Войны диадохов (от древнегреч. διάδοχος — «преемник») представляют собой затяжную серию конфликтов, которые вели друг против друга военачальники Александра Македонского за передел его империи в разных концах света, на суше и на море, с применением огромных сил и средств. Первое поколение диадохов в ходе этой борьбы постепенно сошло со сцены и сменилось следующим поколением эпигонов (от древнегреч. Έπίγονοι — «наследники»), продолживших эту борьбу. Борьба диадохов и эпигонов образует целую эпоху в рамках истории эллинистического мира.
Смерть Александра
10 июня 323 года до н.э. в Вавилоне в возрасте почти 33 лет умер величайший завоеватель и создатель мировой державы царь Александр. Убившая его болезнь была скоротечна, а смерть неожиданна. Хаос последующих дней усугубился тем, что царь, лёжа на смертном одре, не успел оставить завещания. И теперь распоряжаться наследством должны были его приближённые.
Жена царя Роксана вот-вот должна была родить ребёнка. Если бы это оказался мальчик, ему бы предстояло унаследовать трон отца, однако до достижения им совершеннолетия править от его имени должен был регент. После долгих споров, занявших несколько дней, военачальники Александра согласились отдать эту роль Пердикке. Тот происходил из царской фамилии, принимал участие в Персидском походе, Александр высоко ценил его за ум, воинскую доблесть и преданность. После смерти Гефестиона в 324 году до н.э. Пердикка стал вместо него хилиархом. Существовала легенда, что именно ему умирающий Александр передал свой перстень с печатью, но, скорее всего, она была сочинена уже post factum.
Далеко не все были довольны этими условиями. Мелеагр, один из военачальников царя, предложил не ждать, когда Роксана разрешится от бремени, а избрать наследником Александра его сводного брата Филиппа-Арридея или же Геракла, сына Александра от любовницы Барсины. Поскольку другие военачальники это предложение отвергли, Мелеагр обратился напрямую к македонскому войску, которое подняло мятеж и захватило царский дворец. Согласно другой версии событий, Мелеагра направили к волновавшимся солдатам, а он, вместо того чтобы вразумить их, стал во главе мятежа.
Как бы то ни было, Мелеагр с пехотинцами контролировал дворец, а другие военачальники вместе с конницей оказались вынуждены бежать за стены Вавилона. Благодаря искусному посредничеству царского секретаря Эвмена между враждующими партиями было достигнуто соглашение. Слабоумный Филипп Арридей был провозглашен царём. Если бы у Роксаны родился мальчик, его также провозгласили бы царём. Опекунами над обоими правителями назначались Пердикка и Мелеагр.
Пердикка быстро вошёл в доверие к новому царю и заставил его расправиться с инициаторами недавнего мятежа. В скором времени 30 человек были арестованы во время общего воинского смотра и брошены под ноги боевым слонам. Мелеагр смог бежать и укрыться в храме, но по приказу Пердикки был вытащен оттуда и убит. Затем Пердикка перераспределил ряд сатрапий среди военачальников. Птолемей получил Египет, Лисимах — Фракию, Леоннат — Геллеспонтийскую Фригию, Антигон Одноглазый — Великую Фригию, а также Ликию и Памфилию, Лаомедон — Сирию вместе с Финикией, Филота — Киликию, Пифон — Мидию. Эвмен должен был получить Каппадокию, которую ещё только предстояло завоевать, поскольку там продолжал править местный династ Ариарат. Наконец, Кратер отправился в Македонию с корпусом ветеранов армии Александра, чтобы в качестве её наместника сменить правившего там Антипатра.
Ламийская война
Смерть Александра послужила мощным катализатором для восстания его подданных. Греки, мечтавшие о возвращении былой свободы, решили воспользоваться представившимся им шансом. В августе 323 года до н.э. Афины, Этолийская лига, Фессалия, Фокида, Локрида и Акарнания заключили договор, направленный против Македонии. Афинский стратег Леосфен с 15 000 воинов победил отказавшихся присоединиться к нему беотийцев и занял стратегически важный Фермопильский проход.
