Распад колониальных империй сопровождался войнами между новообразованными независимыми государствами или же гражданскими войнами внутри них. Конфликты проистекали из-за территориальных, религиозных, экономических споров. В случае с Руандой и Бурунди ситуация усугублялась непрерывным соперничеством между двумя крупными народами, хуту и тутси, которое в конце концов переросло в настоящую войну. Наиболее значимым эпизодом их вражды стал развязанный хуту в 1994 году геноцид в Руанде, приведший к гибели 1 млн тутси и бегству из страны сотен тысяч людей. Однако массовые убийства в этих государствах случались и раньше. В частности, в Бурунди 1972 год стал для народа хуту временем Ikiza (катастрофы) или Ubwicanyi (убийств), а гонителями в тот раз были представители народа тутси.
Обретение независимости
Территория Руанды и Бурунди в последней трети XIX века являлась частью Германской Восточной Африки. После поражения Германии в Первой мировой войне она отошла бельгийцам, которые установили там свою колониальную администрацию. За несколько десятилетий бельгийского управления Руанда-Урунди, как тогда назывались эти территории, наладила тесные экономические связи с бельгийским Конго.
Немцы, а затем бельгийцы вместе с землями и проживавшими на них народами приобрели и старые распри, тянувшиеся ещё с XVI века, когда в восточной части нынешней Руанды образовалось государство тутси, начавшее расширение на запад и юг. Тутси были преимущественно скотоводами, тогда как хуту по большей части занимались земледелием. Поскольку два народа говорили (и говорят) на одинаковых языках (взаимопонимаемые руанда в Руанде и рунди в Бурунди), проживали вместе и заключали межэтнические браки, социокультурные различия между ними постепенно стирались. Тем не менее оба народа ощущали свою инаковость по отношению друг к другу, что подкреплялось традиционным доминированием тутси в политической сфере. Такую социально-политическую иерархию во главе с тутси колонизаторы — и немцы, и бельгийцы — только одобряли, поскольку она, среди прочего, позволила организовать эффективное управление территорией на основе старого принципа «разделяй и властвуй».
В 1950 — начале 1960-х годов в Руанде-Урунди, как и в других африканских владениях европейских государств, усилились антиколониальные протесты. Вместе с ними начали разгораться и конфликты между тутси и хуту. В 1955–1958 годах в Руанде представители первых не без поощрения бельгийцев начали борьбу против политических организаций вторых и убили нескольких лидеров. Правда, в 1959 году хуту, как отмечали исследователи, сумели ответить: они устроили кровавый переворот, повлёкший смерть тысяч тутси и бегство в сопредельные страны минимум 120 000 человек.
В 1962 году Руанда-Урунди получила независимость и разделилась на две части. Руанда стала республикой, в которой хуту практически сразу получили власть, а тутси превратились в дискриминируемое меньшинство. В Бурунди ненадолго удержалась монархия, причём короли-мвами были выходцами из народа тутси. Примерно 80% населения обеих стран составляли хуту, тутси насчитывалось 15–20%.
Монархия в Бурунди продержалась недолго. Попытки политических партий, представлявших хуту, добиться власти демократическим путём потерпели крах, и с королями покончили не они. Сначала конфликт в королевской семье, а потом выдвижение на первый план военной хунты привели к свержению Нтаре V и провозглашению республики. Переворот не улучшил положение хуту. Репрессии были направлены против их политических лидеров, а противники-тутси прочно удерживали власть в Бурунди и даже участвовали во вторжении в Руанду, что, правда, обернулось поражением, гибелью 12 000 человек и бегством многих тутси из Руанды.
Нарастание конфликта в Бурунди
В конце марта 1972 года Нтаре неожиданно вернулся в страну при посредничестве угандийского лидера Иди Амина. Бывший монарх немедленно был заключён в тюрьму, а члены правительства спорили о том, что с ним делать. Провозгласивший республику президент Мишель Микомберо, генерал бурундийской армии, по неизвестным причинам 29 апреля 1972 года распустил свой кабинет. Страна оказалась в политическом кризисе.
Этим не преминули воспользоваться недовольные хуту и часть тутси. Как отмечают исследователи,
«повстанцы появились в большом количестве в южных районах вокруг Румонге и Ньянза-лак, с небольшими стычками на окраинах столицы страны Бужумбуры и, возможно, в некоторых других местах».
В ту же ночь Нтаре был убит в тюрьме в городе Гитега, причём
«правительство утверждало — вероятно, ошибочно, — что повстанцы пытались освободить его. Повстанцам удалось на несколько дней закрепиться в южной части страны, но при поддержке Мобуту из Заира армия обрушилась на повстанцев и быстро уничтожила их».
Восстание 1972 года и геноцид
Восстание хуту и части тутси в поддержку монархии было недолгим, но оно вызвало резкую реакцию государства. Микомберо и его соратники увидели в этом возможность расправиться с наиболее активной частью хуту. Интересно, что правительство объявило о находке у мятежников плана истребления тутси. Скорее всего, это был пропагандистский ход, но этнический характер конфликта отрицать невозможно.
