). Всего было построено 980 таких тягачей
«Пионер», СССР. Масса 1,5 тонны, двигатель 40 л.с, скорость до 50 км/ч. Небольшая партия (25–50 машин) построена в 1936–1937 годах
«Комсомолец», СССР (на фотографии – трофейная машина финской армии). Производился с 1937 года. Масса 3,5 тонны, двигатель 50 л/с, скорость до 50 км/ч. Построено около 7780 машин
Sd.Kfz. 7, Германия. В эксплуатации с 1938 года. Масса 11,5 тонн, двигатель 133 л.с, скорость до 50 км/ч. Построено 12 187 машин
Somua MCG, Франция. Принят на вооружение незадолго до начала Второй мировой войны. Масса 6,8 тонн, двигатель 60 л.с, скорость до 31 км/ч. Построено 345 машин
Morris C8 FAT (Quad), Великобритания. На фотографии тягач буксирует английскую 25-фунтовую пушку. В эксплуатации с 1939 года. Масса 3,4 тонны, двигатель 70 л.с, скорость до 80 км/ч, колёсная формула 4×4. Построено около 10 тысяч машин
«Ворошиловец», СССР. На фотографии – трофейный тягач, на фоне которого позирует венгерский солдат, 1942 год. Машина производилась с 1939 года. Масса 15,5 тонн, двигатель 375 л.с, скорость до 42 км/ч. Всего было построено 1123 таких машины fortepan.hu
Американский бронированный артиллерийский тягач Minneapolis-Moline GTX 147 бразильской армии. В производстве с 1941 года. Масса 7,5 тонн, двигатель 105 л.с, скорость – до 50 км/ч, колёсная формула 6×6. Построено около 100 машин
Radschlepper Ost, Германия. Полноприводный тягач конструкции Фердинанда Порше с цельнометаллическими колёсами (без покрышек). Производился с 1942 года. Масса 7 тонн, двигатель 90 л.с, скорость до 16 км/ч. Было построено около 200 этих машин
Raupenschlepper Ost (на фото — RSO/1), Германия. Производился с 1942 года. Масса около 5 тонн, двигатель 66/85 л.с, скорость до 20 км/ч. Построено около 23 тысяч таких тягачей в трёх модификациях
RSO/3, Германия. Поздний, упрощённый вариант тягача Raupenschlepper Ost, выпускавшийся в конце Второй мировой войны
M4 High-Speed Tractor, США. На фотографии – буксирует 155-мм пушку «Long Tom». В производстве с 1943 года, создан на базе танка M2 Light Tank. Масса 14,2 тонны, двигатель 210 л.с, скорость до 56 км/ч. Построено 5552 машины museumofamericanarmor.com
Советский артиллерийский тягач АТ-Л египетской армии. Разработан в 1947 году. Масса 8,5 тонн, двигатель 135 л.с, скорость до 42 км/ч
Британский артиллерийский тягач Leyland Martian FV1103A. В производстве с конца 1950-х гг. Масса 10 тонн, двигатель 215 л.с, колёсная формула 6×6
АТС-59Г, СССР (производился также в Польше). Принят на вооружение в 1970 году (до этого, с 1959 года, выпускался похожий тягач АТС-59 с меньшей по размеру капотной кабиной). Масса 13,8 тонн, двигатель 300 л.с, скорость до 45 км/ч dukecz.deviantart.com
С момента появления первых пушек в Европе и вплоть до начала XX века их перемещение на марше и по полю боя осуществлялось самими расчётами или тягловыми животными, в первую очередь лошадьми. Естественно, артиллерия на протяжении веков оставалась «слабым звеном» для своих армий в вопросе подвижности, двигаясь в разы медленнее кавалерии и даже пехоты. В особенности это касалось тяжёлых орудий.
Уже в Первую мировую в вопросе увеличения мобильности артиллерии наметились оба существующих и поныне альтернативных решения. Первое из них заключалось в установке пушек непосредственно на транспортное средство, что привело к появлению танков и самоходных артиллерийских установок. Второе решение было более традиционным и позволяло обойтись без принципиального усложнения конструкции самих пушек, оставив их на привычных лафетах. Только место лошадей и расчёта при движении артиллерии на марше теперь предстояло занять машинам.
В роли первых артиллерийских тягачей выступали обычные транспортные средства гражданского назначения — трактора и автомобили. То, что они не всегда подходят для выполнения «армейских» функций, стало понятно довольно быстро, и конструкторы разных стран начали создавать специализированные тягачи под нужды своих армий. В отличие от тех же танков и САУ, во второй половине XX века ставших довольно однообразными с точки зрения компоновки и выбора движителя, артиллерийские тягачи не смогли прийти к «общему знаменателю» до сих пор.
Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи
Holt tractor (США) буксирует британскую 8-дюймовую гаубицу Mk I. Производился с 1908 года как гражданский трактор, но наиболее массовое применение получил как тягач для тяжёлых орудий – к концу Первой мировой войны в войсках союзников находилось около 10 тысяч тракторов. Масса 8,2 тонны, двигатель 75 л.с, скорость до 24 км/ч
Thornycroft Hathi, Великобритания. В эксплуатации с 1924 года. Масса до 5 тонн, двигатель 80 л.с, колёсная формула 4×4
Krupp Protze, Германия. Производился с 1934 года. Масса 2,6 тонны, двигатель 53–60 л.с, скорость до 70 км/ч, колёсная формула 6×4. Произведено около 7 тысяч машин
С7P, Польша. Производился с 1934 года с широким применением узлов и агрегатов танка 7ТР. Масса 8,5 тонн, двигатель 115 л.с, скорость до 26 км/ч. Построено около 150 машин
Laffly S15T, Франция. Производился с 1934 года. Масса 2,85 тонн, двигатель 55 л.с, скорость до 72 км/ч
Британский артиллерийский тягач Scammell Pioneer буксирует 8-дюймовую гаубицу Mk 8. 12 января 1940 года, Северная Франция (район Кале). Эти машины, принятые на вооружение в 1935 году, при массе 8,4 тонны оборудовались двигателями 102 л.с. (скорость – до 30 км/ч, колёсная формула 6×4). Всего было построено 980 таких тягачей
«Пионер», СССР. Масса 1,5 тонны, двигатель 40 л.с, скорость до 50 км/ч. Небольшая партия (25–50 машин) построена в 1936–1937 годах
«Комсомолец», СССР (на фотографии – трофейная машина финской армии). Производился с 1937 года. Масса 3,5 тонны, двигатель 50 л/с, скорость до 50 км/ч. Построено около 7780 машин
Sd.Kfz. 7, Германия. В эксплуатации с 1938 года. Масса 11,5 тонн, двигатель 133 л.с, скорость до 50 км/ч. Построено 12 187 машин
Somua MCG, Франция. Принят на вооружение незадолго до начала Второй мировой войны. Масса 6,8 тонн, двигатель 60 л.с, скорость до 31 км/ч. Построено 345 машин
Morris C8 FAT (Quad), Великобритания. На фотографии тягач буксирует английскую 25-фунтовую пушку. В эксплуатации с 1939 года. Масса 3,4 тонны, двигатель 70 л.с, скорость до 80 км/ч, колёсная формула 4×4. Построено около 10 тысяч машин
«Ворошиловец», СССР. На фотографии – трофейный тягач, на фоне которого позирует венгерский солдат, 1942 год. Машина производилась с 1939 года. Масса 15,5 тонн, двигатель 375 л.с, скорость до 42 км/ч. Всего было построено 1123 таких машины fortepan.hu
Американский бронированный артиллерийский тягач Minneapolis-Moline GTX 147 бразильской армии. В производстве с 1941 года. Масса 7,5 тонн, двигатель 105 л.с, скорость – до 50 км/ч, колёсная формула 6×6. Построено около 100 машин
Radschlepper Ost, Германия. Полноприводный тягач конструкции Фердинанда Порше с цельнометаллическими колёсами (без покрышек). Производился с 1942 года. Масса 7 тонн, двигатель 90 л.с, скорость до 16 км/ч. Было построено около 200 этих машин
Raupenschlepper Ost (на фото — RSO/1), Германия. Производился с 1942 года. Масса около 5 тонн, двигатель 66/85 л.с, скорость до 20 км/ч. Построено около 23 тысяч таких тягачей в трёх модификациях
RSO/3, Германия. Поздний, упрощённый вариант тягача Raupenschlepper Ost, выпускавшийся в конце Второй мировой войны
M4 High-Speed Tractor, США. На фотографии – буксирует 155-мм пушку «Long Tom». В производстве с 1943 года, создан на базе танка M2 Light Tank. Масса 14,2 тонны, двигатель 210 л.с, скорость до 56 км/ч. Построено 5552 машины museumofamericanarmor.com
Советский артиллерийский тягач АТ-Л египетской армии. Разработан в 1947 году. Масса 8,5 тонн, двигатель 135 л.с, скорость до 42 км/ч
Британский артиллерийский тягач Leyland Martian FV1103A. В производстве с конца 1950-х гг. Масса 10 тонн, двигатель 215 л.с, колёсная формула 6×6
АТС-59Г, СССР (производился также в Польше). Принят на вооружение в 1970 году (до этого, с 1959 года, выпускался похожий тягач АТС-59 с меньшей по размеру капотной кабиной). Масса 13,8 тонн, двигатель 300 л.с, скорость до 45 км/ч dukecz.deviantart.com
Комментарии к данной статье отключены.