Чтобы помешать примкнуть к восстанию Фессалии, македонский наместник Антипатр с имеющимися у него 13 000 пехотинцев и 600 всадниками двинулся навстречу Леосфену. В решающей битве он потерпел поражение и оказался заперт в крепости Ламии. Успех воодушевил греков. К союзу примкнули пелопонесские государства: Аргос, Сикион, Трезен, Элида, Мессения и Эпидавр. На море господствовал афинский флот, состоявший из 200 триер и 40 тетрер.
Весной 322 года до н.э. на помощь Антипатру из Геллеспонтийской Фригии переправился Леоннат с армией в 20 000 пехоты и 1500 всадников. Греки оказались между двух огней. Антифил, сменивший погибшего в одном из боев Леосфена, устремился навстречу Леоннату и нанес македонянам поражение в Фессалии. Леоннат сам погиб, геройски сражаясь, но его пехота, не успевшая принять участия в битве, сумела в полном порядке отступить с поля боя и соединиться с армией вырвавшегося тем временем из Ламии Антипатра.
Обе стороны готовились к новой борьбе. В июле присланный Пердиккой опытный македонский наварх Клит одержал победу над афинским флотом в двух битвах, у Абидоса в Геллеспонте и у кикладского острова Аморгоса. Из Азии прибыл Кратер во главе 10-тысячного корпуса македонских ветеранов. Он объединился с Антипатром и признал его верховным военачальником. Теперь македонская армия, состоявшая из 40 тысяч гоплитов и 5 тысяч всадников, противостояла 25-тысячной армии греков.
В сентябре 322 года до н.э. греки потерпели поражение в решающей битве при Кранноне. Война была проиграна, афиняне, а вслед за ними и другие союзники, кроме этолийцев, поспешили сложить оружие и сдаться на милость победителей. Зимой 321 года до н.э. Антипатр и Кратер вторглись в Этолию, однако осаду укреплений этолийцев прервало появление Антигона Одноглазого, изгнанного Пердиккой из своих владений. Тот сообщил последние новости из Азии, где начались столкновения между диадохами.
Надменность Пердикки
При слабоумном и безвольном Филиппе-Арридее регент Пердикка сконцентрировал в своих руках всю полноту власти. Других военачальников он воспринимал как подчинённых наместников и вёл себя с ними прямолинейно и грубо. Эти действия вызвали растущее недовольство регентом. Сразу после распределения сатрапий в 323 году до н.э. Пердикка приказал Леоннату, владевшему Геллеспонтийской Фригией, и Антигону, сатрапу Великой Фригии, завоевать Каппадокию для Эвмена. Вместо этого, весной 322 года до н.э. Леоннат увел свои войска в Македонию на помощь осаждённому греками Антипатру, где геройски погиб.
Антигон один был не в состоянии сладить с царём Каппадокии Ариаратом, располагавшим 30-тысячным войском и многочисленными союзниками. Пердикке пришлось самому в 322 году до н.э. завоёвывать Каппадокию. Он разбил Ариарата в двух сражениях, захватил его в плен и приказал распять вместе с множеством его приближённых. Управление завоёванной страной Пердикка передал Эвмену.
Желая наказать Антигона за неповиновение приказу, в начале 321 года до н.э. Пердикка вызвал его к себе. Антигон решил не дожидаться суда и бежал в Македонию, обратившись за защитой к Антипатру и Кратеру. Узнав о том, что Антигон был ласково принят при македонском дворе, Пердикка развёлся с дочерью Антипатра Никеей и начал переговоры о новом браке с сестрой Александра Македонского Клеопатрой.
Тем временем к числу врагов Пердикки присоединился египетский сатрап Птолемей. В 323 году до н. э. он приказал убить своего предшественника Клеомена, подозревая его в симпатиях к Пердикке. Затем Птолемей вмешался в междоусобную борьбу в соседней Кирене, которую подчинил себе его военачальник Офелла. Наконец, он присоединил к своим владениям Кипр и осадил единственный сопротивлявшийся ему город Марион.
Чаша терпения регента оказалась переполнена, когда Птолемей в 322 году до н.э. подкупил некоего Арридея и с его помощью выкрал набальзамированное тело Александра, которое Пердикка приказал с надлежащими почестями отвезти в македонские Эги, где находились могилы его предков. Вместо этого в Эги отправилась лишь погребальная процессия с роскошным саркофагом, а тело Александра тайно доставили в Египет, где Птолемей выстроил для него гробницу сначала в Мемфисе, а затем в Александрии. Тело великого завоевателя, чей образ обладал необыкновенным влиянием на умы и сердца его современников, должен был, по убеждению Птолемея, создать необходимую основу его будущей власти над страной.
