Если вы вдруг стали замечать вокруг себя неприятный запах, возможно, дело совсем не в вас. Скорее всего, даёт о себе знать пеплум: пару лет назад этот жанр в очередной раз приказал долго жить, и сейчас, по всей видимости, разложение перешло в ту стадию, когда сохранить целостность трупа уже не представляется возможным. Ну а мы вернёмся на 15 лет назад, во времена, когда студии верили в пеплумы и давали на их производства огромные деньги.
Никому не нужный жанр
Пеплум умер довольно тихо, без особой помпы, но она бы ничего и не изменила. Всем давно плевать. Такая ситуация, конечно, видится довольно симптоматичной — раз не снимают, значит, это никому не нужно. В конце концов пеплум — это эксплуатационное кино, заточенное на получение максимальной прибыли. Выходит, студиям виднее, верно?
Раз уж на то пошло, многие киножанры имеют ограниченный срок службы. Но это не значит, что они обязательно умирают — скорее, уходят в запас. Придёт другое время, и старый, полузабытый жанр вполне себе может выстрелить второй раз. Да, внешне он, вероятно, изменится до неузнаваемости, как это случилось с вестерном или слэшером, но суть останется той же.
Что ж, пеплум честно барахтался до последнего: в 2007 году Зак Снайдер снял визуальный шедевр «300 спартанцев», подарив жанру новый шанс на относительно успешное перерождение. И пусть теперь это был симбиоз пеплума и комикса, скроенный с помощью хромакея и спецэффектов, мир увидел новую надежду. К сожалению, вместе со всем миром эту надежду увидели и кинодеятели разной степени бесталанности. После чего принялись снимать собственные хромакей-нетленки.
Тут же стало очевидно, что для хорошего результата одних технологий недостаточно — нужны ещё и прямые руки, работающие в связке со светлой головой. Иначе говоря, чтобы снимать, как Снайдер, нужно быть Снайдером. Но он у нас такой один, а вот в желающих выдоить несчастный жанр до последней капли недостатка никогда не было. В конечном счёте именно это и определило судьбу нового поколения пеплума. Гвоздём в крышку гроба (во всяком случае, на сегодня) можно считать 2014 год, когда на экраны вышли сразу четыре таких картины. Лишь один «Геракл» с Дуэйном Джонсоном с большим трудом сумел выстоять под напором зрителей и критиков. А потом пеплум опять умер. Да и слава богу. Надоел — сил нет.
Люди, которые придумали «Трою»
Но в самом начале века ситуация выглядела вполне себе оптимистично. Масштабные батальные сцены с большим количеством массовки, сдобренные обилием CGI, всё ещё были способны впечатлить, и студии охотно вкладывали деньги в подобные проекты. И когда Дэвид Бениофф (сегодня мы его знаем как создателя сериала «Игра престолов») написал почти 200-страничный сценарий «Трои», Warner Bros. с удовольствием его купила. Ну разве что попросила чуть-чуть сократить.
Режиссёром назначили Вольфганга Петерсена — постановщика, который сделал себе доброе имя ещё до карьеры в Голливуде, чего стоит одна «Лодка» (нем. Das Boot)! А начав творить в Штатах, Петерсен стал стабильно нести золотые яйца в виде кассовых сборов и номинаций на «Оскар». Так что киностудия поставила на стопроцентный верняк.
Но стоило «Трое» выйти в прокат, как её тут же разнесли за отсутствие в сюжете богов. Критики все как один ругали режиссёра и присных за «голливудчину» — так смотрелся в их глазах фильм, лишённый фирменного греческого пафоса и чувства неизбежности происходящего. Большинство киножурналистов сочли, что богов, конечно, нужно было оставлять: все хотели посмотреть на противостояние олимпийцев, которые направляют своими действиями войну смертных.
Но Бениофф и Петерсен отлично поняли друг друга. Первый сознательно убрал бессмертных, вытолкнув вперёд вполне себе человеческий конфликт. Второй поддержал начинание и хотел даже отказаться от персонажа Елены Прекрасной, но тут заартачились боссы из Warner Bros. Что поделать, пришлось искать неизвестную актрису, которая бы не отвлекала на себя всё внимание. Учитывая важность персонажа в «Илиаде», ироничность такого решения заслуживает отдельных аплодисментов.
И ещё один момент. С момента выхода фильма на экраны прошло почти 15 лет, но благодаря идее Бениоффа-Петерсена обойтись одними людьми в техническом плане «Троя» за это время почти не постарела. С богами всё, конечно, могло быть совсем иначе. Графика CGI начала 2000-х в сравнении с современной похожа на рисунки от руки, сделанные новичком. Чтобы понять, о чём речь, можно глянуть на Халка из фильма 2003 года. Его созданием занимались спецы из Industrial Light & Magic — лучшие в своём деле. В той картине были использованы самые передовые на тот момент технологии подобной анимации. Если бы авторы «Трои» всё-таки впилили в свой сюжет древнегреческих богов, вероятнее всего, олимпийцы бы выглядели примерно так же. А сегодня это смотрится довольно бедно.
Актёрский ансамбль за триста
Бедно — совсем не то слово, которое хотелось слышать хапугам из Warner Bros. Они с лёгкостью отказались от богов, зато на роли людей позвали весь цвет тогдашнего Голливуда. Для верности сопроводили героев современности живыми легендами: роль царя Приама отдали Питеру О’Тулу, а мать Ахиллеса сыграла Джули Кристи. Вторые и третьи роли ушли монументальным Брайану Коксу и Брендану Глисону.
Ну а на постерах красовались Брэд Питт и Эрик Бана; первый был основной приманкой для зрителя, второй — запасной, если вдруг Питт кому-то не нравится. Здесь же рядом, но чуть помельче изобразили виновников Троянской войны — Париса и Елену, за них отдувались Орландо Блум и Диана Крюгер.
Вообще, это довольно любопытная пара. В мистере Блуме, например, зрители видели блондинистого красавчика Леголаса или на худой конец Уилла Тёрнера из «Пиратов Карибского моря». То были отважные герои, каждый из которых одной левой мог вытянуть сольный эпик. Но Парис Бениоффа-Петерсена совсем другой. Убрав из сюжета богов вместе с их обещаниями, авторы сделали из персонажа малодушного капризного принца, который просто берёт то, что хочет, не считаясь с последствиями.
И Елена — его новый и самый дорогой трофей. Отказавшись убрать её из фильма, студия задала Петерсену ту ещё задачу. Ему пришлось просмотреть около трёх тысяч претенденток на роль, чтобы найти одновременно красивую и не слишком известную в Голливуде актрису. К его счастью, в кастинге участвовала Диана Крюгер — неземной красоты существо, настоящий Пятый элемент. Из-за такой женщины вполне может начаться война — примерно так думал зритель, увидев Елену в одной из открывающих сцен.
Правда, авторы фильма начисто лишили пару химии, дав ей взамен лишь липкие взгляды друг на друга и невнятно прописанные диалоги. В результате легендарная любовь обернулась сплошным расстройством, как для зрителей, так и для самих влюблённых. С каждой минутой Парис вызывал всё большее отвращение, а Елена выглядела самым потерянным в мире человеком, который, наконец, понял, какую ошибку совершил.
Но если в случае Блума и Крюгер отсутствие сыгранности даже пошло картине на пользу, то остальной актёрский ансамбль напоминает греческую флотилию у берегов Трои: издалека всё очень красиво и симметрично, но на деле каждый сам себе бог и царь. Россыпь золотых одиночек, и все тянут на себя одеяло по мере собственных сил.
Гектор в поисках мира
Единственный, кто более-менее способен играть в команде, — Эрик Бана. Здесь вообще всё пошло не по плану. Хотя главная роль закреплена за Брэдом Питтом, его Ахиллес с большим трудом удерживает на себе зрительское внимание. В ход идут красивые поединки (тот самый фирменный удар мечом в прыжке) и совсем уж откровенно продающие постельные сцены: Петерсен бессовестно манипулирует определённой частью аудитории, показывая обнажённого царя мирмидонян в самых выигрышных ракурсах (но ведь мы же помним, что пеплум — это эксплуатационное кино, верно?).
А вот персонаж Эрика Бана ломает несерьёзное восприятие фильма сразу в нескольких местах — слишком уж объёмный и человечный. Он до последнего пытается избежать войны, а когда она всё же начинается, старается минимизировать последствия. Именно ему принадлежит тонкое замечание в адрес храбрящегося Приама, мол, сражаться-то будет не царь, а его подданные.
И да (спойлер!), Гектор погибает. В битве, как и положено настоящему воину, при этом в фильме в отличие от первоисточника последующее надругательство над его телом не вызывает особых эмоций — единственный человечный персонаж мёртв, какое кому дело, что будет с его трупом? Друзья, вы только что лишились последней надежды на мир.
Главный вопрос
А была ли нужна «Трое» вся эта полупацифистская мелодраматичность? Может, лучше было истратить весь бюджет на Брэда Питта и батальные сцены с его участием?
Режиссёрская версия фильма длится больше трёх часов. За это время Петерсен успевает показать под десяток битв, масштабных и не очень. Все эти эпизоды достаточно зрелищны даже по сегодняшним меркам, а уж 15 лет назад были просто образцовыми. Что до Ахиллеса, то в перерывах между любовными утехами с очередной красавицей он и правда выглядит полубогом, чей гнев стоит воспеть…
И если бы не Гектор, «Трою» вполне можно было бы сократить минимум на час. Эпичность никуда бы не делась, а пафос воспринимался бы намного органичнее без всей этой «Санта-Барбары». Но на героя Эрика Бана действительно интересно смотреть. Он словно инопланетянин на этом древнегреческом празднике насилия — человек вне контекста своего времени. Единственный, кто способен вызвать у зрителя хоть какие-то эмоции.
Но стоит ли всё это трёх с лишним часов потраченного времени? Только если вы очень любите пеплумы; этот жанр наверняка хотел бы, чтобы после смерти его запомнили именно таким — дорогим, зрелищным, с чудовищно раздутым хронометражем и малюсенькой искоркой здравомыслия.
Комментарии к данной статье отключены.