История о том, как небольшой флот Исландии, состоящий всего из нескольких патрульных катеров, одержал победу над Королевским военным флотом Великобритании, может показаться абсолютно фантастичной. Однако исландцы считают иначе. Тресковые войны, в которых была одержана эта победа, являются источником национальной гордости небольшого северного народа. Справедливости ради следует заметить, что победа в этих конфликтах была одержана в первую очередь исландскими дипломатами и политиками. Но это ни в коей мере не умаляет отваги и решимости моряков исландской береговой охраны, смело встававших на пути британских фрегатов.
Войны за морепродукты
Огромные ресурсы Мирового океана, увы, не бесконечны, и это относится даже к теоретически возобновляемым рыбным. Их хищническая эксплуатация приводит к истощению запасов и провоцирует многочисленные конфликты между рыболовами разных стран, которым периодически оказывают поддержку и военные. В последние десятилетия конфликты, причиной которых была рыба и другие морепродукты, возникали по всему миру.
В Индийском океане между Японией и Австралией ведётся необъявленная перманентная тунцовая война. Северная и Южная Кореи ведут войну крабовую. В Атлантике в 1990-х Испания и Канада вели палтусовую войну. Аргентина и Великобритания вокруг спорных Фолклендов напряжённо делят кальмаров, и даже дружественные США и Канада в 80-е−90-е годы XX века испортили отношения из-за лососёвых рыб – нерки и кижуча.
Самым протяжённым по времени из всех «рыбных» конфликтов является серия Тресковых войн, протекавших в Северной Атлантике. Причём иногда они проходили буквально в полушаге от перехода в настоящий вооружённый конфликт. Обычно «Тресковыми войнами» называют три конфликта второй половины XX века между Великобританией и Исландией. При этом исландские историки относят их к единой «цепи» британско-исландских конфликтов, которые насчитывают целых десять эпизодов-«войн». И самый первый из которых датируется началом XV века, когда Англия нарушила норвежскую монополию на торговлю с Исландией (на тот момент – норвежским владением).
В конце XIX века, когда Исландия была уже владением Королевства Дании, конфликт вокруг богатых рыбой исландских вод едва не привёл к датско-британской войне. В 1893 году Дания в одностороннем порядке объявила о закрытии для иностранных рыболовов 50-мильной зоны вокруг берегов Исландии и Фарерских островов. Британцы не признали этой претензии, опасаясь, что такой прецедент приведёт к аналогичным действиям со стороны других государств, окружающих Северное море, и продолжили посылать рыболовные суда к берегам датских владений. Здесь следует сделать небольшое отступление, потому что вопрос экономического и политического контроля над прибрежным морским пространством сложен и неоднозначен.
Территориальные воды
Большинство государств мира имеет выход к морю. Вполне естественно, что использование мирового океана не раз порождало конфликты. Вопрос о распространении юрисдикции прибрежных государств на прилегающие участки обширных водоёмов был одним из самых сложных для международного права. Но в самом начале всё было довольно просто. С античных времён традиционно граница «морских владений» определялась линией горизонта, которую видел наблюдатель с берега.
В начале XVIII века голландский юрист Корнелиус ван Бинкершок выдвинул рационализаторскую идею. Отталкиваясь от того, что государство может претендовать на обладание прибрежными водами в случае, если может осуществлять эффективный контроль над ними, ван Бинкершок предложил ширину территориальных вод определять дальностью пушечного выстрела. На тот момент пушечные ядра могли улетать от берега не более чем на три морские мили — около 5,5 километров.
Предложение ванн Бинкершока под названием «правило пушечного выстрела» на пару веков стало общепринятой международной нормой для определения размеров территориальных вод. Правда, у него были определённые недостатки. Во-первых, разные государства имели различный уровень технологического развития. И это было причиной явного неравноправия: чем более мощные пушки имела страна, тем на больший участок моря она распространяла свой суверенитет. Во-вторых, дальность действия артиллерии постоянно увеличивалась.
В результате дополнительно к трёхмильной прибрежной береговой зоне, которую государства объявили частью своей территории, появилась 12-мильная (22,2 км) таможенная зона. Впоследствии, особенно после Второй мировой войны, многие государства объявляли своими и гораздо более крупные участки мирового океана. Гамбия, Мадагаскар и Танзания «захватили» 50-мильные (92,6 км), а Чили, Перу, Эквадор, Никарагуа и Сьера-Леоне – 200-мильные прибрежные пространства.
