Бронетанковая техника Италии времён Второй мировой войны выглядела бледно на фоне как техники союзников (вермахта), так и противников (британцев и американцев). Но если танкетки, лёгкие и средние танки итальянского производства явно не дотягивали до мирового уровня, то созданные на их базе самоходки были весьма неплохими.
В 1941 году на вооружение сухопутных войск Италии поступил лёгкий танк L6/40. Фактически эта машина устарела уже в момент своего появления — 20-мм пушка не обеспечивала поражения английских пехотных танков, а собственная бронезащита была явно недостаточной. Тем не менее армии требовалась замена для танкеток, и к лету 1943 года итальянская промышленность выпустила около 440 таких танков, которые поступили на вооружение разведывательных частей.
Чтобы компенсировать слабость вооружения L6/40, итальянское командование решило усилить разведывательные части самоходными артустановками на том же шасси. В качестве вооружения САУ выбрали 47-мм противотанковую пушку Cannone da 47/32 mod. 35, выпускавшуюся фирмой «Бреда» по лицензии австрийской «Бёлер» (от австрийского оригинала оно отличалось отсутствием дульного тормоза и некоторыми другими деталями). Благодаря наличию в боекомплекте осколочного снаряда массой 2,37 кг пушка позиционировалась как универсальная, подходящая не только для борьбы с бронированными целями, но и для поражения живой силы, пулемётных гнезд и прочих целей. Бронебойный снаряд 47-мм пушки, весивший 1,44 кг, на дистанции 500 м пробивал броню толщиной 43 мм.
Ещё в 1939 году итальянские конструкторы попытались водрузить 47-мм пушку на самоходное шасси — танкетку L3/35. Но крошечные размеры этого «гусеничного клопа» не позволили соорудить полноценную рубку — орудие располагалось открыто, а экипаж был ничем не защищён. Естественно, военные забраковали такую САУ. В следующем году КБ «Ансальдо» приступило к проектированию самоходки на базе L6/40. Её компоновка определилась не сразу: инспекторат пехоты настаивал на барбетной схеме, обеспечивавшей большие углы горизонтальной наводки, но в итоге выбрали казематную схему, которая позволяла уменьшить высоту САУ и лучше защитить экипаж.
В мае 1941 года начались испытания прототипа Semovente L40 da 47/32 — такое обозначение получила новая самоходка. По сути, она представляла собой танк L6/40, лишённый башни. 47-мм пушку установили в передней части корпуса слева. Угол горизонтальной наводки составлял 27°, вертикальной — от −12° до +20°. Вспомогательное пулемётное вооружение отсутствовало. У прототипа рубка была закрытой, но на серийных машинах она лишилась броневой крыши. Это позволило конструкторам «убить двух зайцев» — улучшить вентиляцию боевого отделения и уменьшить массу САУ. Для защиты от непогоды был предусмотрен брезентовый тент.
Особенности конструкции
Корпус Semovente L40 da 47/32 имел клёпаную конструкцию, толщина бронелистов достигала 30 мм. Противопожарная перегородка разделяла корпус на два отделения: совмещённое управления и боевое, а также моторное. Рабочее место механика-водителя находилось спереди справа; для наблюдения ему служил прямоугольный люк в лобовом листе, закрываемый створкой со смотровой щелью, а также перископ. Для входа и выхода в борту корпуса имелась дверца, но на практике механик-водитель (так же, как и остальные члены экипажа) занимал своё место, перелезая через борт. Поэтому дверцу стали заваривать, а на самоходках поздних серий от неё отказались вовсе.
Слева от механика-водителя находилось рабочее место командира экипажа. Поначалу экипаж Semovente L40 da 47/32 состоял всего из двух человек, но вполне очевидная перегруженность командира вынудила ввести в состав экипажа заряжающего, располагавшегося за механиком-водителем (это произошло в первой половине 1942 года). Боекомплект пушки находился в двух укладках: за механиком-водителем (на 33 снаряда) и на правой стенке боевого отделения (на 37 снарядов).
Силовая установка Semovente L40 da 47/32 (бензиновый двигатель FIAT SPA 18VT мощностью 68 л. с. с четырёхскоростной коробкой передач) и ходовая часть соответствовали базовому танку.
Линейные самоходки радиостанциями не комплектовались, но наряду с ними выпускались две модификации радиофицированных машин. САУ Semovente L40 Comando Plotone предназначалась для командиров взводов – она оборудовалась радиостанцией «Марели» RF 1 CA с дальностью действия 5-6 км, а боекомплект пушки был сокращён до 49 снарядов. Машины командиров рот Semovente L40 Comando Compagnia кроме радиостанции RF 1 CA оборудовались станцией RF 2 CA с дальностью действия 20 км. Пушки они не имели, а вооружались 8-мм пулемётом Breda 38, стрелявшим через деревянный макет ствола орудия.
