27 сентября 2017 года генеральный директор ЦНИИТОЧМАШ Дмитрий Семизоров сообщил журналистам новостных агентств, что на вооружение ФСБ, ФСО и Росгвардии принят новейший снайперский комплекс «Точность». Сама по себе новость не выглядит очень уж необычной, если не знать, что в основе «Точности» лежит винтовка Т-5000, созданная на частном российском оружейном предприятии ORSIS.
Необходимость в снайперских винтовках нового класса ощутила ещё советская армия в ходе войны в Афганистане. Штатная снайперская винтовка советской армии СВД в руках стрелка со средней подготовкой была эффективна на дистанции 500–600 метров, хотя отдельные снайперы добивались результативных попаданий и на большей дистанции. Между тем афганцы активно и успешно применяли британские магазинные винтовки «Ли-Энфилд», более известные на этой войне как «Бур». С технической точки зрения «Ли-Энфилд», даже с установленным оптическим прицелом, не особо превосходила СВД, однако на войне вражеский огонь всегда кажется точнее. В рассказах солдат «духи» без промаха били из своих «Буров» с полутора-двух километров, пробивая БТР навылет.
Афганистан стал первым серьёзным полем боя, показавшим, что советская армия, сосредоточившись на подготовке к очередной мировой войне и масштабным общевойсковым боям, недооценила возросшую роль снайперов в конфликтах малой интенсивности. Между тем на Западе ещё по опыту Вьетнама был сделан вывод о необходимости иметь помимо «метких стрелков пехоты» ещё и специализированные снайперские подразделения, как это было в СССР во время Великой Отечественной войны. Снайперы западных армий начали получать сначала созданные на основе спортивных, за затем и специальной разработки «болтовые» винтовки с ручной перезарядкой и прицелами большой кратности, а позднее и крупнокалиберные снайперские комплексы.
Предпринятые в 1990-х попытки, опираясь на остатки советского задела, «догнать и перегнать» Запад дали не очень утешительный результат. Созданные на базе спортивных малосерийные винтовки МЦ-116М и СВ-98, как показал опыт их использования, уступали зарубежным аналогам как по надёжности в боевых условиях, так и по боевым показателям, но при этом иногда даже превосходили их по цене.
Неудивительно, что при таком подходе и гражданские стрелки — охотники и спортсмены, — и силовые структуры начали всё больше ориентироваться на закупки за рубежом. Одним из наиболее известных эпизодов стало приобретение Министерством обороны РФ австрийских снайперских винтовок «Штайр-Манлихер». Помимо централизованных закупок имелось множество примеров, когда винтовки закупались на средства спонсоров через магазины, особенно в далёких от распределения столичных благ периферийных спецподразделениях МВД. Иной раз складывалась парадоксальная ситуация, когда «новейшая» СВ-98 пылилась в оружейке из-за отсутствия отечественных патронов нужного качества или просто из-за недоверия к её уровню надежности, а «на войну» брались «спонсорские» SAKO TRG или AI AW.
Тем удивительнее было появление на российском рынке в 2011 году ООО «Промтехнология», взявшегося за производство высокоточных винтовок под торговой маркой «ORSIS. Высокоточные оружейные системы». Хотя первым частным предприятием в этой сфере стала «Царь-пушка» Влада Лобаева, в 2009 году её лицензия была отозвана. ORSIS предстояло в одиночку попытаться сделать то, что не очень получилось у КБ и производств государственных оружейных заводов с их ещё советскими опытом и конструкторским заделом. Нынешнее принятие на вооружение винтовки Т-5000 наглядно показывает, что с этой, мягко говоря, нетривиальной задачей в ORSIS справились.
Высокоточная винтовка Т-5000 наиболее совершенна, а потому и самая дорогая по ценам гражданского рынка из модельного ряда ORSIS, но далеко не единственная производимая на предприятии. Выбор достаточно широк — всё зависит от задач, которые поставил для себя покупатель, умения, ну и, конечно же, готовности заплатить за мечту. Например, начинающему стрелку или охотнику-любителю стоит смотреть на ORSIS-120 — просто по той причине, что без подготовки у него вряд ли получится использовать потенциал винтовки для дальних выстрелов в горах ORSIS SE Alpine или спортивной ORSIS SE Varmint.
Что касается качества продукции ORSIS, то здесь есть два варианта ответа на вопрос.
Можно написать длинный текст, описывающий различные методы изготовления нарезных стволов, подробно изложив достоинства и недостатки ротационной ковки, нарезания или дорнирования, а затем не менее подробно рассказать, как именно и что делается на ORSIS. Возможно, в одной из следующих статей мы это сделаем, а пока предлагаем высказывание покупателя винтовки, занявшей второе место на чемпионате Европы в классе FT/R (стрельба на очки из положения лёжа) на дистанциях 800 и 900 ярдов (около 730 и 820 метров соответственно):
«Единственным встречным требованием руководства ORSIS было то, что никаких «кастомов» (оружия, выполненного под заказ. — Прим. ред.) мы собирать не будем. Винтовка должна быть «конвейерная», произведённая и собранная по штатной технологии и из комплектующих ORSIS. Никаких дополнительных отборов стволов, затворных групп, УСМ и прочего: винтовка будет валовая! Звучало это для нас, конечно, как полная авантюра: как же можно стрелять на чемпионате Европы из валовой винтовки?..
Рассказывать про завод, на котором производятся винтовки ORSIS, подробно не буду — об этом уже много написано, это много раз обсуждалось: да, современное, насыщенное, гибкое производство. Толковый персонал — от директора до токаря и сборщика. С первого дня нашего пребывания на заводе у нас не возникло никакого недопонимания с сотрудниками. Общались на одном языке. Ни разу (!) не пришлось вмешиваться в технологический процесс. Винтовка делалась так, как мы бы сами её делали! Собственно, мы ехали на ORSIS активно участвовать в процессе строительства винтовки, объяснять персоналу, что и как делать, а вышла недельная экскурсия по заводу. Фактически мы только совместно с заводским ОТК контролировали поэтапно основные параметры создаваемой винтовки…
Винтовка собиралась на наших глазах из штатных комплектующих. При нас в сборочный цех кладовщица принесла первые попавшиеся на складе ресивер и болт, никаких «кастомных» комплектующих не было. Все доставалось из общей коробки: лапа отдачи, УСМ, планка, сборка ударника. В нашем присутствии из куска ламината ЧПУшка вырезала ложу. Притирка сборки «ресивер — лапа — ствол» и беддинг (устранение смещений ствола относительно ложи. — Прим. ред.) в сборочном цеху — в общем технологическом потоке с другими винтовками.
На всех этапах у нас была полная свобода в контроле любых параметров ствола, затворной группы. Нам предоставляли любые измерительные инструменты. И ни разу мы не отбраковали ни одну деталь, кроме пружины УСМ: нам нужен был максимально лёгкий спуск, поэтому штатную пружину попросили заменить на более лёгкую, что и было сделано в течение двух минут.
Всё, заводское ОТК выпускает винтовку, и мы спускаемся в тир на отстрел в гильзотеку. Первые три выстрела — лохматая дыра. Ок, хорошее начало. Вкручиваем ствол с другим твистом (шаг нарезов. — Прим. ред.) — опять дыра…
Теперь надо ответить на висящий в воздухе вопрос: доводили ли мы эту винтовку? Да, доводили. Но доводили только ложу для обеспечения требований по максимальному весу (8,25 кг). Никаких работ по железу, кроме полировки канала ствола пастами JB (штатная процедура на любом строганом стволе, включая «топовые» Бартлейны), затворной группе (ослабили пружину выбрасывателя — нам не нужна экстракция «по-военному»), ударнику, УСМ (слегка дополировали ответные части, только лишь для собственного спокойствия), мы не делали. Что мы делали с ложей? Выфрезеровали окна в цевье и пазухи в прикладе и щеке. В результате вес нашей винтовки с прицелом и сошками стал 8,24 кг».
Оружейное производство, в общем-то, достаточно консервативный сектор промышленности. Конечно, и тут появление новых станков с ЧПУ серьёзно облегчило ряд операций. Однако до недавнего времени в тех же США винтовки вполне чемпионского уровня изготовляли на станках, выпущенных до Второй мировой.
Поэтому, не забывая о дорогих импортных станках ORSIS, вполне уместно вспомнить старый анекдот: «Лучшие западные технологии: сварка взрывом, клёпка газом, сборка трезвым». С самого начала работы на ORSIS одним из приоритетов было качество, а именно с этим параметром у госпредприятий, даже выпускающих военную продукцию, после 1990-х были серьёзные проблемы. В этом нынешний официальный «призыв» винтовки Т-5000 на военную службу вполне закономерен. А что будет дальше, покажет время.
Комментарии к данной статье отключены.