В годы своего расцвета Древний Египет оказывал значительное влияние на соседние земли. Чаще всего это были заимствования военных, административных или религиозных элементов, но в случае с южными соседями наблюдалось полное доминирование египетской культуры. На территории нынешнего Судана в верхнем течении Нила с IX века до н.э. существовало царство «чёрных фараонов», которое называли Куш, Напата или Мероэ. Как и в Египте, роль женщины в политической жизни кушитов была велика — более того, здесь сложился уникальный институт власти женщин-правительниц. В титуле «кандакия» соединились понятные нам термины «королевы-регентши» и «королевы-матери», а также фактическая роль женщины как полководца и главы государства.
Земля «чёрных фараонов»
Царица эфиопов Кандакия упоминается в Библии, когда апостол Филипп встречает царского евнуха и обращает его в христианство (Деяния 8: 27-39). В этом отрывке, как и в других древних произведениях, упоминающих о Кандакии, титул часто смешивался с личным именем Кандакии из Мероэ, правившей около 345–332 годов до н.э.
Исторические источники позволяют сделать вывод о том, что до правления царя Аркамани I (примерно 270–260 годы до н.э.) царицы не играли заметной роли в жизни государства. Именно Аркамани I провёл ряд реформ, в числе которых было возвышение женщин. Титул «кандакия» существовал и ранее, но именно после реформ он стал обозначать женщину-монарха. Наследники Аркамани I уже разделяли властные полномочия с царицами, а начиная с кандакии по имени Шанакдакете (правила около 170–150 годов до н.э.), женщины правили единолично. Последующие кандакии использовали мужские атрибуты власти, связанные с древними образами фараона как вождя, воителя и охотника.
Около 2500 года до н.э. в Нубии на землях от 1 до 4 порога Нила сложилось древнее государство, именуемое Керма (по названию столицы) и являвшееся современником и соперником Египта периода Древнего царства. Египтяне завоевали Керму, но не оказали заметного культурного влияния на местное население. В 2250–2050 годах до н.э. нубийцы восстановили независимость, воспользовавшись распадом единого египетского государства.
Новой нубийской столицей стал город Напата. Времена Среднего царства в Египте характеризовались шатким равновесием сил, и только в 1475 году до н.э. фараон Тутмос III смог покорить Напату. На следующие 500 лет покорённая Нубия попала под влияние египетской цивилизации — в этот период она была известна под названием Куш. Африканцы усвоили письменность, религию и другие элементы культуры северян, местная элита стала воспринимать себя как египтян.
Между 1077 и 1070 годами до н.э. египетская империя периода Нового Царства пала. Напата не просто стала независимым царством, но и претендовала на роль объединителя всех земель долины Нила. Вершиной этой политики стало завоевание царём Куша Пианхи всего Египта. Впрочем, сохранить завоёванное нубийцам не удалось — более того, в 591 году до н.э. египетский фараон Псамметих II захватил и разрушил Напату. Столица страны переместилась на юг, в более безопасный город Мероэ.
Глядя на пустынные окрестности руин Мероэ, трудно представить себе, что в древности эти земли были покрыты лесами. Мероэ был крупным городом и важным торговым центром — здесь сходились караванные пути из центральных областей Африки и с побережья Красного моря. Богатство этого города стало легендарным — сюда стекалось выращенное на берегах Нила зерно и другие товары, которые было удобно перевозить вверх и вниз по реке. Охотники добывали леопардовые шкуры и слоновьи бивни, чтобы выгодно продать их в Египте.
Власть поддерживала торговлю как главный источник богатства и процветания, но это не значит, что кушиты не вели войн. Однако в условиях, когда соседи с севера почти всегда сильнее и многочисленнее, а прочие окрестные племена слишком бедны, чтобы быть постоянной военной добычей, по-настоящему выигрышной долгосрочной стратегией была лишь сложная система транзитной торговли.
Место для нового административного и хозяйственного центра страны было выбрано с учётом запасов железной руды и обширных лесов, необходимых для производства стратегически важного металла. Огромные курганы шлака говорят о немалых объёмах производства в древности. Железо дало земледельцам, воинам, охотникам и строителям из Мероэ новые возможности, а развитие металлургии обеспечило рост благосостояния.