К общему знаменателю странам мира удалось прийти лишь к 1994 году, когда вступила в силу Конвенция ООН по Морскому Праву. На настоящий момент Конвенция ратифицирована подавляющим большинством государств – из числа крупных приморских стран к ней не присоединились США, Турция, Венесуэла, Перу, Сирия и Казахстан. Согласно ей, территориальными водами, на которые распространяется суверенитет прибрежного государства, является морское пространство шириной в 12 миль. Кроме того, страны имеют приоритетные экономические права в 200-мильной (370,4 километра) исключительной экономической зоне.
Британско-датская Тресковая война
Однако вернёмся к нашей треске. Как мы помним, британские судовладельцы в 1890-х годах решили проигнорировать попытку Дании расширить свои территориальные воды. В ответ на это датские военные корабли, патрулирующие прибрежные воды Исландии и Фарер, начали задерживать траулеры и сопровождать их в свои порты. Там британцев штрафовали, а их улов конфисковывали. Какое-то время британцы воздерживались от рыбной ловли в закрытой датчанами зоне. Однако спрос на рыбу в Великобритании рос, увеличившись с 1896 по 1899 годы на четверть. А запрещённые воды были очень богатыми на треску и другие промысловые виды. И всё вернулось на круги своя – британцы игнорировали запрет, а датчане их с переменным успехом штрафовали.
В апреле 1899 года дело дошло до стрельбы. Британский траулер Caspian у берегов Фарерских островов был задержан датчанами. Капитан траулера Джонсон перешёл на борт датского патрульного корабля, но перед этим приказал помощнику уводить судно. Пытаясь остановить удирающий траулер, датчане открыли по нему огонь и нанесли повреждения, но британцы сумели ускользнуть. Задержанного Джонсона судили в Торсхавне, столице Фарер, и приговорили к тридцати суткам ареста, которые тот отсидел на диете из воды и хлеба.
После этих событий настал черёд Великобритании вспомнить, что у неё есть военный флот, причём сильнейший в мире. Британская «дипломатия канонерок» — демонстративное присутствие Королевского военно-морского флота в датских водах — позволила решить проблему быстро и (для британцев) эффективно. Соглашение 1901 года установило ширину территориальных вод Исландии и Фарер в традиционные три мили. На этом конфликт до поры-до времени затих, чему в немалой степени способствовала и разразившаяся вскоре Первая мировая война.
Начало конфликта Исландии и Великобритании
После того как в 1940 году Германия оккупировала Данию, британцы высадились в Исландии. В следующем году контроль над островом перешёл к США, а в 1944 году Королевство Исландия, находившееся в личной унии с Данией, стало независимой республикой. Одним из первых внешнеполитических действий молодого государства стал разрыв датско-британского соглашения 1901 года.
Если для Дании «рыбный вопрос» был хоть и важным, но далеко не критическим, для Исландии он оказался принципиальным. Эта страна зависит от рыболовства и связанных с ним отраслей экономики как ни одно другое государство в мире. Исландия имеет очень мало природных ресурсов. Здесь нет нефти, газа, угля и даже леса, а сельскохозяйственный потенциал страны, 11% территории которой занимают ледники, крайне ограничен. Рыба и продукты из неё — главная статья экспорта Исландии (в период с 1881 по 1976 годы — 89,71% от общего объема). По сути, вопрос сохранения рыбных запасов — это вопрос выживания страны.
Первый послевоенный конфликт между Великобританией и Исландией начался в 1952 году, когда Исландия объявила о расширении запретных для иностранных рыбаков вод с трёх до четырёх миль. Британцы подали заявление в Международный Суд, а пока шло разбирательство, запретили исландским рыболовным судам вход в свои порты. Это запрет нанёс серьёзный удар по исландской экономике: Великобритания являлась крупнейшим рынком сбыта для небольшой северной страны.
И здесь потомков викингов выручила недавно начавшаяся Холодная война. Образовавшиеся излишки трески с энтузиазмом стал покупать Советский Союз, рассчитывавший тем самым увеличить своё влияние на пусть и небольшое, но одно из государств-основателей НАТО. Подобная перспектива обеспокоила США, которые тоже начали закупки крупных партий исландской рыбы. В итоге совместный советско-американский импорт компенсировал нанесённый британскими санкциями ущерб.
Закончился этот конфликт, как и последовавшие за ним три Тресковые войны, победой Исландии. Страна с населением в 160 тысяч человек одержала победу над великой державой, одним из пяти государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН. В 1956 году по решению Организации европейского экономического сотрудничества (предшественника ОЭСР) Великобритания вынуждена была признать исландскую четырёхмильную зону.
