Бристоль «Бленхейм», начавший поступать в Королевские ВВС Великобритании в 1937 году, оказался основным английским фронтовым двухмоторным бомбардировщиком на начало Второй мировой войны. К этому моменту машина обладала явно неудовлетворительными боевыми возможностями — малая боевая нагрузка (540 кг), слабое оборонительное вооружение (четыре пулемёта винтовочного калибра), недостаточная скорость и отсутствие бронирования делали использование «Бленхейма» опасным и неэффективным. Тем не менее другие английские двухмоторники были не лучше, и «Бленхейм» честно тянул лямку до появления великолепного «Москито», будучи построен в 4422 экземплярах модификаций Mk.I, Mk.IV и Mk.V. Ещё 626 машин под именем «Болингброк» построили в Канаде, порядка 50 бомбардировщиков произвела по лицензии для своих нужд Финляндия.
Довольно необычным применением «Бленхейма» стала его переделка в ночной истребитель-перехватчик. На начало Второй мировой войны в роли «ночников» применялись обычные одномоторные истребители, успех которых зависел прежде всего от выучки лётчиков и их умения взаимодействовать с прожектористами — то есть обнаружение противника в любом случае производилось визуально. Применение первых авиационных радаров было ограничено их громоздкостью и сложностью эксплуатации. Всё это делало невозможным применение радиолокации на лёгких одномоторных машинах, и первым британским истребителем с радаром стал именно «Бленхейм».
Назвать грозной машиной самолёт, основным наступательным вооружением которого была четвёрка 7,7-мм пулемётов в подвесном контейнере под фюзеляжем, было бы большим преувеличением, однако на стороне бывшего бомбардировщика были и плюсы — большая продолжительность полёта, изрядный боекомплект, а главное — практически полная неуязвимость в ночной темноте. Сам факт присутствия в воздухе английских истребителей с радаром существенно уменьшил размах действий немецких ночных бомбардировщиков.
Дело было сделано — порядка 200 переоборудованных в 1939–1940 гг. «Бленхеймов» Mk.IF и Mk.IVF (F — «Fighter» — истребитель) позволили выиграть время до появления на фронте ночных истребителей «Бофайтер» и истребительных вариантов «Москито». Кроме того, эрзац-ночники применялись и в дневное время — для сопровождения морских конвоев вдали от побережья. Риск нарваться там на немецкие одномоторные истребители был невелик, а с тяжёлыми и неповоротливыми немецкими торпедоносцами и разведчиками «Бленхейм»-истребитель вполне мог справиться.
Единственный сохранившийся до нашего времени в лётном состоянии «Бленхейм» изображает именно ночной истребитель Mk.IF. Этот самолёт имеет интересную судьбу — будучи построен в Канаде как тренировочный «Болингброк» Mk.IVT, он был перестроен в самолёт английской боевой модификации Mk.IVB, разбит в аварии в 2003 году, а в 2014 году воссоздан уже как истребитель Mk.IF. Принадлежит самолёт коллекции авиационного музея в Даксфорде и теперь постоянно радует глаз посетителей многочисленных авиашоу.
Комментарии к данной статье отключены.