Мероэ против Напаты
Пять столетий Напата была центром египетской администрации в завоёванном Куше. Освободившись от контроля со стороны северного соседа, Куш оставался под давлением политических и религиозных традиций Египта — темнокожие кушитские цари именовали себя фараонами, их имена записывались в картушах, а гробницами были пирамиды.
Культ бога Амона был мощной идеологической силой в Египте и оказал сильное влияние на царей Куша. В Напате египетский фараон Тутмос III построил храм Амона, который на протяжении веков являлся важнейшим культовым сооружением кушитского царства. Как и в Египте, храм был освобождён от налогов и получал большие пожертвования, жрецы Напаты контролировали монархов в Мероэ и даже могли решить, что царю пора умереть на благо своего народа и уступить место одобренному ими преемнику. Влияние старой египетской веры в Нубии было куда сильнее, чем в самом Египте, где воцарилась династия, основанная соратником Александра Македонского полководцем Птолемеем.
До прихода к власти каждый кушитский царь изучал греческую философию и военное дело, а потому был не склонен слепо следовать традициям предков. Сильные и независимые от религиозных деятелей эллинистические правители стали образцом для «чёрного фараона» Аркамани I. Новый царь не пожелал подчиняться священникам — храм Амона был разрушен, а его жрецы убиты. Среди прочих преобразований было резкое усиление роли женщин-кандакий (возможно, что победу в борьбе со столь могущественными соперниками как жрецы царю обеспечила поддержка действующей кандакии).
Правление великого царя
Аркамани I и его соратники избавились от старого жречества, дополнили пантеон богами местного происхождения, отказались от египетских иероглифов и перешли на алфавитную систему письма. К сожалению, кушитская письменность до сих пор не расшифрована, поэтому историкам неизвестны подробности возвышения женщин-правительниц. Даже последовательность правления царей и прочтение их имён остаются предметом споров, которые пока не разрешены письменными источниками.
Кушитское государство имело весьма сильную армию, которая воевала против римлян и вместе с римлянами, а также защищала земли царства и его торговые пути.
Наследовать престол мог не только сын действующего правителя, но и его брат, поэтому титул «кандакия» могла носить как мать царя, так и мать наследника престола. Имеющиеся данные говорят о том, что чётких правил выбора нового монарха не было. Это могло привести к путанице и конфликту во время передачи власти. Имел ли место такой конфликт, доподлинно неизвестно, однако есть сведения о длительной напряжённости между престолом и храмом и, возможно, между потенциальными наследниками. Известно и то, что после правления Аркамани женщины-правительницы получили значительную власть.
Военное дело нубийцев
Если в Древнем Египте охота была скорее развлечением элиты, чем способом прокормить себя, то в Нубии дело обстояло иначе. В среднем течении Нила земледелие никогда не было столь же продуктивным, как на севере, а потому навыки владения луком обеспечивали нубийцев и едой, и шкурами диких животных. Египетские источники эпохи Древнего царства именуют Нубию «Землёй лука». В древних нубийских могилах археологи находят скелеты с луками в руках и лежащие рядом колчаны со стрелами. Около 2600 года до н.э. египтяне начали нанимать тысячи нубийцев в качестве лучников для своих армий. Древнегреческий историк Геродот писал, что кушитские лучники могли создавать дождь из стрел и попасть в глаз вражескому воину. Лучники служили основой нубийского войска со времён Кермы и вплоть до потери государственности в IV веке.
В бою на открытой местности лучников прикрывали копейщики, вооружённые большими щитами и копьями. Голову копейщика защищал парик на египетский манер. Известно, что нубийские копейщики были равноценны египетским, но не могли противостоять ассирийской, греческой или римской тяжёлой пехоте.
До падения Кермы лошадь была неизвестна в Нубии, но после установления египетской власти здесь появились коневодческие хозяйства. Поэтому когда нубийцы вновь стали независимыми, их войско стало использовать и боевые колесницы, и всадников. Римляне, столкнувшиеся с лёгкой кушитской кавалерией царицы Амаринены, оценили её как совершенно не уступающую знаменитым нумидийским всадникам. Ещё одной «козырной картой» нубийских полководцев были боевые слоны, появившиеся в период правления в Египте греческой династии Птолемеев. До нашего времени в Судане сохранились руины большого царского центра по подготовке боевых слонов.