Первая Тресковая война
Воодушевлённые успехом, уже в 1958 году исландцы решили ещё раз расширить свою исключительную рыболовную зону, на это раз сразу до 12 миль. Но теперь всё начиналось для них весьма неудачно: все остальные члены НАТО выступили против подобных односторонних действий.
В отличиё от «бумажного» конфликта 1952–56 гг., на этот раз не обошлось без участия военных: Великобритания отправила к берегам Исландии боевые корабли. Всего за время первой Тресковой войны в операции по защите рыболовного флота приняло участие 53 корабля Королевского военного флота, которым противостояли семь исландских патрульных катеров и одна летающая лодка PBY Catalina.
Присутствие иностранных военно-морских сил в прибрежных водах Исландии вызвало протесты в стране. У британского посольства собирались демонстрации разгневанных исландцев, но посол Эндрю Гилкрист встречал их насмешками, включая на полную громкость записи волынки и военных маршей на граммофоне.
Исландцы оказались в явно проигрышном положении. Их попытки задержать британских рыбаков или выдворить их за пределы 12-мильной зоны натыкались на противодействие более крупных и мощных британских военных кораблей. Уже 4 сентября, когда исландский патрульный катер Ægir попытался выдворить из Вестфьорда британский траулер, вмешался британский фрегат Russell, в результате чего оба военных корабля столкнулись.
12 ноября патрульный катер Thor попытался задержать траулер Hackness при помощи предупредительных выстрелов и таранил его, но на помощь траулеру снова пришёл вездесущий Russell. Капитан фрегата потребовал от исландцев оставить траулер в покое, так как тот находился вне границ признанной британцами четырёхмильной зоны. Капитан катера Thor Эйрикур Кристоферссон ответил отказом и начал сближение с траулером, приказав держать тот под прицелом. Британцы пообещали потопить исландский катер, если он ещё раз выстрелит. Конфликтная ситуация завершилась после прибытия ещё нескольких британских кораблей, под защитой которых траулер ретировался.
Число подобных эпизодов росло. Понимая, что в противостоянии с британским флотом у Исландии нет никаких шансов, власти страны прибегли к банальному шантажу. Правительство островного государства пригрозило выйти из НАТО и выдворить из страны американские войска. Несмотря на подавляющее военно-морское превосходство, под давлением американцев Великобритания была вынуждена признать и 12-мильную исландскую исключительную экономическую зону. Единственной значительной уступкой исландцев стало предоставление британцам права на ограниченную рыбную ловлю во внешних шести милях из двенадцати.
Вторая Тресковая война
Несмотря на одержанную в 1961 году победу, ситуация с рыбными ресурсами у берегов Исландии продолжала ухудшаться. В 1960-х годах в окружающих остров водах пропала сельдь, улов которой сократился с 8,5 миллионов тонн в 1958 году до почти нуля в 1970-м. Численность трески также неуклонно снижалась, и по прогнозам биологов она должна была исчезнуть вслед за сельдью примерно к 1980 году.
Попытки Исландии привлечь к решению вопроса международные организации с треском провалились. Предложения по введению квот на добычу рыбы и созданию закрытых для промысла районов, где популяции могли бы восстанавливать свою численность, либо игнорировались, либо уходили на бесконечные обсуждения в отраслевые комитеты.
В сентябре 1972 года правительство Исландии для сохранения рыбных запасов и увеличения доли страны в общем объёме улова расширило границы морской исключительной экономической зоны страны до 50 миль. На этот раз тактика береговой охраны была другой. Вместо того чтобы задерживать британские траулеры или выдворять их, исландцы обрезали тросы рыболовных тралов специальными резаками.
На внешнеполитическом фронте ситуация для исландцев складывалась ещё хуже, чем во время первой войны. Одностороннее расширение морской экономической зоны осудили не только западные государства, но и страны Варшавского договора. Единственной исландской победой в этой области стала поддержка со стороны африканских стран, которая была одержана благодаря демагогии исландского премьера: этот руководитель страны – члена НАТО заявил, что исландские действия являются частью более широкой борьбы против империализма и колониализма.
После того как исландцы обрезали сети восемнадцати рыболовецким судам, в мае 1973 года британские траулеры покинули воды, на которые претендовала Исландия. Однако вскоре они вернулись, на этот раз защищаемые фрегатами Королевского флота. В июне 1973 года патрульный катер Ægir во время разведки ледовой обстановки в Вестфьорде столкнулся с фрегатом Scylla. А 29 августа того же года экипаж Ægir понёс первую, и, к сожалению, не последнюю за все три войны человеческую жертву. Во время столкновения с ещё одним британским фрегатом от удара электрическим током погиб инженер, который ремонтировал корпус – его сварочный аппарат залило водой.
Исландцы вновь были вынуждены достать из рукава своего джокера. В правительстве страны зазвучали голоса о необходимости выхода из НАТО, которое должно защищать своих членов, а на практике никакой помощи не оказывает. В сентябре 1973 года спасать положение в Рейкьявик прибыл генеральный секретарь НАТО Джозеф Лунс. 3 октября британские военные корабли были отозваны, а 8 ноября стороны конфликта подписали временное соглашение. Согласно ему, промысловая деятельность британцев внутри 50-мильной зоны ограничивалась: их годовой улов не должен был превышать 130 000 тонн. Срок соглашения истекал в 1975 году.
Исландия снова победила.
Третья Тресковая война
Даже после заключения «перемирия» отношения между Великобританией и Исландией оставались натянутыми. В июле 1974 года Forester, один из крупнейших британских траулеров, был обнаружен исландским патрульным катером ловящим рыбу в пределах 12-мильной зоны. После 100-километровой погони и обстрела с как минимум двумя попаданиями траулер был захвачен и доставлен в Исландию. Капитан корабля был осуждён, приговорён к 30 дням тюремного заключения и 5 тысячам фунтов штрафа.
16 ноября 1975 года началась Третья тресковая война. Честно дождавшись окончания срока соглашения 1973 года, исландцы решили не мелочиться и объявили своей исключительной морской зоной теперь уже 200-мильную прибрежную полосу. Для противодействия британским траулерам они смогли выставить шесть патрульных катеров и два траулера польской постройки, вооружённых и переоснащённых в корабли береговой охраны.
Кроме того, они намеревались приобрести у США патрульные катера класса Asheville, а после отказа даже хотели получить советские сторожевые корабли проекта 35 – но и эта сделка не состоялась. Британцы для защиты 40 своих траулеров отправили на этот раз «армаду» из 22 фрегатов (впрочем, единовременно у берегов Исландии находилось не более 9 британских военных кораблей), 7 судов снабжения, 9 буксиров и 3 вспомогательных судов.
Третья Тресковая война продлилась 7 месяцев, до июня 1976 года. Она оказалась самой жёсткой из трёх – в её ходе произошло 55 умышленных столкновений кораблей обеих стран. Во время этого конфликта погиб ещё один человек, на этот раз – британский рыбак, которого убило тросом трала, обрезанного исландским катером. Дальше всего зашло дело в ходе этой войны и на дипломатическом фронте – вплоть до того, что 19 февраля 1976 года Исландия разорвала дипломатические отношения с Великобританией.
Исход последней Тресковой войны оказался предсказуемым. Честно исчерпав все имевшиеся возможности противостояния с Великобританией (не считая открытого объявления войны), Исландия вновь применила свой излюбленный «запрещённый приём». Не мудрствуя лукаво, исландцы пригрозили закрыть американскую базу в Кеблавике, которая была важнейшим звеном в оборонительной системе НАТО в Северной Атлантике.
2 июня 1976 года при посредничестве того же генсека НАТО Джозефа Лунса было заключено новое соглашение, поставившее точку в исландско-британских тресковых войнах. Согласно ему, в течение последующих 6 месяцев единовременно 24 британских траулера могли находится внутри 200-мильной морской исключительной зоны Исландии. По истечении этого срока Великобритания больше не имела права на ловлю рыбы внутри 200-мильной зоны без разрешения Исландии, тем самым признавая её новые морские границы.
Тресковые войны закончились полной и безоговорочной победой Исландии. Разумеется, без помощи со стороны США ей вряд ли удалось бы выстоять в борьбе против Великобритании. Тем не менее, пример маленькой страны, одолевшей великую державу, показателен: иногда дипломатия может оказаться сильнее армии или флота.
Литература:
- Gudni Thorlacius Jóhannesson, University of Iceland: How ‘cod war’ came: the origins of the Anglo-Icelandic fisheries dispute, 1958–61
- Bynkershoek, Cornelius van (2007). A Treatise On The Law Of War
- The Cod War http://www1.american.edu/ted/icefish.htm
- Cod Wars http://blogs.transparent.com/icelandic/2015/04/16/cod-wars/
- 1973: Royal Navy moves to protect trawlers, http://news.bbc.co.uk/onthisday/hi/dates/stories/may/20/newsid_2510000/2510837.stm
- 1975: Attack on British vessels heightens Cod War, http://news.bbc.co.uk/onthisday/hi/dates/stories/december/11/newsid_2546000/2546045.stm
Комментарии к данной статье отключены.