В середине 1980-х годов в ОКБ Сухого начались работы по созданию модифицированной версии истребителя Су-27, оснащенной новыми двигателями и радиолокационной станцией. Машина, впоследствии получившая обозначение Су-35, поднялась в воздух в 1988 году. Статья посвящена истории создания этого летательного аппарата
Конец 1970-х – начало 1980-х годов стали временем начала испытаний в Советском Союзе истребителей четвертого поколения. Одним из них был тяжелый истребитель, созданный в ОКБ Сухого, получивший обозначение Су-27. Этот самолет сочетал в себе отличные маневренные характеристики вкупе с широкими истребительными возможностями. Данный летательный аппарат создавался как чистый истребитель завоевания господства в воздухе, не имея возможности для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям.
Однако уже к середине 1980-х годов видение самолета будущего изменилось. Большинство истребителей в те времена изначально создавались как многофункциональные, с возможностью применения широчайшей номенклатуры боеприпасов. Кроме того, в тот момент в Советский Союз поступила информация, добытая разведкой за океаном: в США создаются новые радиолокационные станции и ракеты, благодаря которым американские ВВС смогут захватить лидерство в гонке истребителей. Все вышеперечисленное стало причиной начала в 1983 году работ по созданию модернизированного варианта Су-27, который получил проектное обозначение Т-10М.
Задача у конструкторов самолета была не из легких. Им предстояло создать машину, которая бы качественно превосходила созданный ими же отличный «двадцать седьмой». В первую очередь было решено поставить на новый Т-10М радиолокационную станцию Н011. Эта РЛС обеспечивала обнаружение и захват цели на больших дистанциях, могла одновременно вести слежение за многими объектами. На новом истребителе имелась и радиолокационная станция, обеспечивающая обзор задней полусферы. Эти нововведения обеспечили возможность применения оружия с Т-10М не только по воздушным, но и по наземным целям. Отличием от базового Су-27 была установка и нового бортового оборудования, в частности систем радиоэлектронной борьбы и прицельных комплексов.
Новый истребитель отличался от «двадцать седьмого» и визуально. В его конструкции было применено переднее горизонтальное оперение, за счет установки более совершенного радара изменилась конструкция носовой части. Стала другой форма вертикального оперения летательного аппарата, увеличились объемы внутренних топливных баков. В кабине пилота также были проведены работы, установлены дисплеи вместо аналоговых приборов. Т-10М получил штангу дозаправки топливом в полете, дополнительные точки подвески вооружения. Серьезно была расширена номенклатура боеприпасов, крылатая машина получила возможность применения новейших высокоточных ракет и бомб. На новом «двадцать седьмом» были установлены модернизированные двигатели АЛ-31Ф с увеличенной тягой.
Работы над Т-10М велись быстрыми темпами, и уже в 1987 году началось строительство первого летного экземпляра. Самолет к тому времени получил обозначение Су-27М. Летом 1988 года этот летательный аппарат впервые поднялся в небо. В ходе испытаний проводились отдельные доработки, но в целом машина подтвердила заложенные конструкторами характеристики. Уже в 1989 году началось строительство первых серийных Су-27М. Несмотря на тяжелую ситуацию с финансированием, работы по самолету продолжались, и в 1992 году серийный экземпляр совершил первый полет. В том же году самолету присвоили обозначение Су-35 (не стоит путать его с новым самолетом Су-35С, созданным в конце 2000-х годов). Крылатая машина была представлена на выставках в Фарнборо и Жуковском, где Су-35 продемонстрировал настолько виртуозную программу пилотажа, что сорвал овации зрителей и произвел сильнейшее впечатление на экспертов.
Всего было построено чуть более десяти подобных машин. Несмотря на высокие характеристики Су-35, ОКБ Сухого не получило заказов на него как внутри страны, так и среди иностранных покупателей. Один из самолетов получил новые двигатели с управляемым вектором тяги и стал называться Су-37. Однако и он не поступил на вооружение, а в дальнейшем был потерян в ходе испытательного полета. Программа Су-35 была закрыта, а в начале 2000-х несколько самолетов были переданы группе «Русские витязи». Они не используются в пилотажных программах, доживая свой век на аэродроме в Кубинке.
Несмотря на то, что Су-35 так и не поступил на вооружение российской армии, наработки, полученные во время проектирования и создания этого истребителя, пригодились во время работ над экспортными Су-30МК и новой версией Су-35 (Т-10БМ). Два самолета Су-35 до сих пор используются для испытания двигателей по программе ПАК ФА, приближая время, когда новый истребитель пятого поколения поступит на вооружение ВВС России.
Источники, использовавшиеся в написании статьи:
-
Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru;
-
Энциклопедия современной военной авиации, М., издательство АСТ, 2001.
Комментарии к данной статье отключены.