Хатшепсут была первой правительницей Древнего Египта, носившей титул фараона, — её имя означает «первая среди благородных женщин». Она стала пятым фараоном 18-й династии в период, известный как Новое Царство (1570–1069 годы до н.э.). Правление Хатшепсут ознаменовалось многими успехами, но последующие правители поспешили уничтожить все свидетельства её существования — согласно египетской традиции, ни одна женщина не могла и не должна была обладать полной божественной силой мужчины-фараона.
Такое важное имя
Хатшепсут не была ни первой, ни единственной женщиной, управлявшей Древним Египтом. Царицы Меритнейт и Нейтикерт стояли во главе государства в конце Древнего Царства, Себекнефрура правила в конце Среднего Царства, а Таусерт — на закате Нового Царства. Женщина-правитель, выполнявшая мужские функции посредника при общении с богами, становилась проблемой даже для её преданных соратников — ведь им требовалось донести законность женщины-фараона до народа. Традиционным способом общения власти и простых людей было искусство. Строгие правила для писцов, скульпторов и художников создали особый, понятный каждому египтянину «язык» восхваления власти. Олицетворением этой власти был фараон-мужчина — живое воплощение богов Гора, Амона и Осириса. Поэтому первоначально Хатшепсут изображали как женщину с царскими атрибутами, но уже с седьмого года царствования она стала изображаться как мужчина.
И всё же Египет не принял идею женщины-фараона. После смерти Хатшепсут её имя было стёрто с памятников. Египетские письменные источники никогда не упоминают правительницу, а её многочисленные храмы и памятники долгое время приписывались более поздним фараонам. Лишь в начале XIX века французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон открыл науке феномен Хатшепсут — он попытался перевести царское имя на скульптуре из внутренних камер храмового комплекса в Дейр-эль-Бахри и понял, что оно женское.
Кроме грандиозных монументов, царица приказала зодчим высечь своё имя в более укромных местах. Строительные проекты Хатшепсут были многочисленны, и исполнители, уничтожавшие свидетельства существования женщины-фараона, попросту пропустили некоторые из них. Попытки вычеркнуть Хатшепсут из истории в итоге оказались неудачными, и сегодня она известна как один из фараонов Древнего Египта.
Власть — семейное дело
Хатшепсут родилась в 1508 году до н.э. и была правнучкой великой царицы Яххотеп, внучкой первого фараона Нового Царства Яхмоса I, дочерью фараона Тутмоса I от его главной жены царицы Ахмос и женой своего единокровного брата Тутмоса II. В брак Хатшепсут вступила, будучи моложе двадцати лет.
18-я династия воцарилась в Египте во время кровавых сражений с захватчиками-гиксосами — военно-политическим альянсом племён амореев, хурритов и хеттов, долгое время контролировавшим половину Египта. Прабабка Хатшепсут царица Яххотеп потеряла на войне мужа и старшего сына, и ей пришлось стать регентшей при малолетнем младшем сыне Яхмосе I. На одиннадцатом году правления Яхмоса пала египетская столица гиксосов — город Аварис. Следующий фараон — Тутмос I — воевал в Нубии и Азии. После освобождения Египта новые фараоны считали себя обязанными контролировать и соседние страны — берега Нила должны были навсегда стать защищёнными от нападений.
Ещё при жизни отца Хатшепсут стала «Божественной супругой Амона», то есть верховной жрицей общегосударственного культа — это был наивысший сан, которого могла достичь женщина в Египте. Первоначально «Божественная супруга Амона» было не более чем почётным званием женщины из высшего класса, помогавшей первосвященнику. Начиная с периода Среднего Царства, звание получала жена или дочь фараона. К моменту становления первой династии Нового Царства женщина, обладавшая этим званием, уже могла участвовать в политических делах.
Из регента — в фараоны
У Тутмоса II и Хатшепсут родилась дочь по имени Нефрура, но не было сына. А вот младшая жена родила фараону наследника, который впоследствии станет знаменитым полководцем Тутмосом III.
На четвёртом году правления Тутмос II умер, и Хатшепсут стала опекуном его сына — до достижения наследником совершеннолетия ей были переданы все полномочия по управлению государством. Регентство главной жены и одновременно царской дочери было совершенно законным. На седьмом году регентства Хатшепсут изменила правила и сама возложила на себя двойную корону фараона Египта. На более ранних статуях и рельефах она изображалась как женщина, а после коронации — вначале в мужской одежде, а затем и в образе мужчины. Вместе с тем Хатшепсут не стала менять своё женское личное имя.