Начало междоусобной борьбы
Действия Птолемея разрушили планы Пердикки, который рассчитывал, что Антипатр, Кратер и Антигон не смогут оказать сопротивления его армии, везущей с собой для погребения тело великого Александра. Зимой 321–320 гг. до н.э., не получая вестей из Македонии и наверняка не зная, отважится ли Антипатр бросить ему вызов, Пердикка решил оставить вместо себя для защиты Малой Азии Эвмена, которому дал с этой целью титул стратега-автократора. Сам же он тем временем собирался выступить против Птолемея.
Силы Пердикки в Малой Азии были разделены на четыре части. Помимо находившейся под его командованием 25-тысячной царской армии они включали располагавшиеся в Писидии или Фригии отряды под командованием его брата Алкеты. В Каппадокии Эвмен обучал для Пердикки большие силы пехоты и конницы. Наконец, собственной армией располагал сатрап Армении Неоптолем. Кроме того, в проливах находился флот под командованием Клита. Этих сил, по мнению Пердикки, было достаточно, чтобы сдерживать Антипатра и Кратера до его возвращения. Готовясь к войне с Птолемеем, он послал на Кипр 8 000 пехотинцев и 500 всадников под командованием бывшего телохранителя царя Аристона. Наварх Пердикки Аттал получил приказ установить блокаду берегов Египта.
Пока Пердикка со своими солдатами ранней весной 320 года до н.э. из Писидии через Аманский проход в Киликии двигался в Сирию, а затем через Дамаск далее к границам Египта, Антигон с 3000 наёмников и 10 афинскими кораблями высадился в Карии. Здесь его поддержали местный сатрап Асандр и сатрап Лидии Менандр, а также ионийские города с Эфесом. Получив известие о высадке Антигона, Эвмен со своими силами двинулся в Геллеспонтийскую Фригию, чтобы прикрыть побережье от войск Антипатра и Кратера. Еще до его подхода Клит сдал свой флот Антипатру, и армия того беспрепятственно переправилась в Малую Азию. Сам Антипатр с меньшей частью войска устремился в погоню за Пердиккой, а Кратер со своей частью пошёл против Эвмена.
Нападение на Египет и гибель Пердикки
В апреле или начале мая 320 года до н. э. армия Пердикки подступила к границам Египта. Вместе с ним были оба царя: Филипп-Арридей и родившийся у Роксаны сын Александр. От их имени Пердикка вызвал Птолемея на суд войска. Вопреки его ожиданиям, Птолемей появился и оправдался по всем пунктам возводимых против него обвинений. Тогда Пердикка постарался купить преданность своей армии денежными подарками, после чего первым приступил к военным действиям.
Его армия осадила крепость Пелусий у восточного рукава Нила в 30 км юго-восточнее нынешнего Порт-Саида. Осадные работы проходили неудачно, множество рабочих погибло при строительстве дамбы, при помощи которой они намеревались отвести воды реки. Тогда Пердикка вознамерился обойти крепость стороной и переправиться через Нил у так называемой «Стены верблюдов», однако внезапно появившиеся воины Птолемея ему помешали. Солдаты Пердикки с лестницами в руках пошли на штурм стен крепости, переправленные через реку слоны атаковали палисады и бойницы. Птолемей лично участвовал в отражении штурма и поражал нападающих ударами огромного копья-сариссы. Обе стороны в ходе боя понесли тяжёлые потери, и только к вечеру Пердикка приказал дать сигнал отступления.
Столкнувшись с неудачей, Пердикка приказал своим воинам занять большой остров на Ниле, где его армия могла разместиться в полной безопасности и получить долгожданный отдых. Ночью передовой отряд где в брод, где вплавь сумел переправиться на остров. Когда начала переправляться основная часть армии, вода в реке внезапно стала прибывать, что привело к панике и большому числу жертв. Многие воины потеряли своё оружие и снаряжение, отряды оказались разбросаны на большом расстоянии вдоль берега реки. Пердикка должен был вновь отказаться от своего замысла и отозвать свои передовые силы.
