История беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) длиннее, чем может показаться. Как и во многих других областях, локомотивом прогресса тут является военное дело: увы, но именно стремление людей как можно эффективнее убивать друг друга является лучшим стимулом развития технологий. Первую попытку запустить БПЛА (точнее, не «летательный», а «воздухоплавательный») против врага предприняли австрийцы 22 августа 1849 года: в городе Тревизо они изготовили несколько воздушных шаров, которые должны были сбросить бомбы на итальянские позиции в Венеции. Бомбосбрасыватели были электромагнитными, команда на сброс отправлялась по длинному медному проводу с крыши одного из зданий, где стояла мощная гальваническая электромашина. И несколько бомб сработали, хотя с несколькими шарами ветер сыграл шутку и «отдул» их к австрийским позициям. Первые беспилотные самолеты испытывались во время Первой мировой войны. В основном они задумывались как «воздушные торпеды», и основные усилия тратились на разработку систем дистанционного или автоматического управления. И 6 марта 1918 года беспилотный аппарат Curtiss-Sperry Flying Bomb, рассчитанный на «доставку» 450-килограммовой бомбы на дистанцию до 80 км, удачно пролетел заданную тысячу ярдов в автоматическом режиме.
Но по-настоящему широкий горизонт беспилотникам открыло радиоуправление. Кстати, Никола Тесла показывал радиоуправляемую модель… нет, все-таки не самолета, а судна еще в 1899 году. Первый удачный радиоуправляемый самолет запустили британцы в 1934 году, но он так и остался единичным, хотя и использовался на флоте как самолет-мишень. А вот появившийся позже в США радиоуправляемый самолет-мишень Radioplane OQ-2 выпускался уже многими тысячами. Кстати, пропеллер именно этой модели держала в руках 18-летняя сборщица Норма Джин на фотосъемке, которая определила ее будущую судьбу. Летом 1944 года американцы применили против японцев первый ударный БПЛА — торпедоносец Interstate TDR-1. Оператор наводил его на цель, глядя на передаваемое с самолета телевизионное изображение; компактную и ультралегкую телекамеру (350 линий и всего-то 44 кг!) изобрел сам Владимир Зворыкин.
В дальнейшем основное внимание все уделяли разведывательным БПЛА, но в последнее время очередной виток научно-технического прогресса позволяет использовать их и как малозаметные носители ударного оружия — бомб, ракет «воздух-земля» и «воздух-воздух». Утверждают, что только в США еще в 2012 году постоянно на посту было не менее 400 пилотов БПЛА (а по количеству парк военных БПЛА скоро сравняется с парком «из-кабины-управляемых» летательных аппаратов). Именно в этом многие и видят проблему: для пилота-оператора ситуация мало отличается от компьютерной игры: мониторы, кнопки, джойстик. Вот только он — не «диванный воин» и управляет не компьютерной моделью, а реальным агрегатом, несущим настоящую смерть людям, находящимся где-то там, далеко, за сотни, если не тысячи километров. Но жизнь своих солдат дороже всего — а потому беспилотная авиация будет развиваться и дальше.
История беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) длиннее, чем может показаться. Как и во многих других областях, локомотивом прогресса тут является военное дело: увы, но именно стремление людей как можно эффективнее убивать друг друга является лучшим стимулом развития технологий. Первую попытку запустить БПЛА (точнее, не «летательный», а «воздухоплавательный») против врага предприняли австрийцы 22 августа 1849 года: в городе Тревизо они изготовили несколько воздушных шаров, которые должны были сбросить бомбы на итальянские позиции в Венеции. Бомбосбрасыватели были электромагнитными, команда на сброс отправлялась по длинному медному проводу с крыши одного из зданий, где стояла мощная гальваническая электромашина. И несколько бомб сработали, хотя с несколькими шарами ветер сыграл шутку и «отдул» их к австрийским позициям. Первые беспилотные самолеты испытывались во время Первой мировой войны. В основном они задумывались как «воздушные торпеды», и основные усилия тратились на разработку систем дистанционного или автоматического управления. И 6 марта 1918 года беспилотный аппарат Curtiss-Sperry Flying Bomb, рассчитанный на «доставку» 450-килограммовой бомбы на дистанцию до 80 км, удачно пролетел заданную тысячу ярдов в автоматическом режиме.
Но по-настоящему широкий горизонт беспилотникам открыло радиоуправление. Кстати, Никола Тесла показывал радиоуправляемую модель… нет, все-таки не самолета, а судна еще в 1899 году. Первый удачный радиоуправляемый самолет запустили британцы в 1934 году, но он так и остался единичным, хотя и использовался на флоте как самолет-мишень. А вот появившийся позже в США радиоуправляемый самолет-мишень Radioplane OQ-2 выпускался уже многими тысячами. Кстати, пропеллер именно этой модели держала в руках 18-летняя сборщица Норма Джин на фотосъемке, которая определила ее будущую судьбу. Летом 1944 года американцы применили против японцев первый ударный БПЛА — торпедоносец Interstate TDR-1. Оператор наводил его на цель, глядя на передаваемое с самолета телевизионное изображение; компактную и ультралегкую телекамеру (350 линий и всего-то 44 кг!) изобрел сам Владимир Зворыкин.
В дальнейшем основное внимание все уделяли разведывательным БПЛА, но в последнее время очередной виток научно-технического прогресса позволяет использовать их и как малозаметные носители ударного оружия — бомб, ракет «воздух-земля» и «воздух-воздух». Утверждают, что только в США еще в 2012 году постоянно на посту было не менее 400 пилотов БПЛА (а по количеству парк военных БПЛА скоро сравняется с парком «из-кабины-управляемых» летательных аппаратов). Именно в этом многие и видят проблему: для пилота-оператора ситуация мало отличается от компьютерной игры: мониторы, кнопки, джойстик. Вот только он — не «диванный воин» и управляет не компьютерной моделью, а реальным агрегатом, несущим настоящую смерть людям, находящимся где-то там, далеко, за сотни, если не тысячи километров. Но жизнь своих солдат дороже всего — а потому беспилотная авиация будет развиваться и дальше.
Комментарии к данной статье отключены.