Дочь и избранница Амона
Понимая всю необычность и неопределённость своего положения, Хатшепсут начала царствование, выдав дочь Нефруру замуж за Тутмоса III. Оставалось решить, каким образом не потерять положение «божественной супруги Амона». Здесь её поддержали жрецы, которые согласились принять Нефруру вместо матери — теперь даже в случае потери власти Хатшепсут была бы мачехой и тёщей фараона, а через дочь продолжала бы распоряжаться обширными храмовыми владениями. Однако этих предосторожностей было недостаточно, и она узаконила своё царствование, представив себя дочерью бога. Хатшепсут утверждала, что Амон обратился в Тутмоса I и зачал её. Иероглифическая надпись в заупокойном храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри содержит следующий фрагмент:
«Он [Амон] в облике её мужа его величества, царя Верхнего и Нижнего Египта, [Тутмоса I] нашёл её спящей в своих покоях. Она проснулась от божественного аромата и повернулась к нему. Он немедленно подошёл к ней, он был возбуждён ею, и он навязал ей своё желание. Он позволил ей увидеть его в форме бога, и она возрадовалась при виде его красоты после того, как он предстал перед ней. Его любовь прошла в её тело. Дворец был наполнен божественным ароматом».
Кроме того, Хатшепсут утверждала, что Амон предсказал её приход к власти, чтобы навсегда покончить с наследием гиксосов. Официальные древнеегипетские историки характеризовали их как ненавистных тиранов из Ханаана, которые вторглись в Египет, разрушали храмы и оскверняли святыни. Народная память о кровавой войне с гиксосами была ещё свежа, и Хатшепсут использовала это, представив себя в качестве идейного и даже прямого преемника Яхмоса, которого люди чтили как своего освободителя. Одна из её надписей гласит:
«Я восстановила разрушенное. Я подняла то, что было сброшено азиатами, что находились в Дельте в Аварисе. Эти кочевники крушили то, что было сделано. Они правили без бога Ра и не действовали по божественной воле, как это делаю я».
Война
Известно, что Хатшепсут снарядила множество военных экспедиций. Точный характер этих походов трудно определить, но их целями были земли Сирии и Нубии. Вполне вероятно, что локальные войны были начаты, чтобы доказать состоятельность правительницы как военного предводителя. Лично вести воинов в бой было необязательно — победа любого доверенного полководца расценивалась как заслуга фараона. Возможно и то, что царице нужно было чем-то занять воинственных мужчин из своего окружения. Не исключены и более прагматичные причины — грабёж периферийных территорий и восстановление власти египтян над ними.
Что же известно о военных предприятиях Хатшепсут? После смерти Тутмоса II последовало нападение воинов Кушитского царства на южные границы Египта. Ответные меры не заставили себя ждать — Хатшепсут с войском отправилась в Нубию и изгнала захватчиков. В следующий поход египетская армия отправилась, когда Хатшепсут приняла титул фараона. В Сирии и Палестине было неспокойно, царица доверила армию своим военачальникам, и те успешно подавили восстания.
На двенадцатом году правления Хатшепсут снова пришлось воевать в Нубии, где вспыхнуло восстание — постоянно получая подкрепления, египтяне подавили его. На двадцатом году правления нубийцы заключили союз с племенами, известными как мау, и снова попытались изгнать египтян. На этот раз Хатшепсут доверила командование Тутмосу III, который разгромил врагов.
Перед самой смертью Хатшепсут в Палестине восстал один из подконтрольных египтянам городов. Тутмос III снова выступил в поход и вернулся с победой.
Строительство
Хатшепсут сумела сплотить вокруг себя столичную элиту, провинциальную знать, армию и даже вечно интриговавших жрецов. Бюрократию представляли визирь Амету и казначей Джехути, жрецов — первосвященник Амона Хапусенеб, армию — нубийский полководец Нехси, строителей монументов — придворный архитектор Инени. Особую роль в жизни царицы играл человек по имени Сенмут (или Сененмут), являвшийся главным советником, зодчим и воспитателем царской дочери; ему же приписывают роль возлюбленного Хатшепсут.
Грандиозное строительство потребовало усилий множества рабочих. Принято считать, что условия на стройках Древнего Египта были настолько плохи, что туда направляли только рабов. Это не соответствует действительности, так как абсолютное большинство работ просто нельзя было доверить невольникам. Рабочий получал повышенный паёк, медицинскую помощь и социальные гарантии при несчастных случаях.
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри остаётся одним из самых впечатляющих и часто посещаемых в Египте. Даже преемники и недруги царицы были так очарованы этим архитектурным шедевром, что предпочитали быть похороненными поблизости — это положило начало огромному погребальному комплексу, известному как Долина царей.
Экспедиция в страну Пунт
Египетская экспедиция в страну Пунт была, по мнению царицы, самым важным делом за всё её правление. Пунт являлся торговым партнёром Египта со времён Среднего Царства, но экспедиции туда были дорогими, опасными и долгими. Современные историки локализуют Пунт на территории Сомали или Эритреи. По неизвестному нам маршруту из Пунта в Египет доставлялась смола миррового дерева, которая использовалась в религиозных церемониях, а потому высоко ценилась. Когда Нижний Египет был захвачен гиксосами, жрецам пришлось дорого платить за мирру посредникам из Нубии. Когда же армия Хатшепсут завоевала часть нубийских земель, торговля прервалась.