Во время этого отступления большое число воинов утонуло и было съедено крокодилами. Всего в этот день погибло около 2000 человек. Солдаты начали возмущаться и на все лады проклинать главнокомандующего, его единственного они винили в своих неудачах. Люди начали перебегать к Птолемею, который вёл умелую подрывную пропаганду в армии противника. Терпение потеряли даже высшие офицеры Пердикки. Начальник конницы гетайров Селевк и командир гвардии аргираспидов Антиген в сопровождении других заговорщиков ворвались в шатёр регента и убили его. После этого вся армия перешла на сторону Птолемея. Немногие оставшиеся верными Пердикке люди бежали в Тир.
Эвмен в Малой Азии
Пока Пердикка вёл войска к границам Египта, Эвмен создавал оборону в Малой Азии. Его собственные войска были ненадёжны, а находившиеся в подчинении командиры не вызывали доверия. Алкета, родной брат регента, прямо отказался ему подчиняться, заявив, что его македонские солдаты считают позором драться с Антипатром и даже готовы присоединиться к Кратеру, защищавшему старые македонские обычаи от восточной политики покойного Александра. Неоптолем, сатрап Армении, также относился к Эвмену с пренебрежением и завязал тайную переписку с Антипатром, замышляя перейти на его сторону. Когда его предательстве стало известно Эвмену, тот сумел перехватить Неоптолема на марше, разбить его армию и захватить обоз. Сам Неоптолем в сопровождении 700 всадников спасся бегством.
В распоряжении Кратера имелось 20 000 пехотинцев и 2000 всадников. Зная о своей популярности среди македонян, Кратер был убеждён, что воины Эвмена не станут против него воевать, и, только увидев его на поле сражения, тотчас оставят своего военачальника. Чтобы заставить своих солдат сражаться, Эвмен скрыл от них новость о приближении Кратера и распустил слух, что с новыми силами вернулся Неоптолем. Когда обе армии встретились, он выстроил солдат таким образом, чтобы решить исход сражения битвой конницы на флангах. Причём против Кратера он поставил преданных каппадокийских всадников, получивших приказ сразу броситься в атаку на противника, а сам с отборными всадниками стал на правом фланге против Неоптолема.
Сражение прошло так, как рассчитывал Эвмен. В самом его начале никем не узнанный Кратер был смертельно ранен и упал с коня. Сам Эвмен победил Неоптолема в жестоком единоборстве и убил его. После разгрома конницы и гибели обоих военачальников их пехота вынуждена была сдаться.
Вторая встреча диадохов
Новость об одержанной Эвменом победе достигла границ Египта через два дня после смерти Пердикки, полностью изменившей ранее существовавшую расстановку сил. Теперь солдаты встретили с негодованием известие о смерти Кратера, а Эвмен, как её виновник, вместе с 50 другими преданными Пердикке военачальниками был приговорён к смерти.
В июле 320 года до н. э. в Трипарадисе в Сирии произошла вторая встреча диадохов, которые должны были выработать новые условия компромисса. Ряд сатрапий получил новых правителей: Селевку досталась Вавилония, Никанору — Каппадокия, Арридею — Геллеспонтийская Фригия, Клиту — Мидия, Асандру — Кария, Филоксену — Киликия. Птолемей, удержавший за собой Египет и Киренаику, отказался от предложенного ему регентства, и тогда всеобщим согласием войска оно было передано Антипатру, который также сохранил власть над македонскими владениями в Европе. Антигон получил обратно Великую Фригию и Ликию, а также должен был возглавить царскую армию, чтобы завершить войну с Эвменом.
Литература:
- Anson E. M. Eumenes of Cardia: a Greek among Macedonians. Leiden, 2015. — 297 p.
- Billows R. A. Antigonos the One-Eyed and the Creation of the Hellenistic State. Berkeley, 1997. — 453 p.
- Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М: Наука, 1982.
- Дройзен И. История эллинизма. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. — Т. II. — 544 с.
- Хабихт Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху. — М: Ладомир, 1999. — 416 с.
- Шофман А. С. Распад империи Александра Македонского. — Казань, 1984. — 223 с.
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации