Экономика Ямайки, с 1655 года бывшей колонией Великобритании, долгое время основывалась на выращивании сахарного тростника. И хотя в метрополии в начале XIX века набирал обороты аболиционизм, трудились на ямайских плантациях по-прежнему чернокожие рабы — около 300 000 человек.
Большую роль в их духовной жизни играли баптистские проповедники. Один из них, Томас Бёрчелл, в 1831 году вернулся из Великобритании. Многие ожидали, что он привезёт с собой документы об отмене рабства. Когда же выяснилось, что это не так, всеобщее разочарование вылилось в мятеж, ставший позднее известным как Баптистская война, Рождественское восстание или Великий мятеж рабов.
Изначально казалось, что дело ограничится забастовкой. 25 декабря 1831 года, в разгар сезона уборки сахарного тростника, рабы, возглавляемые проповедником Сэмюэлом Шарпом, выдвинули требования о предоставлении им большей свободы и установлении заработной платы. Плантаторы попытались принудить работников вернуться на поля. В ответ рабы стали поджигать тростник. Последовали столкновения с войсками. Из 60 тысяч рабов, примкнувших к мятежу, погибло около 300 восставших, в то время как потери среди белого населения составили 14 человек.
Волнения были подавлены 4 января 1832 года. От 310 до 340 мятежников было казнено, в том числе и организатор мирной забастовки Сэмюэл Шарп. Подозревавшиеся в подстрекательствах миссионеры были взяты под арест, некоторые часовни оказались уничтожены. Жестокость, проявленная при подавлении мятежа, а также суровые наказания, понесённые его участниками, оставили тяжёлые впечатления в английском обществе и в конечном итоге ускорили процесс ликвидации рабства в Британской империи. Оно было отменено в 1838 году.
Комментарии к данной статье отключены.