В количественном и организационном отношении немецкая и австрийская истребительная авиация восточного фронта Первой мировой уступала не только западному, но и итальянскому, и даже балканскому. Даже русская истребительная авиация, при всей её малочисленности, имела перед ней преимущество. Это вовсе не означает, что австро-германцы на востоке были в проигрышном положении – разница была невелика, да и самолёты-разведчики Центральных держав в массе своей отличались высокими лётными данными и неплохой боеспособностью. В итоге восточный фронт Первой мировой войны дал Центральным державам своих воздушных асов.
Германия
В германской авиации восточного фронта первые истребители начали появляться поздней осенью 1915 года, т.е. на 3–4 месяца позднее, чем на западном. Так же, как и там, они поступали в состав обычных разведывательных частей как сверхштатные аппараты, на которых вскоре стали летать сверхштатные пилоты.
«Боевые одноместники» (Kampfeinsitzer – первоначальное обозначение одноместных истребителей в Германии) с самого начала не пытались равномерно распределить по всему фронту, а концентрировали в одном-двух отрядах на армию. Весной 1916 года в этих отрядах были сформированы полуофициальные истребительные подразделения, именуемые Fokkerstaffel, Kampfeinsitzerstaffel, Kampfstaffel и т.п., причём разные названия могли использоваться параллельно.
В конце лета того же года из аналогичных подразделений западного фронта началось формирование частей истребительной авиации, но на востоке этот процесс начался только осенью 1917 года, под самый конец кампании, и завершился формированием 81-й истребительной эскадрильи, которая после перемирия была переброшена на запад.
Прежде чем перейти к биографиям асов, имеет смысл вкратце рассказать о немецкой «победной системе» Первой мировой войны. В зачёт шли самолёты противника, либо ставшие трофеем немецкой (или союзной Германии) армии, либо те, на которых были свидетельства очевидцев падения на землю или разрушения в воздухе. Сбитые аэростаты засчитывались, только если они сгорали. Победы двухместных самолётов записывались как на пилота, так и на наблюдателя (стрелка). Групповые победы не признавались, и каждая заявка должна была быть засчитана какому-то одному лётчику (экипажу).
Таким образом, немецкая система была наиболее жёсткой и теоретически максимально достоверной в плане соответствия заявленных результатов реальным, но на практике без «оверклаймов», разумеется, не обходилось.
Леопольд Анслингер (1891–1978), 10 побед на восточном фронте
Леопольд Анслингер (Leopold Anslinger) начал свой путь в авиацию с проектирования и постройки планеров по образцу аппаратов Лилиенталя, которые можно считать прообразами современных дельтапланов, на которых затем и летал. В 1913 году он закончил лётную школу и стал сначала одним из испытателей, а потом и шеф-пилотом фирмы «Гёдекер». С началом войны он записался добровольцем в армию, и в феврале 1915 года вице-фельдфебелем был отправлен на восточный фронт вместе с только что сформированным 54-м полевым авиаотрядом (в феврале 1917 года переименован в 24-й авиационный). В мае его произвели в лейтенанты резерва, а в ноябре-декабре, как самому опытному лётчику части, доверили первый истребитель, который затем стал отправной точкой для создания Истребительной команды Армии «Юг».
Первые две победы Анслингер одержал в январе-феврале 1916 года, ещё две – в июле-августе. Пятого успеха добился в апреле 1917 года, а в мае-июне этого года удвоил счёт побед, став лучшим асом Центральных держав на восточном фронте.
До конца кампании он формально оставался в прежней части, фактически командуя истребительным подразделением, а затем был назначен инструктором в лётную школу. Потом, с марта по август 1918 года, служил в Kest 9 (9-я эскадрилья ПВО), а закончил войну заводским испытателем на «Хальберштадте».
На восточном фронте Анслингер летал на разведчиках «Румплер» B.I, «Альбатрос» B.II и «Фоккер» A.I и истребителях «Пфальц» E.I и E.II, «Фоккер» E.III и D.II, «Роланд» D.II и «Альбатрос» D.III.
В 20-х годах он был пилотом «Люфтганзы», позже стал инструктором лётной школы. С конца тридцатых служил в системе обучения люфтваффе, а в 1943 году в чине гауптмана вышел в отставку по состоянию здоровья.
Вильгельм Фриккарт (1893 — ?), 7 побед на восточном фронте
Вильгельм-Максимилиан Фриккарт (Wilhelm-Maximilian Frickart) начал лётную подготовку ещё в мирное время, но пилотский диплом получил уже во время войны. Данные о начале его карьеры, к сожалению, отсутствуют, а в конце 1916 года он уже лётчиком-истребителем в чине вице-фельдфебеля прибыл в F.Fl.Abt.54 (позже Fl.Abt.24). В апреле 1917 года Фриккарт одержал первые две победы, а вскоре после этого был формально переведён в Fl.Abt.242(A), но фактически остался в том же «кампф-штаффеле II» под командованием Анслингера.