Чтобы решить проблему, Хатшепсут отправила в Пунт морскую экспедицию. Чернокожий военачальник Нехси и 210 солдат и моряков на пяти кораблях направились к цели по Красному морю. Путешествие прошло успешно — египтяне выменяли у пунтийцев мирру, чёрное дерево, экзотических животных, слоновую кость и золото. Преемники Хатшепсут посылали в Пунт новые экспедиции по уже проторённому пути.
Хатшепсут и Тутмос III
Женщина-фараон правила 20 или 22 года, которые Тутмос пережил без «несчастных случаев». В 18-й династии фараонов власть передавалась по материнской или, в крайнем случае, по женской линии, поэтому Тутмос не имел прав на престол. Отдав свою дочь замуж за Тутмоса, женщина-фараон дала ему шанс стать законным царём. Есть сведения, что Сенмут готовил Нефруру к самостоятельному царствованию, но она явно не унаследовала материнскую тягу к власти. Также известно, что Тутмос возглавлял военные походы при жизни Хатшепсут, а значит, царица не слишком боялась, что он силой захватит власть.
Хатшепсут умерла в возрасте чуть более пятидесяти лет от рака костей. Как и другие представители семейства Тутмосидов, она болела псориазом, при котором сильно зудит кожа. Чтобы уменьшить страдания царицы, для неё изготавливали специальную мазь, содержавшую канцероген бензопирен — именно он спровоцировал рак. Кроме того, исследовав мумию Хатшепсут, современные специалисты диагностировали у неё артрит, рак печени и проблемы с зубами. Так или иначе, правительница умерла своей смертью.
Первые двадцать лет правления Тутмоса III всё шло по установленному Хатшепсут порядку. Более того, её приближённые в основном сохранили высокие посты или передали их по наследству. Однако позднее началась кампания по замене имени Хатшепсут на памятниках и монументах на имена Тутмоса I, Тутмоса II или Тутмоса III.
Враг божественной гармонии
На протяжении многих лет возникали всё новые теории о том, почему фараон-преемник пытался вычеркнуть имя Хатшепсут из истории. Наиболее вероятная причина заключалась в том, что её царствование отошло от тысячелетней традиции. Главной обязанностью фараона было поддержание божественной гармонии, справедливости и равновесия (принцип маат) — идея о том, что женщина может находиться в положении мужчины, разрушительна для этого баланса. Возможно, Тутмос III опасался, что другие женщины могут обратиться к Хатшепсут за вдохновением и попытаться следовать её примеру. Это стало бы нарушением традиции, утверждавшей, что мужчины должны править Египтом, а женщины — быть их жёнами, как это было в начале времён, когда бог Осирис правил со своей супругой Исидой.
За два десятилетия правления Хатшепсут консолидировала различные группы древнеегипетского общества, продолжила восстановление страны после войн с гиксосами и заложила основы для успешного царствования великого воителя Тутмоса III. Если египетское представление о том, что человек жив до тех пор, пока помнят его имя, является верным, то Хатшепсут достигла того, чего желала. После долгого забвения она вернулась в историю и заняла своё место в ряду величайших фараонов Египта.
Литература:
- Brier, B. & Hobbs, H, Ancient Egypt: Everyday Life in the Land of the Nile (Sterling, 2013).
- Bunson, M, The Encyclopedia of Ancient Egypt (Gramercy Books, 1991).
- Lewis, J. E, The Mammoth Book of Eyewitness Ancient Egypt (Running Press, 2003).
- Shaw, I, The Oxford History of Ancient Egypt (Oxford University Press, 2016).
- Van De Mieroop, M, A History of Ancient Egypt (Wiley-Blackwell, 2010).
- Gardiner, Alan Henderson (1946). «Davies's copy of the great Speos Artemidos inscription». Journal of Egyptian Archaeology. 32: 43–56. doi:10.2307/3855414.
- Harbin, Michael A. (2005). The Promise and the Blessing: A Historical Survey of the Old and New Testaments. Grand Rapids, MI: Zondervan. ISBN 0-310-24037-9.
- Nadig, Peter (2014). Hatschepsut. Mainz: von Zabern. ISBN 978-3-8053-4763-1.
- Redford, Donald B. (1967). History and Chronology of the 18th dynasty of Egypt: Seven studies. Toronto: University of Toronto Press.
- Shaw, Ian, ed. (2002). The Oxford History of Ancient Egypt. Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-280293-3.
- Tyldesley, Joyce (1996). Hatchepsut: The Female Pharaoh. London: Viking. ISBN 0-670-85976-1.
- Wells, Evelyn (1969). Hatshepsut. Garden City, NY: Doubleday.
- Aldred, Cyril (1952). The Development of Ancient Egyptian Art from 3200 to 1315 BC. London: A. Tiranti.
- Gardiner, Sir Alan (1961). Egypt of the Pharaohs. Oxford: Clarendon Press.
- Roehrig, Catharine H.; Dreyfus, Renée; Keller, Cathleen A., eds. (2005). Hatshepsut: From Queen to Pharaoh. New York: The Metropolitan Museum of Art. ISBN 1-58839-172-8.
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации