В октябре 1937 года впервые поднялся в воздух прототип одного из самых примечательных самолётов Второй мировой войны — британской летающей лодки Шорт «Сандерленд». Заказанный командованием Королевских ВВС гидроплан должен был выполнять функции дальнего разведчика, бомбардировщика и патрульного/противолодочного самолёта. Уже через год «Сандерленд» начал поступать на вооружение эскадрилий RAF, а к сентябрю 1939 года в строю было 40 машин.
Огромный (размах крыла 34,4 метра, длина 26 метров) четырёхмоторный моноплан мог держаться в воздухе до 18 часов. Его экипаж составлял 9-11 человек (два пилота, штурман, бомбардир, инженер, радист и три-пять стрелков), в распоряжении которых были туалет, кухня и шесть спальных мест для отдыха. Наступательное вооружение составляли 2000 фунтов (907 кг) бомб на фюзеляжных пилонах и в бомбоотсеке; штатное оборонительное вооружение со временем довели до 16 пулеметов винтовочного калибра и двух крупнокалиберных, но в частях механики могли ставить дополнительные «стволы». Оборонительное вооружение «Сандерленда» заставило пилотов люфтваффе дать ему кличку «Летающий дикобраз» — известен случай, когда летающая лодка над Бискайским заливом отбилась сразу от нескольких дальних истребителей Ju 88.
Значение «Сандерлендов» для англичан сложно переоценить: они топили подлодки, перебрасывали войска (на борт можно было брать до 80 пассажиров), искали экипажи сбитых над морем самолётов и потопленных судов. Всего было построено около 750 «Сандерлендов», которые эксплуатировались в ВВС Великобритании до 1960-х годов. К сожалению, из нескольких сохранившихся до наших дней машин ни одна не способна подняться в воздух.
Кадры хроники сняты в 201-й эскадрилье RAF, которая летала на «Сандерлендах» всех модификаций с 1940 по 1957 год.
Комментарии к данной статье отключены.