Рассказ об американской «Дельте» невозможен без упоминания одного человека. Чарльз «Атакующий Чарли» Беквит был, как любила писать советская печать, «типичным образчиком агрессивного американского империализма».
Стажировка и британский опыт
В джунглях Индокитая, а точнее в Лаосе, Беквит начал воевать ещё до того, как это стало мейнстримом у американских военных — в 1960 году. Можно предположить, что когда два года спустя молодой капитан «зелёных беретов» в порядке «культурного обмена» попал на стажировку в Великобританию, в знаменитый 22-й Полк SAS, он считал себя опытным ветераном, который научит этих островитян, с какого конца ботинки чистят и как правильно кровати заправлять.
В чём-то эти ожидания оправдались. Первое впечатление Беквита от SAS было близко к шоку: «Эти… раздолбаи — элитный спецназ Великобритании???» Попытки американца «построить» своих временных подчинённых в привычном ему стиле, мягко говоря, не вызывали понимания и одобрения. В ответ на проникновенную речь нового командира: «Живёте как свиньи в берлоге. В тумбочках бардак, тапочки стоят в грязи по колено» — один из рядовых спокойно сообщил, что для порядка и прочей шагистики в британской армии есть другие части, а он в SAS пришёл вовсе не за этим.
Возмущение Беквита порядками, а точнее, отсутствием привычного ему армейского порядка, в SAS продолжалось до первых учений. Получив приказ прибыть в часть в виде бумажки с единственным словом «Быстро!», Беквит, как это было принято в армии США, неторопливо надел форму, собрался и отправился, как он ожидал, на смотр и инструктаж. К моменту его прибытия в расположение части, там остались только командир роты «А», майор Петер Вальтер, и группа самого Беквита. Остальные уже давно были на маршруте — и благодаря неторопливому командиру их предстояло догонять.
На этих учениях Чарльз Беквит до крови стёр ноги, заработав кличку «Волдырь»… а также бежевый берет с крылышками и уважение английских спецназовцев. Через некоторое время майор Вальтер предложил американцу продолжить стажировку — уже не на учениях.
Ещё с конца 40-х в тогда ещё британской колонии Малайя активизировались партизаны. С тех пор малайские джунгли стали «родным домом» для спецназовцев британского Содружества — англичан, южноафриканцев, новозеландцев и родезийцев. Кроме того, к действиям против партизан привлекались непальские части (знаменитые гуркхи), саравакские рейнджеры и добровольцы из местных племён.
Впрочем, командировку Беквита прервала не пуля малайского коммуниста, а куда более опасный враг — болезнь Вейля-Васильева. По мнению врачей, шансов на выживание у капитана было немного — но «Атакующий Чарли» сумел справиться и с этим врагом.
Вернувшись в США, Беквит отправил подробный доклад, в котором доказывал необходимость создания специального подразделения, аналогичного SAS. Но идеи капитана Беквита не вызвали у его начальства особого восторга.
Удачное стечение обстоятельств
Парадокс ситуации заключался как раз в том, что именно в этот период США по уши влезали во Вьетнамскую войну. Правда, Уильям Уэстморленд и не обещал американскому президенту «взять Ханой одним воздушно-десантным полком». Но тем не менее, чем дальше, тем больше становилось ясно, что армия, которая готовилась останавливать в Третьей мировой идущие сквозь ядерный огонь к Ла-Маншу советские танковые армады, с ловлей партизан по джунглям справляется как-то не очень. Для обороны баз — то есть, днём курить в окопах коноплю, а с наступлением темноты палить во все тени за периметром — годился и средний призывник. А вот для войны в глубине джунглей нужны были солдаты другого уровня. Сама логика войны диктовала «больше, больше, ещё больше спецназа». Однако для них нужен был подготовленный и высоко мотивированный личный состав, лучшие. А на войне в любой армии мира в любую эпоху командиры не сильно-то горят желанием отдавать кому-то своих лучших людей. Реализация же идеи Беквита требовала лучших из лучших — в данном случае, «зелёных беретов», которых и так не хватало, чтобы заткнуть все дыры.
Результат был закономерен. Дыра, которую законопатили лично Беквитом, именовалась… «Дельта». Правда, это была совсем не та нынешняя «Дельта», смутно известная миру по кино, фильмам и компьютерным играм. В тот момент так именовался один из отрядов, развёрнутых из 5-й группы специальных сил. Во Вьетнаме наиболее известной в итоге оказалась не «Дельта», а «Гамма», засветившаяся в ходе скандала вокруг убийства «зелёными беретами» двойного, а вернее, тройного (поскольку в ходе допроса выяснилось, что тот работал отдельно ещё и на южновьетнамцев), агента.
«Дельте» Беквита в этом смысле «повезло» чуть больше. Их задачей были действия против «базовых районов» Вьетконга — обнаружение партизанских лагерей и наведение на них авиации, минирование троп, захват и допрос пленных, а также спасение сбитых лётчиков. В состав рейдовых групп входило обычно четверо «зелёных беретов» и шесть – семь человек из спецподразделений армии Южного Вьетнама.