В середине года лётчики Истребительной команды Армии «Юг» открыли настоящую охоту за привязными аэростатами, и во второй половине июня офицер-штелльфертретеру (что-то вроде прапорщика) Фриккарту засчитали сразу пять таких побед.
В декабре 1917 года Россия вышла из войны, и немцы начали постепенно переводить авиацию на запад, но лейтенант Фриккарт в феврале 1918 года получил назначение на македонский фронт в 38-ю истребительную эскадрилью. Там он в марте одержал ещё одну победу, а летом был переведён на западный фронт.
В июле-августе он служил в Jasta 64, потом перешёл в Jasta 65 и с конца августа по начало октября одержал ещё четыре победы, закончив войну с 12 подтверждёнными успехами на личном счету. На восточном фронте Фриккарт летал на истребителях «Фоккер» D.II, «Роланд» D.II и «Альбатрос» D.III.
Послевоенная судьба лётчика неизвестна.
Ханс Пиппарт (1888–1918), 6 побед на восточном фронте
Архитектор Ханс-Мартин Пиппарт (Hans Martin Pippart) в 1912 году стал сооснователем и совладельцем авиационной фирмы, построившей несколько самолётов собственной разработки. Формального обучения пилотированию он не проходил, но, вполне возможно, летать научился.
С началом войны он пошёл добровольцем на фронт, но после окончания лётной школы был оставлен в тылу инструктором. В октябре 1915 года унтер-офицер Пиппарт всё же был направлен на восточный фронт… где его оставили в авиапарке Армии «Юг» испытателем и инструктором. Только в феврале следующего года лётчик получил строевое назначение в 220-й артиллерийский авиаотряд.
В конце года он получил лейтенантское звание и переквалифицировался в лётчики-истребители. В составе Кампфштаффеля I Истребительной команды Армии «Юг» он одержал свою первую победу в конце мая 1917 года, а во время летней охоты за аэростатами ему засчитали две победы в июне и один в августе. Ещё две победы (в том числе над одним аэростатом) он одержал в октябре, а в ноябре убыл за новым назначением на западный фронт.
С декабря Пиппарт воевал в 13-й истребительной эскадрилье, одержав в ней три победы. 18 апреля 1918 летчик был назначен командиром Jasta 19. 20 апреля он одержал свою 10-ю победу, в июне – 15-ю, а в июле – 20-ю, достигнув рубежа, дающего право на награждение Пур-ле-Меритом. Соответствующее представление вскоре ушло по инстанциям. 11 августа ас сбил очередной «баллон», ставший его 22-й победой и седьмым аэростатом на счету, а в следующем вылете сам был сбит. По разным данным, причиной стали то ли стрелки французских самолётов, то ли огонь с земли. Лётчик выпрыгнул из горящего самолёта с парашютом, но высота была слишком мала, и купол не успел полностью раскрыться.
На восточном фронте Ханс Пиппарт воевал на разведчике «Альбатрос» C.III и истребителях «Роланд» D.II и (вероятно) «Альбатрос» D.III.
Австро-Венгрия
В отличие от Германии, вынужденной держать на западе не только почти все истребители, но и большую часть разведчиков и бомбардировщиков, Австро-Венгрия могла уделять значительно больше внимания восточному фронту. Она держала здесь авиационную группировку, сначала равную выставленной против Италии, а со вступлением в войну Румынии и значительно превышающую её. Впрочем, общая численность австрийской фронтовой авиации была меньше российской, а потому концентрация самолётов была примерно такой же, как и в немецком секторе фронта.
С самолётами-истребителями в Австрии дело обстояло ещё хуже, чем в России. На восточном фронте у австрийцев они впервые появились только осенью 1916 года, когда туда передали несколько «Фоккеров»-монопланов, признанных непригодными к использованию против Италии. Эти самолёты были не только устаревшими, но и изношенными, а потому никакого влияния на ход боевых действий не оказали, и датой фактического появления на востоке австрийских истребителей стала середина 1917 года, когда на фронт пошли одноместные «Альбатросы».
Они поштучно поступали в состав разведывательных авиачастей (где, в отличие от Германии, включались в их штат), но вскоре большинство их них были сведены в два полуофициальных истребительных подразделения. При этом самолёты и лётчики продолжали числиться по прежнему месту службы. До этого же функции истребителей пришлось брать на себя экипажам двухместных самолётов, и, как следствие, именно они заняли почти весь список австрийских асов восточного фронта.
Что касается австро-венгерской система учёта воздушных побед, то она была либеральнее немецкой и полностью соответствовала российской, признавая не только личные, но и групповые успехи и учитывая не только упавшие, но и совершившие вынужденную посадку на своей территории самолёты противника.
Отто Индра (1886–1932), 9 побед на восточном фронте
Обер-лейтенант Отто Индра (Otto Jindra) начал службу в артиллерии, но почти сразу после начала войны подал рапорт о переводе в авиацию. С 10 сентября 1914 года он стал наблюдателем 1-й авиароты на восточном фронте, а в конце января 1915 года возглавил эту часть. В июне этого года он одержал две победы в одном бою, а в августе на его счёт записали ещё один успех и через несколько дней присвоили чин гауптмана.
Осенью 1915 года Индра начал брать уроки пилотирования у своих подчинённых, в декабре успешно сдал экзамен на пилотский диплом и в дальнейшем выполнял боевые вылеты в новом качестве. В марте 1916 года он одержал свою первую «пилотскую» победу, в апреле – ещё три, потом ещё по одной в сентябре и декабре. Весь следующий 1917 год он оставался на фронте, но так и не получил шанса увеличить боевой счёт.
В январе 1918 года гауптман Индра был назначен командиром одной из учебных частей, а затем стал командующим бомбардировочной авиации, но 4 мая попал в серьёзную аварию и до конца войны находился на излечении.
На восточном фронте он летал на разведчиках «Альбатрос» B.I (в том числе наблюдателем), «Авиатик» B.II, «Бранденбург» B.I и C.I и «Ллойд» C.III.
Будучи чехом по национальности, сотник (позже майор) Индра стал одним из организаторов и руководителей ВВС независимой Чехословакии, но в 1921 году был вынужден уйти в отставку и позже занимал различные посты в гражданской авиации.
Отто Егер (1890–1917), 6 побед на восточном фронте
Лейтенант-пехотинец Отто Егер (Otto Jäger) после третьего ранения был признан негодным к строевой и перевелся в авиацию, где требования по здоровью были заметно ниже. С весны 1916 года он служил инженером в 10-й авиароте на восточном фронте, также исполняя обязанности наблюдателя. Уже в мае он одержал свою первую победу, в июне – ещё три (в том числе две групповые), в августе стал асом и в том же месяце получил звание обер-лейтенанта, а в сентябре был направлен в лётную школу.
По завершении обучения Егер в середине марта 1917 года получил назначение на итальянский фронт во Flik 17, но 2 мая попал в аварию и был госпитализирован.
В июле он вновь вернулся на восточный фронт уже как лётчик-истребитель и был сначала зачислен в 3-ю авиароту, но практически сразу переведён в 27-ю, и в середине месяца одержал свою шестую победу.
В начале августа лётчика перевели в 42-ю истребительную авиароту на итальянский фронт. Утром 19 августа он над линией фронта атаковал итальянский разведчик и, по донесениям пехоты, сбил его, но затем вступил в бой с истребителями противника и был сбит сам.
На восточном фронте Отто Егер летал разведчиках «Альбатрос» B.I (наблюдателем) и «Бранденбург» C.I (наблюдателем и пилотом), а также на истребителе «Альбатрос» D.III.
Юлиус Буша (1891–1917), 5 побед на восточном фронте
Данных по началу военной карьеры Юлиуса Буши (Julius Busa), к сожалению, нет, но в октябре 1915 года он получил звание капрала и прибыл для прохождения службы в 14-ю авиароту на восточный фронт. В феврале он стал цугсфюрером (сержантское звание), в октябре – фельдфебелем, а в декабре был отозван в тыл, где началось формирование первой австрийской бомбардировочной части. Всего за время службы на восточном фронте Буша добился пяти воздушных побед, которые он одержал в двух боях: две в июне и три в ноябре 1916 года.
В апреле 1917 года 1-я авиационная эскадра, в которой он служил, достигла боеготовности и приступила к выполнению боевых задач на итальянском фронте. Утром 13 мая тройка «Бранденбургов» была атакована парой итальянских «Спадов», и в коротком бою самолёт Буши был сбит. Победу над ним приписывают лучшему итальянскому асу Франческо Баракка, но, возможно, его сбил другой ас – Фулько Руффо-ди-Калабриа.
На восточном фроне Юлиус Буша летал на разведчиках «Авиатик» B.II, «Ллойд» C.II и «Бранденбург» C.I.
Андреас Домбровски (1894 — ?), 5 побед на восточном фронте
Андреас Домбровски (Andreas Dombrowski) был призван в армию в 1915 году и по завершении «курса молодого бойца» изъявил желание стать лётчиком. В июне 1916 года он выпустился из лётной школы с одновременным производством в капралы и сразу же получил назначение на восточный фронт в 29-ю авиароту.
Уже в середине августа он одержал свою первую победу, но второго успеха добился только в феврале 1917 года. В июне его счёт увеличился ещё на две победы, а в первой половине июля он стал асом.
С конца июля Домбровски воевал на истребителях в сводном подразделении гауптмана Никича, а в сентябре вернулся в 29-ю роту, в которой встретил конец кампании. Потом, до марта 1918 года, служил в оккупационных войсках на Украине. В апреле часть прошла переформирование в бомбардировочную, а Домбровски, как обученный лётчик-истребитель, получил назначение на итальянский фронт в 68-ю истребительную авиароту.
Утром 4 мая самолёты Flik 68/J были внезапно атакованы английскими истребителями. В завязавшемся бою штабс-фельдфебель Домбровски сумел одержать свою 6-ю победу, но и сам попал под удар и, раненный, совершил вынужденную посадку. Летом лётчик вернулся в разведывательную авиацию и в дальнейшем воевал в составе 57-й авиароты плановой фоторазведки.
На восточном фронте Домбровски летал на разведчиках «Ллойд» C.III и «Бранденбург» C.I и истребителе «Альбатрос» D.III.
Курт Наход (1890–1918), 5 побед на восточном фронте
Лейтенант Курт Наход (Kurt Nachod) до перевода в авиацию воевал на бронепоездах итальянского фронта, а в ноябре 1915 года стал наблюдателем в 10-й авиароте на русском фронте. В феврале 1916 года его перевели в 20-ю роту, и в этой части он в мае одержал свою первую победу (групповую), в июле добился второго успеха, в сентябре – третьего, а в январе 1917 года одержал две победы в одном бою.
В июле того же года его перевели на итальянский фронт в состав 1-й авиаэскадры (в сентябре преобразована в Flik 101/G). В этой части Наход стал обер-лейтенантом и дипломированным пилотом, пройдя обучение «без отрыва от производства». 9 мая 1918 года во время тренировочного ночного полёта он разбился на посадке и два дня спустя скончался от полученных ран.
На восточном фронте летал на разведчиках «Авиатик» B.III, «Альбатрос» B.I и «Бранденбург» C.I.
Карл Никич (1885–1927), 5 побед на восточном фронте
Обер-лейтенант Карл Никич (Karl Nikitsch) в 1913 году прошёл армейские авиационные курсы, но в лётную школу был направлен только после начала войны. В мае 1915 года его назначили шеф-пилотом (заместителем командира) 16-й авиароты, которая в последний день месяца прибыла на итальянский фронт. К боевой работе подразделение приступило только в сентябре, в то время как гауптман Никич ещё в конце июля был переведён на восточный фронт и возглавил Flik 14.
Первое пребывание на фронте оказалось недолгим, и в ноябре Никич стал командующим одной из тыловых авиабаз, на которой проходили формирование новые авиароты. В январе 1917 года он был назначен командиром одной из таких рот – 39-й, и по завершении процесса формирования в марте повёл её на румынский фронт.
В июле Никич параллельно с командованием ротой сформировал и возглавил сводное истребительное подразделение под своей фамилией (Flieger Detachement Hauptmann Nikitsch) и с этого времени стал летать только на одноместных истребителях. В июле он одержал первые две победы, а в августе добавил к ним ещё три (в том числе одну групповую).
Во второй половине сентября 39-я рота была переведена на итальянский фронт, где действовали полноценные истребительные части, но пара одноместных машин в ней всё же осталась, и Никич, пользуясь привилегиями командира, летал именно на них, в ноябре одержав свою шестую победу.
В январе 1918 года Никича назначили командиром только что прибывшей на фронт 63-й истребительной авиароты, но в том же месяце он попал в тяжёлую аварию во время тренировочного полёта и надолго угодил в госпиталь, а после выписки стал командиром единственного, а потому «безномерного» учебного авиационного батальона императорской-и-королевской армии.
На восточном фронте гауптман Никич летал на разведчиках «Авиатик» B.II, «Альбатрос» B.I, «Бранденбург» B.I и C.I и истребителях «Бранденбург» D.I и «Альбатрос» D.III.
После войны ас остался на службе в «авиационной полиции» Австрийской республики и погиб в авиакатастрофе 7 сентября 1927 года.
Рисунки Михаила Быкова
Комментарии к данной статье отключены.