Что касается оружия, то каменные наконечники и лезвия Кермы сменились бронзовыми Кушитского периода и, наконец, железными из Мероэ. В качестве доспехов нубийцы пользовались панцирями из шнурованных между собой бронзовых или железных пластинок. Видимо, доспехами защищались лишь элита, но не простые воины. Также известно, что нубийцы умели строить и штурмовать города, защищённые стенами.
Владычицы Нубии
Первой известной нам кандакией, которая правила самостоятельно примерно в 170–150 годах до н.э., была Шанакдакете. На монументе властительница изображена в боевом облачении, ведущей свою армию в бой, но это не означает, что она действительно присутствовала на поле сражения. Вполне возможно, что военные победы неких полководцев были зафиксированы в классическом древнеегипетском стиле «фараон, побивающий врагов». Впрочем, известно, что во времена её правления царство расширило свои границы, а экономика бурно развивалась.
Шанакдакете провела религиозно-политическую реформу и передала власть над хозяйством храмов «жене Амона», тем самым устранив или потеснив мужчину-первосвященника Амона. Приверженность властительницы египетским традициям проявляется в надписях, где она называет себя на староегипетский манер «Сыном Ра, Владыкой двух земель, возлюбленным (богини справедливости) Маат».
Амаринена (правила около 40–10 годов до н.э.) известна как кандакия, заключившая выгодный мирный договор с римским императором Августом после конфликта между Кушем и Римом в 27–22 годах до н.э. Войну начали римляне в ответ на кушитские набеги на Египет — одну из важнейших провинций Римской империи, снабжавшую метрополию дешёвым зерном.
Древнегреческий историк Страбон писал, что в 25 году до н.э. войска Амаринены оккупировали территории, граница которых проходила южнее современного Асуана. Римляне могли выставить для защиты от нападавших только три когорты легионеров, но они были уничтожены в бою.
Кушиты захватили золотые рудники Нижней Нубии, затем царица, которая, по утверждению Страбона, была «весьма сильной женщиной, слепой на один глаз», повела своих воинов на север — в области, занятые римлянами. Поход завершился разграблением римских храмов на священном острове Филы, где были захвачены статуи императора Августа.
Римский префект Египта Гай Петроний ответил на набеги, в 22 году до н.э. вторгнувшись в Куш — нубийцы отвечали яростными контратаками. Римляне строили форты и занимали территории, а воины царицы обходили основные римские силы и атаковали гарнизоны в тылу. В качестве демонстрации своего успеха Петроний отправил в Рим «тысячу пленных нубийских воинов», которых превратили в гладиаторов. Сколько среди пленников было воинов Амаринены, а сколько попавшихся под руку крестьян — навсегда останется неизвестным.
Массовое римское вторжение нанесло кушитам серьёзные потери, но общие итоги кампании были неоднозначными. Некоторые римские источники сообщают, что нубийский религиозный центр город Напата был захвачен — современные историки оспаривают это утверждение, поскольку оно не подтверждается археологическими данными. Скорее всего, Петроний смог потеснить кушитов в северной Нубии и продержался там три года, когда Амаринена собрала новое войско на юге и перешла в контрнаступление. Возле римской крепости в Премнисе две армии маневрировали, пытаясь занять позицию, наиболее выгодную для генерального сражения. У римлян было 10 000 солдат, силы нубийцев оценивают примерно в 30 000 воинов. Источники не дают чёткого ответа на вопрос, произошло ли сражение, однако известно, что вскоре стороны решили начать переговоры.
Интерес римлян состоял в поддержании спокойной границы в Египте, и во время переговоров они в конце концов уступили спорные районы. Между 22 и 21 годами до н.э. на острове Самос был подписан мирный договор — кушиты освобождались от уплаты Риму какой-либо дани, на южной границе Египта была создана буферная зона. Римский историк Страбон пишет о том, что император Август посчитал это соглашение удачным. Кушиты вернули римлянам захваченные статуи императора, кроме одной, которая была обезглавлена (голову замуровали в ступеньку кушитского храма лицом вверх).
Кандакия Аманишакете (правила около 10 года до н.э.–1 года н.э.) известна благодаря своим драгоценностям, ради которых итальянский авантюрист Джузеппе Ферлини в 1834 году разрушил её погребальную пирамиду в Мероэ. Разрушенные надписи и барельефы дают понять, что это была могущественная царица, правившая независимо, но детали её правления навсегда утеряны.