Сухопутные войска Италии поначалу заказали 283 самоходки Semovente L40 da 47/32, но в мае 1943 года заказ был увеличен до 460 единиц. Серийное производство на предприятии SPA в Турине началось в январе 1942 года, и до перемирия в сентябре 1943 года было сдано примерно 320 машин. Весной 1942 года три десятка Semovente L40 da 47/32 переделали в транспортёры боеприпасов для 90-мм самоходок Semovente М41 da 90/53.
Боевое применение
Как и предполагалось, первые партии Semovente L40 da 47/32 попали в разведывательные части, формируемые на базе полков кавалерии и берсальеров. Задачей новоприбывших машин являлась поддержка лёгких танков L6/40 и бронеавтомобилей АВ-41. Кавалерия формировала бронеразведывательные группировки (Raggruppamenti Esploranti Corazzati — R.E.Co.), состоявшие из двух групп эскадронов (Gruppo Squadroni). В одну из таких групп вводился эскадрон, вооружённый самоходками (11-12 единиц). В феврале 1942 года Semovente L40 da 47/32 получила 15-я группировка, сформированная на базе полка Cavalleggeri di Lodi, а в июле такие машины появились в 8-й группировке, созданной на базе полка Lancieri di Montebello. 13-я группа эскадронов, сформированная полком Cavalleggeri di Aleksandria, состояла из двух эскадронов Semovente L40 da 47/32 (в общей сложности 19 машин).
В феврале 1942 года самоходками Semovente L40 da 47/32 вооружили одну роту 69-го батальона 18-го моторизованного полка берсальеров (Regimento Bersaglieri Motocorazzato). Но вскоре основным типом частей, вооружённых Semovente L40 da 47/32, стали противотанковые батальоны — Battaglioni Contracarri Semovente da 47. Состоя, как правило, из двух рот, они могли входить в состав дивизий либо действовать в качестве корпусного резерва. Итальянское командование сформировало не менее 16 таких батальонов, но, учитывая количество выпущенных САУ Semovente L40 da 47/32, вероятно, далеко не все из них были укомплектованы по штату.
Боевой дебют Semovente L40 da 47/32 состоялся на Восточном фронте, куда летом 1942 года была отправлена 13-я группа эскадронов вместе с 67-м батальоном берсальеров (вооружённым танками L6/40). В конце августа самоходки вместе с танками поддерживали контратаки альпийских стрелков у станицы Чеботарёвской на Дону. 19 ноября 1942 года 13-я группа, входившая в состав моторизованной дивизии Principe Amadeo Duca d'Aosta, имела в наличии 16 самоходок Semovente L40 da 47/32. Все они были потеряны после 16 декабря, когда на позиции итальянской 8-й армии обрушились войска советского Юго-Западного фронта.
69-й батальон берсальеров со своими САУ в конце 1942 года участвовал в оккупации средиземноморского побережья Франции, а 20-й и 131-й противотанковые батальоны (19 и 29 самоходок Semovente L40 da 47/32 соответственно) в это же время перебросили на Корсику.
В Тунисе сражались три противотанковых батальона Semovente L40 da 47/32 (1-й, 101-й и 136-й), а также частично вооружённая этими самоходками 15-я бронеразведывательная группировка. В боях с количественно и качественно превосходящим противником все САУ этих частей до мая 1943 года были потеряны. Именно в Тунисе наглядно проявились основные недостатки Semovente L40 da 47/32 — слабость вооружения и «нежность» конструкции, неприспособленной для совершения длительных маршей. Из-за отсутствия достаточного количества трейлеров частям САУ приходилось совершать манёвры своим ходом, что вело к многочисленным поломкам. Проблема усугублялась перебоями в доставке запчастей.
Наиболее массово Semovente L40 da 47/32 применялись в июле 1943 года на Сицилии, где было сосредоточено не менее семи противотанковых батальонов, вооружённых этими самоходками (правда, не вполне укомплектованных).
8 сентября 1943 года стало известно о подписании перемирия между Италией и странами антигитлеровской коалиции. Части вермахта тут же начали разоружение итальянских войск. Среди итальянских частей, оказавших сопротивление недавним союзникам, была 8-я бронеразведывательная группировка, во 2-й группе эскадронов которой имелось 16 Semovente L40 da 47/32 (4 во взводе управления и 16 в 6-м эскадроне). 9-10 сентября в боях у Сечиньолы и Порта Сан Паоло (под Римом) самоходчики пытались сдержать продвижение частей немецкой 2-й парашютной дивизии.
