В 1956 году на авиабазе Берегового командования Королевских ВВС Великобритании Сент-Моуган в графстве Корнуолл было непривычно многолюдно. Повод был уважительный: на торжественной церемонии в присутствии командира Берегового командования эйр-маршала сэра Брайана Рэйнольдса английские лётчики прощались с легендой — дальним бомбардировщиком Авро «Ланкастер».

Впервые поднявшись в воздух в январе 1941 года, эта машина стала большим шагом вперёд для Бомбардировочного командования. Через год с небольшим, в марте 1942 года, «Ланкастеры» начали летать на боевые задания. Воспроизведённый в 7377 экземплярах самолёт не был передовой конструкцией на фоне американских бомбардировщиков подобного класса — летал медленнее и ниже, имел более слабое оборонительное вооружение, — но, в то же время, нёс хорошую бомбовую нагрузку и потому нашёл свою нишу. Летая по ночам, «Ланкастеры» отвезли врагу за 156 000 вылетов около 620 000 тонн бомб.

Кроме рутины, на счету «Ланкастера» и яркие операции с применением бомб-«блокбастеров», а также сверхмощных бомб, разработанных под специальные задачи: «Толлбой» весил 12 000 фунтов (5500 кг), а «Гранд Слэм» на 22 000 фунтов (10 000 кг) вообще стала самой тяжёлой бомбой Второй мировой. В историю воздушной войны навсегда вошли операции «Дамбастеров» и смертельные ранения, нанесённые грозному «Тирпицу».

С окончанием войны «Ланкастер» быстро сошёл со сцены как бомбардировщик — его вытеснил «потомок», более мощный Авро «Линкольн». Для «Ланкастеров» нашлось место в Береговом командовании, где им отвели роль дальних морских разведчиков, но и здесь их настигли более резвые «дети» — в качестве дальнего морского разведчика на долгие годы в Королевских ВВС утвердился Авро «Шеклтон». Именно «Шеклтоны» и закончили эру «Ланкастеров» в британской военной авиации.