Аманиторе правила в 1–25 годах, которые стали периодом наивысшего расцвета кушитского государства. Правительница смогла восстановить храм Амона в Напате и отремонтировать храмы в Мероэ, при ней процветали торговля, металлургия и сельское хозяйство, были вырыты новые оросительные каналы. На стене храма Аманиторе изображена в образе воительницы вместе с соправителем царём Натакамани (неясно, был он её мужем или сыном).
Амантитере правила в 25–41 годах и упоминается в Библии. На основе отрывка из Библии, в котором её евнух, встреченный апостолом Филиппом, читает Книгу Исайи, учёные предполагают, что она была еврейкой. Нет никаких доказательств существования в Мероэ еврейской общины, однако известно, что евреи жили в Куше. Иногда библейский отрывок цитируется, чтобы доказать, что она правила одна, поскольку её евнух имел «великий авторитет» и отвечал за царскую сокровищницу. Но эти утверждения вряд ли доказывают независимость царицы, равно как и чтение евнухом Книги Исайи не доказывает её принадлежности к иудаизму.
Кандакия Аманикаташан царствовала приблизительно в 62–85 годах. Известно, что во время Первой Иудейской войны она оказала римлянам помощь, послав к ним кавалерию и знаменитых кушитских лучников — одним из ранних египетских названий Нубии было Та-Сет («Страна лука»).
Экономическое процветание и политическая стабильность царства Куш продолжались до III века н.э. При царицах Малегерабар (около 266–283 годов) и Лахидеамани (около 306–314 годов) Рим переориентировал свою торговлю в регионе на эфиопское царство Аксум. Правители Куша потеряли контроль над своей территорией, царство раскололось на три независимые части, а в 330 или 350 году город Мероэ был захвачен войсками Аксума.
Вероятно, именно активное производство железа привело к экологической катастрофе — леса были сожжены в плавильных печах. Это серьёзно изменило климат, и земли, истощённые многовековым использованием, перестали обеспечивать потребности в зерне. Вместе с гибелью Куша навсегда исчез и феномен его женщин-правительниц.
Литература:
- Racism and the Rediscovery of Ancient Nubia by Timothy Kendall
- Diodorus Siculus, Diodorus Siculus' Histories (Harvard University Press, 1933).
- Graham, A, Roman Africa: An Outline of the History of the Roman Occupation of North Africa (Longmans, Green & Company, London, 1902).
- Grant, M, Readings in the Classical Historians (Scribner, 1993).
- Mellor, R, The Historians of Ancient Rome (Routledge, 2012).
- Shillington, K, History of Africa (Palgrave Macmillan, 2012).
- Strabo, Strabo's Geography (Harvard University Press, 1929).
- Van De Mieroop, M, A History of Ancient Egypt (Wiley-Blackwell, 2010).
- Welsby, D. A, The Kingdom of Kush (Markus Wiener Publishers, 1996).
- Richard A. Lobban, Historical Dictionary of Ancient and Medieval Nubia (Scarecrow Press, 2004),
- Miriam Ma'at-ka-re Monges, «Kush», Encyclopedia of Black Studies (Sage Publications, 2005), pp. 301–03.
- Fage, John. A History of Africa. Routledge. p. 115. ISBN 1317797272. Retrieved 20 January 2015.
- Nubian Queens in the Nile Valley and Afro-Asiatic Cultural History — Carolyn Fluehr-Lobban, Professor of Anthropology, Museum of Fine Arts, Boston U.S.A, August 20-26, 1998.
- E. A. Wallis Budge (2003), Cook's Handbook for Egypt and the Sudan, Part 2 (reprinted ed.), Kessinger Publishing, p. 737, ISBN 9780766148024
- Jones, David E., Women Warriors: A History, Brasseys, Inc.; (2000)
- Goldenberg, David M. (2003). The Curse of Ham: Race and Slavery in Early Judaism, Christianity, and Islam. Princeton University Press. p. 64.
- Morgan, J.R.; Stoneman, Richard (1994). Greek Fiction: The Greek Novel in Context. Routledge. ISBN 0-415-08507-1.
- Gutenberg, David M. (2003). The Curse of Ham: Race and Slavery in Early Judaism, Christianity, and Islam. Princeton: Princeton University Press. ISBN 0-691-11465-X.
Комментарии к данной статье отключены.