«Итальянки» на немецкой службе
Вермахт захватил 78 линейных САУ Semovente L40 da 47/32, 8 машин командиров взводов и несколько машин командиров рот. Их приняли на вооружение под обозначениями Sturmgeschütz L6 mit 47/32 630(i), Komando Wagren L6 630(i) и Panzerbefelswagen L6 770(i) соответственно. Более того, производство этих совершенно устаревших машин продолжилось: в конце 1943-начале 1944 года по заказу вермахта изготовили ещё 74 линейные САУ, 36 машин командиров взводов и 10 — командиров рот. От прежних серий эти самоходки отличались увеличенной высотой бортовых бронелистов (дополнительное пространство использовали для увеличения боекомплекта до 73 снарядов и установки радиостанции).
Применять итальянские трофеи в частях первой линии вермахт не собирался, но в операциях против партизан эти самоходки могли пригодиться, поэтому подавляющее большинство Sturmgeschütz L6 попало на Балканы. Самоходки использовали для поддержки пехоты в противопартизанских операциях, а также для сопровождения колонн снабжения. Весной 1944 года часть Sturmgeschütz L6 передали полиции на оккупированных территориях. Так, 14-я полицейская танковая рота, действовавшая в Словении, получила 20 этих самоходок. Несколько машин попало в находившиеся на Балканах части СС — 105-й танковый батальон и 7-ю горную дивизию. По состоянию на 31 декабря 1944 года группа армий «С» (Италия) располагала всего 7 самоходками Sturmgeschütz L6 (в том числе четырьмя исправными), группа армий «F» (Балканы) — 42 (в том числе 25 исправными), в других частях (включая полицейские) числилась 31 самоходка этого типа.
Некоторое количество Sturmgeschütz L6 (вероятно, с демонтированными пушками) использовалось в качестве тягачей для противотанковых пушек Рак 40 и Рак 43. Такие машины обозначались Kettenschlepper L40. Небольшое количество Semovente L40 da 47/32 попало в вооружённые формирования Итальянской социальной республики. Немцы передали 62 САУ Sturmgeschütz L6 своим хорватским союзникам, а в начале 1945 года две такие самоходки, захваченные на территории Югославии, командование 3-го Украинского фронта передало болгарской армии. Ещё несколько Sturmgeschütz L6 стали югославскими трофеями.
Если попытаться дать краткую оценку самоходке Semovente L40 da 47/32, то её можно свести к двум словам — слишком поздно. В 1940 или начале 1941 года САУ с 47-мм орудием могла бы стать опасным противником для британских танков в Северной Африке, но во второй половине 1942 года, когда Semovente L40 da 47/32 пошли в бой, их пушки могли пробивать броню современных танков лишь с ближних дистанций. Отсутствие пулемёта лишало Semovente L40 da 47/32 надёжного средства борьбы с вражеской пехотой, если не считать таковым пару пистолетов-пулемётов, перевозимых в боевом отделении. Наконец, совершенным анахронизмом выглядело отсутствие радиостанции на большинстве машин. Оставляла желать лучшего и ходовая часть, имевшая низкую прочность. Серьёзной проблемой являлась и малая ширина гусениц, затруднявшая передвижение по пересечённой местности. Несомненно, итальянцам стоило прекратить производство Semovente L40 da 47/32 ещё в 1942 году, сосредоточившись на увеличении выпуска более удачных самоходок на шасси средних танков.
Боевая масса, кг |
6825 |
---|---|
Экипаж, чел |
2-3 |
Длина САУ, мм |
3820 |
Ширина, мм |
1860 |
Высота, мм |
1690 |
Клиренс, мм |
400 |
Толщина брони, мм |
6-30 |
Угол горизонтальной наводки, град. |
27 |
Угол вертикальной наводки, град. |
от −12 до +20 |
Мощность двигателя, л. с. |
68 |
Скорость, км/ч |
42 |
Запас хода, км |
200 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
ширина рва, см высота стенки, см глубина брода, см |
170 70 100 |
Литература:
- Омелянюк П. САУ Semovente L40 da 47/32 // Арсенал-коллекция. – 2014. – №9
- Cappellano F.; Battistelli P. P. Italian light tanks, 1919-45. – Oxford: Osprey publ., 2012
- Skotnicki M. Włoskie działa samobieżne Semovente L40 da 47/32 // Pologon. – 2008. – №3
- Solarz J., Ledwoch J., Czołgi włoskie 1939-45. – Warszawa: Militaria, 1995
- Pignato N. Italian Armored Vehicles of World War Two. – Carrolton: Squadron/Signal publ., 2004
Комментарии к данной статье отключены.