В 20–30-е годы прошлого века морская авиация являлась наиболее сложной и затратной: конструктивно гидросамолеты гораздо сложнее своих «наземных» аналогов. То же самое можно сказать о межполётном обслуживании и хранении летающих лодок и амфибий. Если сухопутные аэродромы в большинстве представляли собой участок поля с несколькими постройками или вовсе без них, и самолётам для взлета часто требовалось просто вырулить к торцу взлетной полосы, то на гидродромах, чтобы попасть на старт или вернуться в ангар, требовались особое оборудование и маневрирование.
Взлётно-посадочной полосой и зачастую стоянкой для гидросамолетов являлась акватория береговой базы, на прибрежной территории которой осуществлялись длительное хранение, ремонт и обслуживание летательных аппаратов. Для удобства перемещения, обслуживания и стоянки самолетов между водой и ангарами устраивали маневренную площадку с твёрдым покрытием.
Можно смело сказать, что «все дороги на гидродроме ведут к воде». Чтобы достигнуть воды, гидросамолетам приходилось преодолевать некоторое расстояние посуху. Сухопутного самолеты по аэродрому перемещались на своем колесном шасси, у «обычного» (не амфибийного) гидросамолета были только плавательные приспособления: поплавки или лодочный корпус. Для сухопутного «путешествия» гидроплан устанавливался на выкатное шасси или тележку. В воду он скатывался вместе с ними, где выкатное шасси снималось и ждало возвращения самолёта для перекатки его назад в ангар. В зависимости от принципа установки перекатного шасси на самолет, после того, как он оказывался в воде, шасси могло просто сходить автоматически, могло отцепляться экипажем самолета или же «по мокрому», когда наземному персоналу приходилось заходить в воду и отсоединять его.
Береговая линия – граница между водой и сушей. Она может быть песчаной или каменистой, иметь сложный рельеф, особенно по вертикали. Чтобы самолёт на выкатном шасси мог преодолеть этот участок, от маневренной площадки в воду (в большинстве случаев) укладывают гидроспуски (спускные площадки, стапели) – сооружения в виде наклонных площадок, служащих для входа в воду (спуска) и выхода на сушу гидросамолетов. Их конструкция зависит от характера береговой линии, количества базирующихся самолётов, продолжительности эксплуатации гидродрома. Множество гидроспусков строилось из дерева, иногда с применением металлических конструкций. На крупных станциях возводились бетонные спуски и слипы, более сложные сооружения – стальные площадки, движущиеся по рельсовому пути с помощью электролебедки. Когда, при каких-то обстоятельствах нельзя применять спуски, на маневренной площадке у среза берега устанавливался подъемный кран с большим вылетом стрелы. Кран переносил гидросамолет с воды на берег и обратно. Здесь главное было не повредить самолёт у берега.
На некоторых гидродромах вместо протяжённой манёвренной площадки от ангаров к спускам прокладывали рельсовые пути, оборудованные переводными стрелками и кругами. Гидропланы на выкатном шасси погружали на платформу и довозили до спуска.
Степень оснащенности базы морской авиации зависела от периода её функционирования (базы гидроавиации перед Первой мировой войной сильно отличались от баз после Второй мировой), от значения базы, от возможностей государства, от географических и гидрологических особенностей водоёма.
В 20–30-е годы прошлого века морская авиация являлась наиболее сложной и затратной: конструктивно гидросамолеты гораздо сложнее своих «наземных» аналогов. То же самое можно сказать о межполётном обслуживании и хранении летающих лодок и амфибий. Если сухопутные аэродромы в большинстве представляли собой участок поля с несколькими постройками или вовсе без них, и самолётам для взлета часто требовалось просто вырулить к торцу взлетной полосы, то на гидродромах, чтобы попасть на старт или вернуться в ангар, требовались особое оборудование и маневрирование.
Взлётно-посадочной полосой и зачастую стоянкой для гидросамолетов являлась акватория береговой базы, на прибрежной территории которой осуществлялись длительное хранение, ремонт и обслуживание летательных аппаратов. Для удобства перемещения, обслуживания и стоянки самолетов между водой и ангарами устраивали маневренную площадку с твёрдым покрытием.
Можно смело сказать, что «все дороги на гидродроме ведут к воде». Чтобы достигнуть воды, гидросамолетам приходилось преодолевать некоторое расстояние посуху. Сухопутного самолеты по аэродрому перемещались на своем колесном шасси, у «обычного» (не амфибийного) гидросамолета были только плавательные приспособления: поплавки или лодочный корпус. Для сухопутного «путешествия» гидроплан устанавливался на выкатное шасси или тележку. В воду он скатывался вместе с ними, где выкатное шасси снималось и ждало возвращения самолёта для перекатки его назад в ангар. В зависимости от принципа установки перекатного шасси на самолет, после того, как он оказывался в воде, шасси могло просто сходить автоматически, могло отцепляться экипажем самолета или же «по мокрому», когда наземному персоналу приходилось заходить в воду и отсоединять его.
Береговая линия – граница между водой и сушей. Она может быть песчаной или каменистой, иметь сложный рельеф, особенно по вертикали. Чтобы самолёт на выкатном шасси мог преодолеть этот участок, от маневренной площадки в воду (в большинстве случаев) укладывают гидроспуски (спускные площадки, стапели) – сооружения в виде наклонных площадок, служащих для входа в воду (спуска) и выхода на сушу гидросамолетов. Их конструкция зависит от характера береговой линии, количества базирующихся самолётов, продолжительности эксплуатации гидродрома. Множество гидроспусков строилось из дерева, иногда с применением металлических конструкций. На крупных станциях возводились бетонные спуски и слипы, более сложные сооружения – стальные площадки, движущиеся по рельсовому пути с помощью электролебедки. Когда, при каких-то обстоятельствах нельзя применять спуски, на маневренной площадке у среза берега устанавливался подъемный кран с большим вылетом стрелы. Кран переносил гидросамолет с воды на берег и обратно. Здесь главное было не повредить самолёт у берега.
На некоторых гидродромах вместо протяжённой манёвренной площадки от ангаров к спускам прокладывали рельсовые пути, оборудованные переводными стрелками и кругами. Гидропланы на выкатном шасси погружали на платформу и довозили до спуска.
Степень оснащенности базы морской авиации зависела от периода её функционирования (базы гидроавиации перед Первой мировой войной сильно отличались от баз после Второй мировой), от значения базы, от возможностей государства, от географических и гидрологических особенностей водоёма.
Комментарии к данной статье отключены.