Как указывают историки, стратегия мятежников, ставшая потом основой обвинения в спланированном заговоре, «впервые проявилась в выборе времени и цели начальных нападений». Атаки выпали на первомайские выходные, на субботу 29 апреля, когда государственные служащие по всей стране проводили митинги в целях снятия «политической напряжённости, охватившей нацию». На первом этапе восстания
«почти весь состав провинциального правительства в Румонге был уничтожен в один момент, когда их застали врасплох на одном из таких собраний».
На этом собрании присутствовали печально известные Альберт Шибура и Андри Янда, ключевые фигуры Группы Бурури — так называли офицеров и политиков, земляков Микомберо и его ближайших соратников. Им удалось уйти живыми.
Такое «совпадение с тех пор подогревает подозрения и теории заговора» — и не без оснований. В то же время участники менее масштабного выступления в Бужумбуре попыталась захватить контроль над национальной радиостанцией, «следуя стратегии успешных государственных переворотов со всего континента». В сельской местности, по словам свидетелей, повстанцы подожгли местные офисы правящей партии и направились прямо к домам чиновников, убивая тех, кого находили, а затем переходили к грабежу рынков и магазинов. В общем, восстание вылилось в серию достаточно стихийных убийств, которые можно было квалифицировать как «атаку на символы власти»: чиновников, полицейских, военных, просто представителей привилегированного этноса. В какой-то момент она стала неотличима от резни всех и вся.
Любопытно, что восставшие были вооружены преимущественно мачете, а при столкновении с полицией и войсками смело бросались под пули, считая, что «магия Мулеле» (maï Mulele) защитит их. По-видимому, среди них были сильны идеи конголезских повстанцев 1960-х годов — участников восстания в Квилу и восстания Симба на западе и востоке Конго соответственно, а некоторые из бурундийцев, судя по всему, ещё и сражались там в своё время. Впрочем, правительство Микомберо поспешило объявить всех мятежников иностранными наёмниками и агентами, а принятие мулелистской символики только способствовало этому. Видимо, обращение к каким-то магическим практикам отчасти помогло лидерам хуту мобилизовать довольно значительное количество сторонников, не желавших действовать без сверхъестественной поддержки.
Правительство ответило на восстание массовыми арестами армейских офицеров и политиков, которые были этническими хуту, а затем перешло к акциям подавления и устрашения. После первых атак повстанцев в субботу вечером
«армейские подразделения были отправлены в воскресенье и достигли Ньянза-Лак, самого южного крупного города на берегу озера Танганьика, ко вторнику 2 мая».
Боевые столкновения с повстанцами завершились через несколько дней.
Масштабы резни были ошеломляющими. При поддержке огня вертолётов солдаты стреляли без разбора, оставляя дороги и рынки заваленными трупами. Государство отправило членов JRR (Jeunesse revolutionnaire Rwagasore — парамилитарного формирования правящей партии) из Бужумбуры убирать их, и молодые люди похоронили в братских могилах тысячи убитых. Один из завербованных на эту работу юношей вспоминал:
«Это была резня, солдаты словно обезумели, охваченные настоящей массовой истерией. Они стреляли во всё, что двигалось».
Массовые казни, расстрелы беженцев, изнасилования — всё это, как указывают историки, оказалось на совести бурундийской армии. Однако и активисты JRR были причастны к «неизбирательной жестокости» первых дней на юге. По словам итальянского священника в миссии Кигвена,
«они не довольствовались грабежами. Они жгли и убивали по своему усмотрению».
Восстание и его подавление продлилось не более одной недели. Исследователи пишут, что
«в последующие дни, недели и месяцы государственные репрессии приобрели новый характер, их объектами стали тысячи хуту, находившиеся далеко от районов активности повстанцев».
Власть — очевидно, неофициально — окончательно захватила Группа Бурури, состоявшая исключительно из тутси, земляков Микомберо. Группа начала долгую кампанию выборочного истребления.
«Перестав быть гражданской войной, это государственное насилие вылилось в тоталитарный контроль над страной»,
в результате чего десятки, а то и сотни тысячи людей отправились в изгнание. Кровопролитие продолжалось до 1973 года и периодически повторялось в течение последующих трёх лет, пока сам Микомберо не был свергнут в результате дворцового переворота. Этот переворот, конечно,
«сохранил господство тутси, но хотя бы стремился оставить в прошлом такую политику насилия».
Количественные данные о жертвах чрезвычайно разнятся. Местные священники-миссионеры подсчитали, что повстанцы хуту убили около 1000 человек, прежде чем были разгромлены армией и полицией. Утвердившиеся в историографии цифры погибших в ходе репрессий колеблются в пределах от 100 000 до 300 000 человек.
Таким образом, восстание и геноцид хуту в 1972 году оказались первыми симптомами долгой болезни — этнического конфликта, который разъедал Бурунди и Руанду и через 22 года закончился грандиозной этнической чисткой.
Литература:
- Hajayandi, P. Wounded Memories: Perceptions of Past Violence in Burundi and Perspectives for Reconciliation [Electronic resource] // Africa Portal. 2019: https://www.africaportal.org
- Russell, A. Rebel and Rule in Burundi, 1972 // The International Journal of African Historical Studies. — 2015. – Vol. 48. — № 1. — P. 73–97.
- Selective Genocide in Burundi [Electronic resource] // Minority Rights Group. 1972: https://minorityrights.org
- Turner, T. The Congo Wars: Conflict, Myth and Reality. — Zed Books, 2007.
Комментарии к данной статье отключены.