Казалось бы, Чарльз Беквит с его-то опытом и способностями оказался именно там, где и должен быть. Но, как выяснилось, у «Атакующего Чарли» со стремлением к атаке был небольшой перебор. Против «Дельты» действовали не малайские партизаны, работе против которых его обучали в SAS, а куда более сильный и опытный противник — включая армейские подразделения Северного Вьетнама. Просто мотаться по джунглям и наводить авиацию Беквиту было скучно.
В середине октября 1965 года несколько подразделений северо-вьетнамской армии осадили полевой лагерь «Плей Ми». Беквит немедленно отправился туда, чтобы усилить попавшее в осаду подразделение. Примечательно, что узнав о том, что их противником будут не обычные отряды Вьетконга, а регулярные части ДРВ, южновьетнамские спецы сначала отказались идти в бой.
Именно в «Плей Ми» Беквит встретился с репортёром Джозефом Галлоуэем, соавтором книги «Мы были солдатами» (по которой снят одноимённый фильм).
"Диалог прошёл примерно так:
Беквит: Кто ты, чёрт возьми?
Галлоуэй: Репортёр, сэр.
Беквит: Мне нужно всё в чёртовом мире; Мне нужны подкрепления; Мне нужны медицинские эвакуационные вертолёты; Мне нужны боеприпасы; Мне нужна жратва; Мне бы даже пришлась очень кстати бутылка виски Джим Бим и несколько сигар. И что послала мне армия в мудрости своей? Репортёр. Ну, сынок, у меня новости для тебя. У меня нет места для репортёра, но у меня недавно освободилась вакансия пулемётчика — и ЭТО ТЫ!»
Следующие несколько дней Джо Галлоуэй провёл около пулемёта, стреляя «в маленьких коричневых людей». Наконец к осаждённому лагерю прорвалась бронеколонна армии Южного Вьетнама, а затем вертолёты перебросили на подмогу спецназовцам батальон 1-й кавалерийской дивизии.
Впрочем, в фильме в итоге для Беквита места не нашлось, хотя как раз в конце 1965 года он снова угодил в госпиталь, причём ещё более драматично, чем в прошлый раз — на этот раз вертолёт «Хьюи» с «Атакующим Чарли» нарвался на зенитный ДШК, и Беквит получил в живот 12,7-мм пулю. Обычно с такими ранами люди на этом свете не задерживаются, так что при сортировке раненых его первоначально определили в «безнадёжные» — категорию, которой занимаются в последнюю очередь, после раненых, имеющих значимые шансы на выживание. Но Чарльз Беквит сумел поразить врачей дважды.
Однако вернуться во «вьетнамскую Дельту» ему не дали. Командование решило, что таланты «Атакующего Чарли» лежат несколько в иной плоскости, чем глубинная разведка «на заднем дворе» Вьетконга. В следующий раз Чарльз Беквит попал во Вьетнам в 1968 году в должности командира батальона 101-й воздушно-десантной дивизии. Именно в этой роли он провёл следующие девять месяцев, пытаясь на поле боя выиграть войну, которую США уже проиграли общественному мнению внутри собственной страны.
К концу марта 1972 года США завершили вывод своих войск из Южного Вьетнама. Но закончилась эта война в тот момент далеко не для всех, и Чарльз Беквит стал одним из этих «не всех». С 1973 года он стал командиром группы «Б» в Объединённом центре анализа потерь (JCRC — Joint Casualty Resolution Center). Возможно, в главном офисе Центра на мирных Гавайях кто-то и занимался анализом потерь и прочей перекладкой штабных бумажек, но группа Беквита базировалась в Таиланде на границе с Лаосом, в провинции Накхонпханом. С поправкой на местную географию — Лаос на данном участке представляет собой узкую, менее 200 километров, «прослойку» между Таиландом и Вьетнамом — можно смело говорить, что для Беквита война всё ещё продолжалась. Помимо подготовки тайских спецназовцев, группы JCRC занимались выяснением судьбы пропавших без вести американцев. Хотя по мирному соглашению северяне были обязаны вернуть всех пленных, у США были серьёзные сомнения, что этот пункт будет выполнен в точности. Ну и многие были уверены, что часть пропавших ещё жива и находится в плену. В кино их спасением занимался Рэмбо, в реальности — поисковые группы JCRC.
Всё это время Чарльз Беквит не забывал о своей мечте — создать в США специальное подразделение, аналогичное британской SAS. И наконец, в 1974 году, полковника Беквита перевели в Центр Специальных Военных Действий Армии США им. Джона Ф. Кеннеди, в форт Брэгг. Здесь он смог найти людей, которые поняли и оценили его идеи. И здесь началась долгая и сложная подготовка, которая спустя несколько лет привела к появлению «Дельты».
Литература:
- Beckwith, Charlie A.; Delta Force: the Army's Elite Counterterrorist Unit
- Distinguished member of the special forces regiment – Colonel Charles A. Beckwith
- http://www.projectdelta.net
- http://barbers-point-cold-war.blogspot.ru
Комментарии к данной статье отключены.